СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок русского языка. Тема: "Приставки и предлоги"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок русского языка  для учащихся 3 класса  по программе "Перспективная начальная школа".

Тип урока: урок открытия новых знаний.

Технология критического мышления

Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка. Тема: "Приставки и предлоги"»

Урок русского языка

Программа: Перспективная начальная школа

Авторы: Каленчук М.Л, Чуракова Н.А.

Класс: 3 Б

Учитель: Петрова Евгения Анатольевна.

Тема урока: Приставки и предлоги

Цель: создание условий для формирования умения распознавать предлоги и приставки, дать понятию «пред­лог» новый статус - статус служебной части речи

Формируемые универсальные учебные действия:

Личностные:

проявлять положительное отношение к учебному предмету, осознавать значение; интерес к учебному материалу, способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

Регулятивные:

1. формулировать тему урока после предварительного обсуждения, определять его цель;

2. понимать, принимать и сохранять учебную задачу;

3. контролировать процесс и результаты деятельности, вносить коррективы;

4. адекватно оценивать свои достижения

Познавательные:

1. читать и слушать, извлекая нужную информацию, соотносить её с имеющимися знаниями, опытом;

2. понимать информацию, представленную в разных формах

3. строить объяснение в устной форме

4. строить логическую цепь рассуждений

Коммуникативные:

участвовать в диалоге, в общей беседе, выполняя принятые правила речевого поведения, культуры речи;

Тип урока: урок открытия новых знаний.

Технология критического мышления








п/п

Этапы урока


1.

Этап мотивации (самоопределение к учебной деятельности).


- Здравствуйте ребята!

Прозвенел опять звонок,

Начинать пора урок!

А теперь вы повернитесь

И друг другу улыбнитесь,

И тихонечко садитесь.

2.

Этап актуализации и фиксирования индивидуального затруднения в пробном действии.


Записываем число, классная работа.

1.Чистописание

Пп

По под про

2.Словарная работа: природа, столица, тарелка, вагон, капуста, предмет, лисица, огород ( карточки со словами, с одной стороны записано слово без выделений цветом, с другой стороны с выделением цветом).

Запишите слова, подчеркните орфограмму, определите ударный слог.

-Прочитайте только то, что выделено цветом. Какие слова получились?

3. Запишите предложение, раскройте скобки

Лена (про) читала книгу (про) животных.

Помогут ли слова, которые мы разгадали выполнить это задание?

-Какую проблему перед нами ставит волшебница Анишит Йокоповна?

(Анишит Йокоповна спрашивает нас, что из них является частью речи, а что частью слова?)


-Кто сможет ответить на вопрос нашей волшебницы?


3.

Этап выявления места и причины затруднения.

Определите тему урока (Приставки и предлоги)

Какую цель поставим, чему бы вы хотели сегодня научиться?

-научиться различать предлоги и приставки.

-узнать, что из них является частью речи, а что частью слова.

-Данные слова запишем в 2 столбика, приставку выделим, предлог обведем в кружок.

Съехал с горы, нашел на полу, забежал за угол,

под столом, подполз, сугробы намели, корабль на мели.

с приставкой с предлогом


Взаимопроверка.

- Прочитайте слова, которые записали в 1 столбик.

Докажите, что слова с приставками. Что надо сделать?

(подобрать однокоренные слова без приставки или с другой приставкой.)

- Прочитайте слова, которые вы записали во 2 столбик?

- В какой столбик записали слово (на) мели?

-Почему? (выслушиваются мнения учеников)

- Что вызвало затруднения?

(Слова произносятся одинаково, а пишутся

по-разному, имеют разное значение.)

4









5


Этап построения проекта выхода из затруднения.




Физминутка.



Этап реализации построенного проекта.

Докажите свой выбор.


Запись в тетрадь предложений.

Сугробы снега вьюги (на) мели.

Корабль оказался ( на) мели.


- Разберите предложение по членам предложения,

обозначьте части речи.

