Тема: Повторение темы «Морфемика. Орфография»
Цели: повторить и обобщить изученный материал по теме «Морфемика.
Орфография»; работать над повышением орфографической зоркости у учащихся; развивать у детей любознательность и интерес к русскому языку.
закрепить и обобщить знания, полученные по теме «Морфемика»; развивать навыки монологической речи, самостоятельной работы; формировать навыки самоконтроля, рефлексии.
Планируемые результаты
Личностные: формирование положительного отношения к уроку, следование в поведении моральным и этическим требованиям.
Предметные
Образовательные: введение в отработку правил написания различных морфем и изученных орфограмм.
Развивающие: развивать память, речь, мышление, внимание, умение сравнивать и обобщать; развивать орфографическую зоркость и речь.
Воспитательные: содействовать привитию чувства любви и интереса к русскому языку; воспитывать ценностное отношение к слову; повысить мотивацию учебной деятельности за счёт нестандартной формы урока.
Метапредметные.
Коммуникативные: выражение своих мыслей, аргументация собственного мнения, взаимодействие учащихся в парной работе, развитие уважения друг к другу.
Регулятивные: формировать умение формулировать тему урока, цели урока, умение принимать и сохранять учебную задачу.
Познавательные: сформировать представление о морфемике, осознание важности знания морфем, умение выделять морфемы в слове.
Ход урока
О рганизационный момент
- Добрый день, ребята!
Настроение у нас отличное?
А улыбки – дело привычное?
Пожелаем друг другу успеха?
- На доске изображена ЛЕСТНИЦА УСПЕХА (+). Давайте посмотрим, в чем заключается его секрет. Читаем, начиная снизу.
- Главное сказать себе: «Я хочу это сделать!» Надеюсь, что на сегодняшнем уроке вы добьетесь успехов.
План работы таков ЛИСТЫ НА ДОСКУ (+):
орфографическая эстафета
блиц-опрос
самостоятельная работа и самооценивание
рефлексия
Орфографическая эстафета (по рядам) ЛИСТЫ и ФЛОМАСТЕРЫ (+)
- Найдите ошибки в словах.
Ц…плёнок, сверх…нтересный, ра…бег, ра…сказ, ж…рдочка, бе…просветная, раз…грать, …делать, на…вязать, о…тесать, д…рисовал, ч…рный.
- Что повторили (проверили), выполняя это задание? (Правописание гласных и согласных в приставках, о-ё после шипящих в корне слова, приставок на -з (-с), ы — и после приставок, правописание ы — и после ц).
Самоопределение к деятельности
- Разгадайте РЕБУС (+)
- Определите тему урока.
- Прочитайте КАРТОЧКИ (+) самоанализа ваших знаний и умений по данной теме, отметьте + и -.
Я ЗНАЮ: 1. название морфем; 2. определение каждой морфемы; 3. как выделить морфемы в слове; 4. какие морфемы служат для образования новых слов; 5. какую роль играет окончание | Я УМЕЮ: 1. выполнять морфемный анализ слов; 2. образовывать новые слова; |
- Исходя из результатов, определите каждый для себя цель урока.
Блицопрос (у детей карточки с ответами, нужно поднять карточку с нужным ответом)
- Закончите высказывания, покажите слово-ответ (по группам) ЛИСТЫ С ОТВЕТАМИ-части слова графически (+):
Что составляет основу слова? (Приставка, корень, суффикс)
Какой частью слова похожи слова: соловушки, бабушка, дедушка? (Суффиксом)
Какой частью слова похожи слова: зима, зимушка, зимний, зимник, зимовать? (Корнем)
Какой частью слова похожи слова: заклеить, заморозить, закинуть, задвинуть? (Приставкой)
Проверяем знание теории
Инструктаж.
- Выполняя задания, вы будете оценивать себя по критериям и выставлять в таблицу оценки, из которых будет складываться ваша оценка за урок и знание темы «Морфемика»
1. Тест по теме «Морфемика» (самопроверка на столе контроля)
либо по кьюаркоду онлайн-тест (+)
Ч то такое морфема?
