СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок для 1 класса по чтению с элементами сказкотерапии "Звук и буква М"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок по чтению для 1 класса  с элементами сказкотерапии "Звук и буква М". На уроке задействован персонаж из сказки В.Сутеева "Мышонок и карадаш". 

Просмотр содержимого документа
«Урок для 1 класса по чтению с элементами сказкотерапии "Звук и буква М"»

Государственное бюджетное образовательное учреждение «Казанская школа № 61 для детей с ограниченными возможностями здоровья»











Урок по чтению для 1 класса с элементами сказкотерапии

«Звук и буква М»




Учитель начальных классов

Вильданова Гульнара Рашатовна






Казань - 2017 г.

Тема: «Звук и буква М»

Тип урока: Знакомство с новым материалом.

Цель: знакомство с буквой и звуком м, обучение правильному произношению звука [м], умению выделять его из слов.

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

Повторить пройденные звуки и буквы

Познакомить учащихся с новым звуком и буквой его обозначающим

Формировать навык фонематического анализа

Корригировать звукопроизносительную сторону речи, развивать память, мышление учащихся.



Коррекционно-развивающие: 

-тренировать учащихся в четкости произношения звуков в слогах, словах;

-развивать  фонематический слух, внимание,  память, мышление;

Коррекционно-воспитательные:

Воспитывать интерес к чтению; взаимопомощь, умение слушать друг друга.

 

Оборудование:

Цветные иллюстрации

Букварь

Карточки для индивидуальной работы

Элементы букв

Карточки с буквами


  1. Организационный момент и повторение.

Перемена пролетела,

Дверь певуче заскрипела.

Мы вошли тихонько в класс

И урок начнем сейчас.


Мы пришли сюда учиться,

Не лениться, а трудиться.

Работаем старательно,

Слушаем внимательно.


Ребята, вы наверно уже заметили, что сегодня к нам на урок чтения пришли гости. Поздоровайтесь с ними и тихонечко садитесь за свои парты.


Я вижу, что ушки у вас на макушке. Но чтобы хорошо читать, нам понадобятся не только ваши ушки. Сейчас мы с вами проведем гимнастику для наших язычков. Ведь им сегодня тоже будет нужно много потрудиться. А чтобы мы провели эту гимнастику правильно - проверьте себя при помощи зеркальцев.


Артикуляционная гимнастика.


«Конфетка». Губы сомкнуты, языком за ними помещаем «конфетку» вправо-влево, вверх-вниз, по кругу.


«Шарик» надуть щеки и лопнуть их руками.


«Часы» Губами, вытянутыми вперёд хоботком, описываем круг по часовой стрелке и обратно.


«Улыбка – хоботок» Максимально вытягиваем губы вперёд, сложив их хоботком, затем как можно больше растягиваем в улыбку. Всего 8 пар движений.

«Заборчик» смыкать и размыкать губы.


Повторение пройденного.

Давайте вспомним, какие звуки и буквы мы с вами уже знаем. А чтобы вам было легче это сделать, я предлагаю поиграть в такую игру. Я назову вам слово, а вы угадаете, какой звук будет в начале этого слова. Закрываем глаза, ушки на макушке. Астра. Какой звук слышится в начале этого слова? Звук а. Давайте проверим, правильно ли вы произносите этот звук? Возьмите зеркальце и посмотрите внимательно на свои губы. Чтобы произнести звук А, нужно широко открыть рот и произнести этот звук. Ученики проверяют себя на зеркальце. Обратите внимание, когда мы его произносим – мешают ли нам губы? Нет. Зубы? Нет. Язык? Нет. Ничего не мешает нам пропеть этот звук голосом. А мы с вами уже знаем, что звуки, которые можно пропеть голосом называются как? Правильно, гласные. Значит звук А – гласный. Как звучит звук А вы хорошо запомнили и все умеете его произностить.


Звук - это то, что мы слышим, а вот буква- это то, что мы читаем. Давайте вспомним, как выглядит буква А. Кто выйдет к доске и напишет эту букву? А теперь у себя на партах сложите букву А из палочек. Молодцы.


