СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок "Совесть и раскаяние"

Категория: ОРК

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема урока: Совесть и раскаяние.

Цель: углубление представлений о добре, зле, совести; ознакомление с понятиями «грех» и раскаяние» в свете православного мировоззрения.

Задачи урока:

 Обучающая:

  • уточнить понятия слов «добро, «зло»,
  • узнать значение и связь слов «грех», «совесть», «раскаяние» в русской православной культуре;
  • узнать, из каких этапов состоит действие раскаяния.

Развивающая:

  • осознать, что различать добро и зло человеку помогает совесть;
  • осознать разницу между раскаянием и признанием ошибки;
  • развивать логическое мышление, память, воображение, навыки сравнительного анализа;
  • развивать умение чётко и грамотно выражать свои мысли;
  • развивать познавательный интерес к предмету, умение работать с учебником.

Воспитывающая:

  • воспитывать ответственность за свои поступки.

Ожидаемые результаты:

  • учащиеся обогатят знания о добре, зле, совести;
  • поймут,  что значит жить в ладу со своей совестью;
  • задумаются о том, что грех можно осознать и раскаяться, а также о том, почему в православии покаяние считается лекарством для души.

 

Ключевые понятия: грех, совесть, раскаяние, покаянные молитвы.

 

Оборудование: мультимедийный проектор,  мультфильм «Лунтик и его друзья. Совесть» -350», презентация «Совесть и раскаяние», учебник «Основы православной культуры»  автор  А. В. Кураев, карточки с заданиями.

 

 

Ход урока

I.      Организационный момент. 

II       Проверка усвоения предыдущей темы.

     - Давайте вспомним, какую тему мы изучали на прошлом уроке? (Православное учение о человеке).

    - Кто сможет представить  свой проект по этой теме?

    - Кто желает рассказать православную молитву?

III. Активизация мыслительной деятельности. Определение темы и задач урока.

Задание: Внимательно смотреть и слушать героев мультфильма  «Лунтик и его друзья. Совесть. 350» 

(Учитель останавливает показ на фразе: «А что такое совесть?»)

- Как вы думаете,  о чём же мы будем с вами сегодня говорить? (о совести)

- Какие вопросы мы поставим перед собой?

 (Что такое совесть?  Нужна ли она человеку? Что значит поступать по совести?)

- Давайте прочитаем тему урока. С 51. ( «Совесть и раскаяние»)

-  Какие понятия  вам знакомы?  Какое понятие для вас новое?

-  Встречались ли вы с этими понятиями в жизни? Когда, при каких обстоятельствах?

 - Что мы должны узнать на уроке? С.51.(О подсказках совести. Как исправлять ошибки).

- Значит, сегодня на уроке мы поговорим о том, что такое совесть и что такое раскаяние, узнаем о подсказках совести и как исправлять ошибки.

IV. Изучение нового материала.

1. Работа с понятиями «совесть», «добро», «зло», «грех».

  Дальнейший просмотр мультфильма.

 -Что можете сказать о героях мультфильма?

- Совесть украшает человека?

- Подумайте и скажите, что же такое совесть по - вашему мнению (варианты ответов).

-Давайте прочитаем в учебнике, что говорится о совести.( с.53)

- Мы вместе пришли к мнению, что совесть – это внутренний голос человека, который указывает нам на неправильные поступки. (Слайд)

 -В слове «совесть» корень «весть» вместе с частицей «со» указывает на «со-общение» и «со-действие». Человеческая совесть изначально действовала не одна. В человеке до грехопадения она действовала совместно с Самим Богом, пребывающим в человеческой душе Своей благодатью. Через совесть человеческая душа принимала весть от Бога, поэтому совесть и называют гласом Божьим или гласом духа человеческого, просвещаемого Святым Духом Божьим.

- Итак, совесть – это голос Божий в душе человека, помогающий различать добро и зло.  Так зачем человеку совесть?( Совесть человека помогает ему отличать добро от зла).

