СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок по окружающему миру "Страна городов".

Нажмите, чтобы узнать подробности

Формирование универсальных учебных действий учащихся 4  класса в предметной области окружающий мир по теме «Страна городов» через включение учащихся в технологию проектной деятельности.

Просмотр содержимого документа
«Урок по окружающему миру "Страна городов".»






Разработка урока

по предмету «Окружающий мир»

4 класс





«Страна городов»











Выполнила: учитель нач. классов

МБОУ «Школа №29»

Пантелеева Татьяна Михайловна













г. Дзержинск

Тема урока: Страна городов

Цель: формирование универсальных учебных действий учащихся 4  класса в предметной области окружающий мир по теме «Страна городов» через включение учащихся в технологию проектной деятельности.

Учебные задачи, направленные на достижение личностных результатов обучения:

  • формирование интереса  к учебному материалу;

  • развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;

  • формирование уважительного отношения к иной точке зрения, к иному мнению;

  • воспитание нравственных качеств личности: сопереживание, доброты,  трудолюбия, целеустремлённости, терпения.

Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения:

  • формирование умения принимать и сохранять цель и учебные задачи урока; планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленными задачами урока;

  • формирование готовности слушать собеседника и вести диалог, готовности признавать разные точки зрения и право каждого иметь свою;

  • развитие операций мышления: анализа, синтеза, сравнения для решения проблемных ситуаций;

  • формирование умений работать в группах в режиме интерактивного обучения.

Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов обучения:

выяснить, где и каким образом строились города в древней Руси; дать  первоначальное представление об истории образования Киева и Новгорода;

  • развивать умение работать по карте, обобщать и делать выводы;

  • воспитывать  любовь к истории.

  • развивать устную речь, мышление, расширять кругозор;

  • прививать интерес к истории Отечества.

Оборудование урока: учебник, рабочая тетрадь, карточки с названиями, деревянная полочка, ларец, береста, короб, карточки с заданиями, подставка для книги.


    1. Мотивация к учебной деятельности

Сегодня мы прибываем к острову «Истории»

Высока высота поднебесная,

Глубока глубина океан – моря,

Широко раздолье по всей земле –

Глубоки омуты

днепровские


Темны леса брянские,

Черны грязи смоленские,

Быстры – светлы

реки русские…

События, о которых рассказывается в былинах, происходили в Древнерусском государстве.


II. Актуализация знаний, формулировка темы.

Много в то время было городов. Мы посещаем мыс «Древнерусские города».

Команда первого и третьего корабля определяют маршрут: название городов узнают при отгадывании кроссвордов.

Команда второго корабля напомнит нам материал прошлого путешествия и составит синквей к слову город.

  1. Как было организовано управление в Древней Руси?

  2. Каковы заслуги князя Владимира?

  3. В чём значение принятия Русью христианства?

- Молодцы, вы верно разгадали кроссворды. Сегодня речь пойдёт о городах Древней Руси Киеве и Новгороде.

III. Первичное усвоение знаний

Чтобы начать наш разговор о городах, надо узнать, как появились города. Мы уже знаем, как жили древние славяне, как выглядели их жилища, какими были поселки славян-землепашцев. У славян по-прежнему было много врагов, и для защиты от них они стали стро­ить крепости.

Давайте откроем ларец и лучше узнаем жизнь древних славян.

Слово учителя:

Чтобы начать наш разговор о городах, надо узнать, как появились города. Мы уже знаем, как жили древние славяне, как выглядели их жилища, какими были поселки славян-землепашцев. У славян по-прежнему было много врагов, и для защиты от них они стали стро­ить крепости.

Учитель: Как появились города?

Здравствуйте, люди добрые! Куда путь держите? Что хотите повидать, что хотите вы узнать?

Прежде всего, мы выбирали подходящее место для крепо­сти, где сама природа помогала бы защищаться от врагов. Таким ме­сто обычно был высокий берег у крутого изгиба реки: если нагрянут враги, их можно будет увидеть издалека. Кроме того, река с трех сторон надежно защищала крепость. Со стороны, не защищенной рекой, выкапывали ров (широкую и глубокую канаву), заполняли его водой. Получался рукотворный остров. На нем и строили мы свои дома. Вокруг поселения насыпали высокий земляной вал, а на валу ставили крепкую ограду из плотно прилегающих друг к дру­гу заостренных дубовых бревен.

Хорошо защищенную крепость врагам взять было очень трудно. Для друзей же через ров перекидывался мост, который в случае опасности можно было легко и быстро поднять.

Учитель: Такие поселки-крепости со временем стали называться городами - от слов «городить», «огораживать». В городах жили князья со своими дружинниками (воинами), купцы, ремесленники.

Купец - богатый торговец, владелец торгового предприятия.

Ремесленник - человек, который занимается, владеет профессиональным ремеслом.

  • Найдите на карте (на стр. 41) города Киев и Новгород. Что вы можете о них рассказать? (Эти города стоят на реке Днепр: Киев расположен ближе к Черному морю, а Новгород к Балтийскому морю.)

