Урок по физике для 7 класса
Разработал учитель физики МихайленкоЛ.С.
Тема: Сообщающиеся сосуды
Цели: Обосновать расположение поверхности однородной жидкости в сообщающихся сосудах на одном уровне. Показать примеры применения сообщающихся сосудов в быту и технике.
Задачи урока:
- повторить формулу для расчета гидростатического давления
- дать понятие сообщающихся сосудов
- продолжить формирование понятия давления жидкости на дно сосуда и изучение закона Паскаля на примере однородных и неоднородных жидкостей в сообщающихся сосудах;
-рассмотреть применение сообщающихся сосудов на практике
-развивать умения наблюдать, выдвигать гипотезы при решении поставленных вопросов ,
- усовершенствовать способы мыслительной деятельности (анализ ,обобщение)
-совершенствовать речь(владение физическими понятиями ,терминами);
-углублять познавательный интерес учащихся , находить примеры сообщающихся сосудов в быту, технике, природе
- формировать умения анализировать ,устанавливать связи между элементами содержания ранее изученного материала
Создать условия для воспитания:
-прилежности и аккуратности, умения слушать и быть услышанным.
-инициативы, творческого отношения к труду.
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, сообщающиеся сосуды
Тип урока: урок усвоения новых знаний.
1. Организационный момент(1-2мин)
Приветствие :
(слайд 1)
Комментирование высказывания
2.Актуализации и пробного учебного действия; 4-5мин
1 И сегодня объектом изучения на нашем занятии мог бы стать чайник или кофейник с вашего кухонного стола, а может быть лейка с помощью ,которой вы поливаете цветы, а может быть такие сложные устройства и приспособления как артезианский колодец ,шлюзы , или даже водопровод.
Учитель :На столе у меня находятся предметы. Что их объединяет?
Ученики :Это сосуды!
Учитель :Правильно
А какая у них особенность ?
Они соединяются
Правильно.
Учитель :Итак, сегодня на уроке мы будем говорить о сообщающихся сосудах. Запишите, пожалуйста, тему сегодняшнего урока «Сообщающиеся сосуды»(Слайд2). Учащиеся записывают тему урока.
Учитель :Как вы думаете какая цели и задачи может быть нашего урока:
Ученики :
Узнать, какие сосуды называют « сообщающие сосуды»
Узнать какие свойства сообщающихся сосудов(основной принцип );
Где они применяются;
Научиться решать задачи на тему « сообщающие сосуды»
Действительно мы сегодня работаем по плану (Слайд 2 ч2)
1.Рассмотрим основной принцип сообщающих сосудов;
2.Узнаем как ведут себя жидкости в них однородные и неоднородные ;
3.Узнаем где они используются на практике;
4. Решим небольшой тест на закрепление
5.Если успеем решим задачу;
Актуализация знаний:
Мы продолжаем изучать давление.
Вспомним:
Особенности давления в жидкости
Определению гидростатического давления Формула давления
Свободная поверхность жидкости
Назвать величину ,её символ и единицу измерения в системе СИ:
Давление
Высота
Плотность
Ускорение свободного падения
3. Изучение нового материала
IV. «Открытие нового знания»
Этап выявления места и причины затруднения
ПРИСТУПИМ
(Создание проблемной ситуации )
Учитель :Давайте подробней рассмотрим демонстрационный сосуд
Учитель :. А сейчас рассмотрим , какие сосуды есть в нашем распоряжении. Демонстрация.
Перед вами на столе чайник, лейка, сосуды различной формы.
Что общего у этих сосудов? ( имеют соединения)
Как они должны соединяться? (ниже уровня жидкости)
Сколько может быть таких соединений? демонстрация
Учитель :Сообщающимися сосудами называют сосуды, соединенные между собой в нижней части. (Учащиеся записывают определение в тетради). (Слайд 3,1ч)
Учитель :Скажите в каком из четырёх сосудов поместится большая масса воды?
В 1-й,а меньше всего в 4-й.Почему?Разный диаметр. Правильно
А смогу ли я наполнить водой только одну ветку сосуда? Нет.Почему?Вода будет переливаться в другие;
Выскажите предположения :как будет заполнятся сосуд,последовательно- сначала 1потом2 ,3 и 4-й.или все одновременно ?
Давайте проверим ваши предположения. .
Видите: жидкость стала перетекать. Но почему?
Жидкость движется в сторону меньшего давления
Потому что в первом сосуде при наливании высота жидкости выше и соответственно давление больше
Хорошо, а какой сосуд заполнится быстрее тонкий или наклонный и в какой сосуд заполнится быстрее всех т.е в нём будет уровень воды выше?
(Приём вопрос –ответ,)
Давайте проверим ваши предположения
Прокомментируйте результат
Жидкость установилась на одинаковом уровне во всех сосудах.
