СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок русского языка по теме "Обобщение и систематизация знаний по теме «Глагол»"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка по теме "Обобщение и систематизация знаний по теме «Глагол»"»

Тема:  Обобщение и систематизация знаний по теме «Глагол».

Класс: 6-В, Д   

Предмет: русский язык   

Учитель: Женченко М.В.   

Дата проведения урока: 16.04.2021   

Номер урока: 141

Тип урока: обобщения и систематизации знаний

Цели:  обобщить и систематизировать полученные знания по теме: «Глагол»

Планируемые результаты   

Предметные:  обобщить и систематизировать знания о глаголе, его морфологических признаках, синтаксичесикой функции, различать глагол среди других самостоятельных частей речи;

Метапредметные:   

ученик получит возможность определять и формулировать цель на уроке, высказывать предположение на основе наблюдений (регулятивные УУД), развивать умения слушать и понимать речь других, оказывать взаимопомощь и осуществлять взаимный контроль (коммуникативные УУД), ориентироваться в своей системе знаний, отличать новое от уже известного, находить ответы на вопросы (познавательные УУД).

Личностные: понимать, что русский язык является одной из основных национально-культурных ценностей    русского народа, осознать определяющую роль родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значение в процессе получения школьного образования; иметь достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения, проявлять способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью   

Оборудование: учебник 6 класс под ред. Рыбченковой Л.М., рефлексия на доске, тетрадь, презентация, раздаточный материал, листы самооценки

Ход урока


1 . Подготовка обучающихся к работе на уроке. Взаимное приветствие учителя и обучающихся, гостей. 

Здравствуйте, ребята. Рада встрече с вами! Давайте подарим друг другу улыбку и хорошее настроение. Садитесь. Пусть наша работа на уроке будет успешной и порадует всех нас.

Запишите в тетради число…. Классная работа.

2. Определение темы и цели урока

Что без меня предметы?
Лишь названья.
А я приду -
Все в действие придет.
Летит ракета.
Люди строят зданья.
Цветут сады.
И хлеб в полях растет.
Я свою задачу вижу в том,
Чтоб сказать о действии любом.
И счастливый мой удел таков –
В речи быть одним из главных слов.
(П.Чесноков)

- О какой части речи идёт речь? Как вы думаете, мы все уже изучили по теме «Глагол»? Какой будет тема нашего урока?

- Сегодня  у нас урок «Обобщение и систематизация знаний по теме «Глагол».  

-Какова цель нашего урока? (цель урока: повторить и обобщить изученный материал по теме «Глагол», повторить орфограммы , изученные в разделе «Глагол»)  

-Прочитайте высказывание А. Югова о глаголе, которое будет эпиграфом к нашему уроку.

«Глагол - самая огнепышущая часть речи, самая живая и яркая. В глаголе струится самая алая, самая свежая, артериальная кровь языка. Да ведь и назначение глагола –

выражать само действие!» – такую яркую характеристику глаголу дал писатель.

-Как вы понимаете смысл данного высказывания ? (Глагол –это важная часть речи. Без него трудно обойтись. Глагол является основой языка. Глагол обозначает движение, без него невозможно передать события, невозможно представить будущее, узнать прошлое.)

-Откройте тетради, запишите число, классная работа, тему урока и конечно же высказывание  писателя.

-А.Н. Толстой говорил, что «найти верный глагол для фразы – это значит дать движение фразе». В чем же назначение глагола? (Движение, действие)

- Спасибо, ребята! Действительно, глаголы оживляют, вдыхают жизнь во всё, что нас окружает: только глаголы могут показать окружающий нас мир в движении. 


3.Этап актуализации и пробного учебного действия

А  теперь давайте вспомним  что мы знаем о глаголе.(морфологические признаки , орфограммы, что вы  изучали в разделе Глагол)

Хочу вам предложить игру «РАФТ», которая поможет обобщить наши знания. Мы в нее уже играли на уроках литературы, но на уроке русского языка применим впервые.

Кто хочет попробовать?

Представь, что ты — глагол. Расскажи о себе. Каждый будет спрашивать о твоих морфологичесикх признаках, а ты о них рассказывать, приводя примеры.


Учащиеся задают вопросы, приводя примеры.

 Подведение итогов игры.

• Дайте определение глагола.
• Что такое инфинитив глагола?
• Почему начальная форма глагола называется неопределённой?