-   С самого раннего возраста вам знакомы эти понятия. Как вы понимаете смысл слова «добро», зло?  (ответы детей)

-Встречались ли вы в своей жизни с добром? со злом? Подумайте и расскажите об этом? 

- Добро – нечто положительное, хорошее, полезное. Зло -нечто дурное, вредное. В православии у  слова «зло» есть синоним. Как вы думаете, какой? (грех).

-В русском языке слово «грех» по значению соответствовало понятию «ошибка».  Давайте узнаем, как в православии объясняют толкование этих слов. Прочитаем об этом на с. 51   учебника.  (Чтение)

   - Какой же сделаем вывод? Что значит «добро», «зло», «грех» в православии?  Посмотрите на подсказку на слайде и дайте определения.

СЛАЙД

это то, что способствует росту души

это то, что удаляет от этих добрых целей

помогает людям

это недоброе чувство, мысль или дело

радует Бога

-Добро –

•    это то, что способствует росту души,

•    помогает людям,

•    радует бога.

  - А зло наоборот:

•    это то, что удаляет от этих добрых целей.

  - Грех – это недоброе чувство, мысль или дело.

2. Работа над ключевыми понятиями урока на основе отрывка из Евангелие «Отречение Петра».  

1) Чтение библейской истории «Отречение Петра». -Откройте учебники и найдите ее на 51 стр. нашего учебника. При чтении я прошу вас особенно обратить внимание на внутреннее состояние, переживания Петра.(читают дети) 2) Работа над иллюстрациями в учебнике. Анализ произведения, выборочное чтение. - Кто такой Пётр? (Апостол, один из самых близких учеников Христа) -Посмотрите на с. 52 иллюстрации внизу  учебника. -Прочитайте подпись под первой  иллюстрацией. («Христос предсказывает Петру предательство») -Найдите и прочитайте отрывок из текста к этой мозаике.

-Прочитайте подпись под второй иллюстрацией. («Отречение Петра») - Найдите и прочитайте отрывок из текста к этой мозаике. -Давайте рассмотрим третью мозаику с изображением портрета апостола (с.53). («Апостол Пётр») - Что выражает лицо Петра на мозаике ? (Тревогу, мучение, переживание, его мучает совесть). -Можно ли сказать, что Петр совершил грех? - Какой грех он совершил? (Трижды отрёкся от своего учителя, предал его).

-  Как вы думаете, почему апостол Пётр заплакал?

-  Что помогло апостолу Петру осознать свою ошибку? (ответы детей)

- Как вы думаете, почему петух изображён между Христом и Петром»?

( При крике петуха вспомнил предсказание)

- Ценой предательства Иисуса Христа Петр спас свою жизнь, но стало ли ему от этого легче? Почему? - Святой Климент, его ученик, рассказывает, что Петр в продолжении всей остальной жизни при полуночном пении петуха становился на колени и, обливаясь слезами, каялся в своем отречении, хотя Сам Господь, после своего воскрешения, простил его. Сохранилось древнее предание, что глаза апостола Петра были красны от частого и горького плача. - Почему так часто и горько плакал Петр в своей жизни? - При пении петуха память каждый раз возвращала его в прошлое, о котором он очень сожалел.

-Человеку на его грех указывает совесть. 3. Выборочное чтении «Работа совести».

   -Для того, чтобы защитить человека от греха,  совесть должна выполнить свою работу.   Найдите  раздел статьи учебника «Работа совести»   на стр. 53-54. Прочитаем, чтобы узнать, какую же работу выполняет совесть.

-Найди и прочитай, какое первое дело поручил Творец совести.

- Какое  второе  важное  дело поручил Творец совести?

- Какая важная особенность у совести?

(ЕСЛИ забыть о нанесенных ею ранах, они никогда не зарастут)

-Легко ли человеку жить, когда его мучает совесть? Почему?

- Что же является главным в жизни человека?

