СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка по курсу светской этики на тему "Добро и зло"

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данной методической разработке предоставлен материал к уроку ОРКСЭ. Урок на тему "Добро и зло" является важным в курсе освоения светской этикой. 

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка по курсу светской этики на тему "Добро и зло"»






ОСНОВЫ СВЕТСКОЙ ЭТИКИ


Тема урока:


«ДОБРО И ЗЛО».












Урок составила

учитель начальных классов МБОУ «Кугесьский лицей»

Никонорова Елена Владимировна

2016 год





Технологическая карта урока

Учитель: Никонорова Елена Владимировна.

Класс: 4

Модуль: «Основы светской этики»

Тема учебного занятия: Добро и зло.

Место урока в изучаемой теме: 5 урок

Продолжительность учебного занятия: 45 мин

Цель: Формирование представления о добре и зле, как главных моральных понятиях в жизни.

Задачи урока:

1.Образовательные:

- Формировать знания о понятиях добро и зло как об основополагающих в этике; умение рассуждать на тему морали и этики с привлечением личного опыта

2.Развивающие:

- Создавать условия для развития логического мышления, внимания, памяти; культуры речи и эмоций учащихся; развивать познавательный интерес к предмету;

3.Воспитательные:

- Содействовать воспитанию гуманности, добропорядочности, неравнодушного отношения к окружающему миру, толерантности.

Технологии:

- Проблемный просмотр притчи «Два волка»

- ИКТ

- Ситуативное обучение.

Методы обучения:

- Проблемно-поисковые

- Практические

- Словесные

Формы организации познавательной деятельности:

- Фронтальная

- Индивидуальная

- Групповая

Ресурсы для проведения урока: Учебник «Основы светской этики», мультимедиа проектор, ПК, карточки с заданиям, презентация

толковый словарь С.И. Ожегова.

Основные понятия: добро, доброта, милосердие, бескорыстие, зло, обман.

Планируемые результаты:

Предметные: высшие нравственные ценности, идеалы, принципы морали. Нормы морали. Совершенствования понятий добра и зла.

Метапредметные:

Познавательные: перерабатывать полученную информацию, делать выводы в результате совместной работы всего класса, контролировать и оценивать процесс и результат деятельности.

Регулятивные: определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя, предвидеть возможности получения конкретного результата.

Коммуникативные: признавать различные точки зрения и право каждого иметь и излагать своё мнение, аргументировать свою точку зрения и оценку событий, договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, ставить вопросы, обращаться за помощью к информационным источникам, учителю, одноклассникам.

Личностные: давать самооценку учебной деятельности на основе критериев успешности, формировать представление о добре и зле, позитивное отношение к людям.





Ход урока.

1.Организация деятельности учащихся, эмоциональный настрой на коллективную работу.

Прозвенел звонок.

Начинается урок.

В ресурсный круг мы встанем

Друг - другу радости, удачи пожелаем.

Улыбнитесь друг другу, образуйте круг. Прикоснитесь ладонями к товарищу, передайте тепло рук, выскажите пожелания на урок.

Я желаю вам быть искренними в своих ответах и вежливыми друг к другу.

Садитесь и внимание на экран.

2.Создание проблемной ситуации.

Притча о волке. (читает учитель) на экране видеоролик.

-Как вы понимаете эту притчу?

-Что представляли два волка?

-Как вы понимаете фразу:

Побеждает тот волк, которого ты кормишь.

Ответы детей.

3. Подготовка к изучению нового материала Добро и зло. Это особые слова. Что такое добро? И что такое Зло?
Над этими вопросами люди размышляют на протяжении всей истории.

С какими словами ассоциируется слово добро?

С какими словами ассоциируется слово зло?

- Как вы понимаете слово добро?

Вывод: добро это все положительное, хорошее.

- Как вы понимаете слово зло?

Вывод: это все противоположное добру, все отрицательное и плохое.

- Заглянем в книгу мудрости – в толковый словарь С.И. Ожегова.

С.И.Ожегов: «Добро – всё положительное, хорошее, то, что полезно людям и обществу, способствует его сохранению; то, что предотвращает вражду».

С.И.Ожегов: «Зло - нечто дурное, вредное, беда, несчастье, неприятность, досада, злость. Оно уродует личность и отношения между людьми, побуждает совершать плохие поступки, разжигает вражду».

4 Работа по теме.

- Издавна люди воспевали всё, отчего человеку было хорошо, тепло, радостно. В народных сказаниях, легендах, песнях пословицах воспевалось всё доброе, сделанное во имя людей, их счастья.

- Познакомимся с некоторыми из них. У вас на парте лежат листочки с пословицами. Давайте с ними поработаем. Соедините стрелками слова первого и второго столбиков, чтобы получилась пословица.

  • Доброе слово лечит, а злое калечит.

  • Доброе слово человеку, что дождь в засуху.

  • Кто любит добрые дела, тому и жизнь мила.

  • Худо тому, кто добра не делает никому.

  • Добро помни, а зло забывай.

5 Первичное закрепление.

Кто по вашему добрый человек?

Кто по вашему злой человек?

Работа в паре.

Распределите качества человека на две группы.

Качества человека:

мужество, честь, хвастливость, жестокость, скромность, милосердие, совесть, трусость, зависть, жадность, честность, тактичность, болтливость, правдивость, хитрость, бестактность, лживость, справедливость, выдержка, эгоизм

6.Физкультминутка

Как здорово, что есть доброта. Она нужна и вам самим, и близким вам людям, друзьям, просто тем, кто вас окружает.Добро и зло являются основными понятиями этики. Они служат нам ориентиром при освоении мира. Моральный человек строит свою деятельность таким образом, чтобы увеличивать добро и уменьшать зло. Хорошо, когда человек оставляет после себя добрый след.

7.Работа в группе.

Правила доброты вы напишете в группе.

8.Домашнее задание. Можно выбрать одно или два задания, по вашему усмотрению.

- Нарисуйте символы добра и зла. Попросите родителей, бабушек, дедушек помочь вам в этом.

Или:- Найдите мудрые мысли, высказывания о добре и зле.



Или: Написать сочинение на тему «Добрые поступки, которые я могу совершать ежедневно»

9.Рефлексия.

- Добро всегда сильнее зла. Люди ценят и долго помнят добрых людей, помогают им в трудную минуту. Сегодня я узнал(а).

  1. Я понял(а)…

  2. Я почувствовал(а)…

  3. Я научился(ась)…

  4. Было интересно…

  5. Мне захотелось…

  6. Урок дал мне…









10. Мы продолжим на следующем уроке разговор о добре и зле. Я благодарю вас за теплый разговор, за добрые, умные мысли, за творческое отношение к работе.

Хочу закончить наш разговор притчей.

Давным-давно в старинном городе жил Мастер, окруженный учениками. Самый способный из них однажды задумался: «А есть ли вопрос, на который наш Мастер не смог бы дать ответ?» Он пошел на цветущий луг, поймал самую красивую бабочку и спрятал ее между ладонями. А потом подошел к Мастеру и спросил: 
- Скажите, какая бабочка у меня в руках: живая или мертвая? 
Он крепко держал бабочку в сомкнутых ладонях и был готов в любой момент сжать их ради истины. 
Не глядя на руки ученика, Мастер ответил: 
- Все в твоих руках».

Дорогие ребята, все в ваших руках. Какого волка кормишь, тот волк и победит.

Древнегреческий философ Аристотель сказал: «Не для того мы рассуждаем, чтобы знать, что такое добро, а для того, чтобы стать хорошими людьми»

-Спасибо за урок.













Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!