СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок с презентацией по биологии в 5 классе по теме: "Лишайники"

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Технологическая карта урока  с презентацией по теме: "Лишайники" в 5 классе.

Просмотр содержимого документа
«технологическая карта лишайники»


Технологическая карта урока

ФИО учителя: Безкоровайная Елена Ивановна

Класс 5

УМК В.В. Пасечник "Биология 5 класс"; рабочая тетрадьВ.В. Пасечник "Биология 5 класс"

Предмет биология

Тема ЛИШАЙНИКИ

Тип урока Комбинированный

Место и роль урока в изучаемой теме: тема "Лишайники " изучается после темы "Водоросли".

Цель: изучить особенности строения и жизнедеятельности лишайников. Формирование способности учащихся к новому способу действия, расширение понятийной базы за счет включения в нее новых понятий.

*Планируемые результаты

Предметные знания, предметные действия


УУД

регулятивные

познавательные

коммуникативные

личностные


Учащиеся знакомятся со строением лишайников, их произрастанием, значением для человека и в природе.

Узнают почему лишайники относятся к растениям -симбионтам, почему их называют индикаторами природы.






формировать умение постановки учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно; умение выделять и осознавать то, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознавать качество и уровень усвоения; формировать способность к мобилизации сил и энергии.


умение самостоятельно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме ,смысловое чтение, извлечение необходимой информации из прочитанного текста, определение основной и второстепенной информации.



-умение достаточно полно и точно выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;

- владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.


оценивание усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей, обеспечивающее личностный моральный выбор.








Ход урока


Название

этапа урока







Задача, которая должна быть

решена(в рамках достижения планируемых результатов урока)

Формы организации деятельности учащихся

Действия учителя по организации деятельности учащихся

Действия учащихся (предметные, познавательные,

регулятивные)

Результат взаимодействия учителя и учащихсяпо достижению планируемых результатов урока


Диагностика

достижения планируемых результатов урока

1

Организационный момент





Эмоциональная, психологическая
и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала


Приветствуют учителя, определяют готовность к уроку

Поднимают руки, кто готов отвечать на 5



Вступительное слово.

Приветствует учащихся с целью создания благоприятной атмосферы урока.

А сейчас проверь, дружок

Ты готов начать урок?

Все ль на месте,

Все ль в порядке,

Ручка, книжка и тетрадка?

Все ли правильно сидят,

Все ль внимательно глядят?

Каждый хочет получать

Только лишь оценку «5»


– Здравствуйте, ребята.

Эпиграфом к нашему уроку являются слова Чарльза Дарвина: “Чем больше мы познаём законы природы, тем всё более невероятными становятся для нас чудеса (Слайд №1)


Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его; имеют желание учиться; проявляют интерес к изучаемому предмету, понимают его важность.

Познавательныеслушают учителя.

Регулятивная: демонстрируют готовность к уроку, готовят рабочее место к уроку




2

Проверка домашнего задания






Проверить наличие выполненного домашнего задания

Готовят печатные тетради к проверке.

Проходит по рядам и просматривает у учащихся выполненное домашнее задание




3

Мотивация.




Работа в рабочей тетради на печатной основе.









Смотрят слайды, готовятся к ответу

Отвечают на вопросы в тетради





Для того, чтобы узнать о чем мы будем говорить на уроке, я предлагаю вам посмотреть внимательно на экран. «Выступит ли из волн океана водный утес, оторвется ли обломок скалы, выломается ли валун, века пролежавший под землей, везде на голой бесплодной поверхности первым появляется он. Медленно, но упорно завоевывает он каждую пядь земли, и только по его следам, по проторенному пути появляются более сложные формы жизни»

(Слайд № 2)

-Ребята, о ком или о чем идет речь в отрывке?

Хорошо. Посмотрите на следующие слайды. (Слайд № 3- 4) А что вам показалось необычным? (Ученик: - Мы таких живых организмов не изучали)

А вы хотели бы узнать, что это за организмы? Да. Какова же тема нашего урока? Правильно, лишайники.


Коммуникативные: работают в парах (обмениваются мнениями, учатся понимать позицию партнера, в том числе и отличную от своей), высказывают свою точку зрения, вступают в диалог, обмениваются мнениями

Личностные: осознают свои возможности в учении; способны адекватно рассуждать о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием

Регулятивные: ориентируются в карте урока; контролируют учебные действия, замечают допущенные ошибки; осознают правило контроля и успешно используют его в решении учебной задачи




4

Определение целей и задач урока. Целеполагание.





Работа в печатной тетради Работа по тексту учебника



Проговаривают цели урока

Начиная любую работу, нужно обязательно видеть конечную цель. Сформулируйте цель урока. (Слайд – 6)

А поможет нам узнать больше о лишайнике багаж знаний, который мы возьмём с собой.