Высота столбца жидкости сейчас одинакова, жидкость в обоих коленах одна и та же, а значит и давление одинаково. Давайте посмотрим, что произойдет, если поменять расположение колен сообщающихся сосудов
Учащиеся. Жидкость установиться в обоих сосудах на одном уровне.
Учитель : Как поведет себя жидкость, если одну из трубок поднять?
Учащиеся. Жидкость установиться в обоих сосудах на одном уровне.
Учитель : Как поведет себя жидкость, если одну из трубок опустить?
Учащиеся. Жидкость установиться в обоих сосудах на одном уровне.
Учитель : Как поведет себя жидкость, если одну из трубок наклонить? А если обе наклонить в разные стороны и потом крест-накрест?
Учащиеся. Жидкость установиться в обоих сосудах на одном уровне.
Учитель : Изменится ли уровень жидкости, если правый сосуд будет шире левого? уже левого? если сосуды будут иметь разную форму?
(Демонстрация опыта с сообщающимися сосудами различной формы).
Учащиеся. Нет, жидкость установиться в обоих сосудах на одном уровне.
Учитель : При изменении формы сосудов может изменяться лишь высота уровня воды в сосудах, отмеренная от уровня стола (из-за того, что изменяется объем сосудов). Однако уровни воды в сообщающихся сосудах не зависят от формы сосудов и останутся равны.
Учитель :В сообщающихся сосудах любой формы поверхности однородной жидкости устанавливаются на одном уровне(Слайд4).
Учитель : Что произойдет, если в сообщающиеся сосуды налить две несмешивающиеся жидкости разной плотности?
Выясним это с помощью опыта. В один из сосудов я доливаю растительное масло. Что мы наблюдаем?
Учащиеся. Высота столбов жидкостей в сосудах будет разной.
Учитель : Верно. При равенстве давлений высота столба жидкости с большей плотностью будет меньше высоты столба жидкости с меньшей плотностью.
Найдите в учебнике принцип сообщающихся сосудов
(Учащиеся записывают закон в тетради).(Слайд4)
Учитель :ВОПРОС : ПОЧЕМУ ТАК?
Попробуйте доказать это теоретически,
Что будете использовать
Учащиеся: используя закон Паскаля и определение гидростатического давления.
Можете работать в парах .советоваться ,подсказывать ,общаться.
Ученики приводят на доске доказательства :.
(Учащиеся пытаются доказать, предлагают свои версии).
p1 = p2
, по определению гидростатического давления
p1 = ρ1h1g, p2 = ρ2h2g,.
.
для однородной жидкости эти gρ1h1 = gρ2h2, т.е h1= h2 . | . для разнородных жидкостей эти gρ1h1 ≠ gρ2h2, т.е h1≠ h2 |
.
Найдите в учебнике это свойство и запишите его в тетрадь(слайд ч2)
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
Раз, два, три, четыре.
Руки выше, руки шире.
Поворот направо, влево –
Все мы делаем умело.
Одну ногу поднимаем,
Этим площадь
уменьшаем.
А давление растет.
Прыгнем – вовсе пропадет.
4. Первичное закрепление
Таким образом, в сообщающихся сосудах:
В сообщающихся сосудах любой формы поверхности однородной жидкости устанавливаются на одном уровне h1= h2
содержащих разные жидкости высота столба тем больше, чем меньше плотность жидкости
5.Самостоятельная работа в группах
5.1. Применение сообщающихся сосудов в быту, природе, технике.
Закон сообщающихся сосудов люди используют в разных технических устройствах: водопроводах с водонапорной башней; водомерных стеклах; гидравлическом прессе; фонтанах; шлюзах; сифонах под раковиной, «водяных затворах» в системе канализацииесть
Учитель. Есть ли у вас дома сообщающиеся сосуды? (Учащиеся задумываются, после таких грандиозных сооружений трудно представить дом) А теперь отгадайте загадки! |
1. Хоть и задрал он кверху нос, Но это вовсе не всерьез. Ни перед кем он не гордится, Кто пить захочет – убедится. (Чайник). | 2. Дождь веселый, озорной В огород пришел со мной. Дождевую тучку Я держу за ручку. (Лейка). |
Каскады падающей воды украшают наш города, а действуют фонтаны благодаря закону сообщающихся сосудов. На модели фонтана мы выясним, как он действует. Приглашаю желающего мне помочь. (Выходит ученик или два).
Проводится опыт с моделью фонтана.
5.2.У вас на столах лежат картинки
Предположим вы археологи из будущего ,откопали сооружения приборы .нашли схемы м пытаетесь узнать зачем и как использовали эти сооружения или приборы люди выяснить их принцип действия .
Задание
Используя схему устройства , объясните принцип действия .работаете в группах представитель каждой группы доложит результат.