Давайте поиграем еще раз. Закрываем глаза и слушаем внимательно слово, которое я произнесу, стараемся угадать какой звук будет первым в этом слове. Улитка. Какой же звук будет первым в этом слове? Правильно, звук У. Давайте проверим, правильно ли вы его произносите. Чтобы произнести этот звук, надо вытянуть губы узкой трубочкой и сказать этот звук вслух. Возьмите зеркальца и проверьте себя.

Молодцы. Мешал ли нам язык? Нет. Мешали ли нам зубы? Нет. Мешали ли нам губы? Нет. Значит какой это звук – гласный или согласный? Гласный. Гласный звук обозначается красным кружком.


Давайте вспомним, как выглядит буква, обозначающая звук У. Кто может написать эту букву на доске? Сложите из палочек у себя на парте букву У.


У вас в конвертах лежат карточки с картинками. Достаньте их. Выберите из карточек те, на которых нарисованы предметы, начинающиеся с буквы А. Покажите их. Назовите вслух. А теперь положите их на парту и найдите те карточки, на которых нарисованы предметы, которые начинаются на букву У.


Молодцы. А теперь давайте встанем и немного подвигаемся.


Физминутка № 1

Ветер дует нам в лицо,

Закачалось деревцо.

Ветер тише, тише, тише,

Деревца-то выше, выше.



3. Мотивация учебной деятельности.

Ребята, сегодня к нам в гости пришла еще одна необычная гостья. Кто же это? Я загадаю вам загадку, а вы попробуете отгадать, кто сегодня пришел к нам на урок.


В подполье, в каморке,

Живет она в норке,

Серая малышка,

Кто же это? ……. (Мышка).


Совершенно верно, молодцы. Это мышка из сказки В.Сутеева «Мышонок и карандаш». По секрету мышка рассказала, что она очень хочет подружиться с вами. Она посидит у нас в гостях на уроке, будет внимательно наблюдать за тем, как вы отвечаете. Она приготовила вам несколько заданий и тем, кто будет хорошо отвечать, она обещала подарить небольшие подарки-сюрпризы.


И первое задание, которое нам приготовила мышка будет таким. Давайте вспомним, в каких сказках нам встречалась мышка? (Репка, Курочка ряба, Теремок) Молодцы.


Второе задание, которое приготовила мышка. Закроем глаза и попробуем угадать какой звук слышится первым в ее имени? Мышка. Звук м. Чтобы правильно произнести этот звук, нужно сомкнуть губы. Проверьте себя с помощью зеркальца. Что происходит когда мы произносим этот звук? Что мешает нам пропеть его? Правильно, губы. А раз мы не можем пропеть этот звук, раз нам мешают губы – то это звук будет не гласным, а согласным. И обозначать его в мы будем уже не красным кружком, а синим. Скажите пожалуйста, в каких еще словах нам встречается звук М? (ученики называют) Правильно. А еще в нашем городе тоже можно встретить эту букву. Перед входом в метро и на мосту Миллениум, посмотрите сами. (учитель показывает картинки)


Какие вы молодцы, мышке очень нравится у нас на уроке. Вы все отвечаете очень хорошо, а потому Мышка сделает сейчас для вас свой первый подарок. Посмотрите, что принесла нам мышка! Она дарит вам букву, с которой начинается ее имя – букву М. (Учитель раздает карточки). Посмотрите внимательно как выглядит эта буква. На что она похожа?

Правильно, а еще мышка очень просила вас догадаться, как можно самим изобразить эту букву. К доске выходят Вероника и Ксюша. Встаньте так, чтобы вы стали похожи на эту букву. Давайте я вам подскажу как это можно сделать.


Взявшись за руки,

Мы встали

И на М похожи стали.


А теперь давайте сделаем зарядку для наших глаз.


Зрительная гимнастика.


Молодцы. Ой, ребята. Мышонок так обрадовался, что вы так хорошо выполняете все его задания, что он нечаянно выронил мешочек с буквами и они рассыпались. И среди них потерялась буква М. Давайте поможем ему ее отыскать. Ученик выходит к доске и находит на карточке все буквы М.