-Какой частью речи является, слово намели в первом предложении?

- Выпишите из второго предложения словосочетание.

Оказался (где? на чем?) на мели

- В каком случае на - предлог, а в каком приставка? Докажите.


Составим инструкцию (коллективное составление, слушаем предположения учеников, записываем на доске)


Инструкция

  1. Определяем часть речи

  2. Между предлогом и словом можно поставить вопрос или другое слово.

  3. Приставки со словами пишутся слитно.

6





Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи.

Физминутка

- Откройте учебник на стр 58 и посмотрите на упражнение №50. Прочитайте стихотворение про себя. Кто прочитает выразительно вслух?

- Ответим на вопросы учебника. Какую часть речи обслуживают предлоги в этом стихотворении?

- Спишите в столбик все существительные с предлогами, вставляя между предлогом и существительным еще одно слово, например: с лучшим другом.

-Запишите слова с приставками, приставки выделите, обозначьте часть речи.

(Комментированное письмо)


7.











8.

Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону.








Этап включения в систему знаний и повторения.


Самостоятельная работа

Спишите, раскрывая скобки. Обозначьте приставки и предлоги.

Лодка (от) плыла (от) берега. (До) плыла (до) острова. (По) ехал (по) дороге. (До) ехал (до) рощи. (С) лез (с) коня. (За) шел (за) дерево. (Под) лез (под) куст.


-На что надо обратить внимание?

(На части речи). Не забываем про нашу инструкцию.

(на экран выводится правильная запись)

Проверка. Самооценка.

- всё было понятно, с заданием справился; +

- не всё понятно, есть вопросы. ?

- тему не понял. -



Чтение правила на странице 60(служебные и самостоятельные части речи)

Выполнение упр 51(устно) Что нового о предлоге из данного правила мы узнали?

(предлог - служебная часть речи)

9

Рефлексия учебной деятельности.



































Домашнее задание

-Какую цель ставили в начале урока?

( Научиться различать предлоги и приставки).

-Как отличить приставку от предлога?

(Узнать, что из них является частью речи, а что частью слова, использовать инструкцию)

-Удалось ли решить поставленную задачу?

-Продолжите предложение:




На уроке я узнал…

У меня получилось…

Мне было трудно понять…

Вариант 1 Предлагается для учащихся среднего уровня развития.

На столе карточки (работа в парах)

слово

часть слова

Приставка слитно Предлог

раздельно

образуют новые слова

можно поставить дополнительное слово

служебная часть речи

Соедините стрелками, что относится к приставке, а что к предлогу.

Сравнение с образцом.

- Спасибо за работу!

Вариант 2 Предлагается для учащихся высокого уровня развития

Составление Синквейна по изученной теме

Напомним правила составления Синквейна (слайд)

Правила написания синквейна: 

1. (первая строка – тема стихотворения, выраженная ОДНИМ словом, обычно именем существительным);

2. (вторая строка – описание темы в ДВУХ словах, как правило, именами прилагательными);

3. (третья строка – описание действия в рамках этой темы ТРЕМЯ словами, обычно глаголами);

4. (четвертая строка – фраза из ЧЕТЫРЕХ слов, выражающая отношение автора к данной теме);

5. (пятая строка – ОДНО слово – синоним к первому).

Предлог Предлог

Маленький, нужный Служебный, важный

Помогает, связывает, служит пишется, помогает, меняет

Маленький, да удаленький Нужная часть речи

Слово Слово


Приставка

Маленькая, значимая,

Образует, пишется, меняет

Значимая часть слова

Состав слова


Разноуровневое домашнее задание. Выберите задание, с которым вы сможете справиться (предлагаются конверты с заданиями).

  1. Даны слова с приставками и предлогами, надо записать в 2 столбика.

  2. Даны слова с приставками и предлогами, надо раскрыть скобки и правильно их написать.

  3. Даны предложения, надо вставить подходящие приставки и предлоги.

  4. Составить кластер для понятий «приставка»/ «предлог»







Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!