СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Внедрение современных методов развития речи как условие улучшения речевых способностей дошкольников»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Семинар для педагогов ДОУ. Область «Речевое развитие» предусматривает:

-  Владение речью как средством общения и культуры;  Это значит, надо сформировать устную речь детей на таком уровне, чтобы они не испытывали трудностей в установлении контактов со сверстниками и взрослыми, чтобы их речь была понятна окружающим. Мы формируем правильную устную речь детей на основе овладения ими литературным языком русского народа. Поэтому так важно, чтобы ребенок слышал такую речь, чтобы он чувствовал, что его тоже слышат и всегда готовы вступить с ним во взаимодействие.

Просмотр содержимого документа
««Внедрение современных методов развития речи как условие улучшения речевых способностей дошкольников»»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребёнка» - детский сад № 51 «Родничок»,

первой категории с. Кагальник Азовского района

 














Семинар на тему:


«Внедрение современных методов развития речи как условие улучшения речевых способностей дошкольников »










Воспитатель

высшей кв. категории

Пунина Людмила Фёдоровна






2020 – 2021г.


Уважаемые педагоги!

Чтобы психологически настроиться на нашу работу, проведём с вами рефлексивное упражнение «Ассоциация».

Я начну фразу, а Вы продолжите её.

Если педагог – это сказочный герой, то какой…..

Если педагог-это цветок, то какой…

Если педагог-это планета, то какая….

Если педагог-это геометрическая фигура, то какая…

Если педагог-это настроение, то какое….

Хорошо, замечательные ответы. С хорошим настроением приступим к работе.

Нет необходимости говорить о значении речи как одной из самых важных психических функций в жизни человека. Все мы знаем, какое значение имеет период дошкольного детства для развития речи детей. Именно в дошкольном возрасте язык становится главным средством установления контактов с окружающими. Речь является средством общения, познания и социального взаимодействия. Овладение родным языком является одним из важных приобретений ребенка в дошкольном детстве. В тексте ФГОС ДО в пункте 1.9. говорится: Программа ДОО реализуются на государственном языке Российской Федерации. Программа может быть реализована и на языке народов России, но не в ущерб получению образования на государственном языке Российской Федерации т.е. русский язык в Российской Федерации все должны изучать с детства.

В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования среди направлений развития и образования детей выделена образовательная область «Речевое развитие», которая предусматривает

- Владение речью как средством общения и культуры; Это значит, надо сформировать устную речь детей на таком уровне, чтобы они не испытывали трудностей в установлении контактов со сверстниками и взрослыми, чтобы их речь была понятна окружающим. Мы формируем правильную устную речь детей на основе овладения ими литературным языком русского народа. Поэтому так важно, чтобы ребенок слышал такую речь, чтобы он чувствовал, что его тоже слышат и всегда готовы вступить с ним во взаимодействие.

- обогащение активного словаря; обогащение активного словаря дошкольника происходит за счет основного словарного фонда языка и зависит от нашего с вами словаря и словаря родителей.

- развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; строительным материалом для нее является словарь и освоение грамматического строя речи: – умением (изменять слова по родам, числам, падежам), словообразованием (образование одного слова на базе другого с помощью специальных средств), построением простых и сложных предложений.

- Развитие речевого творчества; предполагает, что дети самостоятельно составляют простейшие короткие рассказы, принимают участие в сочинении стихотворных фраз, придумывают новые подходы в сюжете сказки и т.д.

- развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; ребёнок осваивает звуковой строй языка ,его интонационный строй , систему ударений, произношение слов и умение выразительно говорить, читать стихи. Темп усвоения звуков у каждого ребѐнка свой, но к пяти годам основания к тому, чтобы чѐтко и внятно произносить все звуки родного языка есть практически у каждого здорового дошкольника.

- Знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; в детском саду художественное слово должно звучать постоянно. Книга должна стать спутником детей, заполнять их досуг, оживать в инсценировках, играх-драматизациях.

- Формирование звуковой аналитико-синтетической активности, как предпосылки обучения грамоте; вся наша работа по развитию речи в детском саду подготавливает ребѐнка к школе, где необходима правильная устная речь, умение слушать других, вникать в содержание их речи. Речь уже в детском саду становится предметом анализа детей, что представляет для них серьезную трудность из-за особенностей мышления.

Итак, мы выделили 7 основных компонентов речевого развития детей. Они реализуются во всех группах в течение всего времени пребывания детей в детском саду, а не только в ходе непосредственно-образовательной деятельности.

Методы речевого развития детей

Метод развития речи определяется как способ деятельности педагога и детей, обеспечивающий формирование речевых навыков и умений.

Выделяют три группы методов — наглядные, словесные и практические. Это деление весьма условно, поскольку между ними нет резкой границы. Наглядные методы сопровождаются словом, а в словесных используются наглядные приемы. Практические методы также связаны и со словом, и с наглядным материалом. Причисление одних методов и приемов к наглядным, других к словесным или практическим зависит от преобладания наглядности, слова или действий как источника и основы высказывания. Наглядные методы используются в детском саду чаще. Применяются как непосредственные, так и опосредованные методы. К непосредственным относится метод наблюдения и его разновидности: экскурсии, осмотры помещения, рассматривание натуральных предметов. Опосредованные методы основаны на применении изобразительной наглядности. Это рассматривание игрушек, картин, фотографий, описание картин и игрушек, рассказывание по игрушкам и картинам.

