СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Уроки 25–27 МОНУМЕНТАЛЬНАЯ СКУЛЬПТУРА И ОБРАЗ ИСТОРИИ НАРОДА

Категория: ИЗО

Нажмите, чтобы узнать подробности

Уроки 25–27 МОНУМЕНТАЛЬНАЯ СКУЛЬПТУРА И ОБРАЗ ИСТОРИИ НАРОДА

Просмотр содержимого документа
«Уроки 25–27 МОНУМЕНТАЛЬНАЯ СКУЛЬПТУРА И ОБРАЗ ИСТОРИИ НАРОДА»

Уроки 25–27
МОНУМЕНТАЛЬНАЯ СКУЛЬПТУРА И ОБРАЗ ИСТОРИИ НАРОДА

Тип урока

Комбинированный

Цели урока

Создать условия для формирования представлений о роли монументальных памятников в исторической памяти народа и в народном самосознании; способствовать развитию у учащихся умений рассуждать об особенностях героических образов в скульптуре, о художественных средствах выразительности, узнавать наиболее значимые памятники

Планируемые результаты

Предметные

Метапредметные УУД

Личностные УУД

Научатся: обобщать полученные знания; называть и узнавать наиболее значимые памятники, их авторов.

Получат возможность
научиться
работать над
созданием круглой скульптуры с проволочным каркасом.

Познакомятся с произведе-ниями монументального искусства

Познавательные: ставят и формулируют проблему урока: выдвигают версии (об увиденном), работают по плану, сверяясь с целью, делают выводы; самостоятельно создают алгоритм при работе над анализом художественного произведения; определяют цель
(роль монументальной скульптуры в искусстве).

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; учитывают выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале; оценивают свои достижения на уроке.

Коммуникативные: проявляют активность для решения коммуникативных и познавательных задач (выражают и контролируют свои эмоции, адекватно оценивают свою работу, строят понятные для партнера по коммуникации речевые высказывания);
выдвигают контраргументы в дискуссии; делают выводы

Осознают свои интересы, опыт
и знания; осваивают новую учебную ситуацию; проявляют интерес к новому виду деятельности; умеют использовать образный язык изобразительного искусства: цвет, линию, ритм, композицию, объем, фактуру – для достижения своих творческих замыслов, в способности моделировать новые образы путем трансформации известных; получают эстетическое наслаждение от просмотра произведений искусства

Методы и формы обучения

Методы: объяснительно-иллюстративный, исследовательский, выставка работ учащихся.

Формы: фронтальная и индивидуальная

Окончание табл.

Образовательные
ресурсы

 Википедия. Свободная энциклопедия. – Режим доступа : http://ru.wikipedia.org/wiki

 История графики. – Режим доступа : http://www.grafik.org.ru/kruglikova.html

 Русская живопись. – Режим доступа : http://www.artsait.ru

Оборудование

Пластилин или глина (по выбору), стеки, дощечка, проволока

Наглядно-
демонстрационный материал

Мультимедийный ряд: презентации «История народа в скульптуре», «Конкурс проектов»

Основные понятия и термины

Монумент, скульптура, монументальный


Организационная структура (сценарий) урока


Этапы урока

Обучающие и развивающие ком-поненты,
задания
и упраж-
нения

Деятельность учителя

Деятельность

учащихся

Формы

органи-

зации совзаимодействия

на уроке

Формируемые
умения
(универсальные
учебные действия)

Про-

межу-

точный

контроль

1

2

3

4

5

6

7

I. Организационный

момент

Подготовка учащихся к изу-
чению

– Ребята, мы с вами уже знакомы со скульптурными произведениями. Но всё ли мы о них знаем?

Один философ сказал: «Знание конечно, а незнание не имеет конца».

Слушают
учителя.

Фронтальная работа

Регулятивные:
определяют цель, проблему в учебной деятельности.


Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

7


нового материала

– Чем больше мы с вами познаем, тем больше возникает вопросов. И сегодня мы постараемся ответить на вопрос: что такое монументальная скульптура?

Ставят перед собой цель


Личностные: осознают свои интересы, опыт и знания


II. Изучение нового материала

Объяснительно-иллюстративный

– Монументальная скульптура рассчитана на конкретное архитектурно-пространственное или природное окружение и адресуется к массам зрителей, размещается, прежде всего, в общественных местах – на улицах и площадях города, в парках, на фасадах и в интерьерах общественных сооружений. Она призвана конкретизировать архитектурный образ, дополнять выразительность архитектурных форм
новыми оттенками, способна решать большие идейно-образные задачи, что с особой полнотой раскрывается в городских памятниках, монументах, мемориальных сооружениях, которым обычно присуща величавость форм и долговечность материала, приподнятость образного строя, широта обобщения.

– Ребята, назовите эту скульптуру. («Воин-освободитель».)

Презентация «История народа в скульптуре». Слайд 2.

– Кто знает автора этого произведения? (Евгений Викторович Вучетич.)

(См. Ресурсный материал к уроку, пункт 1.)

Презентация «История народа в скульптуре». Слайд 2 (см. Ресурсный материал к уроку, пункт 2).

Воспринимают на слух инфор-мацию.












Знакомятся
с произведениями монументальной скульптуры.

Фронтальная работа

Познавательные: усваивают новый
материал, понятие «монументальная скульптура»; анализируют и обобщают
по заданным основаниям; знакомятся
с работами российских скульпторов.

Коммуникативные: определяют цели;
задают вопросы; используют ИКТ.

Личностные: осваивают новую учебную информацию; проявляют интерес
к новому виду творческой деятельности; умеют использовать образный язык скульптуры: ритм,

Устные ответы

Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

7



Презентация «История народа в скульптуре». Слайд 3 (см. Ресурсный материал к уроку, пункт 3).

Презентация «История народа в скульптуре». Слайд 4 (см. Ресурсный материал к уроку, пункт 4).

Презентация «История народа в скульптуре». Слайд 5 (см. Ресурсный материал к уроку, пункт 5).

Презентация «История народа в скульптуре». Слайд 6 (см. Ресурсный материал к уроку, пункт 6).

Презентация «История народа в скульптуре». Слайд 7 (см. Ресурсный материал к уроку, пункт 7).

Презентация «История народа в скульптуре». Слайд 8 (см. Ресурсный материал к уроку, пункт 8).

– Евгений Викторович романтически взволнованно, с пафосом драматизма и жизнеутверждения
раскрывал тему подвига советского народа в годы Великой Отечественной войны. Е. В. Вучетич умер 12 апреля 1974 г. в Москве.

Презентация «История народа в скульптуре».
Слайды 9–10
.

– Немало и еще великих скульпторов и монументальных скульптур в России. Автор памятника Минину и Пожарскому – Иван Петрович Мартос. Памятник Минину и Пожарскому был первым памятником в Москве, поставленным не в честь государя,
а в честь народных героев.

Презентация «История народа в скульптуре». Слайд 11.



композицию, объем, фактуру – для достижения своих творческих замыслов, в способности моделировать новые образы путем трансформации известных
(с использованием средств изобрази-тельного языка)


Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

7



– «Рабочий и колхозница» – выдающийся памятник монументального искусства, был создан для советского павильона на Всемирной выставке в Париже в 1937 г. Вера Мухина работала над эскизом недолго, но весьма напряженно. Предметами ее поисков служили драпировки и положение свободных рук рабочего и колхозницы. Она пыталась соединить свободные руки мужчины и женщины «внутри» группы. Скульптура была названа «эталоном
социалистического реализма».

Презентация «История народа в скульптуре». Слайд 12.

– Посмотрите на самые высокие памятники мира.

Презентация «История народа в скульптуре». Слайд 13.

