СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок по окружающему миру "Моря, озера и реки России".

Нажмите, чтобы узнать подробности

Сформировать представление о  многообразии и местонахождении морей, озер и рек на территории России. Формировать умение работать по карте, анализировать, проводить обобщения, делать выводы.

Просмотр содержимого документа
«Урок по окружающему миру "Моря, озера и реки России".»













по окружающему миру

3 класс

Моря, озера и реки России













Выполнила: учитель нач. классов

МБОУ «Школа №29»

Пантелеева Татьяна Михайловна












г. Дзержинска



Тема урока: Моря, озера и реки России

Цель урока: Познакомить учащихся с морями, озерами и реками на территории России.

Задачи: 

  • Сформировать представление о  многообразии и местонахождении морей, озер и рек на территории России.

  • Развивать познавательную активность детей, работать над развитием речи.

  • Формировать умение работать по карте, анализировать, проводить обобщения, делать выводы.

  • Воспитывать бережное отношение к природе, любовь к родному краю.

Оборудование:

  • медиапроектор;

  • экран;

  • презентация;

  • учебник, рабочая тетрадь;

  • Физическая карта России;

  • Карта полушарий;

  • Географический атлас;

  • карточки индивидуальных заданий;

  • словарь Ожегова.

Планируемые результаты образования:

предметные: формировать представление о реках и озерах России.

метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий (УУД)):

регулятивные –понимать и сохранять учебную задачу;

уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя, проговаривать последовательность действий на уроке ;

планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей и вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; 

оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки;

проявление познавательной инициативы в учебном сотрудничестве.

познавательные – самостоятельно находить нужную информацию в материалах учебника, использовать знаково-символичные средства для решения различных задач,

решение проблемы, выдвижение гипотез и их обоснование;

добывать новые знания, находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;

осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации

коммуникативные – проявление познавательной инициативы в учебном сотрудничестве;

оформлять свои мысли в письменной форме ,участвовать в общей беседе;

соблюдать правила речевого поведения, высказывать и обосновывать свою точку зрения, строить небольшие монологические высказывания;

учиться работать в группе, формулировать собственное мнение и позицию.

личностные -положительное отношение к учению, к познавательной деятельности;

способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности;

ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Проверка домашнего задания

III. Сообщение темы и целей урока

-Добрый день, дорогие друзья!

Новой встрече очень рада я!

Сегодня нас ждут (наверно, не зря)

Озера, реки и моря

Запись на доске: «Моря, озера и реки России».

Чтобы о водах России знать,

Надо карту уметь читать,

Быть внимательным, уметь наблюдать,

И, конечно, рассуждать.

Вода – самое удивительное и полное тайн вещество. Наш организм в основном состоит из воды: она содержится в крови; с помощью воды из организма удаляются вредные вещества. Человек несколько дней может прожить без еды, но без воды не обойдется.

Ребята, сегодня на научно-исследовательском судне «Искатель» мы отправляемся в плавание. Нам предстоит узнать, какие на территории России находятся реки, озера, моря. А так же о том, по чему мы должны охранять воду нашей планеты.

И так, отправляемся в путешествие! Полный вперед! Есть полный вперед!

Путешествие по карте. Остановка №1

1. Отгадай загадку: «Не конь, а бежит, не лес, а шумит?» Остановка «Речная»

2. Исследовательская группа работает по словарю Ожегова (Река – постоянный водный поток значительных размеров с естественным течением по руслу от истока до устья.)

3. Работа в группах

Каждой группе даются карточки-«помогайки» следующего со­держания:

I группа: ... - это самая крупная река Восточно-Европейской рав­нины. Еще есть на севере ..., на юге - ..., в центре - ... .

I I группа: Крупными реками Западно-Сибирской равнины явля­ются ... и ... . Река ... имеет много притоков, одним из них является река ... . ... берет свое начало в Саянах. Притоков с Западно-Сибирской равнины ... не имеет. Обе реки впадают в ... .

III группа: Крупные реки Средне-Сибирского плоскогорья - ... и ..., еще приток Енисея .... Река ... имеет ... количество притоков. На севере текут реки ... и ... . Реки ..., ... и ... несут свои воды в ... океан, а ... - в ... море.

- Наш волшебный «автомобиль» познакомит нас с реками. Пер­вую группу он прокатит по Восточно-Европейской равнине, вто­рую - по Западно-Сибирской, а третью - по Средне-Сибирскому плоскогорью. Ваша задача: после путешествия по рекам позна­комить одноклассников с самыми крупными реками. Первая группа показывает на карте и называет: «Волга - это са­мая крупная река Восточно-Европейской равнины. Еще есть на се­вере Северная Двина и Печора, на юге - Дон и Урал, в центре - Ка­ма и Ока».

Вторая группа знакомит с реками: «Крупными реками Западно-Сибирской равнины являются Обь и Енисей. Река Обь имеет много притоков, одним из них является река Иртыш. Енисей берет свое начало в Саянах. Притоков с Западно-Сибирской равнины Енисей не имеет. Обе реки впадают в Карское море».

Третья группа знакомит с реками Средне-Сибирского плоского­рья: «Крупные реки Средне-Сибирского плоскогорья - Лена и Амур, еще приток Енисея Ангара. Река Лена имеет наибольшее количество притоков. На севере текут реки Индигарка и Колыма. Реки Лена, Индигарка и Колыма несут свои воды в Северный Ледовитый океан, а Амур - в Охотское море».

