СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок русского языка в 4 классе на тему " «Правописание безударных личных окончаний глаголов»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока русского языка в 4 классе (классе мальчиков) по теме: "Правописание безударных личных окончаний глаголов". Урок построен на основе технологии деятельностного метода.

 

Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка в 4 классе на тему " «Правописание безударных личных окончаний глаголов»»

Конспект урока русского языка в 4 классе (классе мальчиков) по теме:

«Правописание безударных личных окончаний глаголов»

Цель: учить правильно писать безударные личные окончания глаголов в настоящем и будущем времени.

Задачи:

  1. Познакомить с алгоритмом определения спряжения глагола по неопределенной форме.

  2. Отработать пошаговые действия алгоритма.

  3. Развивать учебную самостоятельность школьников на основе постановки учебной задачи и организации проблемной деятельности.

  4. Развивать коммуникативные навыки; устную и письменную речь учащихся; умение работать самостоятельно и в парах.


Этапы урока

Содержание

1

Мотивация к учебной деятельности

Цель: способствовать формированию положительной учебной мотивации.

- Здравствуйте, ребята. Сегодня урок русского языка мне бы хотелось начать со стихотворения-пожелания.

Кто только зубрит, чтоб от двоек сбежать,

Тому никогда – никогда не понять.

Что можно идти на урок, как на праздник,

Что каждый отличник – шутник и проказник.

Учитесь с улыбкой! Шутите учась!

Любая ошибка исчезнет, боясь.

веселой науки и радостных глаз.

2

Актуализация знаний фиксация затруднения в индивидуальной деятельности

Цели:

-актуализация изученного способа определения спряжения глаголов;

-мотивация к пробному учебному действию;

-фиксация учащимися индивидуальных затруднений в выполнении пробного учебного действия.

1. Актуализация изученного способа определения спряжения глаголов.

- Открываем тетради, записываем: Число. Классная работа.

Минутка чистописания.

Запишите окончания глаголов 2 лица, единственного числа 1 и 2 спряжения. Какая особенность этих окончаний? (В окончаниях 2 лица единственного числа после шипящей пишется ь). Ешьишь ишьешь ешьишь ишьешь

Следите за посадкой и положением тетради.

- Сегодня на уроке мы продолжим работать над разделом «Как устроен наш язык». А значит, будем продолжать открывать секреты русского языка.

- Над какой темой работали на прошлом уроке? (спряжение глаголов)

- Что такое «спряжение глаголов»?

- Сколько типов спряжения бывает у глаголов?

- Какие глаголы относятся к первому типу спряжения?

- Ко второму?

3. Мотивация к пробному учебному действию.

- Я приготовила для вас новое задание. Послушайте скороговорку русского поэта Григория Афанасьевича Ладонщикова:

Пилят, колют,

Колют, пилят

Филя с Колей,

Коля с Филей.

Завалили пол двора

Будут на зиму дрова.

- Выпишите из скороговорки повторяющиеся глаголы и определите их спряжение.

- Я повторю скороговорку. Но сначала ответьте на вопрос. Кто легко справиться с этим заданием? Кто сомневается? Кому нужна будет помощь? Поставьте на полях тетради знак:

«+» я справлюсь …

«?» я не уверен …

«!» мне нужна помощь …

Учитель читает повторно скороговорку, дети выписывают повторяющиеся глаголы.

4.Фиксация учащимися индивидуальных затруднений в выполнении пробного учебного действия.

- Какие глаголы выписали?

- В чём возникли затруднения?

(Мы не знаем, как писать «пилят» или «пилют», «колят» или «колют», и поэтому не можем определить спряжение этих глаголов.)

3

Постановка проблемы.

Цель: соотнести свои действия с используемым способом определения спряжения глагола и на этой основе выявит и зафиксировать во внешней речи причину затруднения:

- А почему возникли трудности в написании окончаний глаголов?

(У этих глаголов окончания безударные, и поэтому слышатся нечётко).

Посмотрите на свою оценку этого задания, теперь ваше мнение изменилось?

4.

Построение проекта выхода из затруднения.

Цель: построить проект выхода из затруднения: обдумать цель, тему урока, способ и средства выхода из затруднения.

- Так чему нам предстоит научиться сегодня на уроке?

(Научиться определять спряжение глаголов с безударным личным окончанием).

- Какая тема сегодняшнего урока?

(Как определить спряжение у глаголов с безударным личным окончанием?)

-Кто может предложить способ выхода из создавшегося затруднения?

(учитель выслушивает гипотезы детей: посмотреть окончание в словаре и т.д. )

- Где мы можем найти подсказку?

5.

Реализация построенного проекта.

Цель:

- организовать коммуникативное взаимодействие с целью реализации построенного проекта, направленного на приобретение недостающих знаний;

- зафиксировать построенный способ действия в речи и знаках;

-организовать решение исходной задачи, данной для пробного действия и зафиксировать преодоление затруднения;

-уточнить общий характер нового знания.

1. Организация коммуникативного взаимодействия, направленного на приобретение недостающих знаний.

-Откройте учебник на странице 107. Найдите правило, как правильно написать безударное личное окончание глагола.