Словесные методы в детском саду применяются реже: это чтение и рассказывание художественных произведений, заучивание наизусть, пересказ, обобщающая беседа, рассказывание без опоры на наглядный материал. Во всех словесных методах используются наглядные приемы: показ предметов, игрушек, картин, рассматривание иллюстраций, поскольку возрастные особенности детей и природа самого слова требуют наглядности.

Практические методы направлены на применение речевых навыков и умений и их совершенствование. К практическим методам относятся различные дидактические игры, игры-драматизации, инсценировки, дидактические упражнения, хороводные игры. Они используются для решения всех речевых задач.

Все мы знаем, как важно для любого человека иметь правильную, красивую, образную речь, тем более для педагога, который является образцом для подражания у своих воспитанников. При этом следует помнить, что для дошкольника речь воспитателя зачастую является единственным образцом литературной нормы и правильного представления о речи вообще. Поэтому к ней предъявляются высокие требования: содержательность; точность; логичность; лексическая, фонетическая, грамматическая, орфоэпическая правильность; эмоциональная насыщенность; богатство интонаций; неторопливость; достаточная громкость; хорошая дикция, соблюдение правил речевого этикета; умение грамотно и ясно формулировать вопросы для детей. Речь педагога особенна.

Каждый взрослый и его речевое поведение – образец для подражания. Не забывайте, рядом с нами дети, следите за своей речью и помогайте ребенку овладеть культурой родного языка. Нельзя допустить, чтобы дети слышали от нас с вами, а потом и сами говорили «мое фамилие, десять курей, я раздел сапоги, вперед меня». Взрослые, пользующиеся разговорным стилем, не осознают своей фонетической небрежности. Между тем они должны заботиться о правильной речевой среде, из которой ребенок впитывает образцы произношения. Принимая во внимание ведущий механизм речевого развития дошкольников (подражание), воспитатель заботится о чистоте собственной речи: недопустимо использование слов-паразитов, диалектных и жаргонных слов.

Игра – конкурс «Исправь ошибки».


«Дети в садик бежат. Ты за ними бежи. Из домика вылазь. Ехай на лисопеде. Видишь, как я ездию. Подежурь заместо меня. Давай вместе играться. Лопатку вот сюда нужно ложить, положь. Я чистю свое пальто. Сколько разов тебе говорить, дожидайся меня».


С благоговеньем
прикасайся
К тому, чем ты
вооружен,
Твори светло и
упивайся
Безбрежным русским
языком.

Воздушно легок,
сочен, вкусен,
Суров и нежен,
многолик,
Во всех мелодиях
искусен
Наш удивительный
язык.

Рекомендации:

1. Использовать в практике работы современные эффективные технологии и методы речевого развития дошкольников.

2. Использовать создание проблемных ситуаций , побуждающих к активизации речевой деятельности детей.

3. Создавать условия для развития речи, развивать и поощрять все формы

речевой активности детей в ходе НОД и повседневной жизни.

4. Проводить специальные упражнения и игры по формированию связной

речи.

5. Демонстрировать детям правильный речевой темп, образец произнесения

разговорной речи, отрывков из литературных произведений, сказок

стихотворных форм, пословиц, загадок, скороговорок, чистоговорок и т.д.

6. Стимулировать обращение ребѐнка к взрослому, сверстнику с вопросами,

сообщениями, побуждениями.

7. Систематически знакомить с художественными произведениями, обучать

детей рассказыванию. Особое внимание уделять развитию творческого

рассказывания.

8. Способствовать развитию речи в игре и отражению литературных образов в сюжетно-ролевых, театрализованных играх детей.

9. Вести систематическую работу с родителями по организации

эффективного общения с ребенком, чтения художественной литературы.


Педагогический словарь

1. Слово – основная лексическая единица, выражающая понятие.

2. Звук речи – минимальная, нечленимая речевая единица.

3. Связная речь – смысловое развернутое высказывание (ряд логически сочетающихся предложений), обеспечивающее общение и взаимопонимание людей.

4. Пересказ – выразительное связное воспроизведение прослушанного художественного произведения.

5. Речевой образец – правильная, заранее отработанная речевая (языковая) деятельность воспитателя.

6. Культура речи – степень овладения языковыми нормами (в области произношения, ударения, словоупотребления и грамматики), а также умение пользоваться всеми выразительными средствами языка в разных условиях общения (коммуникации).

7. Развитие речи – творческий процесс, который формируется в результате восприятия речи взрослого, собственной речевой активности и элементарного осознания явлений языка и речи.

8. Рассказ – самостоятельно составленное развернутое изложение какого – либо факта, события.


9. Игра-драматизация – дословный пересказ детьми в лицах (по ролям) художественного произведения, которое им читал воспитатель,

10 Фонематический слух – умение дифференцировать все звуки (фонемы) родного языка - различать смысл слов, близких по звучанию.

11. Беседа – целенаправленный, заранее подготовленный разговор воспитателя с группой детей на определенную тему.

12. Словесное упражнение – многократное выполнение детьми определенных речевых действий для выработки и совершенствования речевых умений и навыков.

13. Формирование грамматического строя речи – работа над морфологией (изменение по родам, числам, падежам), лексикой (образование одного слова на базе другого), синтаксисом (построение простых и сложных предложений).

14. Дидактическая игра - развивает речь детей: пополняет и активизирует словарь, формирует правильное звукопроизношение, развивает связную речь, умение правильно выражать свои мысли.


15. Сюжетно-ролевая игра -способствует закреплению навыков пользования инициативной речью, совершенствованию разговорной речи, обогащению словаря, формированию грамматического строя языка и т. д.


16. Художественная литература - служит могучим, действенным средством воспитания детей, оказывает огромное влияние на развитие и обогащение речи ребёнка.





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!