СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок "Развитие знаний о клеточном строении живых организмов"

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Развернутое поурочное планирование по теме: "Развитие знаний о клеточном строении живых организмов". 

Просмотр содержимого документа
«Урок "Развитие знаний о клеточном строении живых организмов"»

Тема урока: Развитие знаний о клеточном строении организмов.

5 класс

Цель урока: сформировать представление об истории создания клеточной теории и о том, как накопление знаний о клетке привело к формированию клеточной теории.



Задачи урока:

Образовательная: сформировать представление о клетке, как единице строения живых организмов, о том, что такое клеточная теория, ее основные положения.

Развивающая: развивать умения работать с текстом учебника, сравнивать и устанавливать причинно-следственные связи, выделять главное, анализировать полученную информацию, делать выводы.

Воспитательная: формировать коммуникативные качества у учащихся, культуру поведения на уроке, воспитывать наблюдательность и внимание к деталям, самостоятельность и любознательность.

Формировать УУД:

Предметные УУД: у учащихся формируется представление о клетке, клеточной теории.

Личностные УУД: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

Познавательные УУД: добывать новые знания, находить ответы на вопросы, используя учебник, информацию, полученную на уроке.

Коммуникативные УУД: умение оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других.

Регулятивные УУД: умение определять и формулировать цель на уроке, с помощью учителя; планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей; высказывать свои предположения.

Планируемые результаты:

Предметные: знать вклад ученых в развитии клеточной теории, положения клеточной теории.

Метапредметные: умение определять и формулировать цель на уроке, с помощью учителя; планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей; высказывать свои предположения (регулятивные УУД). Умение оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других (коммуникативные УУД). Добывать новые знания, находить ответы на вопросы, используя учебник, информацию, полученную на уроке (познавательные УУД).

Личностные: способность проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.

Личностная значимость: формирование интереса к предмету, расширение кругозора.

Методы обучения: методы организации и осуществления учебной деятельности (словесные, наглядные, логические и др.); методы стимулирования и мотивации учебной деятельности (элементы занимательности); методы контроля и самоконтроля (индивидуальный, рефлексия).

Форма организации учебной деятельности: урок изучения нового материала.

Организация деятельности учащихся: фронтальная, индивидуальная работа учащихся.

Познавательные задания: работают с текстом и рисунками учебника, информацией со слайдов, анализируют, делают выводы, решают задания.

Основные понятия и термины: предметные (клетка, ядро, клеточная теория), метапредметные (исследование).

Оборудование и материалы: компьютерная презентация (компьютер, проектор), лупа, микроскоп, учебник

Источники информации:

Л.Н.Сухорукова. Биология. Живой организм. 5-6 классы – М.: Просвещение, 2013 г. (Сферы).

Электронное приложение к учебнику Л.Н.Сухорукова. Биология. Живой организм. 5-6 классы – М.: Просвещение, 2013 г. (Сферы).





Ход и содержание урока

  1. Организационный этап

Приветствует учащихся, проверяет готовность к уроку и отсутствующих.

Мы пришли сюда учиться,

Не лениться, а трудиться,

Работаем старательно,

Слушаем внимательно.

Долгожданный дан звонок,

Начинаем мы урок.

Надеюсь, что урок пройдет интересно и познавательно.

Приветствуют учителя. Готовятся к уроку, настраиваются на восприятия материала урока.

  1. Актуализация знаний. Постановка цели урока.

Сообщает исторический факт

В голландском городе Миддельбурге жил триста пятьдесят лет назад очковый мастер. Терпеливо шлифовал он стекла, делал очки и продавал их всем, кто в этом нуждался. Было у него двое детей — два мальчика. Они очень любили забираться в мастерскую отца и играть его инструментами и стеклами, хотя это и было им запрещено. И вот однажды, когда отец куда-то отлучился, ребята пробрались по обыкновению к его верстаку, — нет ли чего-нибудь новенького, чем можно позабавиться? На столе лежали стекла, приготовленные для очков, а в углу валялась короткая медная трубка: из нее мастер собирался вырезать кольца — оправу для очков. Ребята втиснули в концы трубки по очковому стеклу. Старший мальчик приставил к глазу трубку и посмотрел на страницу развернутой книги. К его удивлению, буквы стали огромными. Ребята навели трубку на стеклянную пыль, оставшуюся после шлифовки стекол. И увидели не пыль, а кучку стеклянных зернышек. Трубка оказалась прямо волшебной: она сильно увеличивала все предметы. О своем открытии ребята рассказали отцу. Тот даже не стал бранить их: так был он удивлен необычайным свойством трубки. Он попробовал сделать другую трубку с такими же стеклами, длинную и раздвижную. Новая трубка увеличивала еще лучше. Так был изобретен «прибор, открывающий невидимое». Его случайно изобрел в 1595 году очковый мастер Захарий Янсен, — вернее сказать, — его дети.

Задает вопросы:

  • Как вы думаете, что было изобретено мальчиками?

  • Как вы думаете, почему я начала урок с этого рассказа?

  • Какие структуры, из которых состоят все организмы, невозможно увидеть без этого изобретения?

Формулирует цель урока.

Цель: к чему привело накопление знаний о клетке?

Отвечают на вопросы учителя.

