СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок по естествознанию по теме "Звездное небо"

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Мақсат / Цель: способствовать формированию знаний учащихся о звездах, созвездиях.

Оқыту мен тәрбиелеудің міндеттері / Учебно – воспитательные задачи:

Познакомить со звездной картой.

Развивать коммуникативные умения, географическое мышление, умение работать с учебником, выделять главное.

Просмотр содержимого документа
«Урок по естествознанию по теме "Звездное небо"»

Сынып / Класс 5 Күні / Дата _________

Сабақ / урок №3

Тақырып \ Тема

«Звездное небо. Система звезд»


Мақсат / Цель: способствовать формированию знаний учащихся о звездах, созвездиях.

Оқыту мен тәрбиелеудің міндеттері / Учебно – воспитательные задачи:

Познакомить со звездной картой.

Развивать коммуникативные умения, географическое мышление, умение работать с учебником, выделять главное.

Құрал – жабдықтар, көрнекті құралдар / Оборудование, наглядные пособия:рисунок учебника, карта звездного неба

Сабақ Түрі / Тип урока: урок сообщения новых знаний.

Әдіс – тәсілдері / Методы:Беседа, фронтальный опрос, работа с учебником, лабораторная работа

Сабақ барысы / Ход урока:

,

  1. Организационный момент: вот звонок нам дал сигнал, поработать час настал.

  2. Проверка домашнего задания:

1.Что такое природа.

2. Какой бывает природа?

3. Назовите способы изучения природы.

4.Что может человек наблюдать?

5.Какие опыты можно провести?

6.Какими приборами пользуются при проведении опытов?

3. Новый материал:

Послушайте загадку и отгадайте ее.

Искры небо прожигают, а до нас не долетают. (Звезды)

Белые цветочки вечером расцветают, а утром увядают. (Звезды)

Догадались какую тему мы сегодня на уроке будем изучать? ( Звезды на небе)

Звездочки ясные, Звездочки частые
В небе высоком горят
Словно поют они песни прекрасные –
С нами они говорят! Небо огромное,
Небо бездонное Звезд как песчинок не счесть.
Все же, поверьте, Звезда путеводная
В жизни у каждого есть!


В древние времена люди считали, что звезды, это серебряные гвоздики, вбитые в небесный свод.

Когда безоблачная погода, то ночью на небе можно увидеть очень много звезд. Вы смотрели когда ни будь на небо? ( Ответы детей).

Что вы можете о звездах рассказать? Что вы о них знаете? ( рассказ учащихся)

Оказывается, что все звезды разные. Чем же звезды отличаются друг от друга?

Звезды

блеском окраской величиной


Лабораторная работа №1 « Работа со звездной картой. Определение сторон горизонта и звездных созвездий».

Цель работы: научить работать со звездной картой, определять стороны горизонта, звездные созвездия.

Ход выполнения работы:

  1. Внимательно рассмотреть карту звездного неба.

  2. Найти созвездия: Большая Медведица, Малая Медведица. Сосчитать сколько звезд входит в каждое из них.

  3. Найти полярную звезду. В каком созвездии она находится? Какое направление из сторон горизонта она показывает?

  4. Найти созвездие Кассиопея, Дракон, Гончие Псы. Внимательно рассмотреть расположение звезд, входящих в созвездие. Зарисовать созвездия и подписать их названия.

  5. Найти ковш созвездия Большой Медведицы. Мысленно соединить две крайние звезды, расположенные напротив ручки ковша в созвездии Большой Медведицы и продолжить эту линию до первой яркой звезды, которая находится в конце ручки ковша созвездия Малой Медведицы. Это Полярная звезда.

  6. Встать к ней лицом. Прямо перед вами север.



