СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок ОРКСЭ по теме "Добро и зло"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема урока: «Добро и зло» (2-й урок)

Цель урока: формирование представлений о добре и зле и нравственной ответственности за совершённое действие.

Задачи урока:

1.Организовать проведение учебного исследования.

2.Развить умение определять тему исследования, анализировать, сравнивать, формулировать выводы,  оформлять результаты исследования.

3.Создать условия  для работы в микрогруппах  при работе с текстом (анализ текста, дискуссия, сотрудничество);

4.Воспитывать стремление совершать добрые поступки, избегать зла.

5.Развивать умение учащихся анализировать собственные поступки и соотносить их с общечеловеческими ценностями.

Тип урока: урок-закрепление изученного, урок-исследование.

Основные термины и понятия:  добро , зло.

Формы организации учащихся:

Фронтальная работа, работа в группах,  индивидуальная работа

Виды деятельности: беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, самостоятельная работа с источником, словарная работа.

Оборудование:

мультимедийный проектор, презентация к уроку «Добро и зло», учебник «Основы светской этики», печатный раздаточный материал (карточки с заданиями, карточки с пословицами, высказываниями, словами), весы,

Просмотр содержимого документа
«Урок ОРКСЭ по теме "Добро и зло"»

Приложение

Методическая разработка по предмету « Основы религиозных культур и светской этики» (Модуль «Основы светской этики»)

Тема урока: «Добро и зло» (2-й урок)

Цель урока : формирование представлений о добре и зле и нравственной ответственности за совершённое действие.

Задачи урока:

1.Организовать проведение учебного исследования.

2.Развить умение определять тему исследования, анализировать, сравнивать, формулировать выводы, оформлять результаты исследования.

3.Создать условия для работы в микрогруппах при работе с текстом (анализ текста, дискуссия, сотрудничество);

4.Воспитывать стремление совершать добрые поступки, избегать зла.

5.Развивать умение учащихся анализировать собственные поступки и соотносить их с общечеловеческими ценностями.

Тип урока: урок-закрепление изученного, урок-исследование.

Основные термины и понятия: добро , зло.

Формы организации учащихся:

Фронтальная работа, работа в группах, индивидуальная работа

Виды деятельности: беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, самостоятельная работа с источником, словарная работа.

Оборудование:

мультимедийный проектор, презентация к уроку «Добро и зло», учебник «Основы светской этики», печатный раздаточный материал (карточки с заданиями, карточки с пословицами, высказываниями, словами), весы,



Ход урока:

п/п

Этапы урока

Содержание урока

1.

Организационный момент

Приветствие учителя.

Добрый день, дети!

-Я улыбаюсь вам,

Вы улыбаетесь мне,

Повернулись друг к другу,

Улыбнулись друг другу.

2.

Актуализация знаний

- Прочитайте эпиграф к уроку, вставив подходящие по смыслу слова. Сформулируйте тему нашего урока. Слайд

«Из всех наук, которые человек должен знать, главная наука есть наука о том, как жить, делая как можно больше ___________, как можно меньше ______» (Л.Н.Толстой)

Ответ: «Из всех наук, которые человек должен знать, главная наука есть наука о том, как жить, делая как можно больше добра, как можно меньше зла» (Л.Н.Толстой)

Учитель.

Добро и зло! Это особые слова. Что такое добро? И что такое зло? Над этими вопросами люди размышляют на протяжении всей истории.

Добро со злом неразделимы.

Борьба идет под плач и смех,

Но жаждет каждый видеть зримо,

Когда добро одержит верх.

 

Заслужит только тот награды,

Кто испытание пройдет.

Кувшинчик с кладом он откроет,

И в мир добра он с ним войдет.


Уже в древние времена считалось, что отступление от нравственности, неумение различать добро и зло ведут к разрушению человеческой личности.

Как существует добро, так есть и зло, которое всегда желает помешать добру, уничтожить его.

- Понятны ли вам слова добро и зло?

Давайте ещё раз обратимся за помощью к  толковому словарю. 

1 ученик.

Сергей Ожегов дал такое определение этому слову:  

« Добро - нечто положительное, хорошее, полезное, противоположное злу; добрый поступок», а « доброта - это отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим".

