СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок по теме «Зависимость между величинами» в 6 классе по учебнику автора Петерсон Л. Г.

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Урок по теме «Зависимость между величинами» в 6 классе по учебнику автора Петерсон Л. Г.»

Конспект урока по теме «Зависимость между величинами» в 6 классе по учебнику автора Петерсон Л. Г.

Автор: учитель математики МАОУ Школа № 22 г. Уфа

Даутова Гульназ Ришатовна

Цель урока: изучить новое научное понятие зависимости между величинами и способы её задания.

Задачи:

  • развитие коммуникативных способностей учащихся, способности к самоанализу и самооценке;

  • развитие навыка работы с учебной литературой с целью самостоятельного изучения математического материала;

  • формирование навыка применения теоретических знаний в задачах с изменённым содержанием;

  • увеличение математического кругозора метапредметного характера, развитие познавательного интереса при анализе исследования различных процессов.

Тип урока: комбинированный.

Форма работы на уроке: индивидуально-групповая.

Ход урока.

1.Организационный эта. Приветствие.

- Здравствуйте, дети! Я рада вас видеть! Давайте познакомимся , меня зовут Гульназ Ришатовна!
Расскажите мне, пожалуйста, то вы изучали на прошлых уроках? А как можно проверить пропорции? Давайте проверим ваши знания через устный счет. Найдите верные равенства и расшифруйте слово.

2.Актуализация знаний.

Какие формулы вы знаете
Площадь прямоугольника? Расстояние(путь)? Стоимость покупки?

Кто - то стёр с доски часть формулы.
Восстановите, пожалуйста, запись.

s =v*t – путь
S=a*b – площадь прямоугольника

C=a*n – стоимость
Объявление темы урока: зависимость между величинами и способы её задания.
Запишите тему на листочках .


3.Постановка цели.
Изучить новое научное понятие зависимости между величинами и способы её задания.
В повседневной жизни мы встречаемся с разными величинами: время, расстояние, длина, температура, цена товара и так далее. Оказывается, изменение некоторых из величин зависит от того, как меняется другая величина, связанная с ней.

Зависимостью называется связь между двумя величинами, при которой изменение одной из них вызывает изменение другой.

Существует три способа моделирования величин: формула, табличный и графический

А какими способами можно задавать зависимости? Давайте разделимся на группы и решим задания. Группы: Агрономы, Экономисты, Путешественники.

4. Первичное усвоение новых знаний и проверка пониманий.
Решение задач по группам с озвучиванием .

Работа с презентацией. Обзор способов задания зависимостей между величинами

Задание №1-работа по таблице
табличный способ задания зависимости
В таблице приведены сведения о производстве зерна в Башкортостане за последние шесть лет.

  1. В каком году было собрано меньше всего зерна?

  2. В каком году было собрано больше всего зерна?

  3. На сколько млн т зерна в 2020г было собрано больше, чем в 2019г ?

Задание №2 – работа с формулой
аналитический способ задания зависимости (формулой)

Дана формула С .

Как называется формула?

Какие значения может принимать a ?

Найдите значение С, если a = 15 ; а




Задание №3 – работа с графиком
графический способ задания зависимости

Пользуясь графиком движения автомобиля на рисунке, определите:

  1. Какое расстояние прошел автомобиль?

  2. Какова продолжительность каждой остановки?

  3. Какова скорость движения автомобиля в первые два часа?

  4. Какой путь проехал автомобиль за первые 3 часа?

Так какие есть способы задания зависимости?
Способы задания зависимости между величинами:

  1. С помощью таблицы. При этом способе приводится таблица, в которой указаны значения зависимой величины для конечного множества значений независимой величины.

  2. Аналитически. Зависимость задаётся формулой.

  3. Графически. Зависимость задаётся с помощью графика.


Автомобиль, двигаясь с постоянной скоростью 70 км/ч , за

t часов проходит путьS км.

  1. Задайте зависимость пути от времени аналитически.

  2. Составьте таблицу значений .

  3. Постройте график этой зависимости.

  4. С помощью графика найдите значение S, если t = 1,5 ч.


