Муниципальное казенное основное общеобразовательное учреждение
«Ильковская СОШ»
Урок русского языка 2 класс
Технологическая карта урока
Тема урока: Правописание мягкого знака в конце и середине слова перед другими согласными.
учитель начальных классов
Фролова Наталья Викторовна
2022
Технологическая карта урока
Тема урока: Правописание мягкого знака в конце и середине слова перед другими согласными.
Класс: 2
Предмет: русский язык
Тип урока: урок систематизации и изученного материала (по типологии ФГОС)
Цели урока: - образовательная: формирование представлений учащихся о способах обозначения на письме мягкости согласных звуков; обобщение и систематизация знаний.
Планируемые результаты: обучающиеся научатся обозначать мягкость согласных звуков на конце слова и в середине слова перед другими согласными, объяснять причины расхождения количества звуков и букв в словах с мягким знаком , строить сообщения в устной и письменной форме, научаться переносить слова с мягким знаком .
Познавательные УУД. Формирование умения ставить познавательную цель урока; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме.
Регулятивные УУД. Волевая саморегуляция, контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном.
Коммуникативные УУД. Потребность в общении с учителем. Умение слушать и вступать в диалог.
Личностные УУД. Формирование социальной роли ученика. Формирование положительного отношения к учению.
Методы обучения: по источнику познания: словесный, наглядный, практический;
по степени взаимодействия учителя и учащихся: самостоятельная работа; работа в парах; работа в группах.
эвристическая беседа,репродуктивные (вступительные слова учителя), частично-поисковые (самостоятельная работа в группе с познавательными материалами), проблемный метод (при решении проблемных заданий).
Формы обучения: фронтальная, работа в парах, группах.
Принципы обучения: доступности, наглядности, дифференцированного подхода.
Педагогические технологии: ИКТ технология, здоровьесберегающая технология, игровая технология, технология сотрудничества, моделирование ситуации успеха, критическое мышление.
Оборудование урока: компьютер, проектор, презентация по теме урока, словарные слова , электронное приложение, дидактические карточки, учебник, тетради, дидактический материал для обучающихся.
Ход урока:
Мотивирование к учебной деятельности
1.Здравствуйте ребята!
Прозвенел звонок веселый.
Мы начать урок готовы.
Будем слушать, рассуждать,
И друг другу помогать.
Девиз нашего урока сегодня «Хочешь грамотным быть, учись мыслить, думать и творить».
- Объясните смысл девиза.
Чтобы мобилизовать наши силы,
- потрите ладошками ваши ушки
- потяните мочки ушей вниз, вверх, в стороны.
2. Эмоциональный настрой.
- Урок русского языка - сложный, требующий вашего старания, стремления к знаниям, внимания, аккуратности. Со всеми трудностями можно справиться, если человек все делает с хорошим настроением большим желанием.
- Я думаю, у кого настроение не очень хорошее, мы вместе постараемся его исправить.
Слайд 1. Всё сумею, всё смогу и соседу помогу.
Сели правильно. Дети открывают тетради, ученика читает стихотворение:
Я тетрадь свою открою
И наклонно положу.
Я, друзья, от вас не скрою
Ручку я вот так держу.
Сяду прямо, не согнусь,
За работу я возьмусь.
Записываем число, месяц, классная работа.
Актуализация знаний.
1. Чистописание.
- Я желаю вам, чтобы сегодня на уроке вы были внимательными, активными, любознательными, трудолюбивыми и старательными.
– Откройте тетрадь.
– Что надо записать? (Дату.)
Комментированная запись числа.
– Какую запись должны сделать дальше?
– Напишите слова «Классная работа».
Какую букву будем писать вы догадаетесь, когда прослушаете это четверостишие:
Что за буква, кто узнает:
Звука не обозначает,
Может только показать,
Как согласную писать.
-Какую букву будем писать?
-Определите порядок написания букв в данной цепочке ььь/ьь/ь
Нарисуем мягкий знак
Нежно капелькой
Вот так:
Букву капелька смягчит
Слово мягко прозвучит.
Найдите на строке самые красивые буквы и подчеркните их. Чем больше подчеркнули, тем лучше. Напишите буквосочетания
ль,мь,рь,нь,сь,зь,дь,ть
рысь письмо тюлень пальто
- Оцените свою работу.
- Молодцы, ребята, справились с заданием лучика.
Обратите внимание на слова по чистописанию и разделите их на две группы.
-слова с Ь на конце
-слова с Ь в середине слова
Какую цель поставим на уроке?
-познакомиться с (орфограммой ь…);
- учиться обозначать мягкость согласного звука на письме в конце слова и в середине слова перед согласным.
- учиться правильно ( писать слова с ь)
- Учиться писать слова с этой орфограммой.
- Учиться переносить слова с Ь в середине слова.
III. Создание проблемной ситуации. Постановка учебной задачи.
1. Работа в тетради
окунь, пальчик, зверь, пень, альбом, крыльцо
Напишитеи слова в тетрадь и подчеркните Ь
Какое место занимает Ь в словах?
Какую роль играет Ь в словах каждого столбика?
Вывод: Ь на конце слова и в середине между согласными показывает, что согласный перед ним произносится мягко.
Читаем правило на экране. Что вы узнали о мягком знаке?
Ответили мы с вами на первый вопрос плана.
IV. Усвоение новых знаний и способов действий.
– Игра «Превращение слов» ( кидаю мяч)
Измените слова так, чтобы они называли один предмет(образуйте от данных слов единственное число).
