ОСНОВЫ СВЕТСКОЙ ЭТИКИ
Тема урока:
«ДОБРО И ЗЛО».
Урок составила
учитель начальных классов МБОУ «Кугесьский лицей»
Никонорова Елена Владимировна
2016 год
Технологическая карта урока
Учитель: Никонорова Елена Владимировна.
Класс: 4
Модуль: «Основы светской этики»
Тема учебного занятия: Добро и зло.
Место урока в изучаемой теме: 5 урок
Продолжительность учебного занятия: 45 мин
Цель: Формирование представления о добре и зле, как главных моральных понятиях в жизни.
Задачи урока:
1.Образовательные:
- Формировать знания о понятиях добро и зло как об основополагающих в этике; умение рассуждать на тему морали и этики с привлечением личного опыта
2.Развивающие:
- Создавать условия для развития логического мышления, внимания, памяти; культуры речи и эмоций учащихся; развивать познавательный интерес к предмету;
3.Воспитательные:
- Содействовать воспитанию гуманности, добропорядочности, неравнодушного отношения к окружающему миру, толерантности.
Технологии:
- Проблемный просмотр притчи «Два волка»
- ИКТ
- Ситуативное обучение.
Методы обучения:
- Проблемно-поисковые
- Практические
- Словесные
Формы организации познавательной деятельности:
- Фронтальная
- Индивидуальная
- Групповая
Ресурсы для проведения урока: Учебник «Основы светской этики», мультимедиа проектор, ПК, карточки с заданиям, презентация
толковый словарь С.И. Ожегова.
Основные понятия: добро, доброта, милосердие, бескорыстие, зло, обман.
Планируемые результаты:
Предметные: высшие нравственные ценности, идеалы, принципы морали. Нормы морали. Совершенствования понятий добра и зла.
Метапредметные:
Познавательные: перерабатывать полученную информацию, делать выводы в результате совместной работы всего класса, контролировать и оценивать процесс и результат деятельности.
Регулятивные: определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя, предвидеть возможности получения конкретного результата.
Коммуникативные: признавать различные точки зрения и право каждого иметь и излагать своё мнение, аргументировать свою точку зрения и оценку событий, договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, ставить вопросы, обращаться за помощью к информационным источникам, учителю, одноклассникам.
Личностные: давать самооценку учебной деятельности на основе критериев успешности, формировать представление о добре и зле, позитивное отношение к людям.
Ход урока.
1.Организация деятельности учащихся, эмоциональный настрой на коллективную работу.
Прозвенел звонок.
Начинается урок.
В ресурсный круг мы встанем
Друг - другу радости, удачи пожелаем.
Улыбнитесь друг другу, образуйте круг. Прикоснитесь ладонями к товарищу, передайте тепло рук, выскажите пожелания на урок.
Я желаю вам быть искренними в своих ответах и вежливыми друг к другу.
Садитесь и внимание на экран.
2.Создание проблемной ситуации.
Притча о волке. (читает учитель) на экране видеоролик.
-Как вы понимаете эту притчу?
-Что представляли два волка?
-Как вы понимаете фразу:
Побеждает тот волк, которого ты кормишь.
Ответы детей.
3. Подготовка к изучению нового материала Добро и зло. Это особые слова. Что такое добро? И что такое Зло?
Над этими вопросами люди размышляют на протяжении всей истории.
С какими словами ассоциируется слово добро?
С какими словами ассоциируется слово зло?
- Как вы понимаете слово добро?
Вывод: добро это все положительное, хорошее.
- Как вы понимаете слово зло?
Вывод: это все противоположное добру, все отрицательное и плохое.
- Заглянем в книгу мудрости – в толковый словарь С.И. Ожегова.
С.И.Ожегов: «Добро – всё положительное, хорошее, то, что полезно людям и обществу, способствует его сохранению; то, что предотвращает вражду».
С.И.Ожегов: «Зло - нечто дурное, вредное, беда, несчастье, неприятность, досада, злость. Оно уродует личность и отношения между людьми, побуждает совершать плохие поступки, разжигает вражду».
4 Работа по теме.
- Издавна люди воспевали всё, отчего человеку было хорошо, тепло, радостно. В народных сказаниях, легендах, песнях пословицах воспевалось всё доброе, сделанное во имя людей, их счастья.
- Познакомимся с некоторыми из них. У вас на парте лежат листочки с пословицами. Давайте с ними поработаем. Соедините стрелками слова первого и второго столбиков, чтобы получилась пословица.
Доброе слово лечит, а злое калечит.
Доброе слово человеку, что дождь в засуху.
Кто любит добрые дела, тому и жизнь мила.
Худо тому, кто добра не делает никому.
Добро помни, а зло забывай.
5 Первичное закрепление.
Кто по вашему добрый человек?
Кто по вашему злой человек?
Работа в паре.
Распределите качества человека на две группы.
Качества человека:
мужество, честь, хвастливость, жестокость, скромность, милосердие, совесть, трусость, зависть, жадность, честность, тактичность, болтливость, правдивость, хитрость, бестактность, лживость, справедливость, выдержка, эгоизм
6.Физкультминутка
Как здорово, что есть доброта. Она нужна и вам самим, и близким вам людям, друзьям, просто тем, кто вас окружает.Добро и зло являются основными понятиями этики. Они служат нам ориентиром при освоении мира. Моральный человек строит свою деятельность таким образом, чтобы увеличивать добро и уменьшать зло. Хорошо, когда человек оставляет после себя добрый след.
7.Работа в группе.
Правила доброты вы напишете в группе.
8.Домашнее задание. Можно выбрать одно или два задания, по вашему усмотрению.
- Нарисуйте символы добра и зла. Попросите родителей, бабушек, дедушек помочь вам в этом.
Или:- Найдите мудрые мысли, высказывания о добре и зле.
Или: Написать сочинение на тему «Добрые поступки, которые я могу совершать ежедневно»
9.Рефлексия.
- Добро всегда сильнее зла. Люди ценят и долго помнят добрых людей, помогают им в трудную минуту. Сегодня я узнал(а).
Я понял(а)…
Я почувствовал(а)…
Я научился(ась)…
Было интересно…
Мне захотелось…
Урок дал мне…
10. Мы продолжим на следующем уроке разговор о добре и зле. Я благодарю вас за теплый разговор, за добрые, умные мысли, за творческое отношение к работе.
Хочу закончить наш разговор притчей.
Давным-давно в старинном городе жил Мастер, окруженный учениками. Самый способный из них однажды задумался: «А есть ли вопрос, на который наш Мастер не смог бы дать ответ?» Он пошел на цветущий луг, поймал самую красивую бабочку и спрятал ее между ладонями. А потом подошел к Мастеру и спросил:
- Скажите, какая бабочка у меня в руках: живая или мертвая?
Он крепко держал бабочку в сомкнутых ладонях и был готов в любой момент сжать их ради истины.
Не глядя на руки ученика, Мастер ответил:
- Все в твоих руках».
Дорогие ребята, все в ваших руках. Какого волка кормишь, тот волк и победит.
Древнегреческий философ Аристотель сказал: «Не для того мы рассуждаем, чтобы знать, что такое добро, а для того, чтобы стать хорошими людьми»
-Спасибо за урок.