Физкультминутка
А сейчас физкультминутка , да не простая !Если вы согласны с высказыванием , то руки поднимаете перед собой , если нет - скрестите руки над головой.

Верно ли высказывание:

а)15 минут –это четверть часа;

б)половина метра равна 5 см;

в) знаменатель дроби 9/11 равен 9;

г ) 1/100 метра равно 1 см;

д)1/1000кг равна 10г;

е) знаменатель дроби показывает - на сколько частей делили целое;

ж) числитель дроби показывает сколько частей от целого взяли;

з) 7/9=14/10;

 и) правильная дробь меньше единицы.



5.Закрепление.

Теперь о зависимостях между величинами, выраженных формулами.

Вообще зависимости, в которых одна из величин является произведением двух других, часто встречаются в жизни. В таблице на странице 33 вашего учебника приведены лишь некоторые примеры таких величин:

Произведение

Множитель

Множитель

Формула

Путь(S)

Скорость(v)

Время (t)

Работа (A)

Производительность (w)

Время (t)

Стоимость (C)

Цена (a)

Количество товара(n)

Площадь прямоугольника (S)

Длина (a)

Ширина (b)

Масса вещества (m)

Плотность( )

Объем (V)

Масса вещества в растворе (m)

Концентрация( )

Масса раствора(M)

Вопрос: какое общее свойство зависимостей между собой можно записать?(подвести к ответу , где a, b и с – это некоторые переменные величины. Полученную обобщённую формулу называют формулой произведения).

Обратите внимание! Существенная особенность формул, описывающих взаимосвязь между величинами: единицы измерения входящих в нее величин должны быть согласованы между собой!

Чтобы избежать ошибок в применении формул, можно пользоваться любопытной арифметической связью между единицами измерения – их важно «перемножать» и «делить» по тем же правилам, что и числовые дроби. При этом знак косой черты нужно понимать как черту дроби.

Попробуйте закончить работу:

Работа по парам:

133 (по учебнику Математика. 6 класс.Ч.2. Дорофеев, Петерсон_2010)

Запиши формулу, устанавливающую зависимость:

1) числа n купленных тетрадей от их цены a, если стоимость всей покупки равна 600 р.;

2) времени t набора рукописи на компьютере от производительности w,если в рукописи 240 страниц;

3) массы mсоли в растворе от массы М раствора, если концентрация раствора 30%.


( защита результатов работы может быть у доски каждой парой или учитель, проверив работы, объявляет самую успешную пару)


Работа в группах (по три ученика, для обсуждения и анализа):

135

Прочитай формулу одновременного движения: . Что обозначают входящие в нее компоненты? Перепиши эту формулу для случаев встречного движения и движения вдогонку, выразив через скорости и движущихся объектов ( ). По каждой из полученных формул вычислите:

  1. если = 36км/ч, =14 км/ч, = 0.5 ч;

  2. , если = 30 км, = 18 км/ч, =12 км/ч;

  3. , если = 120 км, = 1.5 ч, =20 км/ч

( защита результатов работы должна быть у доски)


6.Домашняя работа: по учебнику Математика. 6 класс.Ч.2. Дорофеев, Петерсон_2010

№137

Запиши известные тебе формулы зависимостей величин, описывающие 1) движение по реке; 2)процентное отношение чисел; 3)простой процентный рост; 4) сложный процентный рост. Выразив из этих формул(где это возможно) значения всех входящих в них величин.

№138

При отправлении телеграммы оплата производится так: за подачу телеграммы оплачивается 18 российских рублей и дополнительно за каждое слово – 1,1 рубля. Построй формулу зависимости стоимости С телеграммы от числа n слов в ней.




7.Рефлексия.Итог.
О чем говорили? Что нового узнали? Что из сегодняшнего урока положим в рюкзак?

В конце урока учащиеся проводят рефлексию(отмечают одну версию ответа):

На уроке я работал

активно / пассивно

Своей работой на уроке я

доволен / не доволен

Урок мне показался

коротким / длинным

За урок я

не устал / устал

Мое настроение

стало лучше / стало хуже

Материал урока мне был

понятен / не понятен

полезен / бесполезен






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!