Тема урока: Развитие знаний о клеточном строении организмов.
5 класс
Цель урока: сформировать представление об истории создания клеточной теории и о том, как накопление знаний о клетке привело к формированию клеточной теории.
Задачи урока:
Образовательная: сформировать представление о клетке, как единице строения живых организмов, о том, что такое клеточная теория, ее основные положения.
Развивающая: развивать умения работать с текстом учебника, сравнивать и устанавливать причинно-следственные связи, выделять главное, анализировать полученную информацию, делать выводы.
Воспитательная: формировать коммуникативные качества у учащихся, культуру поведения на уроке, воспитывать наблюдательность и внимание к деталям, самостоятельность и любознательность.
Формировать УУД:
Предметные УУД: у учащихся формируется представление о клетке, клеточной теории.
Личностные УУД: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.
Познавательные УУД: добывать новые знания, находить ответы на вопросы, используя учебник, информацию, полученную на уроке.
Коммуникативные УУД: умение оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других.
Регулятивные УУД: умение определять и формулировать цель на уроке, с помощью учителя; планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей; высказывать свои предположения.
Планируемые результаты:
Предметные: знать вклад ученых в развитии клеточной теории, положения клеточной теории.
Метапредметные: умение определять и формулировать цель на уроке, с помощью учителя; планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей; высказывать свои предположения (регулятивные УУД). Умение оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других (коммуникативные УУД). Добывать новые знания, находить ответы на вопросы, используя учебник, информацию, полученную на уроке (познавательные УУД).
Личностные: способность проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.
Личностная значимость: формирование интереса к предмету, расширение кругозора.
Методы обучения: методы организации и осуществления учебной деятельности (словесные, наглядные, логические и др.); методы стимулирования и мотивации учебной деятельности (элементы занимательности); методы контроля и самоконтроля (индивидуальный, рефлексия).
Форма организации учебной деятельности: урок изучения нового материала.
Организация деятельности учащихся: фронтальная, индивидуальная работа учащихся.
Познавательные задания: работают с текстом и рисунками учебника, информацией со слайдов, анализируют, делают выводы, решают задания.
Основные понятия и термины: предметные (клетка, ядро, клеточная теория), метапредметные (исследование).
Оборудование и материалы: компьютерная презентация (компьютер, проектор), лупа, микроскоп, учебник
Источники информации:
Л.Н.Сухорукова. Биология. Живой организм. 5-6 классы – М.: Просвещение, 2013 г. (Сферы).
Электронное приложение к учебнику Л.Н.Сухорукова. Биология. Живой организм. 5-6 классы – М.: Просвещение, 2013 г. (Сферы).
Ход и содержание урока
Организационный этап
Приветствует учащихся, проверяет готовность к уроку и отсутствующих.
Мы пришли сюда учиться,
Не лениться, а трудиться,
Работаем старательно,
Слушаем внимательно.
Долгожданный дан звонок,
Начинаем мы урок.
Надеюсь, что урок пройдет интересно и познавательно.
Приветствуют учителя. Готовятся к уроку, настраиваются на восприятия материала урока.
Актуализация знаний. Постановка цели урока.
Сообщает исторический факт
В голландском городе Миддельбурге жил триста пятьдесят лет назад очковый мастер. Терпеливо шлифовал он стекла, делал очки и продавал их всем, кто в этом нуждался. Было у него двое детей — два мальчика. Они очень любили забираться в мастерскую отца и играть его инструментами и стеклами, хотя это и было им запрещено. И вот однажды, когда отец куда-то отлучился, ребята пробрались по обыкновению к его верстаку, — нет ли чего-нибудь новенького, чем можно позабавиться? На столе лежали стекла, приготовленные для очков, а в углу валялась короткая медная трубка: из нее мастер собирался вырезать кольца — оправу для очков. Ребята втиснули в концы трубки по очковому стеклу. Старший мальчик приставил к глазу трубку и посмотрел на страницу развернутой книги. К его удивлению, буквы стали огромными. Ребята навели трубку на стеклянную пыль, оставшуюся после шлифовки стекол. И увидели не пыль, а кучку стеклянных зернышек. Трубка оказалась прямо волшебной: она сильно увеличивала все предметы. О своем открытии ребята рассказали отцу. Тот даже не стал бранить их: так был он удивлен необычайным свойством трубки. Он попробовал сделать другую трубку с такими же стеклами, длинную и раздвижную. Новая трубка увеличивала еще лучше. Так был изобретен «прибор, открывающий невидимое». Его случайно изобрел в 1595 году очковый мастер Захарий Янсен, — вернее сказать, — его дети.
Задает вопросы:
Как вы думаете, что было изобретено мальчиками?
Как вы думаете, почему я начала урок с этого рассказа?
Какие структуры, из которых состоят все организмы, невозможно увидеть без этого изобретения?
Формулирует цель урока.
Цель: к чему привело накопление знаний о клетке?
Отвечают на вопросы учителя.
Записывают тему урока в тетрадь «Развитие знаний о клеточном строении организмов»
Усвоение новых знаний
Объясняет новую тему:
- Итак, на предыдущем уроке мы с вами познакомились с определением живого и выделили основные уровни его организации. Клетка занимает довольно высокий уровень в иерархии живых систем, потому что без изучения клеточного уровня, без учета биологического поведения клетки и ее взаимодействия нельзя понять живое.