Записывают тему урока в тетрадь «Развитие знаний о клеточном строении организмов»

  1. Усвоение новых знаний

Объясняет новую тему:

- Итак, на предыдущем уроке мы с вами познакомились с определением живого и выделили основные уровни его организации. Клетка занимает довольно высокий уровень в иерархии живых систем, потому что без изучения клеточного уровня, без учета биологического поведения клетки и ее взаимодействия нельзя понять живое.

Изучение клеток конечно же не возможно без увеличительных приборов.

-А какие увеличительные приборы вы знаете? (лупа, микроскоп, телескоп)

Демонстрация: лупа.

Лупа - это увеличительный прибор, который не достаточно увеличивает, а для того что бы увидеть клетку и ее структуры, необходимо более сильное увеличительное устройство; конечно же это микроскоп.

Демонстрация: микроскоп.

Что же такое микроскоп? (Учащиеся читают определение). Кто и когда изобрёл микроскоп впервые?

«Из истории создания микроскопа»

Давайте запишем имя человека, который изобрёл микроскоп, и год, когда это произошло.

-Впервые изобрёл микроскоп Захариус Янсен в 1595 году

Кто же усовершенствовал микроскоп? Найдите ответ в учебнике. (Ответы учащихся)

Запишем – усовершенствовал микроскоп Роберт Гук, в 1665 году.

Какое открытие сделал Роберт Гук? (Ответы учащихся)

Демонстрация: учебник, стр. 38, рис. 2.1, 2.2

Работа с ИКТ: демонстрация портрета Р. Гука и его микроскопа

Что же такое клетка? Прочтём определение. (Ответы учащихся)

Какой учёный впервые наблюдал микроскопические организмы? Найдите ответ в учебнике. (Ответы учащихся)

Правильно, запишем: впервые микроскопические организмы наблюдал Антони Ван Левенгук.

Демонстрация: микроскоп Левенгука (фотографии).

Как в дальнейшем расширялись знания о клетке? Найдите ответ в учебнике. (Ответы учащихся)

Клетка — основная единица строения всех живых организмов, элементарная живая система, способная к самостоятельному существованию.

Работа с ИКТ: демонстрация рисунков «Примеры клеток», «Развитие представлений о клетке»(слайд).

-Назовите фамилию учёного, который впервые открыл и описал ядро. (Ответы учащихся). Также учёными разных стран было установлено, что организмы бывают одноклеточными (тело которых состоит из одной клетки) и многоклеточными (тело которых состоит их множества клеток)

Работа с учебником и ИКТ: демонстрация фотографий одноклеточных и многоклеточных организмов; стр. 39, рис. 2.3.

-Какой вывод мы можем сделать? Правильно, все живые организмы состоят из клеток.

Физкультминутка:

Раз, два, три, четыре, пять! 
Будем прыгать и скакать! (Прыжки на месте.) 
Наклонился правый бок. (Наклоны туловища влево- вправо.) 
Раз, два, три. 
Наклонился левый бок. 
Раз, два, три. 
А сейчас поднимем ручки (Руки вверх.) 
И дотянемся до тучки. 
Сядем на дорожку, (Присели на пол.) 

К середине 19 столетия, накопилось достаточно знаний о клетке и клеточном строении растений и животных. Немецкие учёные Матиас Шлейден и Теодор Шванн обобщили знания о клетке и сформулировали клеточную теорию. Давайте познакомимся с основными положениями этой теории.

Работа с учебником и ИКТ: стр. 39, читать содержание положений клеточной теории «Положение клеточной теории» (слайд )

-Выпишите основные положения клеточной теории в тетрадь.

  • Все живые организмы состоят из клеток

  • Клетки разных организмов сходны по строению и составу

  • В клетке происходят все процессы жизнедеятельности

  • Новые клетки образуются в результате деления материнской клетки

4. Закрепление изученного материала.

Индивидуальная работа с карточками. (тестирование по теме)

1. Выберите положение, которое НЕ является положением клеточной теории:

а) в клетке происходят все процессы, свойственные живому организму;

б) в составе многоклеточного организма сходные по строению клетки объединяются в ткани;

в) все живые организмы состоят из клеток;

г) клетки разных организмов сходны по строению и составу веществ.

2. Впервые наблюдал и ввёл в науку термин «клетка» учёный:

а) А. Левенгук;

б) Р. Гук;

в) М. Шлейден;

г) Р. Броун.

3. Детально изучить клеточное строение организмов можно:

а) с помощью лупы;

б) с помощью микроскопа;

в) с помощью телескопа;

г) невооружённым глазом.

4. Наименьшей единицей строения живых организмов является:

а) ткань;

б) клетка;

в) орган;

г) ядро.

5. Клеточную теорию создали учёные:

а) А. Левенгук и Р. Броун;

б) М. Шлейден и Т. Шванн;

в) Р. Броун и М. Шлейден;

г) Т. Шванн и А. Левенгук.

Взаимопроверка тестовых заданий (обмен работами между учащимися, сидящими за одной партой

5. Домашенее задание

  1. §13-читать, стр. 38-39.

  2. Выучить положения клеточной теории.

По желанию, подготовить сообщения об увеличительных приборах, ученых которые внесли вклад в историю изучения клеточного строения.

6. Рефлексия (подведение итогов урока)

Подведение итогов урока, сообщает оценки.

Оценивают свою работу на уроке, выбирая смайлик соответствующего цвета:

Зеленый – все понял

Желтый – надо будет еще поработать дома с темой

Красный – ничего не понятно.

Спасибо за урок!!!






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!