СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок по теме: "Параллели и меридианы".

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок по теме "Параллели и меридианы" в 5 классе. Урок изучения и первичного закрепления материала.

Просмотр содержимого документа
«Урок по теме: "Параллели и меридианы".»



Урок географии в 5 классе по теме «Параллели и меридианы»

Тип урока: изучение и первичное закрепление нового материала

Тема урока: Параллели. Меридианы. Параллели и меридианы на картах.

Цель урока:

  • образовательные: сформировать понятия «параллель», «меридианы». Продолжить формировать понятие «географический полюс», «экватор».

  • развивающие: сформировать умение определять направление по карте и глобусу; развивать навыки работы с источниками географической информации.

  • воспитательные: развивать умение работать в коллективе, воспитывать толерантное отношение друг к другу.

Планируемый результат обучения, в том числе и формирование УУД:  умение строить высказывание, находить новую информацию.

Познавательные УУД: формировать умения работать с информацией, с текстом учебника, картами атласа; самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель урока.

Коммуникативные УУД: формировать умение слышать, слушать и понимать партнера, навыки сотрудничества, взаимно контролировать действия друг друга, правильно выражать свои мысли,  аргументировать свои мысли.

Регулятивные УУД: формировать умение работать по предложенному учителем плану, умение совместно с другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности группы и класса на уроке, принимать и сохранять учебную задачу, оценивать и корректировать знания.

Личностные УУД: формировать способности к самоопределению, развивать сопереживания и эмоционально-нравственную отзывчивость.

Оборудование: атласы, контурные карты, электронное приложение к учебнику «География.Планета Земля» А.А.Лобджанидзе, тетрадь презентация



Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формирование УУД

1.Организационный этап

Приветствие. А сейчас проверь, дружок,
Ты готов начать урок?
Все ль на месте,
Все ль в порядке,
Ручка, книжка и тетрадка?
Все ли правильно сидят,
Все ль внимательно глядят?

Здравствуйте ребята.

Приветствуют учителя

Коммуникативные УУД формировать умение слышать

2.Повторение изученного материала

Учитель: Ребята, какие способы изображения земной поверхности вы знаете?

1.На ноге стоит одной,
Кружит - вертит головой.
Нам показывает страны,
Реки, горы, океаны (Глобус)

Дайте определение понятиям:

1.Что такое глобус?

2.Что такое аэрофотоснимок?

3.Что называется планом местности?

4.Что такое географическая карта



Оцените свои знания

Отвечают на вопросы

Глобус, географическая карта, аэрофотоснимок, план местности.

Глобус – объемная модель Земли.

Аэрофотоснимки – съемки земной поверхности с летательных аппаратов.

План местности – чертеж, небольшого участка поверхности Земли, выполненный с помощью масштаба и условных знаков

Географическая карта – плоское уменьшенное изображение земной поверхности с помощью условных знаков


Ставят оценки в карту оценки знаний

УУД:  умение строить высказывание

Коммуникативные УУД: умение отвечать на вопросы


3.Актуализация знаний

1.Посмотрите на физический глобус, о чем он нам может рассказать?

2. Откройте атлас на стр.6-7



3.О чем нам может рассказать карта полушарий?

4.Покажите на карте и глобусе параллели и меридианы.

- У кого нет ответа?

- Что вы не смогли сделать? ( не знаем пока, что такое параллели и меридианы)

- Кто нашел на карте и глобусе параллели и меридианы?

Вы можете доказать, что выполнили задание правильно?

- Что вы не можете сделать?

( мы не можем доказать, что выполнили задание правильно, т.е. правильно определили параллели и меридианы)

Учитель: Какая же тема нашего урока.

Тема урока: Параллели и меридианы.

Слайд1.

На какие вопросы мы должны с вами ответить, изучая параллели и меридианы?

Слайд.2

1.Что такое параллели и меридианы?

2.Как они выглядят на глобусе и картах?

3.Зачем нужны параллели и меридианы на глобусе и карте?

О форме Земли, о материках, океанах, горах, течениях и тд.

Открывают карту полушарий


О форме Земли, о материках, океанах, горах, течениях и т .д.







( не знаем пока, что такое параллели и меридианы)





мы не можем доказать, что выполнили задание правильно, т.е. правильно определили параллели и меридианы)



Записывают тему урока в тетрадь- Параллели и меридианы

1.Что такое параллели и меридианы?

2.Как они выглядят на глобусе и картах ?

3.Зачем нужны параллели и меридианы на глобусе и карте?