 (Жить в ладу со своей совестью. Надо уметь её слышать и поступать по её подсказкам, исправляя свои прошлые ошибки.)

 - Самое важное в жизни человека – быть в ладу со своей совестью.

4.  Выборочный пересказ «Раскаяние».

 -Что же делать, если совесть стала досаждать нашей памяти и уму? Как же избавиться от  мучений и терзаний совести? В этом случае обратиться можно только к одному лекарству. Оно называется – раскаяние.  Как вы понимаете, что такое раскаяние? (Когда ты сожалеешь о том, что сделал и хочешь все исправить) -Прочитаем на с.54, какое определение этому слову дает автор учебника и проверим правильность ваших высказываний.

(СЛАЙД) - Прочитаем,  какие шаги существуют в раскаянии.

(Чтение текста детьми)

- Прочитай,  в чём состоит первый шаг в раскаянии?

  (Согласие человека с протестующим криком своей совести.)

- Как вы его понимаете?

  ( Сожаление о том, что сделано)

- Прочитай, в чём состоит второй шаг в раскаянии?

  (Переворот своих стремлений.)

- Как вы его понимаете?

(Готовность исправить свой поступок)

- У христиан есть и третий шаг в раскаянии.

-Прочитаем об этом в учебнике на с. 56, только с 3  абзаца.

 (У христиан есть и третье средство раскаяния: покаянные молитвы к Богу. Самая простая из них – «Господи, прости!» )

- Какой третий шаг в раскаянии вы узнали?

 (Покаянные молитвы)

- Назовите самую простую покаянную  молитву. (Господи, прости).

V. Закрепление и осознание новых понятий.

1.Работа по группам.

1 группа.  Прочитать рассказ на с.55 3 абзац.  Определите шаги в раскаянии. 

(Мальчик понял,  насколько он был неправ, что совершил ошибку, он переоценил свой поступок и очень сожалеет о том, что сделал, готов всё отдать, чтобы этого поступка не было)

2 группа. Прочитать отрывок  в учебнике на с. 54. 2 абзац.

 Определить разницу между раскаянием и признанием своей ошибки.

 

2. Выполнить задание, в котором вы должны исправить ошибку делом. СЛАЙД Найди дело, противоположное совершённому греху. Украл? –… (Верни) Солгал? – …. (Наберись сил сказать правду) Пожадничал? – … (Подари) Сказал злое слово? – ….(Попроси прощения) (На слайде 1 столбик слов; дети называют дело, противоположное тому, которое является ошибкой.) - Молодцы, вы правильно справились с заданием. Но, к сожалению, в жизни не все так просто. Не всегда делом можно успеть исправить причиненное зло… Но если такая возможность еще есть – надо спешить делать добро.  

3. Работа по группам.

Задание: Прочитать подписи под репродукциями  и фотографиями в учебнике. Объяснить, почему автор учебника так назвал изображения.

1 группа – «Храм – место покаянной молитвы»

2 группа – «Кающийся человек ненавидит свой поступок»

3 группа – «Раскаяние обновляет душу»

  VI. Итог урока. Рефлексия.

   -  Мы обсуждали сегодня  такие важные для всех понятия, как совесть и  раскаяние. Конечно, разговор на эту тему не заканчивается, впереди у вас вся жизнь, которая тоже будет вас учить разбираться,  что такое хорошо и  что такое плохо.

- Что бы вы хотели рассказать близким о сегодняшнем уроке?

- Сейчас я прошу вас продолжить предложения.

 (Слайд )

Продолжи предложения

Сегодня на уроке я узнал …

Больше всего мне запомнилось …

Я задумался …

VII. Домашнее задание. Подведение итогов.

1. Из рубрики «Это интересно» (с.56) выпиши понравившуюся мысль. Объясни, как ты понял эти слова.

2. Вместе с родителями обсудите вопросы и задания на с.57.

- Надеюсь, что этот урок не прошел для вас даром. Мне бы очень хотелось, чтобы вы всегда помнили о том, что жизнь дана на добрые дела.