На черном поле овцы разбрелись,
И ярким огнем они зажглись.
Чтобы огонь не потух,
Его охраняет рогатый пастух. (Звезды и месяц)

В голубой станице девица круглолица.
Ночью ей не спится – в зеркало глядится. (Луна)

Это что за потолок? То он низок, то высок, -
То он сер, то беловат, То чуть-чуть голубоват.
А порой такой красивый Кружевной и темно-синий.(Небо)

Из какого ковша Не пьют, не едят, А только на него глядят?
(Большая Медведица)

Постелен ковер, Рассыпан горох. —
Ни ковра не поднять,
Ни горох не собрать.(Небо в звездах)

Шел я мимо, Видел чудо —
Висит в небе Круглое блюдо.(Луна)

Выше леса, выше гор расстилается ковер.
Он раскинут над тобой и надо мной,
То он серый, то он синий, то он ярко-голубой.(Небо)

Когда я круглая и полная,
Я всем свечу, я всех люблю.
А на речке и на море дорожку серебрю.(Луна)

То он блин, то он клин, ночью на небе один.(Месяц)

На небе белеет, светит, а не греет.(Луна)

Украшал ночную синь серебристый апельсин,
А прошла неделя только – от него осталась долька.(Месяц)

Бежать-бежать – не добежать, лететь-лететь – не долететь. (Небо)

Ночью по небу гуляю,
Тускло землю освещаю.
Скучно, скучно мне одной,
А зовут меня… - (Луной)

За бесчисленной отарой ночью шел пастух усталый.
А когда пропел петух – скрылись овцы и пастух.(Месяц и звезды)

Днем бледнеет, а ночью яснее. (Месяц)

Над головой – бескрайний шар голубой. (Небо)

Синенькая шубенка весь мир покрыла. (Небо)

Голубое поле серебром усыпано. (Небо и звезды)

Синие потолочины золотыми гвоздями приколочены. (Небо и звезды)

По синему морю золотая лодочка плывет (Месяц на небе)

В синем мешочке белых пуговок полно.(Небо и звезды)

Рассыпался горох по сто дорог, никто его не соберет: ни царь, ни царица, ни красна девица, не бела рыбица.(Небо и звезды)

Родится с рогами, потом их теряет.(Месяц)

Над бабушкиной избушкой висит хлеба краюшка,
Собаки лают, достать не могут.(Месяц)

Ночью ходит, а днем спит. (Месяц)

Без рук, без ног по небу идет. (Месяц)

Маленький, горбатенький – всему миру свет. (Месяц)

Когда все деревни и города спят, он один не спит. (Месяц)

Двенадцать раз в году рождается, а днем от людских глаз скрывается. (Месяц)

Солнце горячее, а он холодный. (Месяц)

В небе вы не замечали? Был он буквой «О» вначале.
Превратился а букву «С», А к утру совсем исчез. (Месяц)

Звезды различаются по цвету, яркости, размерам, температуре. И сегодняшняя тема нашего урока «Многообразие звезд». Как мы уже с вами знаем Солнце от Земли находиться на 150 тыс.км (2) расстоянии. А другие звезды находятся от нашей планеты – триллионы километров. Самыми большими звездами являются сверхгиганты. Они в сотни раз больше Солнца. Например, радиус звезды Бетельгейзе, Антарес превышает радиус Солнце почти в 400 раз. Такие звезды имеют красный цвет, их по-другому называют Красными гигантами. Эти звезды образуются из обычных звезд, когда те постепенно остывают. Самая сердцевина звезды, сжимается. А внешний слой звезды, наоборот, растет, расширяется . Звезда становиться не такой горячей, она остывает. Значит, у красных гигантов температура не высокая, около 3тысяч градусов.
Звезды, которые в десятки раз больше Солнца называют гигантами. Они бывают голубым, и температура достигает до 30 тысяч градусов. Это такие звезды как Кригер .
Само Солнце, подобные ему, а также меньше по размерам звезды называются карликами. Карлики бывают желтого и белого цвета. Это такие звезды как. Белые самые горячие звезды. Температура достигает до 11-12тысяч градусов. Выходит чем звезды меньше, тем они горячее. Самая ближайшая к нам звезда, после Солнце, звезда Сириус – это наиболее яркая звезда Северного полушария, где температура около 10тысяч градусов. Встречаются звезды с температурой около 100тысяч.

Итак, по размеру, звезды на какие группы делятся? (сверхгиганты, гиганты, карлики).

Закрепление: вопросы на стр 12.

д/з 5, вопросы в конце параграфа.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!