Разработка урока
по предмету «Окружающий мир»
4 класс
«Страна городов»
Выполнила: учитель нач. классов
МБОУ «Школа №29»
Пантелеева Татьяна Михайловна
г. Дзержинск
Тема урока: Страна городов
Цель: формирование универсальных учебных действий учащихся 4 класса в предметной области окружающий мир по теме «Страна городов» через включение учащихся в технологию проектной деятельности.
Учебные задачи, направленные на достижение личностных результатов обучения:
формирование интереса к учебному материалу;
развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
формирование уважительного отношения к иной точке зрения, к иному мнению;
воспитание нравственных качеств личности: сопереживание, доброты, трудолюбия, целеустремлённости, терпения.
Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения:
формирование умения принимать и сохранять цель и учебные задачи урока; планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленными задачами урока;
формирование готовности слушать собеседника и вести диалог, готовности признавать разные точки зрения и право каждого иметь свою;
развитие операций мышления: анализа, синтеза, сравнения для решения проблемных ситуаций;
формирование умений работать в группах в режиме интерактивного обучения.
Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов обучения:
выяснить, где и каким образом строились города в древней Руси; дать первоначальное представление об истории образования Киева и Новгорода;
развивать умение работать по карте, обобщать и делать выводы;
воспитывать любовь к истории.
развивать устную речь, мышление, расширять кругозор;
прививать интерес к истории Отечества.
Оборудование урока: учебник, рабочая тетрадь, карточки с названиями, деревянная полочка, ларец, береста, короб, карточки с заданиями, подставка для книги.
Мотивация к учебной деятельности
Сегодня мы прибываем к острову «Истории»
Высока высота поднебесная,
Глубока глубина океан – моря,
Широко раздолье по всей земле –
Глубоки омуты
днепровские
Темны леса брянские,
Черны грязи смоленские,
Быстры – светлы
реки русские…
События, о которых рассказывается в былинах, происходили в Древнерусском государстве.
II. Актуализация знаний, формулировка темы.
Много в то время было городов. Мы посещаем мыс «Древнерусские города».
Команда первого и третьего корабля определяют маршрут: название городов узнают при отгадывании кроссвордов.
Команда второго корабля напомнит нам материал прошлого путешествия и составит синквей к слову город.
Как было организовано управление в Древней Руси?
Каковы заслуги князя Владимира?
В чём значение принятия Русью христианства?
- Молодцы, вы верно разгадали кроссворды. Сегодня речь пойдёт о городах Древней Руси Киеве и Новгороде.
III. Первичное усвоение знаний
Чтобы начать наш разговор о городах, надо узнать, как появились города. Мы уже знаем, как жили древние славяне, как выглядели их жилища, какими были поселки славян-землепашцев. У славян по-прежнему было много врагов, и для защиты от них они стали строить крепости.
Давайте откроем ларец и лучше узнаем жизнь древних славян.
Слово учителя:
Чтобы начать наш разговор о городах, надо узнать, как появились города. Мы уже знаем, как жили древние славяне, как выглядели их жилища, какими были поселки славян-землепашцев. У славян по-прежнему было много врагов, и для защиты от них они стали строить крепости.
Учитель: Как появились города?
Здравствуйте, люди добрые! Куда путь держите? Что хотите повидать, что хотите вы узнать?
Прежде всего, мы выбирали подходящее место для крепости, где сама природа помогала бы защищаться от врагов. Таким место обычно был высокий берег у крутого изгиба реки: если нагрянут враги, их можно будет увидеть издалека. Кроме того, река с трех сторон надежно защищала крепость. Со стороны, не защищенной рекой, выкапывали ров (широкую и глубокую канаву), заполняли его водой. Получался рукотворный остров. На нем и строили мы свои дома. Вокруг поселения насыпали высокий земляной вал, а на валу ставили крепкую ограду из плотно прилегающих друг к другу заостренных дубовых бревен.
Хорошо защищенную крепость врагам взять было очень трудно. Для друзей же через ров перекидывался мост, который в случае опасности можно было легко и быстро поднять.
Учитель: Такие поселки-крепости со временем стали называться городами - от слов «городить», «огораживать». В городах жили князья со своими дружинниками (воинами), купцы, ремесленники.
Купец - богатый торговец, владелец торгового предприятия.
Ремесленник - человек, который занимается, владеет профессиональным ремеслом.
А теперь рассмотрим схемы этих городов. На стр. 47 - Древний Киев.
(Древний Киев в Х веке занимал небольшое пространство. Весь город был окружен крепкими бревенчаты стенами. Попасть в город можно было только через Софийские ворота. В городе были построены церкви, каменные дворцы. Значительно изменился город в XI веке. Занимаемся им площадь увеличилась в несколько раз. В центре города бы воздвигнут Софийский собор, построено еще несколько церквей и каменных дворцов. Войти в город теперь можно был: через золотые ворота и Львовские ворота.)
