Тема урока: Совесть и раскаяние.
Цель: углубление представлений о добре, зле, совести; ознакомление с понятиями «грех» и раскаяние» в свете православного мировоззрения.
Задачи урока:
Обучающая:
- уточнить понятия слов «добро, «зло»,
- узнать значение и связь слов «грех», «совесть», «раскаяние» в русской православной культуре;
- узнать, из каких этапов состоит действие раскаяния.
Развивающая:
- осознать, что различать добро и зло человеку помогает совесть;
- осознать разницу между раскаянием и признанием ошибки;
- развивать логическое мышление, память, воображение, навыки сравнительного анализа;
- развивать умение чётко и грамотно выражать свои мысли;
- развивать познавательный интерес к предмету, умение работать с учебником.
Воспитывающая:
- воспитывать ответственность за свои поступки.
Ожидаемые результаты:
- учащиеся обогатят знания о добре, зле, совести;
- поймут, что значит жить в ладу со своей совестью;
- задумаются о том, что грех можно осознать и раскаяться, а также о том, почему в православии покаяние считается лекарством для души.
Ключевые понятия: грех, совесть, раскаяние, покаянные молитвы.
Оборудование: мультимедийный проектор, мультфильм «Лунтик и его друзья. Совесть» -350», презентация «Совесть и раскаяние», учебник «Основы православной культуры» автор А. В. Кураев, карточки с заданиями.
Ход урока
I. Организационный момент.
II Проверка усвоения предыдущей темы.
- Давайте вспомним, какую тему мы изучали на прошлом уроке? (Православное учение о человеке).
- Кто сможет представить свой проект по этой теме?
- Кто желает рассказать православную молитву?
III. Активизация мыслительной деятельности. Определение темы и задач урока.
Задание: Внимательно смотреть и слушать героев мультфильма «Лунтик и его друзья. Совесть. 350»
(Учитель останавливает показ на фразе: «А что такое совесть?»)
- Как вы думаете, о чём же мы будем с вами сегодня говорить? (о совести)
- Какие вопросы мы поставим перед собой?
(Что такое совесть? Нужна ли она человеку? Что значит поступать по совести?)
- Давайте прочитаем тему урока. С 51. ( «Совесть и раскаяние»)
- Какие понятия вам знакомы? Какое понятие для вас новое?
- Встречались ли вы с этими понятиями в жизни? Когда, при каких обстоятельствах?
- Что мы должны узнать на уроке? С.51.(О подсказках совести. Как исправлять ошибки).
- Значит, сегодня на уроке мы поговорим о том, что такое совесть и что такое раскаяние, узнаем о подсказках совести и как исправлять ошибки.
IV. Изучение нового материала.
1. Работа с понятиями «совесть», «добро», «зло», «грех».
Дальнейший просмотр мультфильма.
-Что можете сказать о героях мультфильма?
- Совесть украшает человека?
- Подумайте и скажите, что же такое совесть по - вашему мнению (варианты ответов).
-Давайте прочитаем в учебнике, что говорится о совести.( с.53)
- Мы вместе пришли к мнению, что совесть – это внутренний голос человека, который указывает нам на неправильные поступки. (Слайд)
-В слове «совесть» корень «весть» вместе с частицей «со» указывает на «со-общение» и «со-действие». Человеческая совесть изначально действовала не одна. В человеке до грехопадения она действовала совместно с Самим Богом, пребывающим в человеческой душе Своей благодатью. Через совесть человеческая душа принимала весть от Бога, поэтому совесть и называют гласом Божьим или гласом духа человеческого, просвещаемого Святым Духом Божьим.
- Итак, совесть – это голос Божий в душе человека, помогающий различать добро и зло. Так зачем человеку совесть?( Совесть человека помогает ему отличать добро от зла).
- С самого раннего возраста вам знакомы эти понятия. Как вы понимаете смысл слова «добро», зло? (ответы детей)
-Встречались ли вы в своей жизни с добром? со злом? Подумайте и расскажите об этом?
- Добро – нечто положительное, хорошее, полезное. Зло -нечто дурное, вредное. В православии у слова «зло» есть синоним. Как вы думаете, какой? (грех).
-В русском языке слово «грех» по значению соответствовало понятию «ошибка». Давайте узнаем, как в православии объясняют толкование этих слов. Прочитаем об этом на с. 51 учебника. (Чтение)
- Какой же сделаем вывод? Что значит «добро», «зло», «грех» в православии? Посмотрите на подсказку на слайде и дайте определения.
СЛАЙД
это то, что способствует росту души
это то, что удаляет от этих добрых целей
помогает людям
это недоброе чувство, мысль или дело
радует Бога
-Добро –
• это то, что способствует росту души,
• помогает людям,
• радует бога.