Для этого сейчас мы прочитаем легенду. (Слайд № 7) Послушайте внимательно о чем пойдет речь. Существует легенда о том, как однажды много дней и ночей древнееврейский народ шёл по пустыне, по колено, утопая в сыпучем песке. Все припасы, взятые с собой, были съедены. Люди падали от изнеможения и истощения на горячий песок и уже готовились к смерти. Утром, когда солнце стало накалять пустыню, неожиданно поднялся ветер. И вдруг путешественники заметили, как по песку, подгоняемые ветром, катятся серые комочки. Ветер поднимал их кверху, и казалось, что они падают с неба.

– Манна, манна! С неба падает манна! Все бросились собирать эту “манну”: брали серые комочки, ели их сухими, варили кашу и пекли лепешки.

-Что же спасло народ от голодной смерти в пустыне?

-Для этого поработаем с дополнительной литературой (на столах у вас лежит) найдите объяснение термину «Манна небесная»

(приложение)

Какую информацию вы узнали?

- Что же бросились собирать люди? (лишайники)

Коммуникативные: работают в парах (обмениваются мнениями, учатся понимать позицию партнера, в том числе и отличную от своей), высказывают свою точку зрения, вступают в диалог, обмениваются мнениями

Личностные: осознают свои возможности в учении; способны адекватно рассуждать о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием

Регулятивные: контролируют учебные действия, замечают допущенные ошибки; осознают правило контроля и успешно используют его в решении учебной задачи




5

Физкульт -минутка



Организуется для снятия напряжения в глазах, мышцах у учащихся.


Под музыку выполняют действия, упражнения.

ЭКСКУРСИЯ ПО ЛЕСУ

Бабочка летит (руки в стороны и помахали крылышками).

Зажмурить сильно глаза (1-2-3),

затем открыть и помахать ресничками как бабочка.

Повторить 2-3 раза.

Пришли на болото.

Цапля идет (ходьба с высоким подниманием колен).

Мы немного устали, отдохнем, сидя на пенечке и подышим.

Развернули грудную клетку — вдох,

наклонились вперед — выдох.

Повторить3-4 раза.

Чтоб прогнать усталость.

И не посетить могла тогда,

Твое тело слабость.

Разминка всем нужна всегда.

Ну что ребята, отдохнули? Да! Продолжаем наш урок.




6

Практическая работа

Работа в группах






























Организуется для учащихся ситуации успешности. Выполняют под музыку


Учащиеся самостоятельно выполняют задания нового типа и осуществляют их самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном.

читают, заполняют таблицу в тетради

Отчет представителей каждой группы.


Для более эффективного изучения отдела лишайники я предлагаю вам поработать в группах. Работа в группах по заданию учителя.


1 группа – обитание, типы и строение лишайника
(слайд № 8-10)
2 группа – питание лишайника, значение

(слайд № 11-12)
3 группа – размножение и рост лишайника

(слайд № 13 – 14)




Познавательные:

могут составить произвольное речевое высказывание в устной и письменной форме о новых понятиях;

умеют извлечь существенную информацию из разных источников
(материала учебника, электронного приложения)

Коммуникативные: работают в группах (обмениваются мнениями, учатся понимать позицию партнера, в том числе и отличную от своей), высказывают свою точку зрения, вступают в диалог, обмениваются мнениям

Регулятивные: контролируют учебные действия, замечают допущенные ошибки; осознают правило контроля и успешно используют его в решении учебной задачи


Работа в группах








Индивид.

выступление.



7

Обобщение полученных на уроке сведений



Продумать свое выступление, рассказать товарищу и выслушать его.

Находят необходимую информацию читают, заполняют

таблицу в технологической карте урока, сверяют с эталоном на слайде, исправляют ошибки,

отвечают

на вопросы, обосновывают своё мнение

Выставляются оценки в дневник

– А теперь я вам предложу выполнить проверочную работу и оценить себя. (слайд № 16) Рядом с суждением вы должны поставить «+» или  «–».

Верно ли суждение? (задание на слайде)

Прошу вас проверить свои работы и поставить оценку1) + 2) -    3) -   4) +    5) +   6)  - 7) + 8) – 9) + 10 -

Поставьте себе оценку за выполненную работу:

если все задания выполнены верно – «5»;
если 1 ошибка – «4»;
если 2 ошибки – «3»;
если 3  и более ошибки – необходимо еще раз изучить материал.

Объявление своих результатов учащимися

Познавательные:

ориентируются в своей системе знаний – отличают новое от уже известного.

Личностные: проявляют интерес к предмету, стремятся к приобретению новых знаний.

Регулятивные: оценивают собственную деятельность


Самооценка знаний обучающихся. Выполняют тест. Самоконтроль. Взаимоконтроль.




8

Рефлексия




Проговорить полученную информацию с урока; сделать вывод.