Давайте посмотрим на доску и увидим из каких элементов она состоит. (Учитель печатает на доске букву м, называя ее элементы. Давайте посчитаем, сколько в ней элементов. Прямая палочка наверх, наклонная вниз, еще одна наклонная вверх и прямая палочка вниз. Давайте у себя на парте обведем пальчиком эту букву. Я буду показывать на доске, а вы повторяйте за мной на своих буквах. А теперь давайте попробуем сложить букву М из палочек у себя на партах. Молодцы.


Давайте немного отдохнем, наша Мышка тоже немного устала и она хочет вместе с вами немного подвигаться. Встаем.


Физминутка № 2

Тише, мыши,

Кот на крыше,

А котята еще выше.

Кот пошел за молоком,

А котята кувырком.

Кот пришел без молока,

А котята : ха-ха-ха.



Молодцы. А теперь давайте откроем наши учебники. Посмотрите, что вы видите рядом с нашей буквой М. Да это же наша знакомая Мышка! Что же принесла мышка к нам на урок? Давайте посмотрим какие предметы здесь нарисованы?

Морковь, муравей, машина. Как вы думаете, почему здесь нарисованы именно эти предметы? Правильно, молодцы. А теперь посмотрим на картинки слева. Кто знает, что нарисовано на первой картинке? А на второй? На третьей? Это грузовая машина. А кто сможет сказать, что возят на таких машинах и для чего она используется? На ней возят разные овощи и фрукты, используются такие машины для работы на даче. А теперь давай посмотрим на правую картинку. Дети приехали на дачу, помогать маме и папе. Давайте назовем ребят Маша и Миша. Что собирают дети? Куда собирают дети морковь? На что грузят Маша и Миша морковь? А морковь это фрукт или овощ? Какие овощи вы знаете еще? Молодцы. В названиях всех этих предметов есть звук и буква М. А что же нарисовано вот на этой картинке? Осень, сбор урожая. Найдите пожалуйста на этой картинке слова, в которых встречается буква М. (Машина, мальчик, мешок, морковь).


Молодцы, давайте прочитаем буквы, которые написаны на этой странице.


Сперва прочитаем их все вместе на доске, а потом каждый прочитает эти буквы у себя в учебнике.


У нас осталось еще немного времени. И Мышка просит вас выполнить последнее задание. Напечатайте букву М в своих листочках.


Вы справились со всеми заданиями, которые принесла вам Мышка. И Мыщке так понравилось у нас на уроке, что она дарит вам одно замечательное слово, вы пока еще не можете его прочитать, но оно тоже начинается на букву М. Это слово – МОЛОДЦЫ! На доску вешается слов.


А чтобы вы не забыли наш сегодняшний урок и в знак своей дружбы, Мышка дарит вам еще вот такие карточки, на которых она дарит вам красивый цветок – маргаритку. Ну а чтобы вы запомнили эту букву еще лучше, Мышка дарит вам вкусное лакомство, в названии которого тоже есть буква М. Мармелад.


8. Подведение итогов.

Ребята, о какой букве нам рассказал гость мышонок? Какой звук М. Из каких элементов состоит буква М. Правильно, вы молодцы. Сколько букв мы уже знаем?


9.Оценка учащихся.

Молодцы, ребята. Вы сегодня хорошо постарались!

Мышонок пойдет на другой урок. Давайте попрощаемся с ним.











































Приложения

Физминутка № 3

Вышла мышка как-то раз (ходьба на месте).

Поглядеть, который час (пальцы «трубочкой» перед глазами).

Раз, два, три, четыре (хлопки в ладони).

Мышки дернули за гири (руки вверх и приседание с опусканием рук – «дернули за гири»).

Вдруг раздался страшный звон (покачать головой).

Убежали мышки вон (бег на месте).


Речевая гимнастика

Ма-ма-ма – мыши строили дома

Му-му-му – трудно выжить одному

Ам-ам-ам – сыра я тебе не дам

Ум-ум-ум – вдруг затих мышиный шум.





































Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!