СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок по литературе по рассказу Л.Н.Толстого После бала

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок разработан на основе ФГОС. Урок предполагает самостоятельную  работу обучающихся :исследование жизни и творчества Л.Толстого.

Просмотр содержимого документа
«Урок по литературе по рассказу Л.Н.Толстого После бала»



Открытый урок в 8 «а» кл по рассказу Л.Н.Толстого « После бала»

Предмет: литература Учитель: Бакаева С.Ш/1 кв.категория/

Класс: 8 «а» Учреждение: МБОУ СОШ №3

Тема: Приём контраста в рассказе. Адрес: Саратовская обл., ул. Красный боец

Цель: с.Александров-Гай, Александровогайского р-на.

содержательностная:

проанализировать рассказ, раскрыть его идею,

понять авторскую мысль; усвоить приём контраста и его

роль в литературном произведении

деятельностная:

совершенствование навыков анализа и уметь, развитие

речи, развивать умение находить нужную информацию и

делать выводы, развивать внутреннюю самооценку,

коммуникативные навыки ,формирование сведений

о жизненной позиции автора, воспитывать нравственные качества.





Доска:


Портрет Л.Толстого Рассказ «После бала» /1903г./


Эпиграф (пусто)-в процессе работы над высказываниями


РАССКАЗ В РАССКАЗЕ


общество среда случай воспитание самовоспитание самосовершенствование любовь жизнь


Словарь КОНТРАСТ

Масленица

П ВСЧПСВ

МмВЕ







Сценарий:

Этап

Деятельность учителя

Деятельность ученика

УУД

Оргмомент

СЛАЙД 1 МУЗЫКА

Приветствие.


Личностные

Настрой на успешную работу.

СЛАЙД 2

См. на доску. Слово «урок».

-Какие слова у вас ассоциируются с этим словом?



-Думаю, что наш урок принесёт всем нам всё, что вы назвали.

Удача

Успех

Улыбка

Участие

Уверенность

Удовлетворение

Коммуникативные

Актуализация знаний

СЛАЙД 3 МУЗЫКА

-На столах лежат высказывания великих людей. Выберите от группы одно ,которое можете объяснить…


Дети выбирают высказывание и объясняют:


Если человек хочет прийти к самому себе, его путь лежит через мир.

Виктор Франкл


Неудача-это просто возможность начать снова, но уже более мудро.

Генри Форд

Создаёт человека природа, но развивает и образует общество.

В.Г.Белинский

Случайность влияет на судьбу самым непосредственным образом.

?

Слепой случай меняет всё.

Вергилий

Чтобы увидеть, как изменяется мир, достаточно понять, что ты стал сам другим человеком.

Орхан Памук



Регулятивные

Личностные


- Сегодня мы будем разбирать рассказ Л.Н.Толстого «После бала». Как эти высказывания ,их смысл вы понимаете и относятся ли они к этому произведению?



Рассуждают

Корректирующие

Определение темы и цели урока

-Каковы же будут цели нашего урока? О чём мы будем говорить?

Каков будет план нашей работы?





-Проблемный вопрос?


Ставят цели урока. Узнать о приёме контраста в рассказе


1.История создания рассказа.

2.Сюжет рассказа.

3.Анализ ,выявить приёмы ,используемые автором.

3.Выявить авторскую мысль.

4Сделать выводы.

Определяют проблемный вопрос.( Что такое контраст? О чём хотел сказать Толстой в рассказе?



Рассказ «После бала» написан в …?

1903 г.


Постановка в трудную ситуацию

-Что стало «толчком» для написания рассказа?(См.учеб.стр.28).

-Каково было общественно-политич.обстановка в стране?

Находят информацию в учебнике, зачитывают.(40 –е годы 19 века, эпоха Николая 1-статья Толстого «Николай Палкин»)) +история с братом Толстого:Варвара Андреевна Корейш,дочь воинского начальника в Казани-Андрея Петровича Корейша.

Компетентностные

Познавательные


-Сюжет рассказа, несмотря на его краткость очень глубок своим смыслом.

-Какие приёмы помогли писателю раскрыть этот смысл в небольшом жанре «рассказ»?





Рассказ в рассказе,контраст

Регулятивные


-Давайте вспомним сюжет рассказа «После бала».

Передают сюжет рассказа

Развитие речи


_-Как строится рассказ? Какова его композиция?

Композиция рассказа

Регулятивные


-Почему рассказ носит такое название? Почему не просто «Бал»?


Корректирующие


-С чего начинается рассказ?

-Почему?

Реплика из диалога.

Создаёт иллюзию реальности.

Личностные

Выход из трудной ситуации

-Что мы узнаём о рассказчике?

Задание:

1гр-Кто он сейчас?


2 гр- Что узнаём о нём перед балом?


3 гр- Кто такая Варенька?

Работа по учебнику.

Компетентностные


Проверка 1группы.

-Почему «уважаемый всеми»?

-Что было предметом разговора между Ив.Вас. и его молодыми товарищами?