А теперь рассмотрим схемы этих городов. На стр. 47 - Древний Киев.

(Древний Киев в Х веке занимал небольшое пространство. Весь город был окружен крепкими бревенчаты стенами. Попасть в город можно было только через Софий­ские ворота. В городе были построены церкви, каменные дворцы. Значительно изменился город в XI веке. Занимаемся им площадь увеличилась в несколько раз. В центре города бы воздвигнут Софийский собор, построено еще несколько церквей и каменных дворцов. Войти в город теперь можно был: через золотые ворота и Львовские ворота.)

(Ларец) Приход летописец.

  • Мы называли Киев времен Ярослава «украшением Востока». Ведь именно в это время на месте последней битвы с печенегами был построен Софийский собор, и каменные стены вокруг Киева, и знаменитые Золотые ворота. Софийский собор в Киеве - памятник древнерусского зодчества главное церковное и общественное здание Древнерусского государства. Заложен в 1037 году. 13-купольный кирпично-каменный храм в XI веке был украшен величественными мо­заиками и фресками. С 1934 г. является музеем-заповедником В настоящее время передан Русской Православной церкви.

  • Прочитайте текст на стр. 46-48.

  • Какие великолепные сооружения украшали Киев? (Золотые ворота, Софийский собор.)

  • При каком князе «расцвел» Киев? (При князе Ярославе.)

  1. Физкультминутка

  2. Применение нового материала

- А теперь рассмотрим схему Древнего Новгорода.

- Что вы мо­жете рассказать об этом городе?

Ответ ученика:

Древний Новгород расположился на берегах реки Волхов. Со всех сторон город был окружен земляным валом и реками Тарасовец и Гзень. Добраться к городу можно было только водным путем. Весь город был как бы разделен речкой Волхов на две стороны: софийская сторона и торговая сторона. На софийской стороне были расположены монастыри: Никольский, Зверин, Духов и Кремль. Кремль был обнесен крепостными стенами и рвом с водой. А на торговой стороне располагались торговая площадь и Павлов монастырь. По­степенно город расширялся.

Работа по учебнику:

  • Прочитайте текст на стр. 48-50 до 1

(Ларец)

Здравствуйте, люди добрые! На долго ли к нам пожаловали? Наш Новгород богат и боярами, и купцами, и ремесленниками. А народ новгородский ко всякому делу привычный. Славится он мастерством ремесленников: оружейников, ювелиров, камнерезов, кожевников.

Дети наши забавляются глиняными игрушками – свистульками, а модницы щеголяют в золотых и серебряных украшениях, носят бусы, перстни, браслеты из янтаря, цветного стекла.

(продолжение чтения текста)

  • Где расположен город Новгород? (На реке Волхов у Ильмень-озера, на оживленном торго­вом пути.)

  • Какие мастера-ремесленники жили в Новгороде? (Оружейники, ювелиры, камнерезы, кожевники.)

  • Кто управлял городом? (Городом управляли посадники, кото­рых выбирали из знатных бояр на вече.)

  • Что обнаружили археологи во время раскопок одной из древних улиц Новгорода? (Они обнаружили 28 «этажей» сосновых мостовых. Их настилали сХпо XV век - 500 лет.)

  • Какое открытие для археологов стало выдающимся? (Берестяные грамоты.)

В конце XII века в Новгороде, который и сейчас стоит на берегах пеки Волхов, жил мальчик. Звали его Онфим. Учился он писать и считать, любил рисовать - зверей, воинов, всадников. Обычный мальчик. Только с тех пор, как он учился, прошло 800 лет, и его «тетрадки» нашли археологи. А «тетрадки» на наши совсем не по­хожи! Это кусочки бересты - березовой коры. Бумага и пергамент (специально обработанная кожа) были в те времена очень дороги, поэтому на них писали только в очень серьезных случаях. А березо-зой коры было сколько угодно, и любой мог взять костяную или ме­таллическую заостренную палочку - писало - и на кусочке бересты написать все, что душе угодно.

Онфим, например, выписывал азбуку, списывал образцы деловых писем, а заодно нарисовал себя - всадника, поражающего зверя, и подписал: «Онфим».

Рассказ Онфима о своей жизни.

А «тетрадки» у нас совсем другие! Это кусочки бересты - березовой коры. Бумага и пергамент (специально обработанная кожа) в наши времена очень дорогие, поэтому на них мы пишем только в очень серьезных случаях. А березовой коры сколько угодно, и любой может взять костяную или ме­таллическую заостренную палочку - писало - и на кусочке бересты написать все, что душе угодно.

Я выписал азбуку, списал образцы деловых писем, а заодно нарисовал себя - всадника, поражающего зверя, и подписался: «Онфим».

Учитель

Исписанные кусочки бересты, которые археологи находят в Нов­городе, называют берестяными грамотами. Найдено их уже несколь­ко сотен. Это денежные документы, деловые и личные письма, просьбы и приказания, есть даже записочка, где юноша просит де­вушку выйти за него замуж.

Для чего же ученые ищут берестяные грамоты?

