Родной (русский) язык
Тема: «Не стыдно не знать, стыдно не учиться»
Цели: познакомить со словами, пословицами, поговорками и фразеологизмами из
родного языка, возникновение которых связано с учением; познакомить с
заимствованными словами – названиями наук;
развивать речь, память, мышление детей;
воспитывать дисциплинированность, культуру поведения.
Планируемые результаты: учащиеся научатся толковать значение слов, объяснять значение и происхождение фразеологизмов; осуществлять выбор необходимых справочников, словарей; определять цель учебной деятельности с помощью учителя; извлекать необходимую информацию из текстов различных жанров; соотносить результат своей деятельности с учебной задачей и оценивать его.
Оборудование: фразеологические словари, толковый словарь, слова на доске или экране для этапа самоопределения, карточки для проверки знаний.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Актуализация знаний
Игра «Доскажи словечко»
– Послушайте отрывок из стихотворения С. Маршака «Школьнику на память». Доскажите слово.
Если хочешь строить мост,
Наблюдать движенье звезд,
Управлять машиной в поле
Иль вести машину ввысь,
Хорошо работай в школе,
Добросовестно … (учись)!
Ты думал: школа не вокзал,
Не страшно опоздать.
Но тех, кто в школу опоздал,
Она не станет … (ждать).
Хоть без колес устроен класс,
Он далеко уйдет за час.
Не отправится охотник
Без ружья стрелять гусей,
Не оставит дома плотник
Молотка или гвоздей.
Ты не должен оставлять
Дома книжку и … (тетрадь).
В нашей школе есть закон:
Вход неряхам … (запрещен)!
Любит летчик самолет.
Пулеметчик – пулемет.
Как стекло, светло и чисто
Блещет мастера станок.
У бойца-кавалериста
Серебром горит клинок.
Содержи и ты в порядке
Парту, книги и … (тетрадки).
Парта – это не кровать,
И нельзя на ней … (лежать).
Ты сиди за партой стройно
И веди себя достойно,
На уроках не болтай,
Как заморский … (попугай).
Вставайте дружно всякий раз,
Когда учитель входит … (в класс)!
Учитель спросит – надо встать.
Когда он сесть позволит, сядь.
Ответить хочешь – не шуми,
А только руку … (подними).
Обязан каждый ученик
Держать в порядке свой дневник,
Показывать родителям,
Что задано … (учителем).
– Определите тему стихотворения. (Это стихотворение о школе.)
– Какова его главная мысль? (Примерный ответ. Чтобы учиться хорошо, надо соблюдать школьные правила, стараться.)
III. Самоопределение к деятельности
Беседа
– Прочитайте название раздела. («Русский язык: прошлое и настоящее».)
– Прочитайте опорные слова к разделу. (Традиционные эпитеты, фразеологизмы, заимствованные слова, словари русского языка.)
– С какими понятиями вы знакомы? Приведите примеры.
– Прочитайте слова и словосочетания. (На доске или экране написаны слова.)
Увлекательный урок
География
Фразеологический
Выучить назубок
– Назовите эпитет. (Увлекательный.)
– Прочитайте название словаря. (Фразеологический.)
– Какое из данных слов заимствовано из другого языка? (География.)
– Объясните значение фразеологизма. (Выучить наизусть, очень хорошо.)
– Как называется первый параграф в этом разделе? Объясните значение этой пословицы. (Ответы учащихся.)
– Сформулируйте задачи этого параграфа с помощью опорных слов.
(На доске опорная таблица для определения задач урока.)
(Сегодня на уроке мы узнаем, какие слова из истории родного языка относятся к учению, научимся толковать их значение, применим умения при составлении предложений и текстов.)
IV. Работа по теме урока
Упр. 1 (с. 4–5)
(Выполняется коллективно с комментированием.)
– Прочитайте задание.
– Какие слова вам надо найти?
– Прочитайте стихотворение Ю. Мориц.
(Самостоятельное чтение.)
– Какие слова, называющие школьные принадлежности прошлого, вы нашли? (Перья, чернила.)
– Найдите эти предметы на рисунках.
– Прочитайте задание для письменной работы.
– Найдите фразеологизмы. (Точить балясы, валять дурака, отвечать с потолка, держать ушки на макушке.)