(Ларец) Приход летописец.
Мы называли Киев времен Ярослава «украшением Востока». Ведь именно в это время на месте последней битвы с печенегами был построен Софийский собор, и каменные стены вокруг Киева, и знаменитые Золотые ворота. Софийский собор в Киеве - памятник древнерусского зодчества главное церковное и общественное здание Древнерусского государства. Заложен в 1037 году. 13-купольный кирпично-каменный храм в XI веке был украшен величественными мозаиками и фресками. С 1934 г. является музеем-заповедником В настоящее время передан Русской Православной церкви.
Прочитайте текст на стр. 46-48.
Какие великолепные сооружения украшали Киев? (Золотые ворота, Софийский собор.)
При каком князе «расцвел» Киев? (При князе Ярославе.)
Физкультминутка
Применение нового материала
- А теперь рассмотрим схему Древнего Новгорода.
- Что вы можете рассказать об этом городе?
Ответ ученика:
Древний Новгород расположился на берегах реки Волхов. Со всех сторон город был окружен земляным валом и реками Тарасовец и Гзень. Добраться к городу можно было только водным путем. Весь город был как бы разделен речкой Волхов на две стороны: софийская сторона и торговая сторона. На софийской стороне были расположены монастыри: Никольский, Зверин, Духов и Кремль. Кремль был обнесен крепостными стенами и рвом с водой. А на торговой стороне располагались торговая площадь и Павлов монастырь. Постепенно город расширялся.
Работа по учебнику:
(Ларец)
Здравствуйте, люди добрые! На долго ли к нам пожаловали? Наш Новгород богат и боярами, и купцами, и ремесленниками. А народ новгородский ко всякому делу привычный. Славится он мастерством ремесленников: оружейников, ювелиров, камнерезов, кожевников.
Дети наши забавляются глиняными игрушками – свистульками, а модницы щеголяют в золотых и серебряных украшениях, носят бусы, перстни, браслеты из янтаря, цветного стекла.
(продолжение чтения текста)
Где расположен город Новгород? (На реке Волхов у Ильмень-озера, на оживленном торговом пути.)
Какие мастера-ремесленники жили в Новгороде? (Оружейники, ювелиры, камнерезы, кожевники.)
Кто управлял городом? (Городом управляли посадники, которых выбирали из знатных бояр на вече.)
Что обнаружили археологи во время раскопок одной из древних улиц Новгорода? (Они обнаружили 28 «этажей» сосновых мостовых. Их настилали сХпо XV век - 500 лет.)
Какое открытие для археологов стало выдающимся? (Берестяные грамоты.)
В конце XII века в Новгороде, который и сейчас стоит на берегах пеки Волхов, жил мальчик. Звали его Онфим. Учился он писать и считать, любил рисовать - зверей, воинов, всадников. Обычный мальчик. Только с тех пор, как он учился, прошло 800 лет, и его «тетрадки» нашли археологи. А «тетрадки» на наши совсем не похожи! Это кусочки бересты - березовой коры. Бумага и пергамент (специально обработанная кожа) были в те времена очень дороги, поэтому на них писали только в очень серьезных случаях. А березо-зой коры было сколько угодно, и любой мог взять костяную или металлическую заостренную палочку - писало - и на кусочке бересты написать все, что душе угодно.
Онфим, например, выписывал азбуку, списывал образцы деловых писем, а заодно нарисовал себя - всадника, поражающего зверя, и подписал: «Онфим».
Рассказ Онфима о своей жизни.
А «тетрадки» у нас совсем другие! Это кусочки бересты - березовой коры. Бумага и пергамент (специально обработанная кожа) в наши времена очень дорогие, поэтому на них мы пишем только в очень серьезных случаях. А березовой коры сколько угодно, и любой может взять костяную или металлическую заостренную палочку - писало - и на кусочке бересты написать все, что душе угодно.
Я выписал азбуку, списал образцы деловых писем, а заодно нарисовал себя - всадника, поражающего зверя, и подписался: «Онфим».
Учитель
Исписанные кусочки бересты, которые археологи находят в Новгороде, называют берестяными грамотами. Найдено их уже несколько сотен. Это денежные документы, деловые и личные письма, просьбы и приказания, есть даже записочка, где юноша просит девушку выйти за него замуж.
Для чего же ученые ищут берестяные грамоты?
Для того, чтобы как можно больше узнать о прошлом нашего народа, о важных событиях того времени, чтобы узнать имена, дела и думы людей далё кого прошлого.
