УМК В.В. Пасечник "Биология 5 класс"; рабочая тетрадьВ.В. Пасечник "Биология 5 класс"
Место и роль урока в изучаемой теме: тема "Лишайники " изучается после темы "Водоросли".
Цель: изучить особенности строения и жизнедеятельности лишайников. Формирование способности учащихся к новому способу действия, расширение понятийной базы за счет включения в нее новых понятий.
| Название этапа урока | Задача, которая должна быть решена(в рамках достижения планируемых результатов урока) | Формы организации деятельности учащихся | Действия учителя по организации деятельности учащихся | Действия учащихся (предметные, познавательные, регулятивные) | Результат взаимодействия учителя и учащихсяпо достижению планируемых результатов урока | Диагностика достижения планируемых результатов урока |
1 | Организационный момент | Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала | Приветствуют учителя, определяют готовность к уроку Поднимают руки, кто готов отвечать на 5 | Вступительное слово. Приветствует учащихся с целью создания благоприятной атмосферы урока. А сейчас проверь, дружок Ты готов начать урок? Все ль на месте, Все ль в порядке, Ручка, книжка и тетрадка? Все ли правильно сидят, Все ль внимательно глядят? Каждый хочет получать Только лишь оценку «5» – Здравствуйте, ребята. Эпиграфом к нашему уроку являются слова Чарльза Дарвина: “Чем больше мы познаём законы природы, тем всё более невероятными становятся для нас чудеса (Слайд №1) | Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его; имеют желание учиться; проявляют интерес к изучаемому предмету, понимают его важность. Познавательныеслушают учителя. Регулятивная: демонстрируют готовность к уроку, готовят рабочее место к уроку | | |
2 | Проверка домашнего задания | Проверить наличие выполненного домашнего задания | Готовят печатные тетради к проверке. | Проходит по рядам и просматривает у учащихся выполненное домашнее задание | | | |
3 | Мотивация. | Работа в рабочей тетради на печатной основе. | Смотрят слайды, готовятся к ответу Отвечают на вопросы в тетради | Для того, чтобы узнать о чем мы будем говорить на уроке, я предлагаю вам посмотреть внимательно на экран. «Выступит ли из волн океана водный утес, оторвется ли обломок скалы, выломается ли валун, века пролежавший под землей, везде на голой бесплодной поверхности первым появляется он. Медленно, но упорно завоевывает он каждую пядь земли, и только по его следам, по проторенному пути появляются более сложные формы жизни» (Слайд № 2) -Ребята, о ком или о чем идет речь в отрывке? Хорошо. Посмотрите на следующие слайды. (Слайд № 3- 4) А что вам показалось необычным? (Ученик: - Мы таких живых организмов не изучали) А вы хотели бы узнать, что это за организмы? Да. Какова же тема нашего урока? Правильно, лишайники. | Коммуникативные: работают в парах (обмениваются мнениями, учатся понимать позицию партнера, в том числе и отличную от своей), высказывают свою точку зрения, вступают в диалог, обмениваются мнениями Личностные: осознают свои возможности в учении; способны адекватно рассуждать о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием Регулятивные: ориентируются в карте урока; контролируют учебные действия, замечают допущенные ошибки; осознают правило контроля и успешно используют его в решении учебной задачи | | |
4 | Определение целей и задач урока. Целеполагание. | Работа в печатной тетради Работа по тексту учебника | Проговаривают цели урока | Начиная любую работу, нужно обязательно видеть конечную цель. Сформулируйте цель урока. (Слайд – 6) А поможет нам узнать больше о лишайнике багаж знаний, который мы возьмём с собой. Для этого сейчас мы прочитаем легенду. (Слайд № 7) Послушайте внимательно о чем пойдет речь. Существует легенда о том, как однажды много дней и ночей древнееврейский народ шёл по пустыне, по колено, утопая в сыпучем песке. Все припасы, взятые с собой, были съедены. Люди падали от изнеможения и истощения на горячий песок и уже готовились к смерти. Утром, когда солнце стало накалять пустыню, неожиданно поднялся ветер. И вдруг путешественники заметили, как по песку, подгоняемые ветром, катятся серые комочки. Ветер поднимал их кверху, и казалось, что они падают с неба. – Манна, манна! С неба падает манна! Все бросились собирать эту “манну”: брали серые комочки, ели их сухими, варили кашу и пекли лепешки. -Что же спасло народ от голодной смерти в пустыне? -Для этого поработаем с дополнительной литературой (на столах у вас лежит) найдите объяснение термину «Манна небесная» (приложение) Какую информацию вы узнали? - Что же бросились собирать люди? (лишайники) | Коммуникативные: работают в парах (обмениваются мнениями, учатся понимать позицию партнера, в том числе и отличную от своей), высказывают свою точку зрения, вступают в диалог, обмениваются мнениями Личностные: осознают свои возможности в учении; способны адекватно рассуждать о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием Регулятивные: контролируют учебные действия, замечают допущенные ошибки; осознают правило контроля и успешно используют его в решении учебной задачи | | |
