СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок русского языка "Заглавная буква в именах собственных"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Углубление знаний об именах собственных, совершенствование навыков правописания заглавной буквы в именах собственных.Развитие аналитического мышления, памяти, монологической речи; формирование орфографического навыка; расширение кругозора учащихся; развитие творческих способностей учащихся, исследовательских умений. Воспитание познавательного интереса к происхождению своего имени и фамилии; любви к родному краю.

Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка "Заглавная буква в именах собственных"»

Урок русского языка


Слушателя курсов повышения квалификации

по теме «Особенности преподавания русского языка как неродного в поликультурной школе и школе с поликультурным компонентом»


учителя начальных классов


Косумовой Айшат Зайнадиевны группа №3

Ф.И.О. номер



Класс: 2 класс

Тип урока: Урок закрепления знаний

-исследование

УМК: Школа России

Тема: Заглавная буква в именах собственных.

Задачи:

  • Углубление знаний об именах собственных, совершенствование навыков правописания заглавной буквы в именах собственных.

  • Развитие аналитического мышления, памяти, монологической речи; формирование орфографического навыка; расширение кругозора учащихся; развитие творческих способностей учащихся, исследовательских умений.

  • Воспитание познавательного интереса к происхождению своего имени и фамилии; любви к родному краю.

Планируемые результаты:

Личностные - формирование положительного отношения к учёбе и своим знаниям, развитие творческого воображения.

Метапредметные:

  • Регулятивные универсальные учебные действия (УУД) - организация учащимися своей учебной деятельности: целеполагание, планирование; контроль и самоконтроль процесса и результатов учебной деятельности.

  • Познавательные УУД – умение анализировать, сопоставлять, находить ответ на проблемный вопрос, подбирать сведения из дополнительных источников о значении своего имени и фамилии.

  • Коммуникативные УУД – умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем; умение работать в паре, оказывать взаимопомощь.

Предметные - уточнить представления о собственных и нарицательных именах существительных, закрепить знания о правописании заглавной буквы в именах собственных.

Оборудование: Учебник «Русский язык», 2 кл./ Канакина В.П., Горецкий В.Г карточки, компьютер, рабочие тетради, карточки, компьютер

Форма урока: урок-обобщение.





Ход урока

I. Организационный момент. 

А теперь проверь, дружок,
Ты готов начать урок?
Всё на месте, всё ль в порядке:
Книжки, ручки и тетрадки?
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?

II. Постановка задач урока.

- Сегодня мы откоем для себя новые знания. Мы познакомимся с траной которой нет на карте. А что это за страна, вы узнаете, если соберёте рассыпанные буквы так, чтобы получилась понятная фраза.



Учитель: У вас на парте лежат конверты с буквами, поработайте в паре.

- Кто догадался, как называется эта страна?

Дети: ЗАГЛАВНАЯ БУКВА

Послушайте, какое замечательное стихотворение о заглавной букве написал Е. Измайлов.

Буква обычная выросла вдруг,
Выросла выше всех букв – подруг.
Смотрят с почтеньем на букву подруги,
Но почему? За какие заслуги?
Буква расти не сама захотела,
Букве поручено важное дело.
Ставится буква у строчки в начале,
Чтобы начало все замечали.
Имя, фамилия пишутся с нею,
Чтобы заметней им быть и виднее.
Чтобы звучали громко и гордо
Имя твоё, имя улицы, города.
Буква большая – совсем не пустяк!
В букве большой уважения знак!



Сегодня на уроке предстоит … (формулировка задач учащимися):

  • уточнить представления о собственных и нарицательных именах существительных,

  • закрепить знания о правописании заглавной буквы в именах собственных,

  • узнать об истории возникновения фамилий, имён, названия городов.

Учитель: - Ребята, откройте  тетради и запишите дату, а также слова "Классная работа".

Я тетрадочку открою и как надо положу,

Я друзья мои не скрою, ручку я вот так держу.

Сяду прямо не согнусь, за работу я примусь.

Не забудьте - писать надо красиво, аккуратно и разборчиво.



III. Минутка чистописания.


«Мира не узнаешь, не зная края своего». ( Записали в свои тетради)

На доске – символика Чеченской Республики.

IV. Повторение изученного.



- А вот и первая задача.

Посмотрите, перед нами волшебный лес, он полон сказок и чудес. На деревьях здесь растут необычные «плоды». Что это?

Дети: это слова.

- По какому признаку можем объединить эти слова? Или (К какой части речи относятся эти слова?)

Дети: К имени существительному.

- Докажите?