И отметил качества, определяющие доброту: добродетельный, добродушный, доброжелательный, добросердечный, добропорядочный, добросовестный.

2 ученик.

В словаре Ожегова – «Зло-нечто дурное, вредное, противоположное добру; злой поступок»

-Каких людей вы называете добрыми, а каких – злыми?

-Вы себя считаете злым или добрым человеком?

-Вас окружают добрые или злые люди?

3.

Подготовка к исследовательской деятельности

-Ребята, в каком литературном жанре можно чаще всего встретить борьбу между добром и злом? ( в сказках)

Игра «Сказки»

- В сказках встречаются добрые и злые герои. Сейчас мы поиграем с вами в игру. Я буду называть сказочного героя, а вы отвечайте, добрый он или злой. Если добрый, вы радостно хлопайте в ладоши, если злой – закрывайте лицо ладошками. (Иван – царевич, Кощей Бессмертный, Золотая рыбка, Дюймовочка, Карабас-Барабас, Красная Шапочка, Гуси-лебеди, Водяной, Баба-яга, Золушка, Мальвина.)

-Ребята, как связана тема нашего урока и сказки?

-Какие у вас возникают вопросы? Что бы вы сегодня хотели узнать на уроке?

(-Чему нас учат сказки?

-Больше добрых или злых поступков совершают герои сказки?

- Добро в сказках всегда побеждает зло?)

- Попробуем разобраться во всех этих вопросах. Сегодня мы проведём исследовательскую работу по теме «Чему нас учат сказки? Поступки героев сказки? Добро побеждает зло?»

4.

Исследовательская деятельность учащихся

-Для проведения исследования будем работать в группах. Мы единое целое, от работы каждого зависит общее дело, его результативность. (повторение правил работы в группах)

Каждая из 5 групп получает задание. Выполнив все задания и ответив на все вопросы, у нас получится ответ на наши вопросы. Каждая группа получает карточку с заданиями.

Карточка:

1.Тема –

2.Цель и задачи -

3.Гипотеза –

4.Исследование сказки.

5.Результат исследования –

6.Защита исследования.


Группам необходимо - познакомиться с народными и литературными сказками о добре и зле, исследовать, проанализировать произведение и подготовить выступление по плану:

1.Название сказки, автор (если сказка литературная).

2.О чём эта сказка?

3.Чему нас учит эта сказка?

3.Опишите поступки героев сказки.

4.Выясните, какие герои добрые, а какие злые.Что побеждает в сказке, добро или зло?

5.Подобрать пословицу, которая отразила бы главную мысль произведения.

6.Подобрать эпиграф, который подходит к этой сказке.

Задание для учащихся:


1 группа- сказка «Морозко».

2 группа-сказка «Лиса и Журавль».

3 группа-сказка «Цветик – семицветик», В.П.Катаев.

4 группа- сказка «Сказка о рыбаке и рыбке», А.С.Пушкин

5 группа – сказка «Конёк-Горбунок», П.П.Ершов

Пословицы для выбора:

  • “Добра и зла исток — в душе у нас, а не во сне” (Китайская мудрость)

  • “Не одежда красит человека, а его добрые дела”,

  • “Скромность украшает человека”,

  • “Доброе слово человеку, что дождь в засуху”.

  • Доброе слово человеку, что дождь в засуху.

  • Жизнь дана на добрые дела.

  • Доброе слово и железные ворота открывает.

  • «Худо тому, кто добра не делает никому».

  • «Твори добро, чтобы любя добро тебя нашло,

Зла не верши, чтобы тебя не погубило зло».

Эпиграфы для выбора:

«Добрый человек – не тот, кто умеет делать добро, а тот, кто не умеет делать зло».

(В.О.Ключевский.)

«Я не знаю, что такое добро. То, что люди ценят во мне, и есть мои достоинства. Я не знаю, что такое зло. То, что люди не любят во мне,- вот это и есть мои пороки».

(Древнекитайское изречение.)

Лишь добро одно бессмертно, зло подолгу не живет! Шота Руставели

Никакое добро не пропадает даром. Древняя Индия, неизвестный автор

Добро — это как будто превосходная степень пользы, это как будто очень полезная польза. Николай Гаврилович Чернышевский

Коварное сердце не найдет добра, и лукавый язык попадет в беду. Соломон

Кто хочет приносить пользу, тот и с буквально связанными руками может сделать бездну добра. Федор Михайлович Достоевский

5.

