СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 27.06.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Устный ответ как жанр монологической устной учебно-научной речи. Различные виды ответов: развёрнутый ответ, ответ-добавление (на практическом уровне).

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Устный ответ как жанр монологической устной учебно-научной речи. Различные виды ответов: развёрнутый ответ, ответ-добавление (на практическом уровне).»

Класс 2 Б

Дата: 10.04.2020г.

Тема: Устный ответ как жанр монологической устной учебно-научной речи. Различные виды ответов: развёрнутый ответ, ответ-добавление (на практическом уровне).

Цель: познакомить учащихся с устным ответом как жанром монологической устной учебно-научной речи; дать определение развёрнутому ответу и ответу-добавлению.

Задачи: образовательные: добиться осмысленности усвоения учебного материала по теме «Устный ответ как жанр монологической устной учебно-научной речи».

развивающие: обеспечить развитие у учащихся ставить цель и планировать свою деятельность, способствовать развитию у учащихся внимания, наблюдательности, обеспечить развитие у учащихся монологической речи;

воспитательные: способствовать формированию интереса к предмету, употреблять в своей речи вежливые слова.

Тип урока: открытие новых знаний.

Методы обучения: словесный, наглядный и практический.

Формы обучения: фронтальная, индивидуальная, работа в парах.
Приём обучения: речь учителя, текст учебника и ИКТ.

Принципы обучения: Принцип доступности - материал подбирался с учетом возрастных и психологических особенностей учащихся.

Принцип наглядности - наглядный и демонстративный материал.

Педагогическая технология: элементы мультимедиа-технологии (ИКТ).

Планируемые метапредметные результаты:

личностные: Ориентировать ученика на учёт чужой точки зрения, устойчивый учебно-познавательный интерес к новым общим способам решения задач, адекватное понимание причин успешной или неуспешной учебной деятельности, положительная адекватная самооценка.

регулятивные: Действовать по намеченному плану, а также по инструкциям, содержащимся в речи учителя, учебника.

познавательные: уметь ориентироваться в своей системе знаний, отличать новое от уже известного с помощью учителя, добывать новые знания, находить ответы на вопросы учителя, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке; Строить несложные рассуждения, делать выводы.

коммуникативные: уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, слушать и понимать речь других, учиться работать в паре, формулировать собственное мнение. Сотрудничать с одноклассниками при выполнении учебной задачи.





Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Организационный момент

- Здравствуйте, ребята!

Прозвенел звонок весёлый,

Мы начать урок готовы.

Будем слушать, рассуждать,

И друг другу помогать.

Будем отвечать активно,

Хорошо себя вести,

Чтобы гости дорогие,

Захотели вновь прийти!



Настраиваются на работу.

Актуализация опорных знаний.


Орфографическая минутка.

.зык мой – дру. мой. (Язык мой – друг мой.)

Язык – словарное слово; друг – подруга.

- Объясните, как понимаете пословицу, вспомните, о чём говорили на предыдущем уроке.

(Не было бы языка, не смогли бы мы общаться и учиться новым знаниям. язык помогает мне общаться с другими людьми.)

Сядем ря.ком, да поговорим ла.ком. (Сядем рядком, да поговорим ладком.)

Рядком-ряды, ладком-ладить.

- Объясните, что значит слово «лад»? Это старославянское слово; лад – добро, мир, согласие.


Ученики выходят к доске и добавляют недостающие буквы.


Объяснение пословицы.






Ответы учащихся

Минутка чистописания


- А сейчас откройте свои тетради. Запишите число. 10 апреля. Классная работа.


- Запишите слово-язы′к. Следует запомнить, что словарное слово "язык" пишется с буквой "я".

(соблюдать Правильно сиди при письме)

Записать


Записывают слово с экрана


Самоопределение к деятельности. Постановка темы и учебных задач

- В первом классе мы уже говорили о том, какие бывают виды речи.

Посмотрите на картинки, вспомните и определите, как называются данные виды речи.

Слайд. Письменная речь.

Слайд. Устная речь.

- От какого слова образовано «устная»? (Устаревшее слово «уста» - рот, губы.)

Слайд. Внутренняя речь, речь про себя.

Запишем предложения.

Учитель диктует, учащиеся объясняют орфограммы.


Девочка написала в тетрадке слова.

- Какую речь использовала девочка? (Письменную.)

Ученики молча читают книжки.

- Какую речь использовали ученики? (Внутреннюю речь.)


Петя читает сказку сестрёнке Маше.

- Какую речь использовал Петя? (Устную речь.)

Работа по новой теме.

1.Прочитайте на доске пословицу. Спишите.

По речам узнают человека.

- Объясните эту пословицу. От того что и как говоришь: грамотно или безграмотно, глупости или умные вещи, вежливо или невежливо, люди составляют свое мнение о тебе.

- Как вы думаете, о чём сегодня мы будем говорить на уроке?



Отвечают на вопросы учителя






Ученики по очереди выходят к доске

Девочка – «о» словарное слово, чк пиши без мягкого знака. Тетрадка – тетради. Написала – пишет, слова – слово.

