по окружающему миру
3 класс
Моря, озера и реки России
Выполнила: учитель нач. классов
МБОУ «Школа №29»
Пантелеева Татьяна Михайловна
г. Дзержинска
Тема урока: Моря, озера и реки России
Цель урока: Познакомить учащихся с морями, озерами и реками на территории России.
Задачи:
Сформировать представление о многообразии и местонахождении морей, озер и рек на территории России.
Развивать познавательную активность детей, работать над развитием речи.
Формировать умение работать по карте, анализировать, проводить обобщения, делать выводы.
Воспитывать бережное отношение к природе, любовь к родному краю.
Оборудование:
Планируемые результаты образования:
предметные: формировать представление о реках и озерах России.
метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий (УУД)):
регулятивные –понимать и сохранять учебную задачу;
уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя, проговаривать последовательность действий на уроке ;
планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей и вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок;
оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки;
проявление познавательной инициативы в учебном сотрудничестве.
познавательные – самостоятельно находить нужную информацию в материалах учебника, использовать знаково-символичные средства для решения различных задач,
решение проблемы, выдвижение гипотез и их обоснование;
добывать новые знания, находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;
осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации
коммуникативные – проявление познавательной инициативы в учебном сотрудничестве;
оформлять свои мысли в письменной форме ,участвовать в общей беседе;
соблюдать правила речевого поведения, высказывать и обосновывать свою точку зрения, строить небольшие монологические высказывания;
учиться работать в группе, формулировать собственное мнение и позицию.
личностные -положительное отношение к учению, к познавательной деятельности;
способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности;
ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Проверка домашнего задания
III. Сообщение темы и целей урока
-Добрый день, дорогие друзья!
Новой встрече очень рада я!
Сегодня нас ждут (наверно, не зря)
Озера, реки и моря
Запись на доске: «Моря, озера и реки России».
Чтобы о водах России знать,
Надо карту уметь читать,
Быть внимательным, уметь наблюдать,
И, конечно, рассуждать.
Вода – самое удивительное и полное тайн вещество. Наш организм в основном состоит из воды: она содержится в крови; с помощью воды из организма удаляются вредные вещества. Человек несколько дней может прожить без еды, но без воды не обойдется.
Ребята, сегодня на научно-исследовательском судне «Искатель» мы отправляемся в плавание. Нам предстоит узнать, какие на территории России находятся реки, озера, моря. А так же о том, по чему мы должны охранять воду нашей планеты.
И так, отправляемся в путешествие! Полный вперед! Есть полный вперед!
Путешествие по карте. Остановка №1
1. Отгадай загадку: «Не конь, а бежит, не лес, а шумит?» Остановка «Речная»
2. Исследовательская группа работает по словарю Ожегова (Река – постоянный водный поток значительных размеров с естественным течением по руслу от истока до устья.)
3. Работа в группах
Каждой группе даются карточки-«помогайки» следующего содержания:
I группа: ... - это самая крупная река Восточно-Европейской равнины. Еще есть на севере ..., на юге - ..., в центре - ... .
I I группа: Крупными реками Западно-Сибирской равнины являются ... и ... . Река ... имеет много притоков, одним из них является река ... . ... берет свое начало в Саянах. Притоков с Западно-Сибирской равнины ... не имеет. Обе реки впадают в ... .
III группа: Крупные реки Средне-Сибирского плоскогорья - ... и ..., еще приток Енисея .... Река ... имеет ... количество притоков. На севере текут реки ... и ... . Реки ..., ... и ... несут свои воды в ... океан, а ... - в ... море.
- Наш волшебный «автомобиль» познакомит нас с реками. Первую группу он прокатит по Восточно-Европейской равнине, вторую - по Западно-Сибирской, а третью - по Средне-Сибирскому плоскогорью. Ваша задача: после путешествия по рекам познакомить одноклассников с самыми крупными реками. Первая группа показывает на карте и называет: «Волга - это самая крупная река Восточно-Европейской равнины. Еще есть на севере Северная Двина и Печора, на юге - Дон и Урал, в центре - Кама и Ока».
Вторая группа знакомит с реками: «Крупными реками Западно-Сибирской равнины являются Обь и Енисей. Река Обь имеет много притоков, одним из них является река Иртыш. Енисей берет свое начало в Саянах. Притоков с Западно-Сибирской равнины Енисей не имеет. Обе реки впадают в Карское море».
Третья группа знакомит с реками Средне-Сибирского плоскогорья: «Крупные реки Средне-Сибирского плоскогорья - Лена и Амур, еще приток Енисея Ангара. Река Лена имеет наибольшее количество притоков. На севере текут реки Индигарка и Колыма. Реки Лена, Индигарка и Колыма несут свои воды в Северный Ледовитый океан, а Амур - в Охотское море».
4. Сообщение ученика:
Реки дают нам воду для питья и полива, служат водными дорогами, дают нам электроэнергию и песок, служат местами отдыха, но человек пока не разумно использует реки: загрязняет их, уродует дно и берега, реки мелеют и исчезают. Человек должен научиться разумно, использовать реки.