Дети: все слова обозначают предмет и отвечают на вопрос: КТО? и ЧТО?

- На какие 2 группы можно разделить данные слова?

Дети: одушевленные и неодушевленные.

- Как вы думаете, почему одни слова написаны с большой буквы, а другие с маленькой?

Дети: есть имена собственные – они пишутся с заглавной буквы, а есть имена нарицательные – они пишутся со строчной буквы.

 - Какие слова относят к именам собственным?


Дети: К именам собственным относятся имена, отчества, фамилии людей, клички животных, названия городов, стран, улиц, рек.


- Как нужно писать имена собственные?

Дети: с заглавной буквы.


V. Физ. минутка. Релаксационная пауза.

– А сейчас мы немного отдохнем и поиграем в игру

«Нарицательное -топай, ну а собственное -хлопай!» Встали.


Собака, Дружок, корова, Буренка, село, река, Свирь, Иванов, Олег, фамилия, зяц, медведь, город, Подпорожье.

- Молодцы, тихонько сели.

VI. Работа по теме урока. Упражнения в написании заглавной буквы

Работа в группах

Учитель:

Слово «фамилия» на латинском языке означает «семья». Фамилия даётся человеку и переходит от родителей к детям. Нередко фамилии давали по месту, где жил человек.

Наприме: Рязанов, Донской, Болотин.

Бедные люди обычно получали фамилии по ремеслу, которым они занимались. Например: Столяров, Плотников.

Иногда давали фамилии по какому-нибудь внешнему признаку. Например, Кривошеев, Носов.

С красной строки запишите каждый свою фамилию. Подчеркните заглавную букву.

Сейчас мы проверим, знаете ли вы фамилии ваших одноклассников. ( 1 команда-1 ряд, 2команда -2 ряд, 3 команда-3 ряд) Каждая команда должна записать фамилии учащихся. 1-ая команда записывает фамилии второй, 2-ая записывает фамилии треьей, 3-тья записывает фамилии первой команды.


VII. Работа по теме урока.

Учитель: - Имя – отличительное название, которое дается человеку при рождении. Имена людей имеют свою историю. Почти каждое имя что-то обозначает.

Например: Владимир – владеет миром. Людмила – милая людям.

У каждого из вас есть ИМЯ.

- Запишите свое имя в дневник наблюдений, рядом с вашей фамилией.

- Как записали свое имя?

Дети: с заглавной буквы. Подчеркните заглавную букву в имени.

А что же такое отчество?

Слово «отчество» означает имя по «отцу». Человек получает отчество от отца. Давным-давно так говорили: Дарья, Александрова дочь или Максим, Русланов сын. Так и появились отчества. Отчество всегда даётся по полному имени. Меня зовут Айшат Зайнадиевна. Значит, отца моего зовут как

Дети- Зайнади

Давайте теперь запишем ваши отчества рядом с вашими именами.

(Дети записывают) Как записали? Подчеркните заглавную букву в отчестве.

Учитель- Ребята, запомните! Фамилии, имена,отчества людей пишутся с большой буквы.



Учитель: - Мы живём в составе большой страны – России.Наш край –Чеченская Республика. Она состоит из множества городов и селений. И наверно, вы знаете названия многих из них.

Как называется столица нашей Республики?

А какой у нас район?

Кто мне скажет название нашего села?

А какая река протекает мимо нас?

Запишите ответы в свои тетради. (Один ученик работает «за доской».)



VIII.Закрепление

На доске записано предложение.

столица нашей республики город грозный

Что вы видите на доске.

Дети: начало предложения пишется с заглавной буквы, в конце ставится точка.

–Что вы можете сказать о словах в предложениях.

Дети: в предложении слово «Грозный» собственное, значит это слово пишется с большой буквы.

Запишите правильно эти предложения.



IX. Домашнее задание (творческое, дифференцированное)

Задание по выбору:

  • Записать пять названий улиц нашего села.

  • Придумать сказку о большой букве.

X. Рефлексия

Учитель: Все вы были внимательными, активными, Предлагаю оценить нашу работу на сегодняшнем уроке.

- Посмотрите, у вас на парте лежат конфеты (конфета нарисована на бумаге), на них написаны ваши имена без первой буквы, запишите ее.

Если вам было интересно, вы легко справлялись с заданиями, вам понравилось работать на уроке и есть, о чем рассказать родителям, друзьям, положите конфету в желтую вазу.

Если вам что-то не удалось, вам было скучно или не понравилось работать –положите конфету в красную вазу.

Спасибо за работу. Урок окончен.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!