Основа слова Значимая часть слова
Безударная гласная Гласная под ударением
В чем заключается морфемный разбор слова?
Нужно посчитать количество звуков и букв
Нужно поставить правильно ударение и разделить на слоги
Нужно записать транскрипцию слова
Нужно выделить в слове приставку, корень, суффикс и окончание
В самых простых случаях слово состоит только из одной морфемы. Какой?
Окончания Суффикса
Корня Приставки
Что морфемой не является?
Слог Окончание
Корень Приставка
В какой части слова находится суффикс?
После окончания После корня
В корне Перед корнем
Какую морфему нельзя отнести к словообразовательным?
Окончание Суффикс
Корень Приставку
Сложной называется основа, в которой:
Есть не только корень, но и другие морфемы Два или более корней
Более двух слогов Много букв
Какая морфема не входит в основу слова?
Окончание Суффикс
Корень Приставка
Каким может быть окончание?
Пустым Нулевым
Сложным Простым
Что не может изменить окончание слова?
Часть речи Падеж
Число Род
Какая морфема в слове главная?
Окончание Суффикс
Корень Приставка
Что нужно сделать в первую очередь при морфемном анализе слова?
Подчеркнуть гласные звуки Поставить ударение
Выделить корень Выделить окончание
Верные ответы (+)
1-В, 2-Г, 3-Б, 4-А, 5-В, 6-А, 7-В, 8-А, 9-В, 10-А, 11-Б, 12-Г
Критерии оценивания теста ЛИСТ (+)
«5» - 11-12 правильных ответов
«4» - 10-9 правильных ответов
«3» - 8-6 правильных ответов
2. Задание: произвести морфемный разбор слов: желтоватый, причудливый, заколка, издалека, переехать.
- Проверить по ЭТАЛОНУ на столе контроля №2. Оценить, используя критерии
Критерии оценивания морфемного анализа ЛИСТ (+)
«5» - 5 правильных ответов
«4» - 4 правильных ответа
«3» - 3 правильных ответа
3. Работа с текстом
- Выпиши из текста отдельно однокоренные слова и формы слова (за каждый ответ - 1 балл).
Уметь читать – большое наслаждение. Для настоящего книголюба чтение – это насущная потребность. Читать интересно и увлекательно. Ведь погрузиться в мир книги словно прожить одновременно много разных жизней.
Однако быть читателем не только удовольствие, но и большое искусство. Каждый ли владеет им? Богатства художественной литературы неисчерпаемы. Каждый ли умеет ими пользоваться?
Книга не увеселитель, не затейник. Она просветитель и воспитатель. «Литература – это изящная словесность». Так выражались наши предки. Яркий и образный строй и прекрасный по выразительности язык – главные слагаемые и сущность понятия художественности.
Однокоренные слова | Формы слова |
Читать-чтение-читателем Книга-книголюб Прожить-жизней Художественной-художественности Насущная-сущность | Книга-книги Им-ими Литература-литературы |
- Оцени себя, используя ЭТАЛОН (+) на столе контроля №3.
Бонусное задание (за каждый правильный ответ + 1 балл)
Тема текста ______________________
Главная мысль текста_________________________________________
Заголовок ____________________________________
Тип текста_____________________________________________
Стиль речи_______________________________________________
Критерии оценивания работы с текстом ЛИСТ (+)
«5» - 8 правильных ответов
«4» - 6-7 правильных ответов
«3» - 4-5 правильных ответов
Итог урока
- Путешествие наше по королевству «Морфемика» подошло к концу. Подведём итоги.
- Что мы сегодня повторили?
- Что показалось для вас трудным?
- Что было интересного на уроке?
Рефлексия (+)
«Учимся оценивать себя»
у знал что-то новое научился
расстроился Я обрадовался
удивился ничего не понял
Домашнее задание: упр. 445, с.209; упр. 442, с.207-208; упр. 422, с. 201 – на выбор
СВОДНАЯ ТАБЛИЦА РЕЗУЛЬТАТОВ
ИМЯ | ТЕСТ | РАЗБОР | ТЕКСТ | БОНУС |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
19