Артезианский колодец(1группа)(Слайд 6)
Вставка учителя(Слайд7)Мертвое море – природный сообщающийся сосуд. Оно является самым низким участком суши: на 392м ниже уровня мирового океана
Водомерное стекло(2группа)
На слайде даны те примеры, которые мы сегодня рассмотрим.
(Слайд 8). В водомерном стекле парового котла, паровой котел (1) и водомерное стекло (3) являются сообщающимися сосудами. Когда краны (2) открыты, жидкость в паровом котле и водомерном стекле устанавливается на одном уровне, так как давления в них равны.
Вставка:(Слайд 9). Научное открытие свойства сообщающихся сосудов датируется 1586 г. (голландский ученый Стевин). Но закон сообщающихся сосудов использовали и жрецы Древнего Египта, и древние греки для демонстрации своих «чудес». Около одного из древнегреческих храмов находилась «неиссякаемая чаша», наполненная «святой» водой. Люди постоянно черпали из нее воду, но уровень воды не понижался. Это в народе считалось чудом.
А там было два сообщающихся сосуда: один на виду-чаша, а за стеной, невидимый для людей, второй сосуд-большой бак с водой. Он соединялся с чашей спрятанной под землей трубой и подпитывал ее, когда уровень воды в ней понижался
3группа: Используя схему устройства шлюза и схему шлюзования судов, объясните принцип Действия шлюзов.
Шлюзы(3группа)(Слайд9)
Вставка:(Слайд 10)— Самый глубокий шлюз — Карапатео - в Португалии, на реке Дару. Он способен принимать суда с осадкой 35 м.
Водопровод(4группа)(Слайд11)
Вставка :— Самая высокая водонапорная башня (64 м) была построена в 1965 г. в г. Юнион, США. Ее емкость 9 462 000 л.
— Самый протяженный в мире водопровод (563 км) проходит от г. Прета (Австралия) до золотого прииска г. Калгурли. Был сооружен в 1903 г.
— Самая протяженная водопроводная сеть (8 тыс. км) в нашей стране — в Москве. Ее строительство началось в 1781 г. с 16-километрового Мытищинского водопровода, вступившего в строй в 1804 г.
Вставка:Жители современного Рима до сих пор пользуются остатками водопровода, построенного еще древними: солидно возводили римские рабы водопроводные сооружения.
Не то приходится сказать о познаниях римских инженеров, руководивших этими работами; они явно недостаточно были знакомы с основами физики. Римский водопровод прокладывался не в земле, а над ней, на высоких каменных столбах. Для чего это делалось? Разве не проще было бы прокладывать в земле трубы, как делается теперь? Конечно, проще, но римские инженеры того времени имели весьма смутное представление о законах сообщающихся сосудов. Они опасались, что в водоемах, соединенных очень длинной трубой, вода не установится на одинаковом уровне. Если трубы проложены в земле, следуя уклонам почвы, то в некоторых участках вода ведь должна течь вверх, — и вот римляне боялись, что вода вверх не потечет. Поэтому они обычно придавали водопроводным трубам равномерный уклон вниз на всем их пути (а для этого требовалось нередко либо вести воду в обход, либо возводить высокие арочные подпоры). Одна из римских труб, Аква Марциа, имеет в длину 100 км, между тем как прямое расстояние между ее концами вдвое меньше. Полсотни километров каменной кладки пришлось проложить из-за незнания элементарного закона физики(Слайд12)
Вставка:Первые водопроводы
Первые простейшие водопроводы были сооружены несколько тысяч лет назад. В Древнем Египте подземная вода из глубоких колодцев поднималась водоподъемниками и по керамическим или деревянным трубам подавалась потребителям. В Вильнюсе строительство водопровода было начато в 1501 г., в Париже в конце 18 в. Был сооружен первый водопровод с деревянными трубами, в Англии - в 18 в., в Москве — в 1804 г.
6.Самостоятельное закрепление
А мы с вами завершаем свою работу. Вы меня порадовали, но чтобы по достоинству оценить труд каждого я предлагаю вам выполнить контрольный тест. Вы должны в писать в таблицу ответов буквы, соответствующие верному ответу на каждый вопрос. Учащиеся работают с тестами.
Взаимопроверка
Какое слово шифр вы получили? Правильно, “Фонтан”. А теперь мы попробуем вместе оценить наши знания
7.ИТОГ
Мы вместе прошли трудный путь от гипотез, догадок ,через эксперимент -вывод-доказательство – к подлинно научной теории и поучаствовали в своем открытии уже известного и открытого закона сообщающихся сосудов.
8.Домашнее задание :
Читать §32,решить экспериментальную задачу: вычислить плотность масла используя данные опыта приготовить сообщение о применении сообщающих сосудов;
Изготовить модель фонтана или предоставить свой проект(чертёж )
10Рефлексия
Соедините линиями
ПЛАН УРОКА
1