– Спишите фразеологизмы. Подготовьтесь объяснить их значение. Если возникнут затруднения, обратитесь к фразеологическому словарю. (Ответ. Точить балясы – вести бессмысленные разговоры, тратить время на пустую болтовню. Отвечать с потолка – придумать что-либо наугад, не опираясь на надежные источники. Валять дурака – притворяться непонимающим, глупым; паясничать, дурачиться. Держать ушки на макушке – быть начеку, быть внимательным и готовым к чему-либо непредвиденному или неожиданному.)
(Коллективная проверка.)
V. Физкультминутка
Приступаем. Для начала
Только корпусом вращаем.
Повторяем упражненье,
Все знакомые движенья.
Разминаем наши плечи,
Руки двигаем навстречу:
Вверх летит одна рука,
А другая вниз пока.
Раз, два, три,
Корпус влево поверни.
И руками помогай,
Поясницу разминай.
А теперь прыжки у нас.
Дружно скачет целый класс.
За прыжком – еще прыжок,
Прыг да скок, прыг да скок.
VI. Закрепление изученного материала
Упр. 2 (с. 5–6)
(Работа в парах.)
– Вспомните, что обозначает условный знак на с. 5.
– Прочитайте задание.
– Значение какого слова приведено в словарной статье? (Урок.)
– Прочитайте заголовок задания на с. 6. Это примеры к толкованию значения.
– Выполните задание в парах.
(Проверка работы одной пары у доски.)
– Прочитайте первое толкование слова. Какие примеры к нему вы подобрали? (Б, Г.)
– Какая иллюстрация к этим примерам подходит? (Третья.)
– Какой пример вы подобрали ко второму значению слова? (В.)
– Какую иллюстрацию можно отнести к этому значению? (Вторую.)
– Какие примеры вы выписали в тетрадь к третьему значению? (А, Д, Е.)
– Сделайте вывод: какие значения имеет слово «урок»?
– Как вы думаете, какое значение слова редко используется в современном языке?
Упр. 3 (с. 7–8)
(Коллективная работа. Учащиеся под руководством учителя читают текст по абзацам. Учитель задает вопросы на понимание прочитанного.)
1‑й и 2‑й абзацы
– Какие корни имеют названия наук?
– Из каких языков они пришли?
– Что означают корни -логия, -графия, -метрия? (Мыслить, писать, мерить.)
– Какую общую часть имеют слова «биология» и «биография»?
– Почему автор статьи называет их разнозначными?
3‑й абзац
– Что изучают науки антропология, хронология, морфология, психология? (Человека; время (последовательность исторических событий); форму; душу (психику, сознание).)
– С какими словами вы встречались на уроках? (Примерный ответ. Геометрические фигуры – на уроках математики; биография писателя – на уроках литературного чтения; каллиграфия – на уроках русского языка.)
4‑й абзац
– Что относится к наукам -графиям? (Каллиграфия, орфография…)
– Что изучает орфография? Где вы встречались с этим словом? (Ответы учащихся.)
– Что такое стенография? (Умение быстро писать.)
– Что означают слова «фотография», «литография», «типография»? (Печатание с помощью света; печатание с каменных досок; печатание с выпуклых образцов.)
5‑й абзац
– Какие науки имеют в названии часть -метрия? (Тригонометрия, геометрия.)
– Что они изучают? (Примерный ответ. Они изучают соотношение сторон треугольника, формы предметов.)
– Что такое термометр, хронометр, барометр? (Прибор для измерения температуры; точные часы; прибор для измерения атмосферного давления.)
(Работа в парах.)
– Прочитайте задания после текста.
– Выполните их в парах. В случае затруднений используйте толковый словарь.
(Коллективная проверка.)
VII. Рефлексия
Работа по карточкам
- Соедините линией фразеологизмы-синонимы.
Валять дурака Смотреть в оба
Держать ушки на макушке Бить баклуши
(Самопроверка по образцу.)
– Оцените свою работу с помощью сигнальной ленты «Светофор».
VIII. Подведение итогов урока
– Какие слова, о которых вы узнали из истории родного языка, относятся к учению?
– В каком словаре можно узнать их значение?
– Значение каких фразеологизмов вы узнали?
– Какие значения имеет слово «урок»?
– Какие корни могут иметь названия наук?
Домашнее задание
Выполнить упр. 4 (с. 8).