СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Влияние музыки на состояние здоровья человека

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данной статье описывается влияние музыки на настроение, поведение и организм человека.

Просмотр содержимого документа
«Влияние музыки на состояние здоровья человека»

Влияние музыки на состояние здоровья человека.


"Музыка воодушевляет весь мир, снабжает душу крыльями, способствует полету воображения; музыка придает жизнь и веселье всему существующему… Её можно назвать воплощением всего прекрасного и всего возвышенного".
(Платон)

Человек всегда хотел быть здоровым, физически сильным, психически устойчивым, творчески активным. Лечебное действие музыки на организм человека известно с древних времен. Воздействие музыки на нашу жизнь всеобъемлюще. Пронизывая насквозь все века и эпохи, всех мужчин и женщин, все расы, религии, и национальности, музыка является общепонятным языком, состоящим из универсальных компонентов. Врачевание в древности. Еще в Парфенском царстве в третьем веке до нашей эры с помощью специально подобранных мелодий лечили от сердечных болей, нервных расстройств.

В Библии сказано, что король Саул, которого мучил злой дух, позвал пророка Давида, искусно, игравшего на гуслях: «Давид, взяв гусли, играл отраднее, и лучше становилось Саулу».

Музыка сопровождала учеников Пифагора и его самого всегда. Известно, что они занимались математикой под звуки музыки. ..И когда его ученики отходили вечером ко сну, он освобождал их от дневной смуты и гула в ушах, очищал взволнованное умственное состояние и приуготовлял их безмолвие, хороший сон… Когда же они опять вставали с постели, он отвращал их от ночной сонливости, расслабления и лености тем или другим специальным пением и мелодическими приемами, получаемыми от лиры и голоса .И, действительно, у него было обыкновение пользоваться подобным очищением не мимоходом. Этим наименованием он, очевидно называл музыкальное врачевание.

Платон предлагал от головной боли лекарство, состоящее из набора трав. Лечение сопровождалось пением магического характера. Считалось, что без пения и музыкального сопровождения лекарство теряло свои лечебные свойства.

Аристотель утверждает, что пение нужно использовать не для одной-единственной, но для многих полезных целей, а именно: для образования, для очищения и приближения к наивысшей форме жизни, для раскрепощения и отдыха от напряжения…

От средневековья до наших дней. Период средневековья отмечен глубокой религиозностью. Григорианские хоралы, которые записывались на четырех нотных строчках, считались средневековой медициной.

Вокальным идеалом во времена барокко было пение в самых высоких тесситурах. Технические возможности профессионального пения уподобляли игре на кларнете или гобое.

Испанский король Филипп V (1700-1746 гг.) лечился от уныния, слушая удивительно высокий голос легендарного итальянского певца-кастрата Фаринелли (он же – Карло Броски).

На Руси с помощью вокалотерапии издревле осуществлялось лечение больных. Больного располагали внутри круга поющих людей. И хороводили вокруг него, на ночь глядя. И песни пели чистые и ритмичные.

В народном творчестве- есть такие песни, танцы, шутливый и озорной характер которых способен рассмешить самого серьезного человека. « Ноги сами в пляс пустились»- это выражение точно передает состояние человека, охваченного стихией зажигательной музыки, воздействующей на него.

«Баю-баюшки, баю», — пели всего несколько десятилетий назад заботливые матери. Первой встретить ребенка в этом мире призвана колыбельная песня – удивительный дар прошлого. Созданная в далеких веках, передаваясь из поколение в поколение, она дошла и до нашего времени, ведь древние не зря говорили, что воспитание человека начинается с колыбельных песен

Сила музыки в наши дни. Благотворное влияние или даже оздоравливаюшее действие пения с успехом используют при лечении и в наши дни. Механизм, лежащий в основе этого, в биологических деталях до сих пор не ясен окончательно, поскольку он действительно сложен. Но факты все же нельзя отрицать, и сами по себе они гораздо важнее, чем отстающее от них научное объяснение. Ведь многие природные явления сегодня все ещё недоступны нашему пониманию.