Какая проблема была сформулирована в начале нашего урока?

Вы достигли решения той проблемы, которая была поставлена в начале урока? Выводы (слайд № 17)

(использование методики незаконченных предложений) (Слайд №19)

– Ребята я Вас попрошу закончить следующие предложения:

Я узнал..

Я умею…

У меня есть вопросы..

Самооценка знаний обучающихся


Личностные  Готовность к личностному самоопределению, самооценке на основе критерия успешной учебной деятельности.

Регулятивные: Умение оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной оценки.




9

Домашнее задание






Записывают задание в дневник, выставляют оценки

Демонстрирует слайд №20 с домашним заданием. Прочитать параграф 19.

  • Придумать кроссворд по теме.

  • Найти в природе лишайники, сфотографировать и определить их формы.

Ребята, вы сегодня молодцы, хорошо поработали на уроке, было с вами приятно общаться. Наш урок подошел к концу. (СЛАЙД № 21) Спасибо всем за внимание.







Ма́нна Небесная — согласно Библии, пища, которой Бог кормил Моисея и его соплеменников во время 40-летних скитаний после исхода из Египта.

Когда у евреев закончился весь хлеб, взятый с собой из Египта, Бог послал им пищу, выглядящую как белые маленькие крупинки или похожую на мелкий град. «Манна же была подобна кориандровому семени, видом, как бдолах». (Чис. 11:7) Название «манна» этот хлеб получил потому, что когда евреи увидели его в первый раз, то спрашивали друг друга: «Ман-гу?» (что это?), Моисей ответил: «Это хлеб, который Господь дал вам в пищу». Манна покрывала утром землю вокруг еврейского стана во всё время их путешествия каждый день, кроме субботы.

Сбор манны происходил по утрам, так как к полудню она таяла под лучами солнца. Согласно легенде, поедая манну, юноши чувствовали вкус хлеба, старики — вкус мёда, дети — вкус масла.

Есть несколько предположений о происхождении мифа о манне. В частности, весьма распространена «лишайниковая» версия происхождения.

Аэрофи́ты (от др.-греч. — воздух и — растение) — в узком значении: категория растений, у которых все органы находятся в воздушной среде и получают влагу и необходимые для жизнедеятельности питательные вещества из воздуха.  Среди лишайников-аэрофитов примечательна так называемая «лишайниковая манна» (виды рода Aspicilia): её слоевища съедобны; не закреплённые на чём -либо, они могут переноситься ветром на многие километры. Возможно, она послужила основанием для библейского предания о манне небесной.



Просмотр содержимого презентации
«3. Презентация к уроку Лишайники»

«Чем больше мы познаём законы природы, тем всё более невероятными становятся для нас чудеса» Чарльз Дарвин

«Чем больше мы познаём законы природы, тем всё более невероятными становятся для нас чудеса»

Чарльз Дарвин

«Выступит ли из волн океана водный утес, оторвется ли обломок скалы, выломается ли валун, века пролежавший под землей, везде на голой бесплодной поверхности первым появляется он. Медленно, но упорно завоевывает он каждую пядь земли, и только по его следам, по проторенному пути появляются более сложные формы жизни»

«Выступит ли из волн океана водный утес, оторвется ли обломок скалы, выломается ли валун, века пролежавший под землей, везде на голой бесплодной поверхности первым появляется он. Медленно, но упорно завоевывает он каждую пядь земли, и только по его следам, по проторенному пути появляются более сложные формы жизни»

Что это? http://images.yandex.ru/yandsearch?text=%D0%BB%D0%B8%D1%88%D0%B0%D0%B9%D0%BD%D0%B8%D0%BA%D0%B8&noreask=1&pos=21&rpt=simage&lr=50&img_url=http%3A%2F%2Fwww.naturephoto-cz.com%2Fphotos%2Fothers%2Ftube-lichen-22219.jpg http://images.yandex.ru/yandsearch?p=3&text=%D0%BB%D0%B8%D1%88%D0%B0%D0%B9%D0%BD%D0%B8%D0%BA%D0%B8&noreask=1&pos=104&rpt=simage&lr=50&img_url=http%3A%2F%2Fupload.wikimedia.org%2Fwikipedia%2Fru%2Fthumb%2Fd%2Fde%2F%25D0%259A%25D1%2583%25D1%2581%25D1%2582%25D0%25B8%25D1%2581%25D1%2582%25D1%258B%25D0%25B9_%25D0%25BB%25D0%25B8%25D1%2588%25D0%25B0%25D0%25B9%25D0%25BD%25D0%25B8%25D0%25BA.JPG%2F300px-%25D0%259A%25D1%2583%25D1%2581%25D1%2582%25D0%25B8%25D1%2581%25D1%2582%25D1%258B%25D0%25B9_%25D0%25BB%25D0%25B8%25D1%2588%25D0%25B0%25D0%25B9%25D0%25BD%25D0%25B8%25D0%25BA.JPG http://images.yandex.ru/yandsearch?p=3&text=%D0%BB%D0%B8%D1%88%D0%B0%D0%B9%D0%BD%D0%B8%D0%BA%D0%B8&noreask=1&pos=115&rpt=simage&lr=50&img_url=http%3A%2F%2Fimg-fotki.yandex.ru%2Fget%2F5412%2F84946489.7%2F0_6e443_e792ad2_XL