Для того, чтобы как можно больше узнать о прошлом нашего народа, о важных событиях того времени, чтобы узнать имена, дела и думы людей далё кого прошлого.

VI. Итог урока.  Рефлексия учебной деятельности.

  • Какими были первые города? (Это были поселки-крепости окруженные крепкими бревенчатыми стенами и глубокими и широкими рвами. Такие огороженные поселки были надёжными убежищами.}

  • Как назывался центр древнего русского города? (Центр города был обычно укреплен и назывался кремлем.)

  • Что располагалось внутри кремля? (Внутри кремля располагались княжеский дворец и дома знати, возвышалась главная городская церковь.)

  • Кто жил за пределами кремля? (За пределами кремля жили ремесленники, торговцы и другой городской люд.)

  • Назовите сооружения, которые были воздвигнуты при Ярославе. (Золотые ворота, Софийский собор, деревянные терема, золотые купона храмов, каменные дворцы}

  • Кто жил в Новгороде? (Бояре, купцы, ремесленники.}

  • Какие мастера-ремесленники жили в Новгороде? (Оружейники, ювелиры, камнерезы, кожевники.}

  • Кто управлял городом? (Городом управляли посадники, которых выбирали из знатных бояр на вече.)

  • Какое открытие сделали археологи? (Древние новгородцы писали на бересте.)

  • Чем писали на бересте? (Буквы выцарапывали специальными
    заостренными палочками - писалами.)

VII. Домашнее задание

Стр. 53: выполнить задание 2 раздела «Задания и вопросы»

(а -1 вариант, б - II вариант).











Приложение

Горожанин Здравствуйте, люди добрые! Куда путь держите? Что хотите повидать, что хотите вы узнать?

Прежде всего, мы выбирали подходящее место для крепо­сти, где сама природа помогала бы защищаться от врагов. Таким ме­сто обычно был высокий берег у крутого изгиба реки: если нагрянут враги, их можно будет увидеть издалека. Кроме того, река с трех сторон надежно защищала крепость. Со стороны, не защищенной рекой, выкапывали ров (широкую и глубокую канаву), заполняли его водой. Получался рукотворный остров. На нем и строили мы свои дома. Вокруг поселения насыпали высокий земляной вал, а на валу ставили крепкую ограду из плотно прилегающих друг к дру­гу заостренных дубовых бревен.

Хорошо защищенную крепость врагам взять было очень трудно. Для друзей же через ров перекидывался мост, который в случае опасности можно было легко и быстро поднять.

Ученик (Древний Киев в Х веке занимал небольшое пространство. Весь город был окружен крепкими бревенчаты стенами. Попасть в город можно было только через Софий­ские ворота. В городе были построены церкви, каменные дворцы. Значительно изменился город в XI веке. Занимаемся им площадь увеличилась в несколько раз. В центре города бы воздвигнут Софийский собор, построено еще несколько церквей и каменных дворцов. Войти в город теперь можно был: через золотые ворота и Львовские ворота.)

  • Летописец Мы называли Киев времен Ярослава «украшением Востока». Ведь именно в это время на месте последней битвы с печенегами был построен Софийский собор, и каменные стены вокруг Киева, и знаменитые Золотые ворота. Софийский собор в Киеве - памятник древнерусского зодчества главное церковное и общественное здание Древнерусского государства. Заложен в 1037 году. 13-купольный кирпично-каменный храм в XI веке был украшен величественными мо­заиками и фресками. С 1934 г. является музеем-заповедником В настоящее время передан Русской Православной церкви.

Ученик Древний Новгород расположился на берегах реки Волхов. Со всех сторон город был окружен земляным валом и реками Тарасовец и Гзень. Добраться к городу можно было только водным путем. Весь город был как бы разделен речкой Волхов на две стороны: софийская сторона и торговая сторона. На софийской стороне были расположены монастыри: Никольский, Зверин, Духов и Кремль. Кремль был обнесен крепостными стенами и рвом с водой. А на торговой стороне располагались торговая площадь и Павлов монастырь. По­степенно город расширялся.

Торговец Здравствуйте, люди добрые! На долго ли к нам пожаловали? Наш Новгород богат и боярами, и купцами, и ремесленниками. А народ новгородский ко всякому делу привычный. Славится он мастерством ремесленников: оружейников, ювелиров, камнерезов, кожевников.

Дети наши забавляются глиняными игрушками – свистульками, а модницы щеголяют в золотых и серебряных украшениях, носят бусы, перстни, браслеты из янтаря, цветного стекла.


Онфим А «тетрадки» у нас совсем другие! Это кусочки бересты - березовой коры. Бумага и пергамент (специально обработанная кожа) в наши времена очень дорогие, поэтому на них мы пишем только в очень серьезных случаях. А березовой коры сколько угодно, и любой может взять костяную или ме­таллическую заостренную палочку - писало - и на кусочке бересты написать все, что душе угодно.

Я выписал азбуку, списал образцы деловых писем, а заодно нарисовал себя - всадника, поражающего зверя, и подписался: «Онфим».



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!