СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Влияние глобализации на развитие природы и общества

Категория: Экология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка конспекта урока на тему : "Влияние глобализации на развитие природы и общества"

Просмотр содержимого документа
«Влияние глобализации на развитие природы и общества»

Класс: 

Дата

Урок №

Тема: «Влияние глобализации на развитие природы и общества. Глобальные экологические проблемы человечества. Концепция устойчивого развития».

Цель урока: освоение системы экологических знаний о экологических аспектах глобальных проблем человечества и путях их решения.

Задачи: 1)Сформировать понятие о глобальных экологических проблемах человечества, геоэкологических процессов и явлениях; 2)Воспитывать бережное отношение к окружающей среде; 3)Развивать познавательный интерес, интеллектуальные и творческие способности посредством ознакомления с экологическими проблемами мира, его регионов и крупнейших стран.

Тип урока – изучение нового материала.

Метод и приемы обучения -  беседа, словесно- наглядный; поисковый; самостоятельная работа учащихся.

Ход урока

I Вводная часть Тема урока – глобальные экологические проблемы. В настоящее время особое значение приобретает осмысление глобальных проблем современности, их причин, взаимосвязи, путей их решения. Глобальные проблемы вашими глазами – вот цель нашего урока. Что мы можем сделать в деле охраны природы здесь и сейчас. Мы можем создать письмо – обращение или плакат. Поэтому подумайте о том, что можно нарисовать, написать в ходе урока.

 II Главная часть

Глобальными проблемами называют те проблемы, которые, во-первых, касаются всего человечества, затрагивая интересы и судьбы всех стран, народов и социальных слоев; во-вторых, приводят к значительным экономическим и социальным потерям, а в случае их обострения могут угрожать самому существованию человеческой цивилизации; в – третьих, требуют для своего решения сотрудничества в общепланетарном масштабе, совместных действий всех стран и народов.

    Все глобальные проблемы можно объединить в 3 группы:

  1. Проблемы экономического и политического взаимодействия государств (интерсоциальные). Среди них наиболее злободневными являются: - глобальная безопасность - глобализация политической власти и структуры гражданского общества - преодоления технологической и экономической отсталости развивающихся стран и установление нового международного порядка.

  1. Проблемы взаимодействия общества и природы (эколого-социальные). В первую очередь это:

- предотвращение катастрофического загрязнения окружающей среды - обеспечение человечества необходимыми природными ресурсами (сырьем, энергией, продовольствием) - освоение Мирового океана и космического пространства.

  1. Проблемы взаимоотношений людей и общества (социокультурные). Главные из них:

- проблема роста народонаселения - проблема охраны и укрепления здоровья людей - проблемы образования и культурного роста.

СОЦИОЭКОСИСТЕМА - динамическая система "Природа - общество" с постоянно меняющимися естественными условиями среды обитания человека и уровнем использования обществом окружающей природной среды. С точки зрения классификации выделяют такие виды социоэкосистем: глобальная социоэкосистема - общество - природа всей планеты; региональные социоэкосистемы - государственные, областные, районные; локальные социоэкосистемы - городские, сельские, с/хозяйственные.

          Сегодня мы рассмотрим более подробно экологические проблемы. Начнем мы с диалога – «Колокола тревоги» (заранее готовятся листочки с диалогом для учащихся, затем по очереди, они озвучивают.):

1-ый:  Во все времена колокола были вестниками тревоги.  Они звучали «во дни торжеств» и людских бед. По ком звонят они сегодня? Они звонят по каждому живущему на планете Земля! Они возвещают о приблизившейся ко всем нам экологической катастрофе.

2-ой:      Моя планета – человечий дом,

               Но как ей жить под дымным колпаком,

               Где сточная канава – океан?!

               Где вся природа поймана в капкан,

               Где места нет ни аисту, ни льву,

               Где стонут травы: больше не могу…

3-ий:   Прежде люди не слишком внимательно прислушивались к сигналам бедствия, которые подавала нам природа. Сегодня начали осознавать: наш дом, - планета Земля, в опасности! Она медленно погибает…

4-ый:   Каждый день фауна земного шара становится беднее на один вид животных.