Вы нашли ответ на наш вопрос??

2. Фиксация способа действия в речи и знаках.

- А теперь посмотрим на наш алгоритм.

3. Решение исходной задачи, данной для пробного действия.

Ко́л?т- (что делать?) колоть – I спр. – ко́лют

Пи́л?т-(что делать?) пилить - II спр.-пи́лят

Физкультминутка. (на снятие напряжения с глаз)

- Как вы думаете, подойдет ли данный способ для других глаголов с безударным окончанием?

- Чем мы теперь будем заниматься на уроке?

(работать по алгоритму, определять спряжение глаголов с безударными окончаниями)

6.

Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

Цель:

- организовать усвоение детьми нового способа действия при решении типовых задач с проговариванием во внешней речи

1. Фронтальная работа.

Учебник: стр. 113 упр. 229.

Несколько глаголов из упражнения разбираются фронтально с классом, с целью дать образец проговаривания способа определения спряжения глагола, а затем учитель предлагает выполнить эту работу в парах.

Образец устного рассуждения приводит ученик у доски под руководством учителя:

  1. Личный глагол: се(я ю)т

  2. Ставлю ударение в слове: се(я ю)т

  3. Окончание безударное.

  4. Ставлю глагол в начальную форму: (что делать? сеять).

  5. Начальная форма заканчивается на -ять, это не глагол-исключение.

  6. Вывод: глагол I спряжения, в окончании пишу – ют..

На доске появляется запись:

Сеять (I спр.) - сеют

2. Работа в парах.

Дети продолжают выполнять упражнение 229 на стр. 113 в парах с проговариванием алгоритма решения вслух: один определяет спряжение глагола по алгоритму, другой контролирует выполнение этапов алгоритма. Затем меняются ролями.


Физкультминутка.


Мы спряжения к глаголу подбирали

И немножечко устали

Потихоньку дружно встали

И движенья показали.

-Как живёшь? - Вот так!

-Как идёшь? - Вот так!

-Как бежишь? - Вот так!

-Как летишь? - Вот так!

-Как плывёшь? - Вот так!

-Как сидишь? - Вот так!

- В какой форме употреблены глаголы в физкультминутке? Назовите глаголы 1 спряжения. Назовите глаголы второго спряжения. Как определяли спряжение глаголов?

1 спряжения: живёшь, идёшь, плывёшь.

2 спряжение: бежишь, летишь, сидишь.

7.

Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Цель:

-проверить на основе сопоставления с эталоном свое умение применять новое учебное содержание в типовых ситуациях;

-организовать рефлексию усвоения нового способа по результатам выполнения самостоятельной работы.

1. Дифференцированная самостоятельная работа.

А) Найди лишнее слово: в 3 лице ед. ч.

смотр…т, дыш…т, та…т, кле…т;

ла…т, се…т, чита…т, вид…т

2. Проверка по эталону выполненной работы.

  1. смотрит, дышит, тает, клеит;

лает, сеет, читает, видит

  1. Концерт будет (быть – 1 спр.) сегодня вечером.

Каждый день будильник будит (будить -2 спр.) нас.

2. Рефлексия усвоения нового способа по результатам выполнения самостоятельной работы.

-Кто выполнил работу без ошибок, поднимите руку?

- Кто допустил ошибки в работе?

-Кто не смог справиться с задание?

-В чем была трудность?

8.

Рефлексия учебной деятельности на уроке.

Цель:

-провести рефлексивный анализ учебной деятельности с точки зрения выполнения требований, известных учащимся;

- зафиксировать неразрешенные затруднения как направления будущей учебной деятельности;

- оценить собственную деятельность на уроке;

- обсудить и записать домашнее задание.

1. Рефлексивный анализ учебной деятельности.

- Чему должны были научиться на уроке?

- Как решали эту задачу?

- Достигли ли цели урока?

- В чем были затруднения?

-Над чем еще предстоит работать?

2. Оцени свою деятельность на уроке:

Утверждения

Поставь знак

«+» или «?»

1) Тема урока мне понятна.


2) Я достиг цели урока.


3) Я умею определять спряжение глаголов с безударным личным окончанием


4) Я могу определить спряжение глаголов по неопределённой форме.


4) Мне необходимо поработать над…

перечисли темы для доработки

3. Домашнее задание:

1) упр. 4 стр. 110

2)* Подумайте, как правильно: едем или едим? Докажите свою точку зрения.



О технологии деятельностного метода (ТДМ) я впервые услышала на курсах в Москве от автора, Л.Г. Петерсон. Основная идея его состоит в том, что новые знания не даются в готовом виде. Дети «открывают» их сами в процессе самостоятельной исследовательской деятельности. Они становятся маленькими учеными, делающими свое собственное открытие. Задача учителя при введении нового материала заключается не в том, чтобы все наглядно и доступно объяснить, показать и рассказать. Учитель должен организовать исследовательскую работу детей, чтобы они сами додумались до решения проблемы урока и сами объяснили, как надо действовать в новых условиях. Так как я работаю в классе мальчиков, я стараюсь данную технологию использовать на разных уроках.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!