СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок родного (русского) языка в 4 кл. "Не стыдно не знать, стыдно не учиться"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Планируемые результаты: учащиеся научатся толковать значение слов, объяснять значение и происхождение фразеологизмов; осуществлять выбор необходимых справочников, словарей; определять цель учебной деятельности с помощью учителя; извлекать необходимую информацию из текстов различных жанров; соотносить результат своей деятельности с учебной задачей и оценивать его.

Просмотр содержимого документа
«Урок родного (русского) языка в 4 кл. "Не стыдно не знать, стыдно не учиться"»

Родной (русский) язык

Тема: «Не стыдно не знать, стыдно не учиться»

Цели: познакомить со словами, пословицами, поговорками и фразеологизмами из

родного языка, возникновение которых связано с учением; познакомить с

заимствованными словами – названиями наук;

развивать речь, память, мышление детей;

воспитывать дисциплинированность, культуру поведения.

Планируемые результаты: учащиеся научатся толковать значение слов, объяснять значение и происхождение фразеологизмов; осуществлять выбор необходимых справочников, словарей; определять цель учебной деятельности с помощью учителя; извлекать необходимую информацию из текстов различных жанров; соотносить результат своей деятельности с учебной задачей и оценивать его.

Оборудование: фразеологические словари, толковый словарь, слова на доске или экране для этапа самоопределения, карточки для проверки знаний.


Ход урока

I. Организационный момент

II. Актуализация знаний

Игра «Доскажи словечко»

– Послушайте отрывок из стихотворения С. Маршака «Школьнику на память». Доскажите слово.

Если хочешь строить мост,

Наблюдать движенье звезд,

Управлять машиной в поле

Иль вести машину ввысь,

Хорошо работай в школе,

Добросовестно … (учись)!


Ты думал: школа не вокзал,

Не страшно опоздать.

Но тех, кто в школу опоздал,

Она не станет … (ждать).


Хоть без колес устроен класс,

Он далеко уйдет за час.

Не отправится охотник

Без ружья стрелять гусей,

Не оставит дома плотник

Молотка или гвоздей.

Ты не должен оставлять

Дома книжку и … (тетрадь).


В нашей школе есть закон:

Вход неряхам … (запрещен)!


Любит летчик самолет.

Пулеметчик – пулемет.

Как стекло, светло и чисто

Блещет мастера станок.

У бойца-кавалериста

Серебром горит клинок.

Содержи и ты в порядке

Парту, книги и … (тетрадки).


Парта – это не кровать,

И нельзя на ней … (лежать).

Ты сиди за партой стройно

И веди себя достойно,

На уроках не болтай,

Как заморский … (попугай).


Вставайте дружно всякий раз,

Когда учитель входит … (в класс)!


Учитель спросит – надо встать.

Когда он сесть позволит, сядь.

Ответить хочешь – не шуми,

А только руку … (подними).


Обязан каждый ученик

Держать в порядке свой дневник,

Показывать родителям,

Что задано … (учителем).


– Определите тему стихотворения. (Это стихотворение о школе.)

– Какова его главная мысль? (Примерный ответ. Чтобы учиться хорошо, надо соблюдать школьные правила, стараться.)


III. Самоопределение к деятельности

Беседа

– Прочитайте название раздела. («Русский язык: прошлое и настоящее».)

– Прочитайте опорные слова к разделу. (Традиционные эпитеты, фразеологизмы, заимствованные слова, словари русского языка.)

– С какими понятиями вы знакомы? Приведите примеры.

– Прочитайте слова и словосочетания. (На доске или экране написаны слова.)

Увлекательный урок

География

Фразеологический

Выучить назубок


– Назовите эпитет. (Увлекательный.)

– Прочитайте название словаря. (Фразеологический.)

– Какое из данных слов заимствовано из другого языка? (География.)

– Объясните значение фразеологизма. (Выучить наизусть, очень хорошо.)

– Как называется первый параграф в этом разделе? Объясните значение этой пословицы. (Ответы учащихся.)

– Сформулируйте задачи этого параграфа с помощью опорных слов.

(На доске опорная таблица для определения задач урока.)


Узнаем

Научимся

Применим




(Сегодня на уроке мы узнаем, какие слова из истории родного языка относятся к учению, научимся толковать их значение, применим умения при составлении предложений и текстов.)


IV. Работа по теме урока

Упр. 1 (с. 4–5)

(Выполняется коллективно с комментированием.)

– Прочитайте задание.

– Какие слова вам надо найти?

– Прочитайте стихотворение Ю. Мориц.

(Самостоятельное чтение.)