Что это?

http://images.yandex.ru/yandsearch?text=%D0%BB%D0%B8%D1%88%D0%B0%D0%B9%D0%BD%D0%B8%D0%BA%D0%B8&noreask=1&pos=21&rpt=simage&lr=50&img_url=http%3A%2F%2Fwww.naturephoto-cz.com%2Fphotos%2Fothers%2Ftube-lichen-22219.jpg

http://images.yandex.ru/yandsearch?p=3&text=%D0%BB%D0%B8%D1%88%D0%B0%D0%B9%D0%BD%D0%B8%D0%BA%D0%B8&noreask=1&pos=104&rpt=simage&lr=50&img_url=http%3A%2F%2Fupload.wikimedia.org%2Fwikipedia%2Fru%2Fthumb%2Fd%2Fde%2F%25D0%259A%25D1%2583%25D1%2581%25D1%2582%25D0%25B8%25D1%2581%25D1%2582%25D1%258B%25D0%25B9_%25D0%25BB%25D0%25B8%25D1%2588%25D0%25B0%25D0%25B9%25D0%25BD%25D0%25B8%25D0%25BA.JPG%2F300px-%25D0%259A%25D1%2583%25D1%2581%25D1%2582%25D0%25B8%25D1%2581%25D1%2582%25D1%258B%25D0%25B9_%25D0%25BB%25D0%25B8%25D1%2588%25D0%25B0%25D0%25B9%25D0%25BD%25D0%25B8%25D0%25BA.JPG

http://images.yandex.ru/yandsearch?p=3&text=%D0%BB%D0%B8%D1%88%D0%B0%D0%B9%D0%BD%D0%B8%D0%BA%D0%B8&noreask=1&pos=115&rpt=simage&lr=50&img_url=http%3A%2F%2Fimg-fotki.yandex.ru%2Fget%2F5412%2F84946489.7%2F0_6e443_e792ad2_XL

http://images.yandex.ru/yandsearch?text=%D1%81%D1%84%D0%B8%D0%BD%D0%BA%D1%81&pos=15&rpt=simage&img_url=http%3A%2F%2Fdreamworlds.ru%2Fuploads%2Fposts%2F2009-06%2Fthumbs%2F1244142270_sfinks.jpg http://images.yandex.ru/yandsearch?text=%D1%81%D1%84%D0%B8%D0%BD%D0%BA%D1%81&pos=11&rpt=simage&img_url=http%3A%2F%2Fwww.fresher.ru%2Fimages3%2Fsfinks-otec-uzhasa%2F3.jpg

http://images.yandex.ru/yandsearch?text=%D1%81%D1%84%D0%B8%D0%BD%D0%BA%D1%81&pos=15&rpt=simage&img_url=http%3A%2F%2Fdreamworlds.ru%2Fuploads%2Fposts%2F2009-06%2Fthumbs%2F1244142270_sfinks.jpg

http://images.yandex.ru/yandsearch?text=%D1%81%D1%84%D0%B8%D0%BD%D0%BA%D1%81&pos=11&rpt=simage&img_url=http%3A%2F%2Fwww.fresher.ru%2Fimages3%2Fsfinks-otec-uzhasa%2F3.jpg

Лишайники

Лишайники

Цель: изучить особенности строения и жизнедеятельности лишайников.   План  1.Где обитают лишайники, их типы. 2.Особенности внутреннего строения. 3.Как питаются лишайники. 4.Как размножаются лишайники. 5.Роль в природе и в жизни человека. 6. Интересны факты.

Цель: изучить особенности строения и жизнедеятельности лишайников.

План

  • 1.Где обитают лишайники, их типы.
  • 2.Особенности внутреннего строения.
  • 3.Как питаются лишайники.
  • 4.Как размножаются лишайники.
  • 5.Роль в природе и в жизни человека.
  • 6. Интересны факты.

Легенда. Однажды много дней и ночей древнееврейский народ шёл по пустыне, по колено, утопая в сыпучем песке. Все припасы, взятые с собой, были съедены. Люди падали от изнеможения и истощения на горячий песок и уже готовились к смерти. Утром, когда солнце стало накалять пустыню, неожиданно поднялся ветер. И вдруг путешественники заметили, как по песку, подгоняемые ветром, катятся серые комочки. Ветер поднимал их кверху, и казалось, что они падают с неба. – Манна, манна! С неба падает манна! Все бросились собирать эту “манну”: брали серые комочки, ели их сухими, варили кашу и пекли лепешки.

