чтобы написать каноническое уравнение прямой a – координаты ее направляющего вектора и координаты лежащей на ней точки (и ). Оно имеет вид (или ). Также мы можем записать параметрические уравнения прямой на плоскости, проходящей через две точки и . Они имеют вид или . Разберем решение примера. Пример. Напишите уравнение прямой, которая проходит через две заданные точки . Решение. Мы выяснили, что каноническое уравнение прямой, проходящей через две точки с координатами и , имеет вид . Из условия задачи имеем . Подставим эти данные в уравнение . Получаем . Ответ: . Если нам потребуется не каноническое уравнение прямой и не параметрические уравнения прямой, проходящей через две заданные точки, а уравнение прямой другого вида, то от канонического уравнения прямой всегда можно к нему прийти. Пример. Составьте общее уравнение прямой, которая в прямоугольной системе координат Oxy на плоскости проходит через две точки и . Решение. Сначала напишем каноническое уравнение прямой, проходящей через две заданные точки. Оно имеет вид . Теперь приведем полученное уравнение к требуемому виду: . Ответ: . На этом можно и закончить с уравнением прямой, проходящей через две заданные точки в прямоугольной системе координат на плоскости. Но хочется напомнить, как мы решали такую задачу в средней школе на уроках алгебры. В школе нам было известно лишь уравнение прямой с угловым коэффициентом вида . Найдем значение углового коэффициента k и числа b, при которых уравнение определяет в прямоугольной системе координат Oxy на плоскости прямую линию, проходящую через точки и при . (Если же x1=x2, то угловой коэффициент прямой бесконечен, а прямую М1М2определяет общее неполное уравнение прямой вида x-x1=0). Так как точки М1 и М2 лежат на прямой, то координаты этих точек удовлетворяют уравнению прямой , то есть, справедливы равенства и . Решая систему уравнений вида относительно неизвестных переменных k и b, находим или . При этих значениях k и b уравнение прямой, проходящей через две точки и , принимает вид или . Запоминать эти формулы не имеет смысла, при решении примеров проще повторять указанные действия.
|