СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок русского языка в 5 классе Повторение темы «Морфемика. Орфография»

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок соответствует программа обновленных ФГОС. Учебник Русский язык: 5 класс, 2023 г. Урок составлен с примененеим технологии самостоятельной работы, самоконтроля и самопроверки

Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка в 5 классе Повторение темы «Морфемика. Орфография»»

Тема: Повторение темы «Морфемика. Орфография»

Цели: повторить и обобщить изученный материал по теме «Морфемика.

Орфография»; работать над повышением орфографической зоркости у учащихся; развивать у детей любознательность и интерес к русскому языку.

закрепить и обобщить знания, полученные по теме «Морфемика»; развивать навыки монологической речи, самостоятельной работы; формировать навыки самоконтроля, рефлексии.

Планируемые результаты

Личностные: формирование положительного отношения к уроку, следование в поведении моральным и этическим требованиям.

Предметные

Образовательные: введение в отработку правил написания различных морфем и изученных орфограмм.

Развивающие: развивать память, речь, мышление, внимание, умение сравнивать и обобщать; развивать орфографическую зоркость и речь.

Воспитательные: содействовать привитию чувства любви и интереса к русскому языку; воспитывать ценностное отношение к слову; повысить мотивацию учебной деятельности за счёт нестандартной формы урока.

Метапредметные.

Коммуникативные: выражение своих мыслей, аргументация собственного мнения, взаимодействие учащихся в парной работе, развитие уважения друг к другу.

Регулятивные: формировать умение формулировать тему урока, цели урока, умение принимать и сохранять учебную задачу.

Познавательные: сформировать представление о морфемике, осознание важности знания морфем, умение выделять морфемы в слове.


Ход урока

О рганизационный момент

- Добрый день, ребята!

Настроение у нас отличное?

А улыбки – дело привычное?

Пожелаем друг другу успеха?


- На доске изображена ЛЕСТНИЦА УСПЕХА (+). Давайте посмотрим, в чем заключается его секрет. Читаем, начиная снизу.

- Главное сказать себе: «Я хочу это сделать!» Надеюсь, что на сегодняшнем уроке вы добьетесь успехов.


План работы таков ЛИСТЫ НА ДОСКУ (+):

орфографическая эстафета

блиц-опрос

самостоятельная работа и самооценивание

рефлексия


Орфографическая эстафета (по рядам) ЛИСТЫ и ФЛОМАСТЕРЫ (+)

- Найдите ошибки в словах.

Ц…плёнок, сверх…нтересный, ра…бег, ра…сказ, ж…рдочка, бе…просветная, раз…грать, …делать, на…вязать, о…тесать, д…рисовал, ч…рный.

- Что повторили (проверили), выполняя это задание? (Правописание гласных и согласных в приставках, о-ё после шипящих в корне слова, приставок на -з (-с), ы — и после приставок, правописание ы — и после ц).

Самоопределение к деятельности

- Разгадайте РЕБУС (+)




- Определите тему урока.

- Прочитайте КАРТОЧКИ (+) самоанализа ваших знаний и умений по данной теме, отметьте + и -.

Я ЗНАЮ:

1. название морфем;

2. определение каждой морфемы;

3. как выделить морфемы в слове;

4. какие морфемы служат для образования новых слов;

5. какую роль играет окончание


Я УМЕЮ:

1. выполнять морфемный анализ слов;

2. образовывать новые слова;



- Исходя из результатов, определите каждый для себя цель урока.


Блиц­опрос (у детей карточки с ответами, нужно поднять карточку с нужным ответом)

- Закончите высказывания, покажите слово-ответ (по группам) ЛИСТЫ С ОТВЕТАМИ-части слова графически (+):

  • Что составляет основу слова? (Приставка, корень, суффикс)

  • Какой частью слова похожи слова: соловушки, бабушка, дедушка? (Суффиксом)

  • Какой частью слова похожи слова: зима, зимушка, зимний, зимник, зимовать? (Корнем)

  • Какой частью слова похожи слова: заклеить, заморозить, закинуть, задвинуть? (Приставкой)


Проверяем знание теории

Инструктаж.

- Выполняя задания, вы будете оценивать себя по критериям и выставлять в таблицу оценки, из которых будет складываться ваша оценка за урок и знание темы «Морфемика»


1. Тест по теме «Морфемика» (самопроверка на столе контроля)

либо по кьюаркоду онлайн-тест (+)

Ч то такое морфема?

