Влияние музыкально-ритмической гимнастики на функциональное состояние школьника.
Одним из элементов третьего урока физической культуры является музыкально-ритмическая гимнастика. Она помогает укрепить здоровье учащихся, способствует общему физическому развитию и совершенствованию движений ребёнка. Основная базовая форма музыкально-ритмической гимнастики полностью отвечает задачам физического воспитания детей младшего школьного возраста. К этому виду гимнастики относятся все виды основных движений в сочетании с музыкальным ритмом и темпом.
Задачи музыкально-ритмической гимнастики обусловлены общими задачами физического воспитания детей начальной школы. К ним относятся :
Укрепление здоровья, правильное физическое развитие и закаливание организма детей.
Обучение определённым действиям и формирование навыков движений в сопровождении музыки, развитие основных двигательных качеств, формирование мышечной и двигательной памяти.
Воспитание навыков общения, волевых черт характера.
Спецификой музыкально-ритмической гимнастики в начальной школе является обучение детей правильным основным движениям. В процессе обучения у детей совершенствуется умение точно и чётко выполнять движения, в соответствии с заданным ритмом и темпом, с определённым направлением, вырабатывается согласованность движений с педагогом и другими учащимися, развивается ориентирование в пространстве. Не мало важно научить детей использовать двигательные навыки в повседневной жизни, побуждать к самосовершенствованию. Перечисленные задачи тесно переплетаются одна с другой и разрешаются одновременно. Этим достигается разностороннее педагогическое воспитание и формирование личности ребёнка. Задачи музыкально-ритмической гимнастики определяют её содержание. Например, развитие двигательной памяти, когда педагог предлагает ученикам цепь движений под определённый ритм и просит повторить её под другое сопровождение. При этом ребёнок должен не только проявить свои теоретические знания, но и подключить мышечную память.
Или решая задачу воспитания правильной осанки, детям даются такие упражнения и движения, которые укрепляют мышцы плечевого пояса, спины, живота, стопы. Методы реализации задач, пути использования различных видов движений, их повтор имеют свои особенности. Они обусловлены особенностями физического и психического развития детей 7-10 лет. Работоспособность у детей в этом возрасте невелика, их мышцы находятся в стадии развития, поэтому дети быстро устают от повторения одних и тех же движений.
Эта особенность детей младшего школьного возраста должна учитываться при подборе и дозировке движений. Характер движений во время музыкально-ритмической гимнастики подразделяется на динамические и статические движения. К динамическим относятся те движения , которые неоднократно повторяются и имеют частую смену напряжения и расслабления мышц, поэтому такие движения особенно благоприятны для развития двигательного аппарата учащихся.
Статические движения позволяют дать более высокую мышечную нагрузку. Они выполняются, как правило, под медленные композиции и кроме укрепления мышц помогают решить задачу растяжки мышц, развития гибкости, пластичности.
Во время проведения музыкально-ритмической гимнастики часто используются движения, которые требуют от детей определённой дифференциации движений. Учащимся предлагаются некоторые движения, воздействующие на отдельные части тела, на отдельные группы мышц или на суставы.
К таким движениям относятся упражнения, укрепляющие мышцы стоп ( движения на пальцах, пятках, на полусогнутых ногах и др.); шеи (повороты, наклоны головы); кисти (сжимание и разжимание пальцев, вращение кулачков и кистей).
В данном разделе физической культуры для учащихся 1-4 классов можно использовать элементы движений, которые являются ключевыми для наилучшего освоения основными видами движений. Многие задания представляют трудность при разучивании, так как возрастные особенности детей несколько ограничены, поэтому выбор средств и методов обучения имеют свои особенности. Например, при разучивании движение даётся по фазам, закрепляется положение тела и его частей на каждом этапе. Такое деление позволяет активизировать спину, оттянуть носки, зафиксировать положение рук и ног. Только после фазового разучивания , движение выполняется целиком. В процессе обучения у детей развивается мышечная сила и память, выносливость, координационные способности, происходит содействие развитию чувства ритма, внимания, умения согласовывать свои движения с музыкой и движениями других учащихся.