- А зло наоборот:
• это то, что удаляет от этих добрых целей.
- Грех – это недоброе чувство, мысль или дело.
2. Работа над ключевыми понятиями урока на основе отрывка из Евангелие «Отречение Петра».
1) Чтение библейской истории «Отречение Петра».
-Откройте учебники и найдите ее на 51 стр. нашего учебника. При чтении я прошу вас особенно обратить внимание на внутреннее состояние, переживания Петра.(читают дети)
2) Работа над иллюстрациями в учебнике. Анализ произведения, выборочное чтение.
- Кто такой Пётр? (Апостол, один из самых близких учеников Христа)
-Посмотрите на с. 52 иллюстрации внизу учебника.
-Прочитайте подпись под первой иллюстрацией. («Христос предсказывает Петру предательство»)
-Найдите и прочитайте отрывок из текста к этой мозаике.
-Прочитайте подпись под второй иллюстрацией. («Отречение Петра»)
- Найдите и прочитайте отрывок из текста к этой мозаике.
-Давайте рассмотрим третью мозаику с изображением портрета апостола (с.53). («Апостол Пётр»)
- Что выражает лицо Петра на мозаике ?
(Тревогу, мучение, переживание, его мучает совесть).
-Можно ли сказать, что Петр совершил грех?
- Какой грех он совершил?
(Трижды отрёкся от своего учителя, предал его).
- Как вы думаете, почему апостол Пётр заплакал?
- Что помогло апостолу Петру осознать свою ошибку? (ответы детей)
- Как вы думаете, почему петух изображён между Христом и Петром»?
( При крике петуха вспомнил предсказание)
- Ценой предательства Иисуса Христа Петр спас свою жизнь, но стало ли ему от этого легче? Почему?
- Святой Климент, его ученик, рассказывает, что Петр в продолжении всей остальной жизни при полуночном пении петуха становился на колени и, обливаясь слезами, каялся в своем отречении, хотя Сам Господь, после своего воскрешения, простил его.
Сохранилось древнее предание, что глаза апостола Петра были красны от частого и горького плача.
- Почему так часто и горько плакал Петр в своей жизни?
- При пении петуха память каждый раз возвращала его в прошлое, о котором он очень сожалел.
-Человеку на его грех указывает совесть.
3. Выборочное чтении «Работа совести».
-Для того, чтобы защитить человека от греха, совесть должна выполнить свою работу. Найдите раздел статьи учебника «Работа совести» на стр. 53-54. Прочитаем, чтобы узнать, какую же работу выполняет совесть.
-Найди и прочитай, какое первое дело поручил Творец совести.
- Какое второе важное дело поручил Творец совести?
- Какая важная особенность у совести?
(ЕСЛИ забыть о нанесенных ею ранах, они никогда не зарастут)
-Легко ли человеку жить, когда его мучает совесть? Почему?
- Что же является главным в жизни человека?
(Жить в ладу со своей совестью. Надо уметь её слышать и поступать по её подсказкам, исправляя свои прошлые ошибки.)
- Самое важное в жизни человека – быть в ладу со своей совестью.
4. Выборочный пересказ «Раскаяние».
-Что же делать, если совесть стала досаждать нашей памяти и уму? Как же избавиться от мучений и терзаний совести? В этом случае обратиться можно только к одному лекарству. Оно называется – раскаяние. Как вы понимаете, что такое раскаяние?
(Когда ты сожалеешь о том, что сделал и хочешь все исправить)
-Прочитаем на с.54, какое определение этому слову дает автор учебника и проверим правильность ваших высказываний.
(СЛАЙД)
- Прочитаем, какие шаги существуют в раскаянии.
(Чтение текста детьми)
- Прочитай, в чём состоит первый шаг в раскаянии?
(Согласие человека с протестующим криком своей совести.)
- Как вы его понимаете?
( Сожаление о том, что сделано)
- Прочитай, в чём состоит второй шаг в раскаянии?
(Переворот своих стремлений.)
- Как вы его понимаете?
(Готовность исправить свой поступок)
- У христиан есть и третий шаг в раскаянии.
-Прочитаем об этом в учебнике на с. 56, только с 3 абзаца.
(У христиан есть и третье средство раскаяния: покаянные молитвы к Богу. Самая простая из них – «Господи, прости!» )
- Какой третий шаг в раскаянии вы узнали?
(Покаянные молитвы)
- Назовите самую простую покаянную молитву. (Господи, прости).
V. Закрепление и осознание новых понятий.
1.Работа по группам.