Ученики – словарное слово, ча пиши с буквой а. Читают – читарь. Книжки - книжечки.

Сказку – сказочка. Сестрёнка – сёстры. Маша – имя, поэтому пишем с большой буквы.







Списывают пословицу


Ответы учащихся

Открытие нового знания

Работа по учебнику.

Культура общения проявляется в умении общаться красивым, грамотным, а главное, доброжелательным языком с людьми разных возрастов и профессий.

- Что никогда не забывает произносить вежливый человек при встрече? (Здравствуйте; добрый день.) При расставании? (До свидания, прощайте.)

- Как культурный человек благодарит? (Спасибо.) Просит прощения? (Извините или простите, пожалуйста).

Молодцы ребята, а теперь обратимся к учебнику и поговорим об устной речи, вспомним её определение и узнаем, на какие виды делится эта речь.


Устная речь — основная разновидность речи. Это звуковая речь, которая воспринимается другими на слух. Устная речь подразделяется на диалогическую и монологическую.

Диалогической называют речь двух или нескольких собеседников, которые меняются ролями, то есть попеременно бывают пассивными или активными собеседниками.
-Я приведу пример, поздравление друга с днём рождения по телефону.
— Ало! Доброе утро!

— Доброе утро! Я вас слушаю.

— Это Мария. Вы могли бы позвать Тараса?

— Это я.

— Я тебя не узнала. Тарас, я поздравляю тебя с Днем рождения! Желаю счастья, здоровья, успехов в учебе.

— Очень благодарю. Мария, приходи сегодня в шесть ко мне в гости.

— Я обязательно приду. Встретимся вечером!

— Хорошо. До встречи!

Эта речь называется диалогической.

Монологическая речь — это такая речь, когда говорит одно лицо, а остальные слушают, воспринимают его речь.

Примеры монологической речи — доклад, сообщение, выступление на собрании, объяснение учителем нового материала. Это относительно развернутая разновидность речи. В сравнении с диалогической, монологическая речь — более активная или произвольная разновидность речи.

Так, для того чтобы объявить монологической акт речи, тот, кто говорит, должен понимать полное содержание своей мысли и уметь произвольно построить содержания высказывание или выстроить ряд высказываний.

Монологическая речь — организованная разновидность речи. Тот, кто говорит, заранее планирует не только отдельное слово, предложение, но и весь процесс речи, весь монолог в целом представляется в виде плана. Монологическая речь в своих развернутых формах нуждается в определенной подготовке, которая состоит в, четком планировании и соответствующем словесном оформлении материала.
-Приведём пример, учитель объясняет ученикам новую тему по русскому языку, а дети внимательно слушают.

Существуют различные виды ответов: развёрнутый ответ и ответ-добавление.

А как понять, что это развёрнутый ответ? Развёрнутый ответ - это тип свободного высказывания, которое может упорядочить вопросом как текст рассуждения, описания, повествования.
А добавлением называется дополнительная часть какого-либо текста, которая присоединяется к главной, основной части.

А теперь давайте запишем в тетрадь свой небольшой диалог и монолог на любую тему.


Слушают учителя




Ответы учащихся




Слушают учителя

Физминутка в форме игры

У нас сегодня особенная физминутка, она тоже связана с вежливым обращением. Я говорю команды, но вы выполняете их только тогда, когда услышите вежливую просьбу.
Встаньте, пожалуйста!
Поднимите руки!
Будьте добры, похлопайте в ладоши!
Потопайте.
Попрыгайте, пожалуйста.
Будьте любезны, руки вперед.
Опустите руки, пожалуйста.
Будьте добры, наклоните голову вперед.
Наклоните, назад, пожалуйста.
Влево.
Вправо.
Будьте любезны, садитесь на свои места.

Выполняют физминутку

Первичное закрепление знаний

Задание в картинках. Перед вами картинки, нужно сопоставить картинки с речью. Будем работать в парах.

Работают в парах

Итог урока

В завершение нашего урока прочитайте и объясните ещё одну пословицу.

В доброй беседе всяк ума копит. (Беседуя с различными людьми мы узнаем что-то новое и увеличиваем свои знания.) - Была ли наша беседа на уроке доброй? Каких умных знаний накопили? - Что можно узнать о человеке по его речи? (уровень его воспитанности и грамотности, а также профессиональную деятельность).

- Много ли для вас значит вежливость в общении?

Подводим итоги урока.


VII.Рефлексия

- У вас на столе лежат ваши «сигнальные карточки».

- С каким настроением вы заканчиваете урок, покажите мне «сигнальную карточку»

- Я рада что, вы вам понравился урок. Я довольна.

Рефлексия урока

Домашнее задание


Творческое. Составьте монологическую речь с использованием вежливых слов.

Записывают домашнее задание



Итог: Итог урока подведён в устной форме – учащиеся объясняли пословицу. Рефлексия урока проведена сигнальными карточками. Урок соответствует требованиям ФГОС. Получилось на уроке использовать наглядные материалы, ИКТ, настроить детей на урок.
Хотелось бы добавить больше групповой работы и работы в парах.





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!