 

 

 

 

 

Просмотр содержимого документа
«Урок "Совесть и раскаяние"»

Тема урока: Совесть и раскаяние.

Цель: углубление представлений о добре, зле, совести; ознакомление с понятиями «грех» и раскаяние» в свете православного мировоззрения.

Задачи урока:

Обучающая:

  • уточнить понятия слов «добро, «зло»,

  • узнать значение и связь слов «грех», «совесть», «раскаяние» в русской православной культуре;

  • узнать, из каких этапов состоит действие раскаяния.

Развивающая:

  • осознать, что различать добро и зло человеку помогает совесть;

  • осознать разницу между раскаянием и признанием ошибки;

  • развивать логическое мышление, память, воображение, навыки сравнительного анализа;

  • развивать умение чётко и грамотно выражать свои мысли;

  • развивать познавательный интерес к предмету, умение работать с учебником.

Воспитывающая:

  • воспитывать ответственность за свои поступки.

Ожидаемые результаты:

  • учащиеся обогатят знания о добре, зле, совести;

  • поймут, что значит жить в ладу со своей совестью;

  • задумаются о том, что грех можно осознать и раскаяться, а также о том, почему в православии покаяние считается лекарством для души.


Ключевые понятия: грех, совесть, раскаяние, покаянные молитвы.


Оборудование: мультимедийный проектор, мультфильм «Лунтик и его друзья. Совесть» -350», презентация «Совесть и раскаяние», учебник «Основы православной культуры» автор А. В. Кураев, карточки с заданиями.




Ход урока

I. Организационный момент.

II Проверка усвоения предыдущей темы.

- Давайте вспомним, какую тему мы изучали на прошлом уроке? (Православное учение о человеке).

- Кто сможет представить свой проект по этой теме?

- Кто желает рассказать православную молитву?

III. Активизация мыслительной деятельности. Определение темы и задач урока.

Задание: Внимательно смотреть и слушать героев мультфильма «Лунтик и его друзья. Совесть. 350»

(Учитель останавливает показ на фразе: «А что такое совесть?»)

- Как вы думаете, о чём же мы будем с вами сегодня говорить? (о совести)

- Какие вопросы мы поставим перед собой?

(Что такое совесть? Нужна ли она человеку? Что значит поступать по совести?)

- Давайте прочитаем тему урока. С 51. ( «Совесть и раскаяние»)

- Какие понятия вам знакомы? Какое понятие для вас новое?

- Встречались ли вы с этими понятиями в жизни? Когда, при каких обстоятельствах?

- Что мы должны узнать на уроке? С.51.(О подсказках совести. Как исправлять ошибки).

- Значит, сегодня на уроке мы поговорим о том, что такое совесть и что такое раскаяние, узнаем о подсказках совести и как исправлять ошибки.

IV. Изучение нового материала.

1. Работа с понятиями «совесть», «добро», «зло», «грех».

Дальнейший просмотр мультфильма.

-Что можете сказать о героях мультфильма?

- Совесть украшает человека?

- Подумайте и скажите, что же такое совесть по - вашему мнению (варианты ответов).

-Давайте прочитаем в учебнике, что говорится о совести.( с.53)

- Мы вместе пришли к мнению, что совесть – это внутренний голос человека, который указывает нам на неправильные поступки. (Слайд)

-В слове «совесть» корень «весть» вместе с частицей «со» указывает на «со-общение» и «со-действие». Человеческая совесть изначально действовала не одна. В человеке до грехопадения она действовала совместно с Самим Богом, пребывающим в человеческой душе Своей благодатью. Через совесть человеческая душа принимала весть от Бога, поэтому совесть и называют гласом Божьим или гласом духа человеческого, просвещаемого Святым Духом Божьим.

- Итак, совесть – это голос Божий в душе человека, помогающий различать добро и зло. Так зачем человеку совесть?( Совесть человека помогает ему отличать добро от зла).

