Обобщающий урок геометрии по теме
"Решение задач на применение признаков равенства треугольников"
Цели: повторить и закрепить знание учащимися формулировок признаков равенства треугольников; распознавать равные треугольники; доказывать их равенство; делать выводы о равенстве некоторых их элементов.
Ход урока
Орг момент.
Актуализация
- Какую геометрическую фигуру изучаем? (Треугольник).
- Проверим, что вы уже знаете об этой фигуре.
- Какие вы знаете виды треугольников? (Остроугольный, прямоугольный, тупоугольный, равнобедренный и равносторонний)
- Какие треугольники называются равными? (Которые можно совместить при наложении)
- Что помогает определить равенство треугольников? (Признаки равенства треугольников).
- Какие признаки равенства треугольников вы знаете? Посмотрите на экран.
Слайды
- Какой признак равенства треугольников вы здесь видите?
I признак равенства треугольников (по двум сторонам и углу между ними)
- Какой признак равенства треугольников вы видите здесь?
II признак равенства треугольников (по стороне и 2 прилежащим к ней углам)
- Какой признак равенства треугольников вы здесь видите?
III признак равенства треугольников (по трем сторонам)
Выполнение теста «Верно-неверно».
На столах у каждого из вас лежат листы. Если вы согласны с утверждением ставите +, если нет, ставите –.
Проверка
1. Если в треугольнике две стороны равны, то треугольник называется равнобедренным. (+)
2. Отрезок, соединяющий вершину треугольника с противоположной стороной, называется медианой треугольника. (–) (пропущено слово: середина).
3. Если три стороны одного треугольника соответственно равны трем сторонам другого треугольника, то такие треугольники равны. (+)
4. Если сторона и два угла одного треугольника равны соответственно стороне и двум углам другого треугольника, то такие треугольники равны. (–) (Правильно: два угла, прилежащих к ней).
5. Если две стороны и угол между ними одного треугольника соответственно равны двум сторонам и углу между ними другого треугольника, то такие треугольники равны. (+)
6. В треугольнике углы при основании равны. (–) (Пропущено слово: равностороннем или равнобедренном).
Биссектриса равнобедренного треугольника, проведенная к основанию, является медианой и высотой. (+)
Если три угла одного треугольника соответственно равны трем углам другого треугольника, то такие треугольники равны. (–)
- Переведите полученные баллы в отметку Слайд
3. Решение задач.
- В геометрии очень важно уметь смотреть и видеть, замечать и отмечать различные особенности геометрических фигур.
Выполнение задания по готовым чертежам (устная работа с классом).
Следующее задание. Ваша задача по готовому чертежу доказать равенство треугольников.
Слайды
4. Решение задач по готовому чертежу (с записью доказательства в опросных листах).
Слайд
№2.1
Дано: МО=ОN, АМ=DN, АВ=СD,
Доказать: ∆АВМ=∆DСN
Вопросы к учащимся:
Равенство каких треугольников мы можем доказать? (∆МВО=∆NСО по стороне и двум прилежащим к ней углам.)
Из равенства треугольников ∆МВО=∆NСО какие элементы мы возьмем? ( В равных треугольниках соответственные стороны равны, значит МВ=NС)
Теперь мы сможем доказать равенство ∆АВМ=∆DСN? (Треугольники равны по трем сторонам)
- Запишите доказательство к этой задаче с обоснованием каждого шага (доказательство записать в опросный лист)
Слайд
№2.2
Дано: МО=ОN, угол М равен углу N
Доказать: ∆ВОС – равнобедренный
Вопросы к учащимся:
Какой треугольник называется равнобедренным? (Равнобедренный треугольник – это треугольник, у которого две стороны равны.)
Как доказать равенство сторон ВО и ОС? (Из равенства треугольников ∆МВО и ∆NСО)
Правильно, сначала нужно доказать равенство ∆МВО=∆NСО. Как это сделать? (∆МВО=∆NСО по стороне и двум прилежащим к ней углам. В равных треугольниках соответственные стороны равны, значит ВО=ОС, значит ∆ВОС - равнобедренный, т.к. у него две стороны равны.)
- Запишите доказательство к этой задаче с обоснованием каждого шага (доказательство записать в опросный лист)
№4 (устно)
Слайд 17.
Найти : FK
Вопросы к учащимся:
- Что можно найти, зная, что AB= 5 см и AB=BC? (ВС=5 см)
Равенство каких треугольников мы можем доказать? (∆DВC=∆DFO по двум сторонам и углу между ними.)
Из равенства треугольников ∆DВC=∆DFO какие элементы мы возьмем? ( В равных треугольниках соответственные стороны равны, значит BC=FO=5 см)
Что вы можете сказать о ∆FHK? (∆FHK – равнобедренный, HO – биссектриса ∆FHK, а значит и медиана ∆FHK, т.е. FO=KO=5 см. Тогда FK=10см)
6. Практическая работа учащихся.
Учащимся раздаются готовые чертежи геометрических фигур. Нужно исследовать: отметить равные отрезки и углы, выписать пары равных треугольников.
Проверка. Слайды
Подведение итогов урока.
Домашнее задание (учебник Л.С. Атанасян, В.Ф.Бутузов и др. «Геометрия 7-9»,М., Просвещение 2010)
№ 134, №138(а)
4