• Сколько видов у глагола? Назовите их.
• Все ли глаголы в русском языке относятся к одному из спряжений?
• Назовите разноспрягаемые глаголы. Почему они так называются?
• Как образуются возвратные глаголы?
• Расскажите о переходности глаголов.
• Сколько наклонений у глагола? Назовите их.
• Как образуется форма условного наклонения?
• В чём особенность безличных глаголов?
• В каком наклонении глаголы изменяются по временам? Назовите формы глагола, в которых пишется ь знак.
• В каком наклонении глаголы могут оканчиваться только на -ите, а в каком на -ите и -ете?

Вывод: что такое глагол? (Отвечает слабый ученик)

Теперь мы с вами выполним небольшое задание и закрепим ваши знания. 

Работа по карточкам.

2 человека выполняют задание у доски, остальные в тетрадях. Нужно распределить глаголы в 2 столбика (-е- или –и- в корне слова)

. Отб…рать, расст…лили бы, зам…рли, забл…стать, прот…реть, отп…рать, ст…рать, заб…ру

е

и

расст…лили бы

Отб…рать

зам…рли

забл…стать

прот…реть

отп…рать

заб…ру

ст…рать

Формулирование вывода:

Если в слове есть суффикс –а-, то в корне пишем –и-, если нет, то пишем –е-

4.Этап локализации индивидуальных затруднений

Ребята на дом вы получили задания. Проверка д/з.

2. Садоводы. Садоводы←сад + водить (сложение)

3.  Свои - местоимение; указывает на признак; места (чьи?) свои;

1. Постоянные признаки: притяжательное;

непостоянные: множ. число, вин. падеж;

Синт.ф-я: определение

  

4. Тогда над станицей полетели дикие гуси (повеств., невоскл., простое, двусоставн., распростр., не осложнено)

Чтение домашнего задания (нужно было выполнить указанные разборы).

Устные ответы.

5.Этап реализации построенного проекта

Ребята, следующим этапом нашей работы будет грамматическое задание. Учитель раздает карточки предложения, в которых надо расставить знаки препинания. Где мы встретим такое задание?

1. Выпишите предложение, в котором необходимо поставить две запятые. (Знаки препинания внутри предложений не расставлены.) Напишите, на каком основании Вы сделали свой выбор.

1) Летучая мышь всю ночь порхает над лесными речками и полянами ловит майских бабочек и ночных жуков.

2) Пропой-ка нам соловушка свою нежную и трогательную песенку ещё раз.

3) Серые вороны весной не каркают пронзительно и истошно а ласково ворчат.

4) Молнии ярко осветили весь двор и гром прогрохотал уже над головой.


2. 1) Они плотно забили переднюю и заднюю площадки и не дают войти.

2) Куда добрый молодец путь держишь?

3) Этажом выше находится зрительный зал с разноцветными креслами красными синими желтыми зелеными.

4) Стихает шепот и спектакль начинается.


3.  1) Тонко пищат рябчики на болоте возятся журавли.

2) Во все времена года хорош русский лес зимой летом осенью весной.

3) Машинисты поездов водители автобусов делают все чтобы мы чувствовали себя в вагоне в автобусе удобно.

4) В дубовой роще ночью кормятся желудями кабаны а в дупле живет сыч зимует летучая мышь.

В каких предложениях поставили запятые? Каким правилом руководствовались? Зачем мы выолняли данное задание?

Работа над орфографией. Вставьте пропущенные орфограммы.

СКАЖ..ШЬ, ШЕПЧ…ШЬ, СЛЫШ…ШЬ, ЧЕРНЕ…ШЬ, СМОТР…Т(они),ХОЧ…ШЬ, ЛЮБ…ШЬ, ДЫШ….Т( они)

Каким правилом вы руководствовались? У кого нет ни одной ошибки? У кого 1? 2?3? есть 4 и больше ошибок? Молодцы!

6.Физкультминутка

Поскачите, поскачите.

Сядьте тихо. Полежите.

Поднимитесь. Распрямитесь.

Потянитесь и согнитесь.

Встаньте прямо! Улыбнитесь!

И тихонечко садитесь

В каком наклонении были все глаголы в этом стихотворении?

Давайте вспомним, какие наклонения есть в русском языке?

7.Этап обобщения затруднений во внешней речи

Задания по уровням.

Продолжите пословицы, вставьте пропущенные буквы, определите наклонение глаголов:

Сам пропадай...

По уму провожают

По одежке встречают...

Один раз отрежь

Семь раз отмерь...

Всегда пригодит(ь)ся

Глаза боят(ь)ся...

Люби и саночки возить

Грамоте учит(ь)ся...

Не лезь в воду

Любишь катат(ь)ся...

А руки делают

Не зная броду...

А товарища выручай

Что посе…шь...

То пожнешь

Вывод: Каким правилом мы руководствовались?