– Изготовление монументальной скульптуры требует скрупулезной проработки всех этапов производства. В первую очередь собираются материалы
по историческому событию или личностям, которым посвящена скульптура. Затем скульптор принимается за изготовление макета будущей монументальной скульптуры, чтобы вычислить масштаб
и продумать все детали скульптуры, так как исправления при изготовлении монументального произведения порой невозможны
















Готовятся
к практической работе




Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

7

III. Творческая практическая деятельность

Исследовательский

– Мастер монументального памятника должен уметь правильно «поставить» фигуру, сделать силуэт выразительным и красивым со всех сторон
и с различных расстояний.

– Содержание памятника должно восприниматься и с первого взгляда, и при движении мимо памятника или вокруг него – с многих точек зрения.

– Различные аспекты, развивая основную идею памятника, делают ее многограннее и богаче. Поза, жест фигуры, ее движение должны быть композиционно решены так, чтобы сделать понятным его содержание.

– Выразительность не только лица, но и всей статуи, полное соответствие внешнепластического вида внутреннему миру героя – обязательное условие для монументального памятника.

– Одни его воспринимают издали и, следовательно, в целом; другие, те, кто подойдет к памятнику на близкое расстояние, могут всматриваться в выражение лица статуи.

– Памятник должен не только обладать выразительным силуэтом, но и быть также соразмерным, пропорциональным, должен представлять собой целостное произведение искусства. Ведь вместе с идейным содержанием памятник несет и функции архитектурно-художественные. Это не просто красивая вертикаль, объем или ритмическое чередование

Слушают учителя, сверяясь
с рекомендациями, продумывают свою будущую деятельность.





















Фронтальная и индивидуальная работа

Познавательные: устанавливают аналогии для понимания закономерностей, использования их при решении поставленной задачи.

Регулятивные:
определяют цель, проблему в деятельности; работают
по плану; принимают самостоятельные решения.

Личностные: проявляют интерес к учебной задаче; умеют использовать образный язык скульптуры: объем, фактуру – для достижения своих творческих замыслов, в способности моделировать новые образы путем трансформации известных (с использова-

Макет скульп-туры

Окончание табл.

1

2

3

4

5

6

7



объемов, а выразительный образ, который придает смысл целому архитектурному ансамблю, он центрирует, венчает пространство площади.

– Ребята, руководствуясь прошлым опытом, разделите процесс практической работы над макетом скульптуры на три части.

1. Изготовление каркаса.

2. Прокладка глины на каркас.

3. Лепка модели из глины (пластилина).

– Начинаем работу над макетом скульптуры




Готовят рабочее место.

Используя
алгоритм, вы-полняют макет скульптуры


нием средств изобразительного языка)


IV. Итоги урока.

Рефлексия

Выставка работ учащихся

– Свои макеты на одну тему обычно представляют несколько скульпторов. На конкурсной основе выбирают самый лучший, и после этого начинается работа над монументальной скульптурой. Предлагаю
посмотреть один из таких конкурсов.

Презентация «Конкурс проектов». Слайды 2–7.

– А сейчас представьте свои проекты макетов и рас-скажите, как вы работали

Слушают учителя, смотрят презентацию.




Представляют свои макеты. Рассказывают
о проделанной работе

Фронтальная и индивидуальная работа

Коммуникативные: излагают свое мнение в диалоге, аргументируют его; отвечают на вопросы; осознанно используют речевые средства в соответствии с ситуацией общения.

Личностные:
получают эстетическое наслаждение

Оценивание работ учащихся


Ресурсный материал к урокам

1) Сегодня мне хотелось бы рассказать об этом памятнике подробнее.

В центре Берлина, в Трептов-парке, где находится братское кладбище воинов Советской армии, павших в боях с фашизмом, возвышается огромный бронзовый монумент советского воина-освободителя. В правой его руке меч, рассекший фашистскую свастику, лежащую у ног, на левой руке он бережно держит спасенного ребенка. Эта статуя получила всемирное признание. Она олицетворяет образ Советской армии, разгромившей гитлеровский фашизм. Автор этого замечательного монумента – Евгений Викторович Вучетич.