Остановка №2.
1. В отличие от реки, этот водоем округлой или продолговатой формы, но вода в этом водоеме не течет; нет истока, устья, правого и левого берегов. (Это озеро).
2. Работа по Ожегову (озеро — замкнутый в берегах большой, естественный водоем.)
3. Работа с плакатом.
Озеро — это большое природное углубление (замкнутый водоем) заполненное водой.
— Каково отличие озера от реки? (Округлая форма, вода там не течет, т.к. озеро — замкнутый водоем, поэтому нет берегов правых и левых, истока и устья. Но вода у них пресная).
4. Сообщение ученика.
В нашей стране есть много озер, некоторые из них такие огромные, что их называют морями. Например, Байкал в песне называют морем — «славное море, священный Байкал». И не зря — глубина Байкала — 1640 метров. Очень красивы озера Ладожское и Онежское. В народе их с любовью называют Ладога и Онега. Во многие озера впадают реки, поэтому вода в них как и в реках пресная. Есть озера с соленой водой, такие как Аральское, Каспийское, они такие большие, что их называют морями. Интересно озеро Балхаш, в нем в западной части вода пресная, т.к. в него впадает река или, а в восточной части озера вода соленая, туда не впадает река.
5. Работа в группах:
1 -я группа: схема озера (Что это такое? Доказать.);
2-я группа: схема реки (аналогично) ;
3-я группа: работа у карты;
4-я группа: работа у карты.
Физкультминутка
Игра «Море волнуется».
Море волнуется раз,
Море волнуется два,
Море волнуется три,
Морская фигура - замри!
Остановка №3
1. Этот водоем больше, чем озеро. В нем соленая вода.(Море.)
2. Работа по Ожегову. (Море — часть океана, большое водное пространство с горько-соленой водой.)
3. Показ картин.
Моря — огромные водоемы с соленой водой. Берега России омывают 13 морей: Балтийское, Белое, Баренцево, Карское, Лаптевых, Восточно-Сибирское, Чукотское, Берингово, Охотское, Японское. Многие моря являются частью океана.
4. Сообщение ученика.
Моря богаты растительным и животным миром. Моря дают человеку продукты питания, лекарства, служат водными дорогами, их берега — прекрасное место отдыха. Берега России омывают 13 морей.
Остановка № 4
1. Ими заняты на земле огромные пространства. По нему можно плыть много дней, на большом корабле, не видя берегов. (Океан)
2. Работа по Ожегову (Океан – весь водный покров земли окружающий материки (большое пространство суши, омываемое морями и океанами) и острова).
3. Нам предстоит выяснить вопрос: какие моря к какому океану относятся? Обратимся к карте полушарий. Какие океаны омывают материк Евразия? На востоке? (Тихий океан.)
- На севере? (Северный Ледовитый океан.)
- На западе? (Атлантический океан.)
- Какие моря относятся к Тихому океану? (Охотское море, Японское море, Берингово море.)
- Перечислите моря Северного Ледовитого океана. (Белое море, Баренцево море, Карское море, море Лаптевых, Восточно-Сибирское море, Чукотское море.)
- А какие моря относятся к Атлантическому океану? (Балтийское море, Черное море)
- Совершенно верно, это моря Атлантического океана, которые глубоко вдались в сушу.
Показ слайдов или фотографий «Моря Северного Ледовитого океана» (покрытые льдом), «Моря Тихого океана» (ветры и туманы), «Моря Атлантического океана» (пляжи).
- Что вы можете сказать о морях Тихого, Атлантического и Северного Ледовитого океанов? (Моря Северного Ледовитого океана холодные, они покрываются льдами. А на морях Тихого океана дуют ветры и туманы. О Балтийском море не скажешь, что оно очень теплое, но в нем купаются. А Черное море теплое, это место отдыха)
- Что вы можете сказать о воде в морях? (Вода в морях соленая)
- Да, вода в морях соленая, непригодная для питья. А все же хорошо путешествовать по морям, по волнам. Сколько же морей омывает российские берега? (11 морей.)
IV. Закрепление изученного материала
Групповая работа
- Заполните контурную карту.
Каждая группа получает контурную карту России и задания. Задания выполняются по очереди, но каждый раз на другой карте, например:
I группа подписывает названия морей;
II группа подписывает названия рек;
III группа подписывает названия озер.
Потом они меняются картами и заданиями, а потом меняются еще раз, чтобы в итоге на всех трех картах были подписаны моря, реки и озера, и каждая группа поработала над каждым заданием.
Игра «Капитаны»
- Проложите морской путь из Мурманска на остров Сахалин в Охотском море.
Дети играют в парах, ведут записи в тетрадях.
V. Подведение итогов работы
Разложите рыбку в ведра: красное и зеленое. Красное ведро означает, что вы не достигли поставленных целей, не узнали ничего нового. Зеленое ведро означает, что вы хорошо работали на уроке, узнали много нового и интересного.
Выставление оценок.
Домашнее задание