СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок по физике для 7 класса "Сообщающиеся сосуды"

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка урока по физике 7класс Сообщающиеся сосуды .Презентация к уроку .Тесты  для  закрепление

Просмотр содержимого документа
«Урок 7 классСообщающие сосуды»

Урок по физике для 7 класса

Разработал учитель физики МихайленкоЛ.С.

Тема: Сообщающиеся сосуды

Цели: Обосновать расположение поверхности однородной жидкости в сообщающихся сосудах на одном уровне. Показать примеры применения сообщающихся сосудов в быту и технике.

Задачи урока:

  • Образовательная: 

- повторить формулу для расчета гидростатического давления 

- дать понятие сообщающихся сосудов

 - продолжить формирование понятия давления жидкости на дно сосуда и изучение закона Паскаля на примере однородных  и неоднородных жидкостей в сообщающихся сосудах;

-рассмотреть применение сообщающихся сосудов на практике

  • Развивающая:

-развивать умения наблюдать, выдвигать гипотезы при решении поставленных вопросов ,

- усовершенствовать способы мыслительной деятельности (анализ ,обобщение)

-совершенствовать речь(владение физическими понятиями ,терминами);

-углублять познавательный интерес учащихся , находить примеры сообщающихся сосудов в быту, технике, природе

- формировать умения анализировать ,устанавливать связи между элементами содержания ранее изученного материала 

  • Воспитательная:

Создать условия для воспитания:

-прилежности и аккуратности, умения слушать и быть услышанным. 

-инициативы, творческого отношения к труду. 

  • Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, сообщающиеся сосуды 

  • Тип урока: урок усвоения новых знаний.       

1. Организационный момент(1-2мин)

Приветствие :

(слайд 1) 

Комментирование высказывания

  2.Актуализации и пробного учебного действия; 4-5мин

1 И сегодня объектом изучения на нашем занятии мог бы стать чайник или кофейник с вашего кухонного стола, а может быть лейка с помощью ,которой вы поливаете цветы, а может быть такие сложные устройства и приспособления как артезианский колодец ,шлюзы , или даже водопровод.

Учитель :На столе у меня находятся предметы. Что их объединяет?

Ученики :Это сосуды!

Учитель :Правильно

А какая у них особенность ?

Они соединяются

Правильно.

Учитель :Итак, сегодня на уроке мы будем говорить о сообщающихся сосудах. Запишите, пожалуйста, тему сегодняшнего урока «Сообщающиеся сосуды»(Слайд2). Учащиеся записывают тему урока.

Учитель :Как вы думаете какая цели и задачи может быть нашего урока:

Ученики :

Узнать, какие сосуды называют « сообщающие сосуды»

Узнать какие свойства сообщающихся сосудов(основной принцип );

Где они применяются;

Научиться решать задачи на тему « сообщающие сосуды»

Действительно мы сегодня работаем по плану (Слайд 2 ч2)

1.Рассмотрим основной принцип сообщающих сосудов;

2.Узнаем как ведут себя жидкости в них однородные и неоднородные ;

3.Узнаем где они используются на практике;

4. Решим небольшой тест на закрепление

5.Если успеем решим задачу;

Актуализация знаний:

Мы продолжаем изучать давление.

Вспомним:

Особенности давления в жидкости

Определению гидростатического давления Формула давления

Свободная поверхность жидкости

Назвать величину ,её символ и единицу измерения в системе СИ:

Давление

Высота

Плотность

Ускорение свободного падения

3.  Изучение нового материала 

IV. «Открытие нового знания» 

Этап выявления места и причины затруднения

ПРИСТУПИМ

(Создание проблемной ситуации )

Учитель :Давайте подробней рассмотрим демонстрационный сосуд

Учитель :. А сейчас рассмотрим , какие сосуды есть в нашем распоряжении. Демонстрация.

Перед вами на столе чайник, лейка, сосуды различной формы.