В научных трудах в начале ХХ века знаменитых российских ученых В.М. Бехтерева, И.М. Догеля, И.Р. Тарханова и др. содержится масса данных о благотворном влиянии музыки на центральную нервную систему, дыхание, кровообращение.

Бехтерев утверждал, что прежде всего на детей начинает действовать ритм музыки, позднее- высота тона и мелодия звуков, и лишь в последнюю очередь дети привыкают различать тембр и проявляют индивидуальное отношение к звучанию разных интервалов. Это важно знать, приобщая ребенка к музыке.

Врач- фониатр Е. И.. Алмазов пишет « Пение доставляет поющему удовольствие и развивает слух, дыхательную систему, а последняя связана с сердечно- сосудистой системой, следовательно, он невольно, занимаясь дыхательной гимнастикой, укрепляет свое здоровье».

По словам музыкального психолога К. Адамека из города Мюнстера, люди поющие, более уравновешенны и удовлетворены жизнью. После 30 минут пения головной мозг продуцирует значительно больше , чем обычно, бета- эндорфинов, серотонина- « гормонов счастья», уменьшается выработка гормонов стресса

К. Д. Ушинский восхищался могучими воспитательными возможностями хорового пения: «Как оно оживляет умственные силы детей, как оно быстро организует класс! ... В песне есть, кроме того, нечто воспитывающее душу, и в особенности чувство...». Ещё многие педагоги в своих теоретических трудах подчеркивали воспитательное воздействие пения на людей. Обращалось внимание влияния пения на развитие интеллекта, памяти, внимания, воображения, воли, на эстетические чувства и даже физическое развитие (Д.И. Зарин, А.Н. Карасев, П.П. Миропольский, А.П. Пузыревский и др.).

Исторические и социальные основы использования пения с древних времён до наших дней, его влияние захватывает самые глубинные стороны внутреннего мира человека. В процессе пения складывается картина мира через художественные образы вокальных сочинений, осуществляется воспитание людей в традициях национальной культуры и передается социальный опыт общения, поведения, труда.

Петь может и хочет практически каждый ребенок, за очень небольшим исключением. Голос – инструмент, данный человеку от природы и поэтому он позволяет привлечь детей к музыке, к познанию красоты и законов музыкального искусства. Голос- это дар Божий. При регулярных занятиях пением голос находит собственное место, позицию в звуковом пространстве тела, обретая объем и набирая мощь.

Лидер российской музыкотерапевтической школы Сергей Ваганович Шушарджан (г. Москва), руководитель первого и пока единственного в РФ научно-исследовательского Центра музыкальной терапии и медико-акустических технологий обнаружил, что правильная постановка дыхания (без чего не возможен грамотный вокал) приводит к резкому повышению всех резервных возможностей человеческого организма. Основное внимание автором направлено на то, что пение активизирует в человеке энергетические центры, которые, в свою очередь, влияют на связанные с ними жизненно важные органы и системы.

Физиологическое (правильное) дыхание – дыхание нижними ребрами. Дыхание нижней частью грудной клетки – наиболее экономичное. К сожалению, большинство людей дышат верхней и средней частями. Это приводит к гипервентиляции. Человек заглатывает избыток кислорода, тратит на это много лишней энергии. Отсюда – бронхиальная астма или сердечные дисфункции. Так при чём здесь вокал, пение?..

Пение как раз и помогает наладить правильное дыхание. Это хороший тренинг. Когда человек поет, во внутренних органах возникает вибрация. С помощью специальной аппаратуры учёные снимают её c любого органа, делают математические раскладки и анализируют. И потом все эти данные используем для акустического массажа. Обучение пению в раннем возрасте развивает у детей умственные способности, необходимые для научного, математического мышления. Правильное пение действует на организм нормализующе: укрепляет сердечную мышцу, стабилизирует деятельность легких, усиливает кровоток во всем теле — а значит и в мозге! — и повышает тем самым продолжительность жизни. Неудивительно, что продолжительность жизни подавляющего большинства профессиональных певцов значительно выше средней.


