| Этапы урока | Содержание |
1 | Мотивация к учебной деятельности Цель: способствовать формированию положительной учебной мотивации. | - Здравствуйте, ребята. Сегодня урок русского языка мне бы хотелось начать со стихотворения-пожелания. Кто только зубрит, чтоб от двоек сбежать, Тому никогда – никогда не понять. Что можно идти на урок, как на праздник, Что каждый отличник – шутник и проказник. Учитесь с улыбкой! Шутите учась! Любая ошибка исчезнет, боясь. веселой науки и радостных глаз. |
2 | Актуализация знаний фиксация затруднения в индивидуальной деятельности Цели: -актуализация изученного способа определения спряжения глаголов; -мотивация к пробному учебному действию; -фиксация учащимися индивидуальных затруднений в выполнении пробного учебного действия. | 1. Актуализация изученного способа определения спряжения глаголов. - Открываем тетради, записываем: Число. Классная работа. Минутка чистописания. Запишите окончания глаголов 2 лица, единственного числа 1 и 2 спряжения. Какая особенность этих окончаний? (В окончаниях 2 лица единственного числа после шипящей пишется ь). Ешьишь ишьешь ешьишь ишьешь Следите за посадкой и положением тетради. - Сегодня на уроке мы продолжим работать над разделом «Как устроен наш язык». А значит, будем продолжать открывать секреты русского языка. - Над какой темой работали на прошлом уроке? (спряжение глаголов) - Что такое «спряжение глаголов»? - Сколько типов спряжения бывает у глаголов? - Какие глаголы относятся к первому типу спряжения? - Ко второму? 3. Мотивация к пробному учебному действию. - Я приготовила для вас новое задание. Послушайте скороговорку русского поэта Григория Афанасьевича Ладонщикова: Пилят, колют, Колют, пилят Филя с Колей, Коля с Филей. Завалили пол двора Будут на зиму дрова. - Выпишите из скороговорки повторяющиеся глаголы и определите их спряжение. - Я повторю скороговорку. Но сначала ответьте на вопрос. Кто легко справиться с этим заданием? Кто сомневается? Кому нужна будет помощь? Поставьте на полях тетради знак: «+» я справлюсь … «?» я не уверен … «!» мне нужна помощь … Учитель читает повторно скороговорку, дети выписывают повторяющиеся глаголы. 4.Фиксация учащимися индивидуальных затруднений в выполнении пробного учебного действия. - Какие глаголы выписали? - В чём возникли затруднения? (Мы не знаем, как писать «пилят» или «пилют», «колят» или «колют», и поэтому не можем определить спряжение этих глаголов.) |
3 | Постановка проблемы. Цель: соотнести свои действия с используемым способом определения спряжения глагола и на этой основе выявит и зафиксировать во внешней речи причину затруднения: | - А почему возникли трудности в написании окончаний глаголов? (У этих глаголов окончания безударные, и поэтому слышатся нечётко). Посмотрите на свою оценку этого задания, теперь ваше мнение изменилось? |
4. | Построение проекта выхода из затруднения. Цель: построить проект выхода из затруднения: обдумать цель, тему урока, способ и средства выхода из затруднения. | - Так чему нам предстоит научиться сегодня на уроке? (Научиться определять спряжение глаголов с безударным личным окончанием). - Какая тема сегодняшнего урока? (Как определить спряжение у глаголов с безударным личным окончанием?) -Кто может предложить способ выхода из создавшегося затруднения? (учитель выслушивает гипотезы детей: посмотреть окончание в словаре и т.д. ) - Где мы можем найти подсказку? |
5. | Реализация построенного проекта. Цель: - организовать коммуникативное взаимодействие с целью реализации построенного проекта, направленного на приобретение недостающих знаний; - зафиксировать построенный способ действия в речи и знаках; -организовать решение исходной задачи, данной для пробного действия и зафиксировать преодоление затруднения; -уточнить общий характер нового знания. | 1. Организация коммуникативного взаимодействия, направленного на приобретение недостающих знаний. -Откройте учебник на странице 107. Найдите правило, как правильно написать безударное личное окончание глагола. Вы нашли ответ на наш вопрос?? 2. Фиксация способа действия в речи и знаках. - А теперь посмотрим на наш алгоритм. 3. Решение исходной задачи, данной для пробного действия. Ко́л?т- (что делать?) колоть – I спр. – ко́лют Пи́л?т-(что делать?) пилить - II спр.-пи́лят Физкультминутка. (на снятие напряжения с глаз) - Как вы думаете, подойдет ли данный способ для других глаголов с безударным окончанием? - Чем мы теперь будем заниматься на уроке? (работать по алгоритму, определять спряжение глаголов с безударными окончаниями) |
6. | Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. Цель: - организовать усвоение детьми нового способа действия при решении типовых задач с проговариванием во внешней речи | 1. Фронтальная работа. Учебник: стр. 113 упр. 229. Несколько глаголов из упражнения разбираются фронтально с классом, с целью дать образец проговаривания способа определения спряжения глагола, а затем учитель предлагает выполнить эту работу в парах. Образец устного рассуждения приводит ученик у доски под руководством учителя: Личный глагол: се(я ю)т Ставлю ударение в слове: се(я ю)т Окончание безударное. Ставлю глагол в начальную форму: (что делать? сеять). Начальная форма заканчивается на -ять, это не глагол-исключение. Вывод: глагол I спряжения, в окончании пишу – ют.. На доске появляется запись: Сеять (I спр.) - сеют 2. Работа в парах. Дети продолжают выполнять упражнение 229 на стр. 113 в парах с проговариванием алгоритма решения вслух: один определяет спряжение глагола по алгоритму, другой контролирует выполнение этапов алгоритма. Затем меняются ролями. |
| Физкультминутка. | Мы спряжения к глаголу подбирали И немножечко устали Потихоньку дружно встали И движенья показали. -Как живёшь? - Вот так! -Как идёшь? - Вот так! -Как бежишь? - Вот так! -Как летишь? - Вот так! -Как плывёшь? - Вот так! -Как сидишь? - Вот так! - В какой форме употреблены глаголы в физкультминутке? Назовите глаголы 1 спряжения. Назовите глаголы второго спряжения. Как определяли спряжение глаголов? 1 спряжения: живёшь, идёшь, плывёшь. 2 спряжение: бежишь, летишь, сидишь. |
7. | Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. Цель: -проверить на основе сопоставления с эталоном свое умение применять новое учебное содержание в типовых ситуациях; -организовать рефлексию усвоения нового способа по результатам выполнения самостоятельной работы. | 1. Дифференцированная самостоятельная работа. А) Найди лишнее слово: в 3 лице ед. ч. смотр…т, дыш…т, та…т, кле…т; ла…т, се…т, чита…т, вид…т 2. Проверка по эталону выполненной работы. смотрит, дышит, тает, клеит; лает, сеет, читает, видит Концерт будет (быть – 1 спр.) сегодня вечером. Каждый день будильник будит (будить -2 спр.) нас. 2. Рефлексия усвоения нового способа по результатам выполнения самостоятельной работы. -Кто выполнил работу без ошибок, поднимите руку? - Кто допустил ошибки в работе? -Кто не смог справиться с задание? -В чем была трудность? |
8. | Рефлексия учебной деятельности на уроке. Цель: -провести рефлексивный анализ учебной деятельности с точки зрения выполнения требований, известных учащимся; - зафиксировать неразрешенные затруднения как направления будущей учебной деятельности; - оценить собственную деятельность на уроке; - обсудить и записать домашнее задание. | 1. Рефлексивный анализ учебной деятельности. - Чему должны были научиться на уроке? - Как решали эту задачу? - Достигли ли цели урока? - В чем были затруднения? -Над чем еще предстоит работать? 2. Оцени свою деятельность на уроке: Утверждения | Поставь знак «+» или «?» | 1) Тема урока мне понятна. | | 2) Я достиг цели урока. | | 3) Я умею определять спряжение глаголов с безударным личным окончанием | | 4) Я могу определить спряжение глаголов по неопределённой форме. | | 4) Мне необходимо поработать над… | перечисли темы для доработки | 3. Домашнее задание: 1) упр. 4 стр. 110 2)* Подумайте, как правильно: едем или едим? Докажите свою точку зрения. |
О технологии деятельностного метода (ТДМ) я впервые услышала на курсах в Москве от автора, Л.Г. Петерсон. Основная идея его состоит в том, что новые знания не даются в готовом виде. Дети «открывают» их сами в процессе самостоятельной исследовательской деятельности. Они становятся маленькими учеными, делающими свое собственное открытие. Задача учителя при введении нового материала заключается не в том, чтобы все наглядно и доступно объяснить, показать и рассказать. Учитель должен организовать исследовательскую работу детей, чтобы они сами додумались до решения проблемы урока и сами объяснили, как надо действовать в новых условиях. Так как я работаю в классе мальчиков, я стараюсь данную технологию использовать на разных уроках.