  • Что общего у этих сосудов? ( имеют соединения)

  • Как они должны соединяться? (ниже уровня жидкости)

  • Сколько может быть таких соединений? демонстрация



Учитель :Сообщающимися сосудами называют сосуды, соединенные между собой в нижней части. (Учащиеся записывают определение в тетради). (Слайд 3,1ч)


Учитель :Скажите в каком из четырёх сосудов поместится большая масса воды?

В 1-й,а меньше всего в 4-й.Почему?Разный диаметр. Правильно

А смогу ли я наполнить водой только одну ветку сосуда? Нет.Почему?Вода будет переливаться в другие;

Выскажите предположения :как будет заполнятся сосуд,последовательно- сначала 1потом2 ,3 и 4-й.или все одновременно ?

Давайте проверим ваши предположения. .

Видите: жидкость стала перетекать. Но почему?

Жидкость движется в сторону меньшего давления

Потому что в первом сосуде при наливании высота жидкости выше и соответственно давление больше

Хорошо, а какой сосуд заполнится быстрее тонкий или наклонный и в какой сосуд заполнится быстрее всех т.е в нём будет уровень воды выше?

(Приём вопрос –ответ,)

Давайте проверим ваши предположения

Прокомментируйте результат

Жидкость установилась на одинаковом уровне во всех сосудах.

Высота столбца жидкости сейчас одинакова, жидкость в обоих коленах одна и та же, а значит и давление одинаково. Давайте посмотрим, что произойдет, если поменять расположение колен сообщающихся сосудов

Учащиеся. Жидкость установиться в обоих сосудах на одном уровне.

Учитель : Как поведет себя жидкость, если одну из трубок поднять?

Учащиеся. Жидкость установиться в обоих сосудах на одном уровне.

Учитель : Как поведет себя жидкость, если одну из трубок опустить?

Учащиеся. Жидкость установиться в обоих сосудах на одном уровне.

Учитель : Как поведет себя жидкость, если одну из трубок наклонить? А если обе наклонить в разные стороны и потом крест-накрест?

Учащиеся. Жидкость установиться в обоих сосудах на одном уровне.

Учитель : Изменится ли уровень жидкости, если правый сосуд будет шире левого? уже левого? если сосуды будут иметь разную форму?

(Демонстрация опыта с сообщающимися сосудами различной формы).

Учащиеся. Нет, жидкость установиться в обоих сосудах на одном уровне.

Учитель : При изменении формы сосудов может изменяться лишь высота уровня воды в сосудах, отмеренная от уровня стола (из-за того, что изменяется объем сосудов). Однако уровни воды в сообщающихся сосудах не зависят от формы сосудов и останутся равны.

Учитель :В сообщающихся сосудах любой формы поверхности однородной жидкости устанавливаются на одном уровне(Слайд4).
Учитель : Что произойдет, если в сообщающиеся сосуды налить две несмешивающиеся жидкости разной плотности?

Выясним это с помощью опыта. В один из сосудов я доливаю растительное масло. Что мы наблюдаем?

Учащиеся. Высота столбов жидкостей в сосудах будет разной.

Учитель : Верно. При равенстве давлений высота столба жидкости с большей плотностью будет меньше высоты столба жидкости с меньшей плотностью.

Найдите в учебнике принцип сообщающихся сосудов

(Учащиеся записывают закон в тетради).(Слайд4)
Учитель :ВОПРОС : ПОЧЕМУ ТАК?

Попробуйте доказать это теоретически,

Что будете использовать

Учащиеся: используя закон Паскаля и определение гидростатического давления.

Можете работать в парах .советоваться ,подсказывать ,общаться.

Ученики приводят на доске доказательства :.

(Учащиеся пытаются доказать, предлагают свои версии).



p1 = p2

, по определению гидростатического давления

p1 = ρ1h1g, p2 = ρ2h2g,.