4. Сообщение ученика:

Реки дают нам воду для питья и полива, служат водными дорогами, дают нам электроэнергию и песок, служат местами отдыха, но человек пока не разумно использует реки: загрязняет их, уродует дно и берега, реки мелеют и исчезают. Человек должен научиться разумно, использовать реки.


Остановка №2.


1. В отличие от реки, этот водоем округлой или продолговатой формы, но вода в этом водоеме не течет; нет истока, устья, правого и левого бере­гов. (Это озеро).

2. Работа по Ожегову (озеро — замкнутый в берегах большой, естествен­ный водоем.)

3. Работа с плакатом.

Озеро — это большое природное углубление (замкнутый водоем) за­полненное водой.

— Каково отличие озера от реки? (Округлая форма, вода там не течет, т.к. озеро — замкнутый водоем, поэтому нет берегов правых и левых, истока и устья. Но вода у них пресная).

4. Сообщение ученика.

В нашей стране есть много озер, некоторые из них такие огромные, что их называют морями. Например, Байкал в песне называют морем — «слав­ное море, священный Байкал». И не зря — глубина Байкала — 1640 метров. Очень красивы озера Ладожское и Онежское. В народе их с любовью назы­вают Ладога и Онега. Во многие озера впадают реки, поэтому вода в них как и в реках пресная. Есть озера с соленой водой, такие как Аральское, Кас­пийское, они такие большие, что их называют морями. Интересно озеро Балхаш, в нем в западной части вода пресная, т.к. в него впадает река или, а в восточной части озера вода соленая, туда не впадает река.

5. Работа в группах:

1 -я группа: схема озера (Что это такое? Доказать.);

2-я группа: схема реки (аналогично) ;

3-я группа: работа у карты;

4-я группа: работа у карты.


Физкультминутка


Игра «Море волнуется».

Море волнуется раз,

Море волнуется два,

Море волнуется три,

Морская фигура - замри!


Остановка №3


1. Этот водоем больше, чем озеро. В нем соленая вода.(Море.)

2. Работа по Ожегову. (Море — часть океана, большое водное пространс­тво с горько-соленой водой.)

3. Показ картин.

Моря — огромные водоемы с соленой водой. Берега России омывают 13 морей: Балтийское, Белое, Баренцево, Карское, Лаптевых, Восточно-Сибирское, Чукотское, Берингово, Охотское, Японское. Многие моря яв­ляются частью океана.

4. Сообщение ученика.

Моря богаты растительным и животным миром. Моря дают человеку продукты питания, лекарства, служат водными дорогами, их берега — прекрасное место отдыха. Берега России омывают 13 морей.



Остановка № 4


1. Ими заняты на земле огромные пространства. По нему можно плыть много дней, на большом корабле, не видя берегов. (Океан)

2. Работа по Ожегову (Океан – весь водный покров земли окружающий материки (большое пространство суши, омываемое морями и океанами) и острова).

3. Нам предстоит выяснить вопрос: какие моря к какому океану относятся? Обратимся к карте полушарий. Какие океаны омы­вают материк Евразия? На востоке? (Тихий океан.)

- На севере? (Северный Ледовитый океан.)

- На западе? (Атлантический океан.)

- Какие моря относятся к Тихому океану? (Охотское море, Японское море, Берингово море.)

- Перечислите моря Северного Ледовитого океана. (Белое море, Баренцево море, Карское море, море Лаптевых, Восточно-Сибирское море, Чукотское море.)

- А какие моря относятся к Атлантическому океану? (Балтий­ское море, Черное море)

- Совершенно верно, это моря Атлантического океана, которые глубоко вдались в сушу.

Показ слайдов или фотографий «Моря Северного Ледовитого океана» (покрытые льдом), «Моря Тихого океана» (ветры и туманы), «Моря Атлантического океана» (пляжи).

- Что вы можете сказать о морях Тихого, Атлантического и Се­верного Ледовитого океанов? (Моря Северного Ледовитого океана холодные, они покрываются льдами. А на морях Тихого океана дуют ветры и туманы. О Балтийском море не ска­жешь, что оно очень теплое, но в нем купаются. А Черное море теплое, это место отдыха)

- Что вы можете сказать о воде в морях? (Вода в морях соленая)

- Да, вода в морях соленая, непригодная для питья. А все же хо­рошо путешествовать по морям, по волнам. Сколько же морей омывает российские берега? (11 морей.)

IV. Закрепление изученного материала

Групповая работа

- Заполните контурную карту.

Каждая группа получает контурную карту России и задания. За­дания выполняются по очереди, но каждый раз на другой карте, на­пример:

I группа подписывает названия морей;

II группа подписывает названия рек;

III группа подписывает названия озер.

Потом они меняются картами и заданиями, а потом меняются еще раз, чтобы в итоге на всех трех картах были подписаны моря, реки и озера, и каждая группа поработала над каждым заданием.

Игра «Капитаны»

- Проложите морской путь из Мурманска на остров Сахалин в Охотском море.

Дети играют в парах, ведут записи в тетрадях.


V. Подведение итогов работы

Разложите рыбку в ведра: красное и зеленое. Красное ведро означает, что вы не достигли поставленных целей, не узнали ничего нового. Зеленое ведро означает, что вы хорошо работали на уроке, узнали много нового и интересного.

Выставление оценок.

Домашнее задание


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!