1 группа. Прочитать рассказ на с.55 3 абзац. Определите шаги в раскаянии.
(Мальчик понял, насколько он был неправ, что совершил ошибку, он переоценил свой поступок и очень сожалеет о том, что сделал, готов всё отдать, чтобы этого поступка не было)
2 группа. Прочитать отрывок в учебнике на с. 54. 2 абзац.
Определить разницу между раскаянием и признанием своей ошибки.
2. Выполнить задание, в котором вы должны исправить ошибку делом. СЛАЙД
Найди дело, противоположное совершённому греху.
Украл? –… (Верни)
Солгал? – …. (Наберись сил сказать правду)
Пожадничал? – … (Подари)
Сказал злое слово? – ….(Попроси прощения)
(На слайде 1 столбик слов; дети называют дело, противоположное тому, которое является ошибкой.)
- Молодцы, вы правильно справились с заданием. Но, к сожалению, в жизни не все так просто. Не всегда делом можно успеть исправить причиненное зло… Но если такая возможность еще есть – надо спешить делать добро.
3. Работа по группам.
Задание: Прочитать подписи под репродукциями и фотографиями в учебнике. Объяснить, почему автор учебника так назвал изображения.
1 группа – «Храм – место покаянной молитвы»
2 группа – «Кающийся человек ненавидит свой поступок»
3 группа – «Раскаяние обновляет душу»
VI. Итог урока. Рефлексия.
- Мы обсуждали сегодня такие важные для всех понятия, как совесть и раскаяние. Конечно, разговор на эту тему не заканчивается, впереди у вас вся жизнь, которая тоже будет вас учить разбираться, что такое хорошо и что такое плохо.
- Что бы вы хотели рассказать близким о сегодняшнем уроке?
- Сейчас я прошу вас продолжить предложения.
(Слайд )
Продолжи предложения
Сегодня на уроке я узнал …
Больше всего мне запомнилось …
Я задумался …
VII. Домашнее задание. Подведение итогов.
1. Из рубрики «Это интересно» (с.56) выпиши понравившуюся мысль. Объясни, как ты понял эти слова.
2. Вместе с родителями обсудите вопросы и задания на с.57.
- Надеюсь, что этот урок не прошел для вас даром. Мне бы очень хотелось, чтобы вы всегда помнили о том, что жизнь дана на добрые дела.
Просмотр содержимого документа
«Урок "Совесть и раскаяние"»
Тема урока: Совесть и раскаяние.
Цель: углубление представлений о добре, зле, совести; ознакомление с понятиями «грех» и раскаяние» в свете православного мировоззрения.
Задачи урока:
Обучающая:
уточнить понятия слов «добро, «зло»,
узнать значение и связь слов «грех», «совесть», «раскаяние» в русской православной культуре;
узнать, из каких этапов состоит действие раскаяния.
Развивающая:
осознать, что различать добро и зло человеку помогает совесть;
осознать разницу между раскаянием и признанием ошибки;
развивать логическое мышление, память, воображение, навыки сравнительного анализа;
развивать умение чётко и грамотно выражать свои мысли;
развивать познавательный интерес к предмету, умение работать с учебником.
Воспитывающая:
Ожидаемые результаты:
учащиеся обогатят знания о добре, зле, совести;
поймут, что значит жить в ладу со своей совестью;
задумаются о том, что грех можно осознать и раскаяться, а также о том, почему в православии покаяние считается лекарством для души.
Ключевые понятия: грех, совесть, раскаяние, покаянные молитвы.
Оборудование: мультимедийный проектор, мультфильм «Лунтик и его друзья. Совесть» -350», презентация «Совесть и раскаяние», учебник «Основы православной культуры» автор А. В. Кураев, карточки с заданиями.
Ход урока
I. Организационный момент.
II Проверка усвоения предыдущей темы.
- Давайте вспомним, какую тему мы изучали на прошлом уроке? (Православное учение о человеке).
- Кто сможет представить свой проект по этой теме?
- Кто желает рассказать православную молитву?
III. Активизация мыслительной деятельности. Определение темы и задач урока.
Задание: Внимательно смотреть и слушать героев мультфильма «Лунтик и его друзья. Совесть. 350»
(Учитель останавливает показ на фразе: «А что такое совесть?»)
- Как вы думаете, о чём же мы будем с вами сегодня говорить? (о совести)
- Какие вопросы мы поставим перед собой?
(Что такое совесть? Нужна ли она человеку? Что значит поступать по совести?)
- Давайте прочитаем тему урока. С 51. ( «Совесть и раскаяние»)
- Какие понятия вам знакомы? Какое понятие для вас новое?