Регулятивные УУД: постановка учебной цели и темы урока

Познавательные УУД: моделирование изучаемого содержания

Коммуникативные УУД: умение слушать и вступать в диалог, целеполагание




4.Изучение нового материала










































































1.Что такое параллели? Слайд.3,5

Работа с текстом и с глобусом



Учащиеся разделяются на группы и отвечают на вопросы. Вопросы в виде таблицы(См. в приложении) Слайд.4

1 группа

– Что такое меридианы? Слайд 6.

– Как они выглядят?





- В какие стороны горизонта направлены

–Длина меридианов.

-Как называется главный меридиан, на какие полушария он делит земной шар?

2 группа


– Что такое параллели?



– Как они выглядят на глобусе


-Длина параллелей.


-Самая длинная параллель, ее длина



-На какие полушария делит Землю экватор?

.

-В какие стороны горизонта направлены

Учитель: Ребята, что вы узнали о параллелях? Проверяем, как вы заполнили табл.

Учитель дополняет, задает вопросы

.Параллелями называют линии, условно проведенные по поверхности земли параллельно экватору. Вспоминаем что такое экватор? Показывают на карте и на глобусе. В каждой точке параллель  направлена на восток и на запад. Параллели – окружности, длина которых уменьшается от экватора к полюсам. Вспоминают, что такое полюс? Самая длинная параллель – это экватор.  Длина его 40 000 км. Все параллели представляют собой окружности, длина которых уменьшается от экватора к полюсам

Учитель: Что вы узнали о меридианах

Меридианы. В переводе на русский язык слово «Меридиан» означает «полуденная линия». Её направление совпадает с направлением тени от предметов в полдень. Если идти все время по направлению этой тени. То обязательно придешь к северному полюсу, а в обратную сторону – к Южному.

Меридианы  – кратчайшие линии, условно проведённые на поверхности земли от одного географического полюса к другому. Все меридианы представляют собой полуокружности, сходятся у полюсов и имеют одинаковую длину.

Работа в группах

Заполнение таблицы (Прил.)

Работают с информацией представленной учителем

 Работа с текстом и с глобусом



 

 Учебник стр.48-49

Полуокружности, соединяющие Северный и Южный полюсы Земли

Все меридианы представляют собой полуокружности

Север-юг

Одинаковая и равна 20005 км

 Начальный, Гринвичский, западное и восточное полушарие

Линии,  проведенные параллельно экватору

Это окружности…

Разная

Экватор,40076км

Северное и южное

Запад-восток

 Зачитывают данные таблицы



 















 Зачитывают данные таблицы


Познавательные УУД:

работа с информацией, работа с учебными моделями

использование знако-символических средств, общих схем решения выполнение логических операций сравнения, анализа, обобщения.

Регулятивные УУД:

умение решать учебную задачу, умение работать по алгоритму.

Коммуникативные УУД:

межличностное и деловое сотрудничество

слышать, слушать и понимать партнера, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга, уметь договариваться, вести дискуссию, правильно выражать свои мысли в речи, уважать в общении и сотрудничества партнера и самого себя.

5.Физминутка

На ноге стоит одной,
  Крутит-вертит головой.
  Нам показывает страны,
  Реки, горы, океаны.
  Ты как глобус покрутись,
А теперь остановись!

Музыкальная «Две руки»


6.Изучение нового нового материала

(продолжение)

Мои географические исследования

Стр.49 учебника

1.Определите какую форму имеют меридианы на глобусе?

2.Какую форму имеют меридианы на карте полушарий и карте России?



3.Сравните форму экватора на глобусе и картах полушарий и мира



4.Определите какую форму имеют параллели на глобусе.

5.Сравните форму параллелей на карте полушарий и на карте России



Посмотрите как могут изображаются меридианы и параллели на картах выполненных в разных картографических проекциях

Учитель: Параллели и меридианы проведены через определённое количество градусов.

Параллели и меридианы составляют градусную сетку карты

Работа с к - картами и картами атласа.



Учитель: Для чего же нужны параллели и меридианы?

Учитель:Древнегреческий ученый Эратосфен, живший в 276 -194 гг. до н. э., впервые предложил наносить на изображения земной поверхности условные линии – параллели и меридианы.

Определение направлений по меридианам и параллелям.

Учитель: Что нам известно. Какие направления показывают условные линии.

По меридианам и параллелям определяются основные и промежуточные стороны горизонта.

Задание 5.тр.стр.25.



Оцените свою работу

Параллели и меридианы нужны для ориентирования, определения места различных географических объектов на поверхности Земли (определения географических координат)

А что такое координата?



Сколько паралеллей и меридианов можно провести через одну точку?


