СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

" В мире права"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«" В мире права"»

«В мире права»

Подготовила школьный библиотекарь

Рябых Людмила Митрофановна

Цель: формирование правовой грамотности подростков.

Задачи:

  1. Обобщить знания учащихся об основных правах ребенка.

  2. Развести понятия “право”, “права”, “обязанности”, показать единство прав и обязанностей для детей-подростков.

  3. Умение применять знание прав и обязанностей на практике.

  4. Воспитывать уважение к высказываниям одноклассников и к их правам.

  5. Акцентировать внимание детей-подростков на необходимости понимания и знания своих прав и обязанностей.

Ход мероприятия

  1. Организационный момент. Определение темы и целей мероприятия.

“Храни порядок и порядок сохранит тебя” (латинское изречение);

“Знание прав определяет добросовестное выполнение обязанности” (Б. Франклин);

“Живи по закону, поступай по совести” (латинское изречение);

“Изучая свои права, мы получаем возможность жить и поступать по справедливости” (Г.Лихтенберг);

“Учись думать о себе и о других” (китайская мудрость).

2. Определения понятия «право». Виды права.

В начале уясним для себя суть понятия “право” .

Обращаясь к научной, научно-популярной и научно-методической литературе мы выделим несколько определений... Что такое право? Послушаем вас.

Учащийся. ПРАВО (из словаря Ожегова) – есть совокупность установленных и охраняемых государственной властью норм и правил, которые регулируют отношения между людьми.

Учащийся. ПРАВО (по курсу обществознания) – это нормативная форма выражения формального равенства людей в общественных отношениях. Признание формального равенства людей подразумевает их свободу и независимость. Где нет свободы, не может быть и отношения, т.е. отношения между людьми в обществе.

Учитель. По курсу обществознания, который вы изучаете в школе с 8 по 11 классы, вы также определяете суть понятия “категорический императив права”. Что это за понятие?

Учащийся. “Категорический императив права” определил немецкий философ Иммануил Кант. Это взаимосвязь прав и обязанности человека-гражданина, т. е. свобода действий и поступков должна быть совместима со свободой и независимостью каждого человека.

Учитель.  Но это лишь несколько более доступных и понятных нашему восприятию определений “права”. Хотя их существует достаточно много в такой науке как “правоведение”.

Какие вида права вы можете назвать?

Учащиеся: виды права: конституционное, административное, гражданское, семейное, жилищное, трудовое, финансовое, процессуальное, уголовное и т. д.

Учитель: действительно, право охватывает все сферы жизни и деятельности общества людей. На уроках обществознание вы более подробно знакомитесь с тем, какую важную роль играет право в жизни человека, общества и государства.

Существует множество документов, регламентирующих права человека, но пока вы являетесь детьми, ваши права регулирует Конвенция о правах ребенка (Ребенком является каждое человеческое существо до 18 лет).

3. Закрепление понятий «права» и «обязанности».

Конкурс 1 «Знаете ли вы Конвенцию»

Посмотрите внимательно на перечисленные права. Выберите номера тех прав, которые прописаны в конвенции о правах ребенка.

1. Право на выражение своего мнения (ст. 13)

2. Право на образование (ст. 28)

3. Право на общение с родителями и другими родственниками (СК ст. 55)

4. Право на имя (ст. 3)

5. Право на творчество, отдых, занятия спортом и искусством (ст. 31)

6. Право на заботу со стороны родителей (ст. 7)

7. Право жить и воспитываться в семье (СК ст. 54)

8. Право на бесплатное медицинское обслуживание (Конституция РФ ст. 41)

(Правильные ответы подчеркнуты)

Конкурс 2 «Нарушенные права»

Государства-участники, которые приняли в Конвенцию следят за тем, чтобы ни одно из прав ребенка, прописанных в Конвенции не было нарушено.

Посмотрите на картинку (фрагмент «Сказки о царе Салтане…»), а затем выберите и подчеркните правильный ответ на следующие вопросы:

Был ли приказ царя Дадона поместить Гвидона и царевну в Бочку и бросить их в море справедливым наказанием? (Нет)

Какие права Гвидона и царевны нарушил царь?

  •  На брак

  • На жизнь и свободу

  • На получение образования

  •  На справедливое рассмотрение обвинения

Конкурс 3 «Права или обязанности»

Каждый из вас кроме прав имеет обязанности и с каждым годом их становится все больше и больше. Ваши права и обязанности как учеников прописаны в Уставе школы. Из перечня на слайде выберите, что относится к правам, а что к обязанностям обучающихся.