Изучение клеток конечно же не возможно без увеличительных приборов.
-А какие увеличительные приборы вы знаете? (лупа, микроскоп, телескоп)
Демонстрация: лупа.
Лупа - это увеличительный прибор, который не достаточно увеличивает, а для того что бы увидеть клетку и ее структуры, необходимо более сильное увеличительное устройство; конечно же это микроскоп.
Демонстрация: микроскоп.
Что же такое микроскоп? (Учащиеся читают определение). Кто и когда изобрёл микроскоп впервые?
«Из истории создания микроскопа»
Давайте запишем имя человека, который изобрёл микроскоп, и год, когда это произошло.
-Впервые изобрёл микроскоп Захариус Янсен в 1595 году
Кто же усовершенствовал микроскоп? Найдите ответ в учебнике. (Ответы учащихся)
Запишем – усовершенствовал микроскоп Роберт Гук, в 1665 году.
Какое открытие сделал Роберт Гук? (Ответы учащихся)
Демонстрация: учебник, стр. 38, рис. 2.1, 2.2
Работа с ИКТ: демонстрация портрета Р. Гука и его микроскопа
Что же такое клетка? Прочтём определение. (Ответы учащихся)
Какой учёный впервые наблюдал микроскопические организмы? Найдите ответ в учебнике. (Ответы учащихся)
Правильно, запишем: впервые микроскопические организмы наблюдал Антони Ван Левенгук.
Демонстрация: микроскоп Левенгука (фотографии).
Как в дальнейшем расширялись знания о клетке? Найдите ответ в учебнике. (Ответы учащихся)
Клетка — основная единица строения всех живых организмов, элементарная живая система, способная к самостоятельному существованию.
Работа с ИКТ: демонстрация рисунков «Примеры клеток», «Развитие представлений о клетке»(слайд).
-Назовите фамилию учёного, который впервые открыл и описал ядро. (Ответы учащихся). Также учёными разных стран было установлено, что организмы бывают одноклеточными (тело которых состоит из одной клетки) и многоклеточными (тело которых состоит их множества клеток)
Работа с учебником и ИКТ: демонстрация фотографий одноклеточных и многоклеточных организмов; стр. 39, рис. 2.3.
-Какой вывод мы можем сделать? Правильно, все живые организмы состоят из клеток.
Физкультминутка:
Раз, два, три, четыре, пять!
Будем прыгать и скакать! (Прыжки на месте.)
Наклонился правый бок. (Наклоны туловища влево- вправо.)
Раз, два, три.
Наклонился левый бок.
Раз, два, три.
А сейчас поднимем ручки (Руки вверх.)
И дотянемся до тучки.
Сядем на дорожку, (Присели на пол.)
К середине 19 столетия, накопилось достаточно знаний о клетке и клеточном строении растений и животных. Немецкие учёные Матиас Шлейден и Теодор Шванн обобщили знания о клетке и сформулировали клеточную теорию. Давайте познакомимся с основными положениями этой теории.
Работа с учебником и ИКТ: стр. 39, читать содержание положений клеточной теории «Положение клеточной теории» (слайд )
-Выпишите основные положения клеточной теории в тетрадь.
Все живые организмы состоят из клеток
Клетки разных организмов сходны по строению и составу
В клетке происходят все процессы жизнедеятельности
Новые клетки образуются в результате деления материнской клетки
4. Закрепление изученного материала.
Индивидуальная работа с карточками. (тестирование по теме)
1. Выберите положение, которое НЕ является положением клеточной теории:
а) в клетке происходят все процессы, свойственные живому организму;
б) в составе многоклеточного организма сходные по строению клетки объединяются в ткани;
в) все живые организмы состоят из клеток;
г) клетки разных организмов сходны по строению и составу веществ.
2. Впервые наблюдал и ввёл в науку термин «клетка» учёный:
а) А. Левенгук;
б) Р. Гук;
в) М. Шлейден;
г) Р. Броун.
3. Детально изучить клеточное строение организмов можно:
а) с помощью лупы;
б) с помощью микроскопа;
в) с помощью телескопа;
г) невооружённым глазом.
4. Наименьшей единицей строения живых организмов является:
а) ткань;
б) клетка;
в) орган;
г) ядро.
5. Клеточную теорию создали учёные:
а) А. Левенгук и Р. Броун;
б) М. Шлейден и Т. Шванн;
в) Р. Броун и М. Шлейден;
г) Т. Шванн и А. Левенгук.
Взаимопроверка тестовых заданий (обмен работами между учащимися, сидящими за одной партой
5. Домашенее задание
§13-читать, стр. 38-39.
Выучить положения клеточной теории.
По желанию, подготовить сообщения об увеличительных приборах, ученых которые внесли вклад в историю изучения клеточного строения.
6. Рефлексия (подведение итогов урока)
Подведение итогов урока, сообщает оценки.
Оценивают свою работу на уроке, выбирая смайлик соответствующего цвета:
Зеленый – все понял
Желтый – надо будет еще поработать дома с темой
Красный – ничего не понятно.
Спасибо за урок!!!