VI. Итог урока. Рефлексия учебной деятельности.
Какими были первые города? (Это были поселки-крепости окруженные крепкими бревенчатыми стенами и глубокими и широкими рвами. Такие огороженные поселки были надёжными убежищами.}
Как назывался центр древнего русского города? (Центр города был обычно укреплен и назывался кремлем.)
Что располагалось внутри кремля? (Внутри кремля располагались княжеский дворец и дома знати, возвышалась главная городская церковь.)
Кто жил за пределами кремля? (За пределами кремля жили ремесленники, торговцы и другой городской люд.)
Назовите сооружения, которые были воздвигнуты при Ярославе. (Золотые ворота, Софийский собор, деревянные терема, золотые купона храмов, каменные дворцы}
Кто жил в Новгороде? (Бояре, купцы, ремесленники.}
Какие мастера-ремесленники жили в Новгороде? (Оружейники, ювелиры, камнерезы, кожевники.}
Кто управлял городом? (Городом управляли посадники, которых выбирали из знатных бояр на вече.)
Какое открытие сделали археологи? (Древние новгородцы писали на бересте.)
Чем писали на бересте? (Буквы выцарапывали специальными
заостренными палочками - писалами.)
VII. Домашнее задание
Стр. 53: выполнить задание 2 раздела «Задания и вопросы»
(а -1 вариант, б - II вариант).
Приложение
Горожанин Здравствуйте, люди добрые! Куда путь держите? Что хотите повидать, что хотите вы узнать?
Прежде всего, мы выбирали подходящее место для крепости, где сама природа помогала бы защищаться от врагов. Таким место обычно был высокий берег у крутого изгиба реки: если нагрянут враги, их можно будет увидеть издалека. Кроме того, река с трех сторон надежно защищала крепость. Со стороны, не защищенной рекой, выкапывали ров (широкую и глубокую канаву), заполняли его водой. Получался рукотворный остров. На нем и строили мы свои дома. Вокруг поселения насыпали высокий земляной вал, а на валу ставили крепкую ограду из плотно прилегающих друг к другу заостренных дубовых бревен.
Хорошо защищенную крепость врагам взять было очень трудно. Для друзей же через ров перекидывался мост, который в случае опасности можно было легко и быстро поднять.
Ученик (Древний Киев в Х веке занимал небольшое пространство. Весь город был окружен крепкими бревенчаты стенами. Попасть в город можно было только через Софийские ворота. В городе были построены церкви, каменные дворцы. Значительно изменился город в XI веке. Занимаемся им площадь увеличилась в несколько раз. В центре города бы воздвигнут Софийский собор, построено еще несколько церквей и каменных дворцов. Войти в город теперь можно был: через золотые ворота и Львовские ворота.)
Летописец Мы называли Киев времен Ярослава «украшением Востока». Ведь именно в это время на месте последней битвы с печенегами был построен Софийский собор, и каменные стены вокруг Киева, и знаменитые Золотые ворота. Софийский собор в Киеве - памятник древнерусского зодчества главное церковное и общественное здание Древнерусского государства. Заложен в 1037 году. 13-купольный кирпично-каменный храм в XI веке был украшен величественными мозаиками и фресками. С 1934 г. является музеем-заповедником В настоящее время передан Русской Православной церкви.
Ученик Древний Новгород расположился на берегах реки Волхов. Со всех сторон город был окружен земляным валом и реками Тарасовец и Гзень. Добраться к городу можно было только водным путем. Весь город был как бы разделен речкой Волхов на две стороны: софийская сторона и торговая сторона. На софийской стороне были расположены монастыри: Никольский, Зверин, Духов и Кремль. Кремль был обнесен крепостными стенами и рвом с водой. А на торговой стороне располагались торговая площадь и Павлов монастырь. Постепенно город расширялся.
Торговец Здравствуйте, люди добрые! На долго ли к нам пожаловали? Наш Новгород богат и боярами, и купцами, и ремесленниками. А народ новгородский ко всякому делу привычный. Славится он мастерством ремесленников: оружейников, ювелиров, камнерезов, кожевников.
Дети наши забавляются глиняными игрушками – свистульками, а модницы щеголяют в золотых и серебряных украшениях, носят бусы, перстни, браслеты из янтаря, цветного стекла.
Онфим А «тетрадки» у нас совсем другие! Это кусочки бересты - березовой коры. Бумага и пергамент (специально обработанная кожа) в наши времена очень дорогие, поэтому на них мы пишем только в очень серьезных случаях. А березовой коры сколько угодно, и любой может взять костяную или металлическую заостренную палочку - писало - и на кусочке бересты написать все, что душе угодно.
Я выписал азбуку, списал образцы деловых писем, а заодно нарисовал себя - всадника, поражающего зверя, и подписался: «Онфим».