-Что утверждал Ив.Вас.?


Проверка 2 группы.

-Что же представлял собой Ив.Вас. в молодости ,перед балом?

-В кого влюблён Ив.Вас.?


Проверка 3 группы.
-Что представляла собой Варенька? На что обращает внимание Ив.Вас.?


Вывод!(Ив.Вас.-молодой дворянин…)

Ответ 1 группы







Ответ 2группы





Ответ 3 группы





Делают вывод

Личностные


-Почему он оказался на балу? У кого?

Итак, бал. Что же увидел Ив.Вас. на балу?


Задание:

1гр-интерьер,люди

2гр-Варенька,её отец

3 гр-Ив.Вас.

Отвечают






Выполняют задание(см.учебник-текст рассказа)



Проверка по группам.

-Какие чувства испытал Ив.Вас.на балу? Почему? Что делал на балу ?

-Какой момент на балу стал кульминационным?

-Что поразило героя и гостей бала в танце отца и дочери?

-Кого мы здесь больше видим- отца или офицера?

-С каким чувством Ив.Вас.покидает бал?

-Что происходит с ним дома?


Работа по тексту рассказа- Стр 35.(«обнимал мир любовью»)


Корректирующие

Личностные


После бала.

Задание:

1гр-Улицы, люди

2гр-Отец Вареньки, солдаты.

3гр-Ив. Вас.

-Обратите внимание на детали, выразительные средства

Цвет

А ля Николай 1

Встретился глазами

Заснул только к обеду( и то пьяным)

Развитие речи


Проверка ответов































Рефлексия

-Что происходит с героем? С каким чувством уходит домой?

Как помог приём контраста раскрыть идею автора?

-В какое время происходят события в рассказе –время года? Масленица.

-Прощёный день.

См.КАРМАН -веер«Масленица»

-Что повторял наказываемый?

-Что совершил полковник?

-Ваше отношение к тому, что произошло на плацу?

-Кому стало неудобно от этого?

-Как вы оцениваете поступок полковника?

-Как оценил действия полковника Ив.Вас.?

-Зачем рассказал историю?

-Как это случай изменил его жизнь?

-Что произошло в жизни Вареньки?

Жалеет ли Ив.Вас. о том, что они не вместе?

-См.иллюстр. к рассказу «После бала».Что за эпизоды изобразили художники?

-Как вы думаете ,выполнили мы с вами цели урока? Его план?

Давайте проверим.

Задание: на выбор-


Диаманта

Синквейн

Хайку

По рассказу и его героям.

Проверка.

Д/З-письменно ответить –Согласны ли вы с Ив.Вас., что случай может изменить жизнь?




Последний день Масленицы.(стр.36)


Называют дни Масленицы.


«Братцы, помилосердуйте!»


Дают ответы






















Выполняют задание








Делают выводы







ЗаписываютД/З

Компетентностные





Познавтельные






















Рефлексия


Оценивание работы самими обучающимися.

Самооценка,итоги

Самооценка


Попросим нашу работу оценить и гостей урока- синквейн по уроку, его настроению( вспомните слова на «У»




Проверка

Благодарит за работу.

















Самоанализ открытого урока литературы в 8 «а» кл по рассказу Л.Толстого «После бала»

Урок был дан в соответствии с рабочей программой .

Рассказ был прочитан обучающимися дома. Их задачей было- освоить содержание рассказа. На уроке были поставлены цели содежательностные и деятельностные, включающие образовательные, воспитательные и развивающие.Класс справился с их постановкой и планом работы.

Тип урока- урок «новых знаний»- познакомились и рассмотрели приём контраста и его роль в произведении. Используемые методы и приёмы- исследовательский/находили необходимую информацию/ ,критического мышления,др.

На уроке применялись различные способы мотивации- высказывания, настрой на урок, знакомство с новыми словами, приёмами, наглядность, прослушивание информации.

Использовались современные технологии: компьютерная.

Были использованы межпредметные связи- история/Эпоха Николая 1/

На уроке старались выдержать соответствие соотношений репродуктивных( чтение, пересказ, ответы на вопрос,)и исследовательских заданий(доказать утверждение, сравнить информацию)

Деятельность обучающихся была равнозначной с деятельностью учителя.

На занятии сочетались разных формы работы- групповая, фронтальная, индивидуальная.

Был организован самоконтроль за работой.



Задания использовались разной сложности.

Наглядная информация направлена была на мотивацию, на решение поставленных задач.

В соответствии с требованиями ФГОС на уроке совершенствовались УУД:

Регулятивные:

Учащиеся сам-но определяли цель,составляли план, действовали по плану, оценивали результаты.

Познавательные:

Извлекали информацию,её анализировали ,сравнивали.

Коммуникативные:

Чётко формировали свою позицию, способныбыли к пониманию других, выделяли информацию явную и подтекстную

Личностные:

Ориентировались в системе ценностей, выбирали правильную информацию, направления, способны были оценивать поступки ,находить мотивы совершённым поступкам.

Цели урока выполнены.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!