Урок практикум
«Произвольная пирамида»
Цели урока:
Рассмотреть различные виды задач для произвольной пирамиды.
В результате ученик:
- Знает о существовании основных типов задач для произвольной пирамиды;
- Осознаёт связь элементов произвольной пирамиды и применяет её при решении задач;
- Умеет выполнять чертёж согласно условию задачи.
↖
Структура урока
1. Мотивационно-ориентировчная часть:
Актуализация знаний и умений учащихся
(решение задач по готовым чертежам устно);
Мотивация, постановка учебной задачи (разбиение на группы, назначение консультанта, определение домашнего задания).
2. Операционно-познавательная часть:
Решение учебно-исследовательской задачи (работа в группах, разбор каждой задачи, самопроверка дополнительной задачи).
3. Рефлексивно-оценочная часть:
Анализ работы групп, подведение итога урока.
Актуализация знаний и умений учащихся
Задачи 1, 2, 3. В какую точку плоскости основания проектируется вершина заданной пирамиды. Ответ обосновать.
2
1
3
Задачи 4, 5.
Сколько прямоугольных треугольников на чертеже? Ответ обосновать.
5
4
Решение учебно-исследовательской задачи (работа в группах, каждой группе 1 задача)0)
- Основанием пирамиды служит равносторонний треугольник со стороной 8см, одна из боковых граней – также равносторонний треугольник, перпендикулярна к плоскости основания. Определить площадь боковой поверхности этой пирамиды.
2. Три смежных ребра треугольной пирамиды попарно перпендикулярны и равны 6см, 6см и 8см.
Найдите площадь полной поверхности пирамиды.
3. Основание пирамиды- прямоугольник со сторонами 6см и 8см. Все боковые рёбра равны 13см. Найдите площадь боковой поверхности пирамиды.
S
C
B
O
Н
М
A
B
4 . Основание пирамиды – прямоугольный треугольник с катетами 6см и 8см. Высота пирамиды проходит через середину гипотенузы треугольника и равна гипотенузе.
Найти боковые рёбра пирамиды.
5. Основанием пирамиды служит треугольник со сторонами 5см, 5см и 6см. Боковые грани пирамиды образуют с её основанием равные двугранные углы по 45‘ каждый.
Определить площадь боковой поверхности пирамиды .
О
Дополнительная задача
АД=2n СД=4n ВД=6n S = 14cм
_________________
S = ?
Задание на дом
Участники каждой группы берут задачу следующей группы
I II III IV V I
ЛИТЕРАТУРА
1.Бурмистрова Т.А. Программа общеобразовательных учреждений по геометрии 10-11 классы.- М.: Просвещение, 2009. 2.Атанасян Л.С.,Бутузов В.Ф.и др. учебник для общеоразов.учрежд.
Геометрия 10-11класс. - М.:Просвещение,2009.
3.Епишева О.Б. Технология обучения математике на основе деятельностного подхода: Кн. Для учителя.- М.: Просвещение, 2003.
4. Закон Российской Федерации «Об образовании». – М.,1992.
5.Иванова Т.А. Современный урок математики.- Н.Новгород, 2010.
6. Апатова Н.В. Информационные технологии в школьном образовании.-
М., ИОСО РАО, 1994.
7. Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся: Практическое пособие для работников общеобразовательных учреждений.- М.: Аркти, 2004.
8. Манвело С.Г. Конструирование современного урока математики: Книга для учителя.- М.: Просвещение , 2002.
9. ЕршоваА.П., ГолобородькоВ.В., ЕршоваА.С. Самостоятельные и контрольные работы по геометрии для 10 класса.- М.: Илекса, 2007.
10.Рабинович Е.М. Геометрия 10-11класс. Задачи и упражнения на готовых чертежах.- М., Илекса, 2003.
11. Чинкин М.В., Звавич Л.И. Многогранники. Развёртки и задачи. Изд.: Дрофа, 2005.