Как определить наклонение глагола?

8.Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону


Найдите и исправьте ошибку (ошибки) в образовании формы слова. Запишите правильный вариант формы слова (слов).

1) мокла под дождём

2) косвенных падежов

3) ложи на парту

4) здоровые дёсны


Найдите и исправьте ошибку (ошибки) в образовании формы слова. Запишите правильный вариант формы слова (слов).

1) к две тысячи пятому году

2) жгёт костер

3) пачка макарон

4) фильм наиболее интереснее


Найдите и исправьте ошибку (ошибки) в образовании формы слова. Запишите правильный вариант формы слова (слов).

1) опытные тренера

2) менее значительный

3) в две тысячи пятом году

4) ехай домой


Найдите и исправьте ошибку (ошибки) в образовании формы слова. Запишите правильный вариант формы слова (слов).

1) конфликт более глубочайший

2) ляжьте на пол

3) опытные шофёры

4) в трехстах метрах


Найдите и исправьте ошибку (ошибки) в образовании формы слова. Запишите правильный вариант формы слова (слов).

1) попробоваем

2) килограмм яблок

3) семидесятью способами

4) наисложнейший


Найдите и исправьте ошибку (ошибки) в образовании формы слова. Запишите правильный вариант формы слова (слов).

1) триста жителям

2) насквозь промок

3) поезжайте на юг

4) надень ребёнка.


Найдите и исправьте ошибку (ошибки) в образовании формы слова. Запишите правильный вариант формы слова (слов).

1) поклади на стол

2) килограмм яблок

3) пара полотенцев

4) сильнейший


После самостоятельной работы по группам показываются ответы

Один ученик на оценку зачитывает свои ответы.

Вывод: с какой целью мы делали это упражнение? Где нам встретятся такие задания?


9.Этап включения в систему знаний и повторений

Сейчас я предлагаю всем проверить, насколько вы хорошо усвоили данную тему, поработав с тестом. Пять заданий, за каждый правильный ответ один балл.

Тестирование «Употребление наклонений глагола в речи»


1. Глагол - это часть речи, которая обозначает:

1) количество предметов;

2) признак предмета;

3) действие предмета

2. Укажите глагол II спряжения

1) прыгать                     3) заигрывать

2) срывать                    4) слышать

3. В предложении глагол обычно бывает:

1) обстоятельством;

2) определением;

3) сказуемым

4. Укажите словосочетание, в состав которого входит глагол с -ться:

1) медленно выполняет..ся;

2) радостно устремляет..ся;

3) легко добрат..ся;

4) упорно занимает..ся.

5. Укажите строку, во всех глаголах которой не с глаголами пишется слитно:

1) (не)годует, (не)допрыгнет, (не)нарисует;

2) (не)начертил, (не)навидит, (неможет;

3) (не)взлюбил, (не)доумевает, (не)здоровится.

6. Найдите в данном предложении глагол совершенного вида:

 Он не мог равнодушно говорить об англомании своего соседа и

 поминутно находил случай его критиковать.

1) не мог          2) находил 3) критиковать

4) говорить        5) нет таких глаголов

10.Этап рефлексии деятельности на уроке

Подведем итог нашего урока.

Какую роль играют глаголы в нашей речи?

Согласны ли вы с мнением А.Н.Толстого?

“Движение и его выражение – глагол – являются основой языка. Найти верный глагол для фразы – это значит дать движение фразе”

Как надо относиться к языку, на котором мы говорим?

Оцените то, как вы работали на уроке: выставьте итоговую оценку.

Продолжите предложение:

Сегодня на уроке я…

Сегодня на уроке мы…

Наш урок…


11. Этап информации о домашнем задании.

Скажите мне, пожалуйста, можно ли составить текст, в котором были бы только глаголы?

Звонит. Не встаю. Сплю. Ругается. Будит. Встаю. Одеваюсь, умываюсь, жую. Хватаю. Бегу. Опаздываю. Опоздал! Вхожу. Сажусь. Вызывают. Иду. Стою. Молчу. Не знаю. Знал---забыл. Получил. Сел. Звенит. Спрашивают. Звенит. Спрашивают. Кончились! Бежим! Прибежал. Поел. Начал делать. Бросил. Бегу. Забиваю. Упал. Порвал. Пришли. Зовут. Вспомнил! Не сделал! Ругают. Молчу. Обещаю. Ем. Умываюсь. Иду спать. Сплю.

Домашнее задание: (на выбор): Написать мини-сочинение, употребляя в нём только глаголы  или выполнить задания на карточке в ЭлЖуре.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!