.

для однородной жидкости эти gρ1h1 = gρ2h2, т.е  h1= h2 .

. для разнородных жидкостей эти gρ1h1 ≠ gρ2h2, т.е  h1≠ h2


.

Найдите в учебнике это свойство и запишите его в тетрадь(слайд ч2)

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

Раз, два, три, четыре.

Руки выше, руки шире.

Поворот направо, влево –

Все мы делаем умело.

Одну ногу поднимаем,

Этим площадь

уменьшаем.

А давление растет.

Прыгнем – вовсе пропадет.


4. Первичное закрепление

Таким образом, в сообщающихся сосудах:

В сообщающихся сосудах любой формы поверхности однородной жидкости устанавливаются на одном уровне h1= h2

содержащих разные жидкости высота столба тем больше, чем меньше плотность жидкости

5.Самостоятельная работа в группах

5.1. Применение сообщающихся сосудов в быту, природе, технике.

Закон сообщающихся сосудов люди используют в разных технических устройствах: водопроводах с водонапорной башней; водомерных стеклах; гидравлическом прессе; фонтанах; шлюзах; сифонах под раковиной, «водяных затворах» в системе канализацииесть



Учитель. Есть ли у вас дома сообщающиеся

сосуды? (Учащиеся задумываются, после таких грандиозных сооружений трудно представить дом)

А теперь отгадайте загадки!

1. Хоть и задрал он кверху нос,

      Но это вовсе не всерьез.

      Ни перед кем он не гордится,

      Кто пить захочет – убедится.  (Чайник).


2.  Дождь веселый, озорной

      В огород пришел со мной.

      Дождевую тучку

      Я держу за ручку. (Лейка).




Каскады падающей воды украшают наш города, а действуют фонтаны благодаря закону сообщающихся сосудов. На модели фонтана мы выясним, как он действует. Приглашаю желающего мне помочь. (Выходит ученик или два).

Проводится опыт с моделью фонтана.

5.2.У вас на столах лежат картинки

Предположим вы археологи из будущего ,откопали сооружения приборы .нашли схемы м пытаетесь узнать зачем и как использовали эти сооружения или приборы люди выяснить их принцип действия .

Задание

Используя схему устройства , объясните принцип действия .работаете в группах представитель каждой группы доложит результат.

Артезианский колодец(1группа)(Слайд 6)

Вставка учителя(Слайд7)Мертвое море – природный сообщающийся сосуд. Оно является самым низким участком суши: на 392м ниже уровня мирового океана

Водомерное стекло(2группа)

На слайде даны те примеры, которые мы сегодня рассмотрим.

(Слайд 8). В водомерном стекле парового котла, паровой котел (1) и водомерное стекло (3) являются сообщающимися сосудами. Когда краны (2) открыты, жидкость в паровом котле и водомерном стекле устанавливается на одном уровне, так как давления в них равны.

Вставка:(Слайд 9). Научное открытие свойства сообщающихся сосудов датируется 1586 г. (голландский ученый Стевин). Но закон сообщающихся сосудов использовали и жрецы Древнего Египта, и древние греки для демонстрации своих «чудес». Около одного из древнегреческих храмов находилась «неиссякаемая чаша», наполненная «святой» водой. Люди постоянно черпали из нее воду, но уровень воды не понижался. Это в народе считалось чудом.

А там было два сообщающихся сосуда: один на виду-чаша, а за стеной, невидимый для людей, второй сосуд-большой бак с водой. Он соединялся с чашей спрятанной под землей трубой и подпитывал ее, когда уровень воды в ней понижался


3группа: Используя схему устройства шлюза и схему шлюзования судов, объясните принцип Действия шлюзов.


Шлюзы(3группа)(Слайд9)

Вставка:(Слайд 10)— Самый глубокий шлюз — Карапатео - в Португалии, на реке Дару. Он способен принимать суда с осадкой 35 м.