– Какие слова, называющие школьные принадлежности прошлого, вы нашли? (Перья, чернила.)

– Найдите эти предметы на рисунках.

– Прочитайте задание для письменной работы.

– Найдите фразеологизмы. (Точить балясы, валять дурака, отвечать с потолка, держать ушки на макушке.)

– Спишите фразеологизмы. Подготовьтесь объяснить их значение. Если возникнут затруднения, обратитесь к фразеологическому словарю. (Ответ. Точить балясы – вести бессмысленные разговоры, тратить время на пустую болтовню. Отвечать с потолка – придумать что-либо наугад, не опираясь на надежные источники. Валять дурака – притворяться непонимающим, глупым; паясничать, дурачиться. Держать ушки на макушке – быть начеку, быть внимательным и готовым к чему-либо непредвиденному или неожиданному.)

(Коллективная проверка.)


V. Физкультминутка

Приступаем. Для начала

Только корпусом вращаем.

Повторяем упражненье,

Все знакомые движенья.

Разминаем наши плечи,

Руки двигаем навстречу:

Вверх летит одна рука,

А другая вниз пока.

Раз, два, три,

Корпус влево поверни.

И руками помогай,

Поясницу разминай.

А теперь прыжки у нас.

Дружно скачет целый класс.

За прыжком – еще прыжок,

Прыг да скок, прыг да скок.


VI. Закрепление изученного материала

Упр. 2 (с. 5–6)

(Работа в парах.)

– Вспомните, что обозначает условный знак на с. 5.

– Прочитайте задание.

– Значение какого слова приведено в словарной статье? (Урок.)

– Прочитайте заголовок задания на с. 6. Это примеры к толкованию значения.

– Выполните задание в парах.

(Проверка работы одной пары у доски.)

– Прочитайте первое толкование слова. Какие примеры к нему вы подобрали? (Б, Г.)

– Какая иллюстрация к этим примерам подходит? (Третья.)

– Какой пример вы подобрали ко второму значению слова? (В.)

– Какую иллюстрацию можно отнести к этому значению? (Вторую.)

– Какие примеры вы выписали в тетрадь к третьему значению? (А, Д, Е.)

– Сделайте вывод: какие значения имеет слово «урок»?

– Как вы думаете, какое значение слова редко используется в современном языке?


Упр. 3 (с. 7–8)

(Коллективная работа. Учащиеся под руководством учителя читают текст по абзацам. Учитель задает вопросы на понимание прочитанного.)

1‑й и 2‑й абзацы

– Какие корни имеют названия наук?

– Из каких языков они пришли?

– Что означают корни -логия, -графия, -метрия? (Мыслить, писать, мерить.)

– Какую общую часть имеют слова «биология» и «биография»?

– Почему автор статьи называет их разнозначными?


3‑й абзац

– Что изучают науки антропология, хронология, морфология, психология? (Человека; время (последовательность исторических событий); форму; душу (психику, сознание).)

– С какими словами вы встречались на уроках? (Примерный ответ. Геометрические фигуры – на уроках математики; биография писателя – на уроках литературного чтения; каллиграфия – на уроках русского языка.)


4‑й абзац

– Что относится к наукам -графиям? (Каллиграфия, орфография…)

– Что изучает орфография? Где вы встречались с этим словом? (Ответы учащихся.)

– Что такое стенография? (Умение быстро писать.)

– Что означают слова «фотография», «литография», «типография»? (Печатание с помощью света; печатание с каменных досок; печатание с выпуклых образцов.)


5‑й абзац

– Какие науки имеют в названии часть -метрия? (Тригонометрия, геометрия.)

– Что они изучают? (Примерный ответ. Они изучают соотношение сторон треугольника, формы предметов.)

– Что такое термометр, хронометр, барометр? (Прибор для измерения температуры; точные часы; прибор для измерения атмосферного давления.)

(Работа в парах.)

– Прочитайте задания после текста.

– Выполните их в парах. В случае затруднений используйте толковый словарь.

(Коллективная проверка.)


VII. Рефлексия

Работа по карточкам

- Соедините линией фразеологизмы-синонимы.

Валять дурака Смотреть в оба

Держать ушки на макушке Бить баклуши

(Самопроверка по образцу.)

– Оцените свою работу с помощью сигнальной ленты «Светофор».


VIII. Подведение итогов урока

– Какие слова, о которых вы узнали из истории родного языка, относятся к учению?

– В каком словаре можно узнать их значение?

– Значение каких фразеологизмов вы узнали?

– Какие значения имеет слово «урок»?

– Какие корни могут иметь названия наук?


Домашнее задание

Выполнить упр. 4 (с. 8).