Медведи – …, гуси – …, лебеди – …, тюлени – …, кони – …, голуби –…, рыси – … .
Зная, что буква ь – орфограмма, применяя алгоритм, запиши слова-отгадки на мои загадки
Трав копытами касаясь,
Ходит по лесу красавец.
Ходит смело и легко
Рога раскинув широко…
Слайд 7 Лось (Изображение)
Это не кошка, смотри, берегись
Идёт на охоту коварная …
Слайд 8 Рысь (Изображение)
Летом бродит без дороги
Между сосен и берёз,
А зимой он спит в берлоге,
От мороза прячет нос.
Слайд 9 Медведь (Изображение)
Самопроверка.
Слайд 10 Лось, рысь, медведь.
- Все ли написали слова правильно?
- Молодцы!
Вывод: на письме мягкий согласный звук на конце слова обозначается ь.
Упр.204 стр.126
Сделайте вывод: почему в конце слова пишется ь? Что он показывает? (ь в конце слова обозначает мягкость согласного.)
- Давайте немножко поиграем. Встаньте, выпрямите спинки. А может ли мягкий знак стоять в начале?
Игра "Поймай слово".
- Я буду называть слова. Если в них встречается Ь в конце , то вы хлопаете в ладоши, а если посередине , то приседаете.
Слова: ель, мель, мальчик, пальчик, пеньки, олень, тюлень, гусь, учитель, сирень, снегирь, школьник, лебедь,декабрь
V. Закрепление знаний и способов действий.
Упр.206 стр.127
– Что общего у слов?
– Между какими буквами он находится? (Между буквами согласных звуков.)
– Какую роль он выполняет? (Обозначает мягкость согласного звука перед согласным звуком.)
Сделайте вывод: где и почему пишется ь в словах? (ь в середине слова между буквами согласных пишется для обозначения мягкости предшествующего согласного.)
- Вспомним правило переноса слов с мягким знаком в середине слова.
Б Ь Е Е М Л (мебель)
Дано вам слово странное,
Почти как иностранное.
На него вы посмотрите
И дружно мне переведите!
Учитель записывает слово на доске. Вывешивается картинка.
- Давайте произнесем слово мебель хором. Объясните его лексическое значение. Спишите слово, поставьте ударение, подчеркните орфограмму. А теперь вам трудное задание – подберите однокоренные слова. Докажите свою точку зрения.
Запишите с новой строки слова мебель- мебельный . Разделите их черточкой для переноса.
Вывод: (Буква ь от предшествующей буквы не отделяется: ме-бель- мебель-ный.)
- Запишите эти слова, разделяя для переноса.
(Дети выходят по одному к доске и записывают слова)
- Молодцы, справились с заданием. Готовы выполнить следующее задание?
- Кто готов выполнить четвёртое задание лучика?
V. Закрепление знаний и способов действий.
1.игра «Найди потерявшийся слог»
Крыль ки
Киль цо
Маль ник
Уголь чик
Школь ки
3. Работа в тетрадях.
Прочитайте слова, запишите их самостоятельно для переноса.
Коньки, крыльцо, школьница
Угольки, кольцо, учительница
Фронтальная проверка выполненной работы с опорой на эталон. Каждый ученик доказывает свой ответ.
- Ребята, кто допустил ошибки? Почему?
Повышенный уровень.
2.Исправь ошибки в карточке и докажи.
Бор-ьба, зорь-ка, мел-ьница, альб-ом, окунь-ки, огон-ьки, угольк-и, конь-ки |
VI. Рефлексия учебной деятельности на уроке.
А сейчас задание для самых – самых внимательных.
Диктант «Плюс - минус».
«Плюс» поставь, когда в словах
Ты напишешь мягкий знак.
Если в слове его нет,
«Минус» напиши в ответ.
День, сон, тень,
Сыр, сок, лось, лень,
Нос, нёс, рыть, рысь,
Кот, конь, шум, шить. + - + - - + + - -+ + - +- +
7. Подведём итог нашего урока. Приготовим наши ладошки.
(Метод «Пять пальцев»)
М (мизинец) – мыслительный процесс.
- Что узнали сегодня на уроке?
(Узнали про слова с мягким знаком согласными.)
Б (Безымянный) – близость цели.
- Чему научились?
(Научились писать слова с мягким знаком в середине и в конце слова после согласных и правильно переносить слова с Ь знаком согласными с одной строки на другую.)
С (Средний) – состояние духа.
- Кому понравился урок?
У (Указательный) – услуга, помощь.
- Чем порадовали друзей?
Б (Большой) – бодрость, физическая форма.
- Что я сделал для своего здоровья?
VII. Домашнее задание.
Упражнение 207,стр.126
- Спасибо всем за урок!!!!
Литература:
Поурочные планы по русскому языку к учебнику Канакиной В.П. 2 класс по программе «Школа России»
Канакина В.П. учебник «Русский язык»,2 класс
http://soiro.ru/forum/datas/users/sova_2.gif
http://www.playcast.ru/uploads/2016/01/11/16771446.jpg
http://110sad.ru/wpcontent/uploads/2011/12/Филин.jpg
http://www.flywall.ru/image/animals/los-zimoy.jpg
http://oboik.ru/uploads/11_05_2013/view/201302/oboik.ru_65189.jpg
http://5klass.net/datas/matematika/Edinitsy-massy-3-klass/0006-006-Ot-80-do-1200-kg.jpg