- С самого раннего возраста вам знакомы эти понятия. Как вы понимаете смысл слова «добро», зло? (ответы детей)

-Встречались ли вы в своей жизни с добром? со злом? Подумайте и расскажите об этом?

- Добро – нечто положительное, хорошее, полезное. Зло -нечто дурное, вредное. В православии у слова «зло» есть синоним. Как вы думаете, какой? (грех).

-В русском языке слово «грех» по значению соответствовало понятию «ошибка». Давайте узнаем, как в православии объясняют толкование этих слов. Прочитаем об этом на с. 51 учебника. (Чтение)

- Какой же сделаем вывод? Что значит «добро», «зло», «грех» в православии? Посмотрите на подсказку на слайде и дайте определения.

СЛАЙД

это то, что способствует росту души

это то, что удаляет от этих добрых целей

помогает людям

это недоброе чувство, мысль или дело

радует Бога

-Добро –

• это то, что способствует росту души,

• помогает людям,

• радует бога.

- А зло наоборот:

• это то, что удаляет от этих добрых целей.

- Грех – это недоброе чувство, мысль или дело.

2. Работа над ключевыми понятиями урока на основе отрывка из Евангелие «Отречение Петра».


1) Чтение библейской истории «Отречение Петра».
-Откройте учебники и найдите ее на 51 стр. нашего учебника. При чтении я прошу вас особенно обратить внимание на внутреннее состояние, переживания Петра.(читают дети)
2) Работа над иллюстрациями в учебнике. Анализ произведения, выборочное чтение.
- Кто такой Пётр? (Апостол, один из самых близких учеников Христа)
-Посмотрите на с. 52 иллюстрации внизу учебника.
-Прочитайте подпись под первой иллюстрацией. («Христос предсказывает Петру предательство»)
-Найдите и прочитайте отрывок из текста к этой мозаике.

-Прочитайте подпись под второй иллюстрацией. («Отречение Петра»)
- Найдите и прочитайте отрывок из текста к этой мозаике.
-Давайте рассмотрим третью мозаику с изображением портрета апостола (с.53). («Апостол Пётр»)
- Что выражает лицо Петра на мозаике ?
(Тревогу, мучение, переживание, его мучает совесть).
-Можно ли сказать, что Петр совершил грех?
- Какой грех он совершил?
(Трижды отрёкся от своего учителя, предал его).

- Как вы думаете, почему апостол Пётр заплакал?

- Что помогло апостолу Петру осознать свою ошибку? (ответы детей)

- Как вы думаете, почему петух изображён между Христом и Петром»?

( При крике петуха вспомнил предсказание)

- Ценой предательства Иисуса Христа Петр спас свою жизнь, но стало ли ему от этого легче? Почему?
- Святой Климент, его ученик, рассказывает, что Петр в продолжении всей остальной жизни при полуночном пении петуха становился на колени и, обливаясь слезами, каялся в своем отречении, хотя Сам Господь, после своего воскрешения, простил его.
Сохранилось древнее предание, что глаза апостола Петра были красны от частого и горького плача.
- Почему так часто и горько плакал Петр в своей жизни?
- При пении петуха память каждый раз возвращала его в прошлое, о котором он очень сожалел.

-Человеку на его грех указывает совесть.
3. Выборочное чтении «Работа совести».

-Для того, чтобы защитить человека от греха, совесть должна выполнить свою работу. Найдите раздел статьи учебника «Работа совести» на стр. 53-54. Прочитаем, чтобы узнать, какую же работу выполняет совесть.

-Найди и прочитай, какое первое дело поручил Творец совести.

- Какое второе важное дело поручил Творец совести?

- Какая важная особенность у совести?

(ЕСЛИ забыть о нанесенных ею ранах, они никогда не зарастут)

-Легко ли человеку жить, когда его мучает совесть? Почему?

- Что же является главным в жизни человека?