- Встречались ли вы с этими понятиями в жизни? Когда, при каких обстоятельствах?
- Что мы должны узнать на уроке? С.51.(О подсказках совести. Как исправлять ошибки).
- Значит, сегодня на уроке мы поговорим о том, что такое совесть и что такое раскаяние, узнаем о подсказках совести и как исправлять ошибки.
IV. Изучение нового материала.
1. Работа с понятиями «совесть», «добро», «зло», «грех».
Дальнейший просмотр мультфильма.
-Что можете сказать о героях мультфильма?
- Совесть украшает человека?
- Подумайте и скажите, что же такое совесть по - вашему мнению (варианты ответов).
-Давайте прочитаем в учебнике, что говорится о совести.( с.53)
- Мы вместе пришли к мнению, что совесть – это внутренний голос человека, который указывает нам на неправильные поступки. (Слайд)
-В слове «совесть» корень «весть» вместе с частицей «со» указывает на «со-общение» и «со-действие». Человеческая совесть изначально действовала не одна. В человеке до грехопадения она действовала совместно с Самим Богом, пребывающим в человеческой душе Своей благодатью. Через совесть человеческая душа принимала весть от Бога, поэтому совесть и называют гласом Божьим или гласом духа человеческого, просвещаемого Святым Духом Божьим.
- Итак, совесть – это голос Божий в душе человека, помогающий различать добро и зло. Так зачем человеку совесть?( Совесть человека помогает ему отличать добро от зла).
- С самого раннего возраста вам знакомы эти понятия. Как вы понимаете смысл слова «добро», зло? (ответы детей)
-Встречались ли вы в своей жизни с добром? со злом? Подумайте и расскажите об этом?
- Добро – нечто положительное, хорошее, полезное. Зло -нечто дурное, вредное. В православии у слова «зло» есть синоним. Как вы думаете, какой? (грех).
-В русском языке слово «грех» по значению соответствовало понятию «ошибка». Давайте узнаем, как в православии объясняют толкование этих слов. Прочитаем об этом на с. 51 учебника. (Чтение)
- Какой же сделаем вывод? Что значит «добро», «зло», «грех» в православии? Посмотрите на подсказку на слайде и дайте определения.
СЛАЙД
это то, что способствует росту души
это то, что удаляет от этих добрых целей
помогает людям
это недоброе чувство, мысль или дело
радует Бога
-Добро –
• это то, что способствует росту души,
• помогает людям,
• радует бога.
- А зло наоборот:
• это то, что удаляет от этих добрых целей.
- Грех – это недоброе чувство, мысль или дело.
2. Работа над ключевыми понятиями урока на основе отрывка из Евангелие «Отречение Петра».
1) Чтение библейской истории «Отречение Петра».
-Откройте учебники и найдите ее на 51 стр. нашего учебника. При чтении я прошу вас особенно обратить внимание на внутреннее состояние, переживания Петра.(читают дети)
2) Работа над иллюстрациями в учебнике. Анализ произведения, выборочное чтение.
- Кто такой Пётр? (Апостол, один из самых близких учеников Христа)
-Посмотрите на с. 52 иллюстрации внизу учебника.
-Прочитайте подпись под первой иллюстрацией. («Христос предсказывает Петру предательство»)
-Найдите и прочитайте отрывок из текста к этой мозаике.
-Прочитайте подпись под второй иллюстрацией. («Отречение Петра»)
- Найдите и прочитайте отрывок из текста к этой мозаике.
-Давайте рассмотрим третью мозаику с изображением портрета апостола (с.53). («Апостол Пётр»)
- Что выражает лицо Петра на мозаике ?
(Тревогу, мучение, переживание, его мучает совесть).
-Можно ли сказать, что Петр совершил грех?
- Какой грех он совершил?
(Трижды отрёкся от своего учителя, предал его).
- Как вы думаете, почему апостол Пётр заплакал?
- Что помогло апостолу Петру осознать свою ошибку? (ответы детей)
- Как вы думаете, почему петух изображён между Христом и Петром»?
( При крике петуха вспомнил предсказание)
- Ценой предательства Иисуса Христа Петр спас свою жизнь, но стало ли ему от этого легче? Почему?
- Святой Климент, его ученик, рассказывает, что Петр в продолжении всей остальной жизни при полуночном пении петуха становился на колени и, обливаясь слезами, каялся в своем отречении, хотя Сам Господь, после своего воскрешения, простил его.
Сохранилось древнее предание, что глаза апостола Петра были красны от частого и горького плача.
- Почему так часто и горько плакал Петр в своей жизни?
- При пении петуха память каждый раз возвращала его в прошлое, о котором он очень сожалел.