Водопровод(4группа)(Слайд11)

Вставка :— Самая высокая водонапорная башня (64 м) была построена в 1965 г. в г. Юнион, США. Ее емкость 9 462 000 л.

— Самый протяженный в мире водопровод (563 км) проходит от г. Прета (Австралия) до золотого прииска г. Калгурли. Был сооружен в 1903 г.

— Самая протяженная водопроводная сеть (8 тыс. км) в нашей стране — в Москве. Ее строительство началось в 1781 г. с 16-километрового Мытищинского водопровода, вступившего в строй в 1804 г.

Вставка:Жители современного Рима до сих пор пользуются остатками водопровода, построенного еще древними: солидно возводили римские рабы водопроводные сооружения.

Не то приходится сказать о познаниях римских инженеров, руководивших этими работами; они явно недостаточно были знакомы с основами физики. Римский водопровод прокладывался не в земле, а над ней, на высоких каменных столбах. Для чего это делалось? Разве не проще было бы прокладывать в земле трубы, как делается теперь? Конечно, проще, но римские инженеры того времени имели весьма смутное представление о законах сообщающихся сосудов. Они опасались, что в водоемах, соединенных очень длинной трубой, вода не установится на одинаковом уровне. Если трубы проложены в земле, следуя уклонам почвы, то в некоторых участках вода ведь должна течь вверх, — и вот римляне боялись, что вода вверх не потечет. Поэтому они обычно придавали водопроводным трубам равномерный уклон вниз на всем их пути (а для этого требовалось нередко либо вести воду в обход, либо возводить высокие арочные подпоры). Одна из римских труб, Аква Марциа, имеет в длину 100 км, между тем как прямое расстояние между ее концами вдвое меньше. Полсотни километров каменной кладки пришлось проложить из-за незнания элементарного закона физики(Слайд12)

Вставка:Первые водопроводы

Первые простейшие водопроводы были сооружены несколько тысяч лет назад. В Древнем Египте подземная вода из глубоких колодцев поднималась водоподъемниками и по керамическим или деревянным трубам подавалась потребителям. В Вильнюсе строительство водопровода было начато в 1501 г., в Париже в конце 18 в. Был сооружен первый водопровод с деревянными трубами, в Англии - в 18 в., в Москве — в 1804 г.

6.Самостоятельное закрепление

 А мы с вами завершаем свою работу. Вы меня порадовали, но чтобы по достоинству оценить труд каждого я предлагаю вам выполнить контрольный тест. Вы должны в писать в таблицу ответов буквы, соответствующие верному ответу на каждый вопрос. Учащиеся работают с тестами.

Взаимопроверка

Какое слово шифр вы получили? Правильно, “Фонтан”. А теперь мы попробуем вместе оценить наши знания

7.ИТОГ

Мы вместе прошли трудный путь от гипотез, догадок ,через эксперимент -вывод-доказательство – к подлинно научной теории и поучаствовали в своем открытии уже известного и открытого закона сообщающихся сосудов.

8.Домашнее задание :

Читать §32,решить экспериментальную задачу: вычислить плотность масла используя данные опыта приготовить сообщение о применении сообщающих сосудов;

Изготовить модель фонтана или предоставить свой проект(чертёж )

10Рефлексия

Соедините линиями

































ПЛАН УРОКА

1

Просмотр содержимого документа
«тесты сообщ сосуды»





























































Просмотр содержимого презентации
«Сообщающиеся сосуды»

Искание истины совершается не с весельем ,а с волнением и беспокойством;  но все таки надо искать её потому, что, не найдя истины и не полюбив её, ты погибнешь . Автор: Блез Паскаль

Искание истины совершается не с весельем ,а с волнением и беспокойством;

но все таки надо искать её потому, что,

не найдя истины и не полюбив её,

ты погибнешь .