5-ый:   Каждую неделю мы навсегда теряем один вид растений.

6-ой:    В минуту вырубаются 20га тропических лесов.

7-ой:   5 млрд тонн углекислого газа ежедневно выбрасывается в атмосферу.

8-ой:   На грани превращения в пустыню 20 млн квадратных километров территории – это территория в два раза превышающая площадь Канады. Великие умы прошлого предвидели последствия бездумного покорения человеком природы. Они предупреждали: род людской может погубить себя, истребляя растительный и животный мир, отравляя землю, воду, воздух.

 9-ый:  «Вполне возможно, что за последние недели с лица Земли исчезла еще одна рептилия, еще одно растение. Я надеюсь, что это не так, но я, точно знаю, что еще чьи – то дни уже сочтены…» - эти горькие слова произнес известный английский писатель – натуралист Джеральд Даррелл. Мы живем, словно, на пороховой бочке. Рядом с нами – бомбы замедленного действия, готовые в любой момент взорваться.

Учитель: Да! Это так называемые ползучие катастрофы, когда беда накапливается незаметно. Бомба замедленного действия – вода. Ее гибель – наша гибель. Бомба замедленного действия – это воздух. Бомбы замедленного действия – перенаселение планеты, истощение природных ресурсов, истончение озонового слоя, «парниковый эффект».

Так что же? Земля – исчезающая планета? Нет! Колокола тревоги зазвучали вовремя. Но опасность катастрофы слишком велика.

(В руках глобус) Давайте окинем мысленным взором нашу планету! Ныне она уже не кажется нам огромной и бесконечной, скорее хрупкой и беззащитной. Сегодня она нуждается в скорой экологической помощи. Учеными – экологами проводится «врачебный» осмотр планеты.

- Каков же диагноз?

Если говорить, пользуясь терминологией американского ученого – биолога Поля Эрлиха, - «кожа» нашей планеты, ее живая оболочка – биосфера – заболела раком. Повсюду распространились «опухоли»: огромные нефтяные пятна на поверхности океанов; завесы смога над городами. Словно гигантские «гнойники» на теле Земли – свалки. Они вызывают боль и отвращение. «Шрамы» - асфальтовые дороги. Бетон продолжает поглощать Землю. В опасности «легкие» планеты – тропические и хвойные леса. Исчезновение их приобрело всемирный характер: «полысение» планеты сегодня отчетливо видно из космоса.

- Ребята, какие очаги «экологического нездоровья», экологические проблемы знаете вы?

III Заключительная часть

         Учитель приглашает всех за круглый стол. Ребята рассказывают о проблемах, учитель задает вопросы, направленные на участие каждого в деле охраны природы.  

      После дискуссии об экологических проблемах,  учащиеся выполняют задания:

1) Определите степень санитарного благоустройства нашего района (города) по показателям:

     1. Выявите наличие ливневой канализации, мусоросборников, урн, асфальта.

     2. Отметьте санитарно-гигиеническое состояние участков около магазинов, пищевых бачков, мусорных контейнеров, урн.

     3. Выявите причины загрязнения территории отходами.

     4. Как местные жители (Вы) воспринимают загрязнение территории их проживания отходами.

2) Составьте список предметов, которые из отходов могут превратиться в доходы.

3) Класс поделить на 2 команды: на листе бумаги перечислите причины загрязнения воздуха в нашем районе.

Расскажите о влиянии состояния воздуха на самочувствие жителей нашего города и района

4) Перенесемся в 2100 год. Воздух в городе кристально чист и прозрачен – ни копоти, ни пыли, ни газа. Пофантазируйте, каким образом удалось прекратить загрязнение окружающей среды. 

5)      Назовите причины загрязнения берегов рек бытовыми отходами.

6)      Сколько воды мы потеряем за сутки, месяц, год, если из плохо закрытого крана капает вода – 50 капель в минуту.

Домашнее задание: написать письмо-обращение к жителям нашего района « Загрязнение почвы», «Загрязнение воздуха», «Загрязнение воды»

Спасибо за урок!


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!