2) Творческий путь Вучетича начался во второй половине 30-х гг., но особенно разносторонне его талант проявился в послевоенный период. Интерес к скульптуре у Вучетича проявился с детства. С большим увлечением лепил он из хлебного мякиша и пластилина фигурки различных зверей. Родители, обнаружив увлечение сына, всячески его поощряли. Неизгладимое впечатление на двенадцатилетнего мальчика произвели события, связанные с взятием Ростова в 1920 г. войсками Первой конной армии. Общительный и любознательный Евгений заслушивался рассказами о войне, о доблестных командирах К. Е. Ворошилове и С. М. Буденном. Глубоко захватившая его романтика гражданской войны нашла свое отражение в первых юношеских произведениях начинающего скульптора.

3) В 1930 г. Вучетич окончил Ростовскую художественную школу. Чувствуя необходимость продолжать свое профессиональное образование, Вучетич в 1931 г. поступает в Ленинградскую Академию художеств. В 1935 г. по совету Владимира Алексеевича Щуко он переезжает в Москву, где в этот период идет грандиозное строительство, осуществляемое по сталинскому плану реконструкции столицы. Вучетич поступает сначала на строительство гостиницы «Москва», а затем Государственной библиотеки СССР им. В. И. Ленина. Скульптор настойчиво продолжает повышать свое профессиональное мастерство.

«Я все время после Академии учился делать руку, делать голову, делать человека», – вспоминает Вучетич.

4) В годы войны Вучетич многое увидел и пережил. Это было время его творческого возмужания. Он переосмыслил свой предшествующий творческий путь, отбросил все случайное, внешнее, стал развивать и углублять наиболее ценное из того, что было найдено ранее.

В основном Вучетич остался таким же страстным, эмоциональным художником, певцом сильных, мужественных людей, презирающих смерть, идущих на подвиг ради общенародного дела. Перед вами скульптура «Перекуем мечи на орала» Евгения Вучетича.

5) Летом 1941 г. Вучетич уходит добровольцем на фронт и сражается на передовых позициях. Начав свой боевой путь как рядовой солдат, он к концу второго года войны получает звание капитана. При штурме г. Любани Вучетич был тяжело контужен. После излечения, в марте 1943 г., он был зачислен в Студию военных художников имени М. Б. Грекова. Увиденное и пережитое на войне становится основным содержанием творчества Вучетича.

6) Под руководством скульптора Е. В. Вучетича на Мамаевом кургане воздвигнут памятник-ансамбль «Героям Сталинградской битвы» (1959–1967). Мамаев курган – это объемно-пространственная архитектурно-скульптурная композиция, объединенная общим замыслом, общей идеей. Протяженность комплекса от подножия до вершины холма составляет 1,5 км. Памятник состоит из архитектурно-пространственных звеньев, как бы нанизанных на единую ось. Следуя в одном направлении, один уровень сменяется другим, по мере подъема раскрываются все новые элементы композиции.

Над проектом Мамаева кургана работал коллектив скульпторов, архитекторов, инженеров под руководством Е. В. Вучетича, главным военным консультантом был маршал Советского Союза В. И. Чуйков, в Великую Отечественную войну командующий 62-й армией.

7) От площади Скорби начинается подъем на вершину кургана к основанию главного монумента – «Родина-мать зовет!». Вдоль серпантина, в холме, перезахоронены останки 34 505 воинов – защитников Сталинграда, а также представлены 35 гранитных надгробий Героев Советского Союза, участников Сталинградской битвы.

Конечная точка пути – монумент «Родина-мать зовет!». Это женщина, держащая в руке меч, которая стоит в позе призыва к борьбе. Высота статуи 85 м вместе с мечом и 52 м без меча.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!