Легенда.

Однажды много дней и ночей древнееврейский народ шёл по пустыне, по колено, утопая в сыпучем песке. Все припасы, взятые с собой, были съедены. Люди падали от изнеможения и истощения на горячий песок и уже готовились к смерти. Утром, когда солнце стало накалять пустыню, неожиданно поднялся ветер. И вдруг путешественники заметили, как по песку, подгоняемые ветром, катятся серые комочки. Ветер поднимал их кверху, и казалось, что они падают с неба. – Манна, манна! С неба падает манна! Все бросились собирать эту “манну”: брали серые комочки, ели их сухими, варили кашу и пекли лепешки.

Где обитают лишайники и их типы.   В лесу, на коре деревьев На камнях На почве http://images.yandex.ru/yandsearch?text=%D0%BB%D0%B8%D1%88%D0%B0%D0%B9%D0%BD%D0%B8%D0%BA%D0%B8&pos=14&rpt=simage&img_url=http%3A%2F%2Fwww.museum.ru%2FimgB.asp%3F32187 http://images.yandex.ru/yandsearch?text=%D0%BB%D0%B8%D1%88%D0%B0%D0%B9%D0%BD%D0%B8%D0%BA%D0%B8&pos=15&rpt=simage&img_url=http%3A%2F%2Fwww.amic.ru%2Fimages%2Fgallery_09-2011%2F160.570366.jpg http://images.yandex.ru/yandsearch?p=1&text=%D0%BB%D0%B8%D1%88%D0%B0%D0%B9%D0%BD%D0%B8%D0%BA%D0%B8&pos=58&rpt=simage&img_url=http%3A%2F%2Fwww.lichen.com%2Fbigphotos%2FCfurfuracealg.jpeg http://images.yandex.ru/yandsearch?p=13&text=%D0%BB%D0%B8%D1%88%D0%B0%D0%B9%D0%BD%D0%B8%D0%BA%D0%B8&pos=416&rpt=simage&img_url=http%3A%2F%2Ffeudoroff.ru%2Fphotos%2F591%2Fsize%2F1 http://images.yandex.ru/yandsearch?p=6&text=%D0%BB%D0%B8%D1%88%D0%B0%D0%B9%D0%BD%D0%B8%D0%BA%D0%B8&pos=193&rpt=simage&img_url=http%3A%2F%2Fimg-fotki.yandex.ru%2Fget%2F3411%2Faleshirokikh.6%2F0_9d01_f5d3a770_XL

Где обитают лишайники и их типы.

  • В лесу, на коре деревьев
  • На камнях
  • На почве

http://images.yandex.ru/yandsearch?text=%D0%BB%D0%B8%D1%88%D0%B0%D0%B9%D0%BD%D0%B8%D0%BA%D0%B8&pos=14&rpt=simage&img_url=http%3A%2F%2Fwww.museum.ru%2FimgB.asp%3F32187

http://images.yandex.ru/yandsearch?text=%D0%BB%D0%B8%D1%88%D0%B0%D0%B9%D0%BD%D0%B8%D0%BA%D0%B8&pos=15&rpt=simage&img_url=http%3A%2F%2Fwww.amic.ru%2Fimages%2Fgallery_09-2011%2F160.570366.jpg

http://images.yandex.ru/yandsearch?p=1&text=%D0%BB%D0%B8%D1%88%D0%B0%D0%B9%D0%BD%D0%B8%D0%BA%D0%B8&pos=58&rpt=simage&img_url=http%3A%2F%2Fwww.lichen.com%2Fbigphotos%2FCfurfuracealg.jpeg

http://images.yandex.ru/yandsearch?p=13&text=%D0%BB%D0%B8%D1%88%D0%B0%D0%B9%D0%BD%D0%B8%D0%BA%D0%B8&pos=416&rpt=simage&img_url=http%3A%2F%2Ffeudoroff.ru%2Fphotos%2F591%2Fsize%2F1

http://images.yandex.ru/yandsearch?p=6&text=%D0%BB%D0%B8%D1%88%D0%B0%D0%B9%D0%BD%D0%B8%D0%BA%D0%B8&pos=193&rpt=simage&img_url=http%3A%2F%2Fimg-fotki.yandex.ru%2Fget%2F3411%2Faleshirokikh.6%2F0_9d01_f5d3a770_XL