Доктор Гордон Шоу так объясняет влияние музыки на здоровье. Вибрация звуков создает энергитические поля, заставляющие резонировать каждую клеточку нашего организма. Мы поглощаем музыкальную энергию, и она нормализирует ритм нашего дыхания, пульс, артериальное давление, температуру, снимает мышечное напряжение. Поэтому правильно подобранная мелодия оказывает благоприятное воздействие на больных людей и ускоряет оздоровление.

Особенности воздействия вокалотерапии на организм человека. Сотни веков со времён седой древности на Руси слагали песни. Народные песни впитали в себя высшие национальные ценности, ориентированные только на добро, на счастье человека. Ребенок должен быть счастлив сегодня, а не завтра … Как ни парадоксально, ребенок счастлив, когда поет. Песни грустные поет редко, хотя есть много очень печальных сиротских песен, но не поет этих песен, эти песни – не их, а о них. Главное назначение песни – привить любовь к прекрасному, выработать эстетические взгляды и вкусы. С помощью песен детей учили добру, красоте, народной мудрости, остроумию, а также любви к природе, животным, своей семье, родному краю, Родине.

Среди детей подросткового возраста были более всего распространены веселые, задорные, шуточные песни. Самый богатый репертуар у юношества. Это свадебные плачи невесты, обрядовые, ритуальные. Каждому возрасту соответствуют свои песни. Они сопровождают человека от рождения до смерти. Воздействия на чувства человека, они одновременно влияют на сознание и поведение.

Современные ученые-психологи, акустики изучая песни славянских народов, отмечают её напевность, мелодичность и почти полное отсутствие взрывных, повторяющихся звуков. А как оказалось, именно на такие звуки мозг реагирует весьма благоприятно.

Романтическая музыка в песнях для индивидуальных медитаций и внутреннего осмысления ситуации, уменьшает интенсивность реакций при стрессовых состояниях.

Джазовые песни поднимают настроение, избавляют от депрессий, разряжают накал чувств.


Произведения, в которых нарушаются законы музыкальной гармонии, с неровным, прерывистым ритмом, частыми диссонансами отрицательно влияют на сердечно-сосудистую систему и дыхание. Известны случаи, когда слушание такой музыки приводило к остановке сердца.

Конечно, нарекания в отношении рок- музыки во многом обоснованны. Но в то же время рок-

музыкантами создано немало безупречных с точки зрения ритма и гармонии произведений, доставляющих их поклонникам немало приятных и полезных минут. Так что вопрос о вреде любой рок- или рэп-музыки достаточно спорный. Единственный факт, признаваемый однозначно всеми врачами, - чрезмерно громкая музыка действительно вредит здоровью. Экспериментально установлено, что бой барабанов, превышающий 100 децибел, приводит слушателей в полуобморочное состояние

Установлено, что поп- музыка в стиле "disco" с ритмом в 120 уд./мин. (например, такое направление, как "дискотека 80-х") способствует восстановлению многих функций человеческого организма.

Религиозное пение дарит чувство покоя, восстанавливает душевное равновесие, снимает болевые ощущения.

Этническая музыка – снижает мышечную активность, создает ощущение благополучия. Особенно рекомендуется детям с детским церебральным параличом для уменьшения контрактур.

Некоторые музыкотерапевты советуют для лечения заболеваний желудка, селезенки, поджелудочной железы слушать низкий мужской и высокий женский голоса.

Пение помогает также при лечении речевых дефектов,(заикания) способствует коррекции дикции (использование скороговорок, тренажёрных дикционных музыкальных попевок, в которых вокализируются трудные согласные буквы). Ребенок в хоре слушает, как поют другие, старается попадать в такт и при этом постепенно избавляется от своего недуга.

Таким образом, действие пения может быть названо долговременным или даже перспективным. В наши дни открываются большие возможности использования его для получения стойкого и длительного эффекта. Значит, пение можно и нужно применять в воспитательных целях, а также в целях общего оздоровления и профилактики различных болезней и явлениях в психике, как детей, так и взрослых.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!