Работа с картами атласа стр.6-7,10-11

На глобусе – дуги равной длины

На карте полушарий меридианы-дуги разной длины. Средний меридиан – прямая линия, на карте России форму лучей

Экватор на глобусе – окружность. А на карте полушарий и мира - прямая линия



На глобусе параллели окружности , а на карте полушарий и карте России -кривые линии-дуги



Электронное приложение к учебнику





Градусная сетка=параллели +меридианы( в тетрадь

К-к стр.4-5 зад.1,атлас стр.6-7,10-11

Подписать на к-к значение параллелей и меридианов

 Для определения направлений, ориентирования. Параллели и меридианы нужны для ориентирования, определения места различных географических объектов на поверхности Земли (определения географических координат)

Учащиеся: Параллели – запад, восток.

Меридианы – север, юг.



Выполняют задания в тетради тренажере .Задание 5.тр.стр.25.

Заполнение карты оценки знаний







Стр.49 учебника читают

Положение точки на плоскости

Рис.2.30

Один меридиан и одна параллель

Познавательные УУД: Извлечение необходимой информации

Коммуникативные УУД: Умение работать совместно, слушать собеседника. Выражать свои мысли

Регулятивные УУД: в сотрудничестве с учителем ставить новые задачи и решать их

Познавательные УУД: Извлечение необходимой информации.

7.Обобщение и систематизация знаний

Глобус весь пересекают, 
Сходятся на полюсах. 
Постепенно подвигают 
Стрелки на любых часах. 
Через сушу, океаны 
Пролегли(меридианы)

Старший среди них - экватор, 
И от севера до юга 
Эти линии, ребята, 
Параллельны все друг другу. 
Догадаться вы сумели, 
Что же это?..(параллели) 

Слабым ученикам географический диктант, сильным тест из электронного приложения к учебнику

Географический диктант (краткие ответы на вопросы)

  1. Полуокружности, соединяющие географические полюса называют ...

  2. Линии,  проведенные параллельно экватору называют …

  3. Отсчет параллелей ведется от  …

  4. Отсчет меридианов ведется от …

  5. Параллели и меридианы образуют  …

Отвечают на вопросы

















Выполняют задания диктанта и теста





Взаимопроверка

Коммуникативные УУД: умение отвечать на вопросы

Регулятивные УУД: Умение  контролировать и оценивать работу

8.Домашнее задание

Учитель комментирует домашнее задание.

Учащиеся осознано записывают дом задание

  1. Параграф 18

  2. К-к стр.4-5


Осознанно записывают домашнее задание

 

9.Подведение итогов урока

1.Какие цели мы ставили

2.Нашли мы ответы на все поставленные вопросы?




 Учащиеся анализируют и делают выводы, что нового они узнали на уроке, и оценивают свою работу на уроке.

Регулятивные УУД

В диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.

10.Рефлексия

– Какую работу мы сегодня выполняли?

– Чему научились?

– Кто или что вам помогало справиться?

– Кто доволен сегодня своей работой?

– Кто получил отметку в дневнике? За что?


 

 


Приложение Тема урока:

Вопросы

Меридианы

Вопросы

Параллели

– Что такое меридианы?




– Что такое параллели?









– Как они выглядят на глобусе?



– Как они выглядят на глобусе




- В какие стороны горизонта направлены



-В какие стороны горизонта направлены



–Длина меридианов.



-Длина параллелей.



-Как называется главный меридиан,


Самая длинная параллель, ее длина?



На какие полушария он делит земной шар


-На какие полушария делит Землю экватор?



Параллели и меридианы нужны для ориентирования, определения места различных географических объектов на поверхности Земли (определения географических координат)



Вопросы

Меридианы

Вопросы

Параллели

– Что такое меридианы?



Полуокружности, соединяющие географические полюса

– Что такое параллели?



.



.


Линии,  проведенные параллельно экватору


– Как они выглядят на глобусе?


Полуокружности

– Как они выглядят на глобусе



Это окружности


- В какие стороны горизонта направлены?


Север-юг

-В какие стороны горизонта направлены ?


Запад-восток

–Длина меридианов.


Одинаковая равна 20005 км

-Длина параллелей.


Разная

-Как называется главный меридиан?

Начальный или Гринвичский

Самая длинная параллель, ее длина.


Экватор 40076 км

На какие полушария он делит земной шар?

Восточное и западное

-На какие полушария делит Землю экватор?


Северное и южное

Параллели и меридианы нужны для ориентирования, определения места различных географических объектов на поверхности Земли (определения географических координат)




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!