Где обитают лишайники и их типы.   Типы слоевищ лишайников накипные листоватые кустистные http://images.yandex.ru/yandsearch?text=%D0%BB%D0%B8%D1%88%D0%B0%D0%B9%D0%BD%D0%B8%D0%BA&pos=27&rpt=simage&img_url=http%3A%2F%2Fiscience.ru%2Fwp-content%2Fuploads%2F2012%2F06%2Flichen.jpg http://images.yandex.ru/yandsearch?p=14&text=%D0%BB%D0%B8%D1%88%D0%B0%D0%B9%D0%BD%D0%B8%D0%BA&pos=448&rpt=simage&img_url=http%3A%2F%2Fphotos.lifeisphoto.ru%2F58%2F2%2F586722.jpg http://images.yandex.ru/yandsearch?p=10&text=%D0%BB%D0%B8%D1%88%D0%B0%D0%B9%D0%BD%D0%B8%D0%BA&pos=328&rpt=simage&img_url=http%3A%2F%2Fimg-fotki.yandex.ru%2Fget%2F5803%2Felena5orlova.1a%2F0_4d86e_46a684f_S

Где обитают лишайники и их типы.

Типы слоевищ лишайников

накипные

листоватые

кустистные

http://images.yandex.ru/yandsearch?text=%D0%BB%D0%B8%D1%88%D0%B0%D0%B9%D0%BD%D0%B8%D0%BA&pos=27&rpt=simage&img_url=http%3A%2F%2Fiscience.ru%2Fwp-content%2Fuploads%2F2012%2F06%2Flichen.jpg

http://images.yandex.ru/yandsearch?p=14&text=%D0%BB%D0%B8%D1%88%D0%B0%D0%B9%D0%BD%D0%B8%D0%BA&pos=448&rpt=simage&img_url=http%3A%2F%2Fphotos.lifeisphoto.ru%2F58%2F2%2F586722.jpg

http://images.yandex.ru/yandsearch?p=10&text=%D0%BB%D0%B8%D1%88%D0%B0%D0%B9%D0%BD%D0%B8%D0%BA&pos=328&rpt=simage&img_url=http%3A%2F%2Fimg-fotki.yandex.ru%2Fget%2F5803%2Felena5orlova.1a%2F0_4d86e_46a684f_S

Внутреннее строение лишайника http://images.yandex.ru/yandsearch?text=%D1%81%D1%82%D1%80%D0%BE%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5%20%D0%BB%D0%B8%D1%88%D0%B0%D0%B9%D0%BD%D0%B8%D0%BA%D0%B0&pos=1&rpt=simage&img_url=http%3A%2F%2Fwww.ebio.ru%2Fimages%2F03020401.jpg  Лишайник –это симбиоз 2 организмов: Гриба и Водоросли

Внутреннее строение лишайника

http://images.yandex.ru/yandsearch?text=%D1%81%D1%82%D1%80%D0%BE%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5%20%D0%BB%D0%B8%D1%88%D0%B0%D0%B9%D0%BD%D0%B8%D0%BA%D0%B0&pos=1&rpt=simage&img_url=http%3A%2F%2Fwww.ebio.ru%2Fimages%2F03020401.jpg

Лишайник –это симбиоз 2 организмов: Гриба и Водоросли

Как питается лишайник? Фотосинтез, производят органические вещества Всасывают воду и минеральные соли

Как питается лишайник?

Фотосинтез,

производят органические вещества

Всасывают воду и минеральные соли

Значение лишайников

Значение лишайников

  • «Пионеры растительности»
  • Корм для животных (ягель для оленей)
  • Лекарственное средство(от кашля)
  • Индикаторы чистоты воздуха
Как размножается лишайник? Кусочки слоевища http://images.yandex.ru/yandsearch?p=1&text=%D0%BB%D0%B8%D1%88%D0%B0%D0%B9%D0%BD%D0%B8%D0%BA%D0%B8&pos=42&rpt=simage&img_url=http%3A%2F%2F900igr.net%2Fdatai%2Fbiologija%2FKlassy%2F0005-004-Podtsarstva-rastenij.png

Как размножается лишайник?

Кусочки слоевища

http://images.yandex.ru/yandsearch?p=1&text=%D0%BB%D0%B8%D1%88%D0%B0%D0%B9%D0%BD%D0%B8%D0%BA%D0%B8&pos=42&rpt=simage&img_url=http%3A%2F%2F900igr.net%2Fdatai%2Fbiologija%2FKlassy%2F0005-004-Podtsarstva-rastenij.png

Рост лишайников

Рост лишайников

  •   Слоевище лишайников, имеющих вид корочки (накипных), в год дает прирост всего 0,2 – 0,3 мм. Кустистые и листоватые лишайники растут несколько быстрее – в год их слоевище увеличивается на 2 – 3 мм. Поэтому, чтобы вырастить взрослый лишайник в лаборатории, требуется не менее 20 лет, Растут лишайники медленно, 1-8 миллиметров в год, зато живут долго — до 80 лет, а некоторые даже до 600 лет.
Интересные факты Строение лишайников открыл Симон Швенденер в 1867 г. Лишайники растут всего лишь на несколько десятых миллиметра в год. Продолжительность жизни от 1000 о 4000 лет Устойчивость к высоким и низким температурам. Они способны выносить температурные пределы от - 196ºC до + 100ºC. http://ru.wikipedia.org/wiki/%CB%E8%F8%E0%E9%ED%E8%EA%E8