Автор: Блез Паскаль

Сообщающиеся  сосуды План урока 1.Изучение сообщающихся сосудов 2.Рассмотрение применения сообщающихся сосудов 3.Закрепляющий тест

Сообщающиеся сосуды

План урока

1.Изучение сообщающихся сосудов

2.Рассмотрение применения сообщающихся сосудов

3.Закрепляющий тест

сосуды, соединенные между собой ниже уровня жидкости называются сообщающимися.

сосуды, соединенные между собой ниже уровня жидкости называются сообщающимися.

ПРИНЦИП СОСОБЩАЮЩИХ СОСУДОВ :   В сообщающихся сосудах любой формы и сечения свободные поверхности однородной жидкости устанавливаются на одном уровне( при условии , что давление воздуха над жидкостью одинаково)  При равенстве давлений высота столба жидкости с меньшей плотностью будет больше , чем высота столба жидкости с большей плотностью

ПРИНЦИП СОСОБЩАЮЩИХ СОСУДОВ :

В сообщающихся сосудах любой формы и сечения свободные поверхности однородной жидкости устанавливаются на одном уровне( при условии , что давление воздуха над жидкостью одинаково)

При равенстве давлений высота столба жидкости с меньшей плотностью будет больше , чем высота столба жидкости с большей плотностью

Артезианский колодец

Артезианский колодец

Мертвое море – природный сообщающийся сосуд. Оно является самым низким участком суши: на 392м ниже уровня мирового океана

Мертвое море – природный сообщающийся сосуд. Оно является самым низким участком суши: на 392м ниже уровня мирового океана

Водомерное стекло

Водомерное стекло

« Неиссякаемая чаша »
  • « Неиссякаемая чаша »

Закон сообщающихся сосудов использовали и жрецы Древнего Египта для демонстрации своих «чудес», и древние греки. В одном из древнегреческих храмов, например, находилась «неиссякаемая» чаша А, наполненная водой (рис. 162). Люди постоянно черпали из нее воду, но ее уровень не понижался.

шлюзы

шлюзы

  • Хотя шлюзы выглядят по-разному, что зависит от их архитектурного оформления, но все они устроены в общем по одному принципу и служат для подъема и спуска судов там, где образуется резкая разница уровней воды.
Отличный пример сообщающихся сосудов — шлюзы. Если вам приходилось плавать на речном корабле по большим рекам — Волге, Дону, Днепру, — то вы, конечно, с интересом выбегали на палубу, когда корабль заходил в шлюз.
  • Отличный пример сообщающихся сосудов — шлюзы. Если вам приходилось плавать на речном корабле по большим рекам — Волге, Дону, Днепру, — то вы, конечно, с интересом выбегали на палубу, когда корабль заходил в шлюз.
ВОДОПРОВОД

ВОДОПРОВОД

  • Водопровод
Акведук – это водяной желоб, поддерживаемый мостами. Вода бежит по акведуку над впадинами и холмами под действием собственного веса – от горных потоков к городам, расположенным в долине.

Акведук – это водяной желоб, поддерживаемый мостами. Вода бежит по акведуку над впадинами и холмами под действием собственного веса – от горных потоков к городам, расположенным в долине.

Правильный ответ к тесту
  • Правильный ответ к тесту

Вопрос

1

Ответ

2

ф

3

о

4

н

5

т

6

а

н

гипотеза = эксперимент = вывод. Вы молодцы!" width="640"

Новые знания мы сегодня получали в соответствии с методом научного познания:

наблюдения = гипотеза = эксперимент = вывод.

Вы молодцы!

Домашнее задание:

Домашнее задание:

  • §32, ответить на вопросы.
  • Приготовить сообщение о применении сообщающихся сосудов
  • Изготовить модель фонтана или представить свой проект
Рефлексия Соедини линиями   СПАСИБО ЗА УРОК

Рефлексия

Соедини линиями

СПАСИБО ЗА УРОК


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!