Основа слова Значимая часть слова

Безударная гласная Гласная под ударением

В чем заключается морфемный разбор слова?

Нужно посчитать количество звуков и букв

Нужно поставить правильно ударение и разделить на слоги

Нужно записать транскрипцию слова

Нужно выделить в слове приставку, корень, суффикс и окончание

В самых простых случаях слово состоит только из одной морфемы. Какой?

Окончания Суффикса

Корня Приставки

Что морфемой не является?

Слог Окончание

Корень Приставка

В какой части слова находится суффикс?

После окончания После корня

В корне Перед корнем

Какую морфему нельзя отнести к словообразовательным?

Окончание Суффикс

Корень Приставку

Сложной называется основа, в которой:

Есть не только корень, но и другие морфемы Два или более корней

Более двух слогов Много букв

Какая морфема не входит в основу слова?

Окончание Суффикс

Корень Приставка

Каким может быть окончание?

Пустым Нулевым

Сложным Простым

Что не может изменить окончание слова?

Часть речи Падеж

Число Род

Какая морфема в слове главная?

Окончание Суффикс

Корень Приставка

Что нужно сделать в первую очередь при морфемном анализе слова?

Подчеркнуть гласные звуки Поставить ударение

Выделить корень Выделить окончание


Верные ответы (+)

1-В, 2-Г, 3-Б, 4-А, 5-В, 6-А, 7-В, 8-А, 9-В, 10-А, 11-Б, 12-Г


Критерии оценивания теста ЛИСТ (+)

«5» - 11-12 правильных ответов

«4» - 10-9 правильных ответов

«3» - 8-6 правильных ответов


2. Задание: произвести морфемный разбор слов: желтоватый, причудливый, заколка, издалека, переехать.

- Проверить по ЭТАЛОНУ на столе контроля №2. Оценить, используя критерии


Критерии оценивания морфемного анализа ЛИСТ (+)

«5» - 5 правильных ответов

«4» - 4 правильных ответа

«3» - 3 правильных ответа


3. Работа с текстом

- Выпиши из текста отдельно однокоренные слова и формы слова (за каждый ответ - 1 балл).

Уметь читать – большое наслаждение. Для настоящего книголюба чтение – это насущная потребность. Читать интересно и увлекательно. Ведь погрузиться в мир книги словно прожить одновременно много разных жизней.

Однако быть читателем не только удовольствие, но и большое искусство. Каждый ли владеет им? Богатства художественной литературы неисчерпаемы. Каждый ли умеет ими пользоваться?

Книга не увеселитель, не затейник. Она просветитель и воспитатель. «Литература – это изящная словесность». Так выражались наши предки. Яркий и образный строй и прекрасный по выразительности язык – главные слагаемые и сущность понятия художественности.

Однокоренные слова

Формы слова

Читать-чтение-читателем

Книга-книголюб

Прожить-жизней

Художественной-художественности

Насущная-сущность


Книга-книги

Им-ими

Литература-литературы

- Оцени себя, используя ЭТАЛОН (+) на столе контроля №3.


Бонусное задание (за каждый правильный ответ + 1 балл)

  • Тема текста ______________________

  • Главная мысль текста_________________________________________ 

  • Заголовок ____________________________________

  • Тип текста_____________________________________________

  • Стиль речи_______________________________________________


Критерии оценивания работы с текстом ЛИСТ (+)

«5» - 8 правильных ответов

«4» - 6-7 правильных ответов

«3» - 4-5 правильных ответов


Итог урока

- Путешествие наше по королевству «Морфемика» подошло к концу. Подведём итоги.

- Что мы сегодня повторили?

- Что показалось для вас трудным?

- Что было интересного на уроке?


Рефлексия (+)

«Учимся оценивать себя»

у знал что-то новое научился

расстроился Я обрадовался

удивился ничего не понял



Домашнее задание: упр. 445, с.209; упр. 442, с.207-208; упр. 422, с. 201 – на выбор
























































СВОДНАЯ ТАБЛИЦА РЕЗУЛЬТАТОВ


ИМЯ


ТЕСТ

РАЗБОР

ТЕКСТ

БОНУС

















































































































































































19



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!