Интересные факты

  • Строение лишайников открыл Симон Швенденер в 1867 г.
  • Лишайники растут всего лишь на несколько десятых миллиметра в год.
  • Продолжительность жизни от 1000 о 4000 лет
  • Устойчивость к высоким и низким температурам. Они способны выносить температурные пределы от - 196ºC до + 100ºC.

http://ru.wikipedia.org/wiki/%CB%E8%F8%E0%E9%ED%E8%EA%E8

Выбери верные утверждения .

Выбери верные утверждения .

  • Тело лишайника называется слоевище.
  • Лишайники приносят вред природе.
  • Лишайники очень требовательны к условиям произрастания.
  • Слоевище лишайника – симбиотический организм, состоящий из гриба и водоросли.
  • Водоросль лишайника синтезирует органические вещества.
  • Гриб паразитирует на водорослях, питаясь за их счёт.
  • Симбиоз – взаимовыгодное сожительство.
  • Слоевище лишайника только зелёного цвета.
  • Лишайниками питаются некоторые животные.
  • Лишайники портят своими выделениями почву.
Выводы

Выводы

  • Лишайники - это представители царства Грибы;
  • Лишайники состоят из 2 организмов - гриба и водоросли;
  • Не требовательны к произрастанию;
  • Являются «пионерами растительности».
Что мы узнали на уроке?

Что мы узнали на уроке?

Рефлексия

Рефлексия

  • Я узнал..
  • Я умею…
  • У меня есть вопросы..
Домашнее задание

Домашнее задание

  • Прочитать параграф 19.
  • Придумать кроссворд по теме.
  • Найти в природе лишайники, сфотографировать и определить их формы.
Спасибо всем за внимание и работу на уроке.
  • Спасибо всем за внимание и работу на уроке.
Используемые ресурсы Пасечник В.В. «Биология. Бактерии. Грибы. Растения». Москва, Дрофа,2006 год с.62 Загрузка проигрывателя http://fcior.edu.ru/   Загрузка модуля http://fcior.edu.ru/card/22745/lishayniki-osobennosti-stroeniya-pitaniya-i-razmnozheniya-raznoobrazie-lishaynikov-detalizirovannoe.html

Используемые ресурсы

  • Пасечник В.В. «Биология. Бактерии. Грибы. Растения». Москва, Дрофа,2006 год с.62
  • Загрузка проигрывателя http://fcior.edu.ru/

Загрузка модуля http://fcior.edu.ru/card/22745/lishayniki-osobennosti-stroeniya-pitaniya-i-razmnozheniya-raznoobrazie-lishaynikov-detalizirovannoe.html