Защита исследовательских работ

Учащиеся по плану защищают свои работы, доказывают либо опровергают гипотезы.

Тема исследования: «Чему нас учат сказки? Поступки героев сказки? Добро побеждает зло?»

Объектом исследования стали поступки героев русских народных сказок, литературных сказок. Предметом исследования- сказки.
Цель исследования – выяснить, чему учат сказки. Нужны ли нам сказки.
Гипотезы исследования –

1.Если изучить поступки героев сказок, то можно сделать вывод о том, что сказка способствует формированию определенных нравственных ценностей, идеала. Для девочек - это красна девица (умница, рукодельница...). А для мальчиков - добрый молодец (смелый, сильный, честный, добрый, трудолюбивый, любящий Родину).
2.Добрые силы в русских народных сказках – это, скорее всего, положительные герои и животные, которые воплощают образы и характеры людей. Они живут в особом сказочном мире.
3.  Сверхъестественные злые силы, скорее всего, обитают в подземелье, не имеют поддержки на земле, поэтому всегда оказываются побежденными.

4.Добро всегда побеждает зло.

Предположительные выводы учащихся:

Гипотезы исследования подтвердились. Светлому миру положительных сказочных героев противопоставляются темные силы этого царства, всякая нечисть. Народная сказка всегда на стороне нравственной правды, и выигрыш постоянно должен оставаться за простодушием, сострадательностью героя. Добро побеждает зло.


6.

Обобщение знаний

- Как вы думаете, ребята, чего на земле больше: добра или зла?

Может быть, нам помогут это узнать старинные весы? На одну чашу будем класть “зло” (таблички с надписями: Зависть. Жадность. Грубость. Предательство. Война. Ложь.)

- Чтобы победить зло, надо постараться, чтобы перевесила чаша весов с “добром”. Давайте вспомним, какие добрые дела вы совершили, свои капельки добра положим их на чашу весов с “добром”.

 (Дети подходят по одному к весам, говорят о своём добром деле и кладут на чашу “капельку”. Вскоре, чаша весов “добра” перевешивает чашу “зла”.)

  • Улыбка

  • Скромность

  • Доброта

  • Милосердие

  • Честность

  • Дружелюбие

  • Вежливость


-Давайте задумаемся, а что мы с вами можем сделать, чтобы избежать зла, чтобы его не прибавлялось в мире?

Учитель. Вот видите, ребята, как можно победить зло. Так и в жизни: капельки добра, сливаясь, превращаются в ручеёк,  ручейки – в реку, реки – в море, моря – в океан добра. Хорошо, когда человек оставляет после себя добрый след. Один мудрец заметил: человек прожил жизнь не зря, если построил дом, вырастил сад и воспитал ребёнка. Давайте и мы с вами сейчас тоже сделаем одно общее доброе дело.

7.

Рефлексия

- Урок подходит к концу. Задумайтесь! Какие вы? Что вам нравится в себе? Что бы вы хотели изменить? (Дети передают игрушку, высказывая своё мнение).

Наш урок подходит к концу. Вы ещё дети, но впереди вас ждёт много славных дел. Вы сделаете нашу планету Земля красивой. Но прежде вы должны вырасти настоящими людьми.

Ведь делать добро — это здорово!


Улыбнитесь друг другу. Давайте спешить делать добро!

Ученик читает наизусть.

Как бы жизнь не летела –

Дней своих не жалей,

Делай доброе дело

Ради счастья людей.


8.

Домашнее задание (по выбору)

1.Придумать сказку, (басню) о добре и зле.

2.Нарисовать, сделать коллаж или поделку на тему «Добро и зло».

3.Подобрать пословицы о добре и зле, подготовив задание для товарища «собери пословицу»

4.Продолжить сказку самим и предложить родителям, если у них будет желание, написать свой вариант (текст напечатан на листочках)

« На небе появилась огромная черная туча. Она закрыла собой солнышко, сказав ему: «Уходи! Сегодня мой день! Видишь, никого нет на улице. Все дети сегодня дома сидят и гулять не будут, потому что я не люблю детский смех, не люблю дружные игры!» И туча развалилась на небосклоне, стала любоваться скучной картиной…».







Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!