-Человеку на его грех указывает совесть.
3. Выборочное чтении «Работа совести».
-Для того, чтобы защитить человека от греха, совесть должна выполнить свою работу. Найдите раздел статьи учебника «Работа совести» на стр. 53-54. Прочитаем, чтобы узнать, какую же работу выполняет совесть.
-Найди и прочитай, какое первое дело поручил Творец совести.
- Какое второе важное дело поручил Творец совести?
- Какая важная особенность у совести?
(ЕСЛИ забыть о нанесенных ею ранах, они никогда не зарастут)
-Легко ли человеку жить, когда его мучает совесть? Почему?
- Что же является главным в жизни человека?
(Жить в ладу со своей совестью. Надо уметь её слышать и поступать по её подсказкам, исправляя свои прошлые ошибки.)
- Самое важное в жизни человека – быть в ладу со своей совестью.
4. Выборочный пересказ «Раскаяние».
-Что же делать, если совесть стала досаждать нашей памяти и уму? Как же избавиться от мучений и терзаний совести? В этом случае обратиться можно только к одному лекарству. Оно называется – раскаяние. Как вы понимаете, что такое раскаяние?
(Когда ты сожалеешь о том, что сделал и хочешь все исправить)
-Прочитаем на с.54, какое определение этому слову дает автор учебника и проверим правильность ваших высказываний.
(СЛАЙД)
- Прочитаем, какие шаги существуют в раскаянии.
(Чтение текста детьми)
- Прочитай, в чём состоит первый шаг в раскаянии?
(Согласие человека с протестующим криком своей совести.)
- Как вы его понимаете?
( Сожаление о том, что сделано)
- Прочитай, в чём состоит второй шаг в раскаянии?
(Переворот своих стремлений.)
- Как вы его понимаете?
(Готовность исправить свой поступок)
- У христиан есть и третий шаг в раскаянии.
-Прочитаем об этом в учебнике на с. 56, только с 3 абзаца.
(У христиан есть и третье средство раскаяния: покаянные молитвы к Богу. Самая простая из них – «Господи, прости!» )
- Какой третий шаг в раскаянии вы узнали?
(Покаянные молитвы)
- Назовите самую простую покаянную молитву. (Господи, прости).
V. Закрепление и осознание новых понятий.
1.Работа по группам.
1 группа. Прочитать рассказ на с.55 3 абзац. Определите шаги в раскаянии.
(Мальчик понял, насколько он был неправ, что совершил ошибку, он переоценил свой поступок и очень сожалеет о том, что сделал, готов всё отдать, чтобы этого поступка не было)
2 группа. Прочитать отрывок в учебнике на с. 54. 2 абзац.
Определить разницу между раскаянием и признанием своей ошибки.
2. Выполнить задание, в котором вы должны исправить ошибку делом. СЛАЙД
Найди дело, противоположное совершённому греху.
Украл? –… (Верни)
Солгал? – …. (Наберись сил сказать правду)
Пожадничал? – … (Подари)
Сказал злое слово? – ….(Попроси прощения)
(На слайде 1 столбик слов; дети называют дело, противоположное тому, которое является ошибкой.)
- Молодцы, вы правильно справились с заданием. Но, к сожалению, в жизни не все так просто. Не всегда делом можно успеть исправить причиненное зло… Но если такая возможность еще есть – надо спешить делать добро.
3. Работа по группам.
Задание: Прочитать подписи под репродукциями и фотографиями в учебнике. Объяснить, почему автор учебника так назвал изображения.
1 группа – «Храм – место покаянной молитвы»
2 группа – «Кающийся человек ненавидит свой поступок»
3 группа – «Раскаяние обновляет душу»
VI. Итог урока. Рефлексия.
- Мы обсуждали сегодня такие важные для всех понятия, как совесть и раскаяние. Конечно, разговор на эту тему не заканчивается, впереди у вас вся жизнь, которая тоже будет вас учить разбираться, что такое хорошо и что такое плохо.
- Что бы вы хотели рассказать близким о сегодняшнем уроке?
- Сейчас я прошу вас продолжить предложения.
(Слайд )
Продолжи предложения
Сегодня на уроке я узнал …
Больше всего мне запомнилось …
Я задумался …
VII. Домашнее задание. Подведение итогов.
1. Из рубрики «Это интересно» (с.56) выпиши понравившуюся мысль. Объясни, как ты понял эти слова.
2. Вместе с родителями обсудите вопросы и задания на с.57.
- Надеюсь, что этот урок не прошел для вас даром. Мне бы очень хотелось, чтобы вы всегда помнили о том, что жизнь дана на добрые дела.