1. Получение бесплатного общего образования (Право)

2. Получение дополнительных образовательных услуг (Право)

3. Соблюдение устава (Обязанность)

4. Бережное отношение к школьному имуществу (Обязанность)

5. Уважение человеческого достоинства (Право)

6. Добросовестно учиться (Обязанность)

7. Выполнение требований работников школы (Обязанность)

8. Уважение чести обучающихся сотрудников школы (Обязанность) !!!!!!!!!!!!!!

9. Выбор формы образования (Право)

10. Носить школьную форму (Обязанность)

11. Посещать мероприятия в школе (Право)

Как вы видите, обязанностей у человека всегда больше чем прав. Невыполнение обязанностей человека влечет к ответственности.

Конкурс 4 «Знаете ли вы закон?»

Какие же виды ответственности вы знаете?

Существует 4 вида ответственности: гражданско-правовая, административная, уголовная, дисциплинарная.

Перед вами 8 ситуаций. Определите, какие виды юридической ответственности наступают в каждой ситуации.

  • Ученик рисует на парте (Гражданско-правовая)

  • Появление в состоянии алкогольного опьянения на улице (Административная)

  • Избиение одноклассника (Уголовная)

  • Кража мобильного телефона (Уголовная)

  • Прогул в школе (Дисциплинарная)

  • Переход дороги в неположенном месте (Административная)

  • Мальчик разбил мячом окно (Гражданско-правовая)

  • Нецензурная брань в общественном месте (Административная)

«Правовой выбор»

Я хочу предложить вам сделать правовой выбор в различных жизненных ситуациях. Каждый вариант должен быть проанализирован со ссылкой на статьи закона и на нормы морали.

Ситуация 1

Представьте, что вечером вы с друзьями гуляете в парке. К вам подходят несколько пьяных мужчин и начинают оскорблять. Хулиганы обзывают ваших друзей, угрожают словесно. Но превосходство в физической силе явно на вашей стороне. Каковы ваши действия?

Единственное правильное решение по закону- позвонить в полицию и попросить защиты. Главное не начинать драку первыми, поскольку в дальнейшем это будет квалифицировано как хулиганство ( ст. 231Уголовного кодекса РФ). Лучше всего дать словесный отпор. Но вести себя следует тактично.

Если же мужчины, не вняв словам, первыми начинают драку, защищаться можно и нужно. Главное – не переборщить, чтобы ваши действия не были квалифицированы как превышение необходимой самообороны.



Ситуация 2

Ученик. Марья Ивановна! Я к вам на историю больше ходить не буду. Зачем мне она, если я шофёром буду? Да и придираетесь вы к нам, двойки ни за что ставите. Пусть нам другого учителя найдут, посправедливее.

Учитель. Как ты смеешь Иванов так со мной разговаривать?

Ученик. Смею, Марья Ивановна! У меня есть право свободно формулировать взгляды по всем вопросам, меня касающимся. А ваше преподавание меня касается, потому что я от него вчера пострадавший – меня за вашу двойку знаете, как наказали? Не разрешили погулять сходить. Так что слушайте: преподаватель вы плохой, неумелый.

Вопросы:

1. Кто прав, кто виноват в этой ситуации?

2. Какая Статья Конвенции подходит для разрешения конфликта?

3. Чего нельзя допускать, заявляя о своих правах?

Конечно, все мы понимаем, каково быть наказанным. Часто сердимся на учителя – он виноват во всех наших бедах.

Ответ:

(Здесь закон на стороне Марьи Ивановны. Так как пострадала репутация других людей.. Статья 13)



Ситуация 3

Следующую ситуацию вам предлагает ваш учитель обществознания Лазарева Наталья Ивановна.

Ситуация 4

В выходной день вы с друзьями собрались вместе и решили послушать музыку в дневное время. В соседней квартире проживает молодая семья с маленьким ребенком. Музыка включена достаточно громко. В 14.00 позвонила соседка и попросила уменьшить звук. Как вы поступите в данной ситуации?

Хотя по закону слушать музыку громко можно до 22.00, надо уважать соседей. К сожалению, не все многоэтажные дома построены технологически правильно, и уровень шумоизоляции в них редко соответствует тому, что предусмотрено строительными нормами и правилами. Получается, что даже тот уровень шума, который считается допустимым, порой создает соседям большие проблемы.

Необходимо понять, что материнство и детство находятся под защитой государства, и закон этот необходимо уважать. А потому лучше уменьшить звук, чтобы мама с маленьким ребенком не страдали.



  1. Итог мероприятия.

И в заключении мне хочется сказать «Помните, пользуясь своими правами, надо уважать права других людей


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!