  • Дополнительная информация о лишайниках http://ru.wikipedia.org/wiki/%CB%E8%F8%E0%E9%ED%E8%EA%E8
  • http://images.yandex.ru/yandsearch?text=%D0%BB%D0%B8%D1%88%D0%B0%D0%B9%D0%BD%D0%B8%D0%BA%D0%B8&noreask=1&pos=21&rpt=simage&lr=50&img_url=http%3A%2F%2Fwww.naturephoto-cz.com%2Fphotos%2Fothers%2Ftube-lichen-22219.jpg
  • http://images.yandex.ru/yandsearch?p=3&text=%D0%BB%D0%B8%D1%88%D0%B0%D0%B9%D0%BD%D0%B8%D0%BA%D0%B8&noreask=1&pos=115&rpt=simage&lr=50&img_url=http%3A%2F%2Fimg-fotki.yandex.ru%2Fget%2F5412%2F84946489.7%2F0_6e443_e792ad2_XL
  • http://images.yandex.ru/yandsearch?text=%D1%81%D1%84%D0%B8%D0%BD%D0%BA%D1%81&pos=15&rpt=simage&img_url=http%3A%2F%2Fdreamworlds.ru%2Fuploads%2Fposts%2F2009-06%2Fthumbs%2F1244142270_sfinks.jpg
  • http://images.yandex.ru/yandsearch?text=%D1%81%D1%84%D0%B8%D0%BD%D0%BA%D1%81&pos=11&rpt=simage&img_url=http%3A%2F%2Fwww.fresher.ru%2Fimages3%2Fsfinks-otec-uzhasa%2F3.jpg
http://images.yandex.ru/yandsearch?text=%D0%BB%D0%B8%D1%88%D0%B0%D0%B9%D0%BD%D0%B8%D0%BA%D0%B8&pos=14&rpt=simage&img_url=http%3A%2F%2Fwww.museum.ru%2FimgB.asp%3F32187 http://images.yandex.ru/yandsearch?text=%D0%BB%D0%B8%D1%88%D0%B0%D0%B9%D0%BD%D0%B8%D0%BA%D0%B8&pos=15&rpt=simage&img_url=http%3A%2F%2Fwww.amic.ru%2Fimages%2Fgallery_09-2011%2F160.570366.jpg http://images.yandex.ru/yandsearch?p=6&text=%D0%BB%D0%B8%D1%88%D0%B0%D0%B9%D0%BD%D0%B8%D0%BA%D0%B8&pos=193&rpt=simage&img_url=http%3A%2F%2Fimg-fotki.yandex.ru%2Fget%2F3411%2Faleshirokikh.6%2F0_9d01_f5d3a770_XL  http://images.yandex.ru/yandsearch?text=%D0%BB%D0%B8%D1%88%D0%B0%D0%B9%D0%BD%D0%B8%D0%BA&pos=27&rpt=simage&img_url=http%3A%2F%2Fiscience.ru%2Fwp-content%2Fuploads%2F2012%2F06%2Flichen.jpg http://images.yandex.ru/yandsearch?p=10&text=%D0%BB%D0%B8%D1%88%D0%B0%D0%B9%D0%BD%D0%B8%D0%BA&pos=328&rpt=simage&img_url=http%3A%2F%2Fimg-fotki.yandex.ru%2Fget%2F5803%2Felena5orlova.1a%2F0_4d86e_46a684f_S  http://images.yandex.ru/yandsearch?text=%D1%81%D1%82%D1%80%D0%BE%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5%20%D0%BB%D0%B8%D1%88%D0%B0%D0%B9%D0%BD%D0%B8%D0%BA%D0%B0&pos=1&rpt=simage&img_url=http%3A%2F%2Fwww.ebio.ru%2Fimages%2F03020401.jpg  http://images.yandex.ru/yandsearch?p=1&text=%D0%BB%D0%B8%D1%88%D0%B0%D0%B9%D0%BD%D0%B8%D0%BA%D0%B8&pos=42&rpt=simage&img_url=http%3A%2F%2F900igr.net%2Fdatai%2Fbiologija%2FKlassy%2F0005-004-Podtsarstva-rastenij.png
  • http://images.yandex.ru/yandsearch?text=%D0%BB%D0%B8%D1%88%D0%B0%D0%B9%D0%BD%D0%B8%D0%BA%D0%B8&pos=14&rpt=simage&img_url=http%3A%2F%2Fwww.museum.ru%2FimgB.asp%3F32187
  • http://images.yandex.ru/yandsearch?text=%D0%BB%D0%B8%D1%88%D0%B0%D0%B9%D0%BD%D0%B8%D0%BA%D0%B8&pos=15&rpt=simage&img_url=http%3A%2F%2Fwww.amic.ru%2Fimages%2Fgallery_09-2011%2F160.570366.jpg
  • http://images.yandex.ru/yandsearch?p=6&text=%D0%BB%D0%B8%D1%88%D0%B0%D0%B9%D0%BD%D0%B8%D0%BA%D0%B8&pos=193&rpt=simage&img_url=http%3A%2F%2Fimg-fotki.yandex.ru%2Fget%2F3411%2Faleshirokikh.6%2F0_9d01_f5d3a770_XL
  • http://images.yandex.ru/yandsearch?text=%D0%BB%D0%B8%D1%88%D0%B0%D0%B9%D0%BD%D0%B8%D0%BA&pos=27&rpt=simage&img_url=http%3A%2F%2Fiscience.ru%2Fwp-content%2Fuploads%2F2012%2F06%2Flichen.jpg
  • http://images.yandex.ru/yandsearch?p=10&text=%D0%BB%D0%B8%D1%88%D0%B0%D0%B9%D0%BD%D0%B8%D0%BA&pos=328&rpt=simage&img_url=http%3A%2F%2Fimg-fotki.yandex.ru%2Fget%2F5803%2Felena5orlova.1a%2F0_4d86e_46a684f_S http://images.yandex.ru/yandsearch?text=%D1%81%D1%82%D1%80%D0%BE%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5%20%D0%BB%D0%B8%D1%88%D0%B0%D0%B9%D0%BD%D0%B8%D0%BA%D0%B0&pos=1&rpt=simage&img_url=http%3A%2F%2Fwww.ebio.ru%2Fimages%2F03020401.jpg
  • http://images.yandex.ru/yandsearch?p=1&text=%D0%BB%D0%B8%D1%88%D0%B0%D0%B9%D0%BD%D0%B8%D0%BA%D0%B8&pos=42&rpt=simage&img_url=http%3A%2F%2F900igr.net%2Fdatai%2Fbiologija%2FKlassy%2F0005-004-Podtsarstva-rastenij.png


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!