(Жить в ладу со своей совестью. Надо уметь её слышать и поступать по её подсказкам, исправляя свои прошлые ошибки.)

- Самое важное в жизни человека – быть в ладу со своей совестью.

4. Выборочный пересказ «Раскаяние».

-Что же делать, если совесть стала досаждать нашей памяти и уму? Как же избавиться от мучений и терзаний совести? В этом случае обратиться можно только к одному лекарству. Оно называется – раскаяние. Как вы понимаете, что такое раскаяние?
(Когда ты сожалеешь о том, что сделал и хочешь все исправить)
-Прочитаем на с.54, какое определение этому слову дает автор учебника и проверим правильность ваших высказываний.

(СЛАЙД)
- Прочитаем, какие шаги существуют в раскаянии.

(Чтение текста детьми)

- Прочитай, в чём состоит первый шаг в раскаянии?

(Согласие человека с протестующим криком своей совести.)

- Как вы его понимаете?

( Сожаление о том, что сделано)

- Прочитай, в чём состоит второй шаг в раскаянии?

(Переворот своих стремлений.)

- Как вы его понимаете?

(Готовность исправить свой поступок)

- У христиан есть и третий шаг в раскаянии.

-Прочитаем об этом в учебнике на с. 56, только с 3 абзаца.

(У христиан есть и третье средство раскаяния: покаянные молитвы к Богу. Самая простая из них – «Господи, прости!» )

- Какой третий шаг в раскаянии вы узнали?

(Покаянные молитвы)

- Назовите самую простую покаянную молитву. (Господи, прости).

V. Закрепление и осознание новых понятий.

1.Работа по группам.

1 группа. Прочитать рассказ на с.55 3 абзац. Определите шаги в раскаянии.

(Мальчик понял, насколько он был неправ, что совершил ошибку, он переоценил свой поступок и очень сожалеет о том, что сделал, готов всё отдать, чтобы этого поступка не было)

2 группа. Прочитать отрывок в учебнике на с. 54. 2 абзац.

Определить разницу между раскаянием и признанием своей ошибки.


2. Выполнить задание, в котором вы должны исправить ошибку делом. СЛАЙД
Найди дело, противоположное совершённому греху.
Украл? –… (Верни)
Солгал? – …. (Наберись сил сказать правду)
Пожадничал? – … (Подари)
Сказал злое слово? – ….(Попроси прощения)

(На слайде 1 столбик слов; дети называют дело, противоположное тому, которое является ошибкой.)
- Молодцы, вы правильно справились с заданием. Но, к сожалению, в жизни не все так просто. Не всегда делом можно успеть исправить причиненное зло… Но если такая возможность еще есть – надо спешить делать добро.


3. Работа по группам.

Задание: Прочитать подписи под репродукциями и фотографиями в учебнике. Объяснить, почему автор учебника так назвал изображения.

1 группа – «Храм – место покаянной молитвы»

2 группа – «Кающийся человек ненавидит свой поступок»

3 группа – «Раскаяние обновляет душу»

VI. Итог урока. Рефлексия.

- Мы обсуждали сегодня такие важные для всех понятия, как совесть и раскаяние. Конечно, разговор на эту тему не заканчивается, впереди у вас вся жизнь, которая тоже будет вас учить разбираться, что такое хорошо и что такое плохо.

- Что бы вы хотели рассказать близким о сегодняшнем уроке?

- Сейчас я прошу вас продолжить предложения.

(Слайд )

Продолжи предложения

Сегодня на уроке я узнал …

Больше всего мне запомнилось …

Я задумался …

VII. Домашнее задание. Подведение итогов.

1. Из рубрики «Это интересно» (с.56) выпиши понравившуюся мысль. Объясни, как ты понял эти слова.

2. Вместе с родителями обсудите вопросы и задания на с.57.

- Надеюсь, что этот урок не прошел для вас даром. Мне бы очень хотелось, чтобы вы всегда помнили о том, что жизнь дана на добрые дела.












Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!