5 | Физкульт -минутка | Организуется для снятия напряжения в глазах, мышцах у учащихся. | Под музыку выполняют действия, упражнения. | ЭКСКУРСИЯ ПО ЛЕСУ Бабочка летит (руки в стороны и помахали крылышками). Зажмурить сильно глаза (1-2-3), затем открыть и помахать ресничками как бабочка. Повторить 2-3 раза. Пришли на болото. Цапля идет (ходьба с высоким подниманием колен). Мы немного устали, отдохнем, сидя на пенечке и подышим. Развернули грудную клетку — вдох, наклонились вперед — выдох. Повторить3-4 раза. Чтоб прогнать усталость. И не посетить могла тогда, Твое тело слабость. Разминка всем нужна всегда. Ну что ребята, отдохнули? Да! Продолжаем наш урок. | | | |
6 | Практическая работа Работа в группах | Организуется для учащихся ситуации успешности. Выполняют под музыку | Учащиеся самостоятельно выполняют задания нового типа и осуществляют их самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном. читают, заполняют таблицу в тетради Отчет представителей каждой группы. | Для более эффективного изучения отдела лишайники я предлагаю вам поработать в группах. Работа в группах по заданию учителя. 1 группа – обитание, типы и строение лишайника (слайд № 8-10) 2 группа – питание лишайника, значение (слайд № 11-12) 3 группа – размножение и рост лишайника (слайд № 13 – 14)
| Познавательные: могут составить произвольное речевое высказывание в устной и письменной форме о новых понятиях; умеют извлечь существенную информацию из разных источников (материала учебника, электронного приложения) Коммуникативные: работают в группах (обмениваются мнениями, учатся понимать позицию партнера, в том числе и отличную от своей), высказывают свою точку зрения, вступают в диалог, обмениваются мнениям Регулятивные: контролируют учебные действия, замечают допущенные ошибки; осознают правило контроля и успешно используют его в решении учебной задачи | Работа в группах Индивид. выступление. | |
7 | Обобщение полученных на уроке сведений | Продумать свое выступление, рассказать товарищу и выслушать его. | Находят необходимую информацию читают, заполняют таблицу в технологической карте урока, сверяют с эталоном на слайде, исправляют ошибки, отвечают на вопросы, обосновывают своё мнение Выставляются оценки в дневник | – А теперь я вам предложу выполнить проверочную работу и оценить себя. (слайд № 16) Рядом с суждением вы должны поставить «+» или «–». Верно ли суждение? (задание на слайде) Прошу вас проверить свои работы и поставить оценку1) + 2) - 3) - 4) + 5) + 6) - 7) + 8) – 9) + 10 - Поставьте себе оценку за выполненную работу: если все задания выполнены верно – «5»; если 1 ошибка – «4»; если 2 ошибки – «3»; если 3 и более ошибки – необходимо еще раз изучить материал. Объявление своих результатов учащимися | Познавательные: ориентируются в своей системе знаний – отличают новое от уже известного. Личностные: проявляют интерес к предмету, стремятся к приобретению новых знаний. Регулятивные: оценивают собственную деятельность | Самооценка знаний обучающихся. Выполняют тест. Самоконтроль. Взаимоконтроль. | |
8 | Рефлексия | Проговорить полученную информацию с урока; сделать вывод. | | Какая проблема была сформулирована в начале нашего урока? Вы достигли решения той проблемы, которая была поставлена в начале урока? Выводы (слайд № 17) (использование методики незаконченных предложений) (Слайд №19) – Ребята я Вас попрошу закончить следующие предложения: Я узнал.. Я умею… У меня есть вопросы.. Самооценка знаний обучающихся | Личностные Готовность к личностному самоопределению, самооценке на основе критерия успешной учебной деятельности. Регулятивные: Умение оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной оценки. | | |
9 | Домашнее задание | | Записывают задание в дневник, выставляют оценки | Демонстрирует слайд №20 с домашним заданием. Прочитать параграф 19. Ребята, вы сегодня молодцы, хорошо поработали на уроке, было с вами приятно общаться. Наш урок подошел к концу. (СЛАЙД № 21) Спасибо всем за внимание. | | | |
Когда у евреев закончился весь хлеб, взятый с собой из Египта, Бог послал им пищу, выглядящую как белые маленькие крупинки или похожую на мелкий град. «Манна же была подобна кориандровому семени, видом, как бдолах». (Чис. 11:7) Название «манна» этот хлеб получил потому, что когда евреи увидели его в первый раз, то спрашивали друг друга: «Ман-гу?» (что это?), Моисей ответил: «Это хлеб, который Господь дал вам в пищу». Манна покрывала утром землю вокруг еврейского стана во всё время их путешествия каждый день, кроме субботы.
Сбор манны происходил по утрам, так как к полудню она таяла под лучами солнца. Согласно легенде, поедая манну, юноши чувствовали вкус хлеба, старики — вкус мёда, дети — вкус масла.
Есть несколько предположений о происхождении мифа о манне. В частности, весьма распространена «лишайниковая» версия происхождения.
Аэрофи́ты (от др.-греч. — воздух и — растение) — в узком значении: категория растений, у которых все органы находятся в воздушной среде и получают влагу и необходимые для жизнедеятельности питательные вещества из воздуха. Среди лишайников-аэрофитов примечательна так называемая «лишайниковая манна» (виды рода Aspicilia): её слоевища съедобны; не закреплённые на чём -либо, они могут переноситься ветром на многие километры. Возможно, она послужила основанием для библейского предания о манне небесной.