Внедрение современных методов развития речи как условие улучшения речевых способностей дошкольников.

Внедрение современных  методов развития  речи как условие улучшения речевых способностей дошкольников

Просмотр содержимого документа
«Внедрение современных методов развития речи как условие улучшения речевых способностей дошкольников.»

Семинар для педагогов ДОУ

Тема: «Внедрение современных методов развития речи как условие улучшения речевых способностей дошкольников ».


Уважаемые педагоги!

Чтобы психологически настроиться на нашу работу, проведём с вами рефлексивное упражнение «Ассоциация».

Я начну фразу, а Вы продолжите её.

Если педагог – это сказочный герой, то какой…..

Если педагог-это цветок, то какой…

Если педагог-это планета, то какая….

Если педагог-это геометрическая фигура, то какая…

Если педагог-это настроение, то какое….

Хорошо, замечательные ответы. С хорошим настроением приступим к работе.

Нет необходимости говорить о значении речи как одной из самых важных психических функций в жизни человека. Все мы знаем, какое значение имеет период дошкольного детства для развития речи детей. Именно в дошкольном возрасте язык становится главным средством установления контактов с окружающими. Речь является средством общения, познания и социального взаимодействия. Овладение родным языком является одним из важных приобретений ребенка в дошкольном детстве. В тексте ФГОС ДО в пункте 1.9. говорится: Программа ДОО реализуются на государственном языке Российской Федерации. Программа может быть реализована и на языке народов России, но не в ущерб получению образования на государственном языке Российской Федерации т.е. русский язык в Российской Федерации все должны изучать с детства.

В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования среди направлений развития и образования детей выделена образовательная область «Речевое развитие», которая предусматривает

- Владение речью как средством общения и культуры; Это значит, надо сформировать устную речь детей на таком уровне, чтобы они не испытывали трудностей в установлении контактов со сверстниками и взрослыми, чтобы их речь была понятна окружающим. Мы формируем правильную устную речь детей на основе овладения ими литературным языком русского народа. Поэтому так важно, чтобы ребенок слышал такую речь, чтобы он чувствовал, что его тоже слышат и всегда готовы вступить с ним во взаимодействие.

- обогащение активного словаря; обогащение активного словаря дошкольника происходит за счет основного словарного фонда языка и зависит от нашего с вами словаря и словаря родителей.

- развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; строительным материалом для нее является словарь и освоение грамматического строя речи: – умением (изменять слова по родам, числам, падежам), словообразованием (образование одного слова на базе другого с помощью специальных средств), построением простых и сложных предложений.

- Развитие речевого творчества; предполагает, что дети самостоятельно составляют простейшие короткие рассказы, принимают участие в сочинении стихотворных фраз, придумывают новые подходы в сюжете сказки и т.д.

- развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; ребѐнок осваивает звуковой строй языка ,его интонационный строй , систему ударений, произношение слов и умение выразительно говорить, читать стихи. Темп усвоения звуков у каждого ребѐнка свой, но к пяти годам основания к тому, чтобы чѐтко и внятно произносить все звуки родного языка есть практически у каждого здорового дошкольника.

- Знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; в детском саду художественное слово должно звучать постоянно. Книга должна стать спутником детей, заполнять их досуг, оживать в инсценировках, играх-драматизациях.

- Формирование звуковой аналитико-синтетической активности, как предпосылки обучения грамоте; вся наша работа по развитию речи в детском саду подготавливает ребѐнка к школе, где необходима правильная устная речь, умение слушать других, вникать в содержание их речи. Речь уже в детском саду становится предметом анализа детей, что представляет для них серьезную трудность из-за особенностей мышления.

Итак, мы выделили 7 основных компонентов речевого развития детей. Они реализуются во всех группах в течение всего времени пребывания детей в детском саду, а не только в ходе НОД.

Методы речевого развития детей

Метод развития речи определяется как способ деятельности педагога и детей, обеспечивающий формирование речевых навыков и умений.

Выделяют три группы методов — наглядные, словесные и практические. Это деление весьма условно, поскольку между ними нет резкой границы. Наглядные методы сопровождаются словом, а в словесных используются наглядные приемы. Практические методы также связаны и со словом, и с наглядным материалом. Причисление одних методов и приемов к наглядным, других к словесным или практическим зависит от преобладания наглядности, слова или действий как источника и основы высказывания. Наглядные методы используются в детском саду чаще. Применяются как непосредственные, так и опосредованные методы. К непосредственным относится метод наблюдения и его разновидности: экскурсии, осмотры помещения, рассматривание натуральных предметов. Опосредованные методы основаны на применении изобразительной наглядности. Это рассматривание игрушек, картин, фотографий, описание картин и игрушек, рассказывание по игрушкам и картинам.

Словесные методы в детском саду применяются реже: это чтение и рассказывание художественных произведений, заучивание наизусть, пересказ, обобщающая беседа, рассказывание без опоры на наглядный материал. Во всех словесных методах используются наглядные приемы: показ предметов, игрушек, картин, рассматривание иллюстраций, поскольку возрастные особенности детей и природа самого слова требуют наглядности.

Практические методы направлены на применение речевых навыков и умений и их совершенствование. К практическим методам относятся различные дидактические игры, игры-драматизации, инсценировки, дидактические упражнения, хороводные игры. Они используются для решения всех речевых задач.


Методы и приемы активизации речевой деятельности детей старшего дошкольного возраста с ОНР.

Старший возраст – период, когда начинают достаточно ярко проявляться различия в уровне речевого развития детей, связанные с их индивидуальными особенностями, словарным запасом, способностью к речевому творчеству и др.
У детей с общим недоразвитием речи отмечается стойкое отставание всех компонентов речевой системы, которые отрицательно отражаются на процессе коммуникации у ребёнка.
Это способствует возникновению стеснительности, робости, замкнутости, что влияет на их речевую и личностную активность и приводит к ограничению свободного общения, препятствуя развитию речевой и познавательной деятельности детей.
Они затрудняются вербально организовывать своё поведение в окружении сверстников, мало используют связные высказывания в процессе деятельности. Всё это говорит о том, что необходимо использовать в работе с детьми разные направления и приёмы для активизации речевой активности. Для активизации речевой деятельности можно выделить методы,
направленные на:

  • активизацию компонентов речевой деятельности.

  • активизацию речи в разных видах деятельности.

Учитывая что, активизация речевой деятельности невозможна без активизации её основных компонентов, большое место отводится словесным методам. Одним из них является беседа. Беседы имеют важное значение для развития связной речи, для выработки навыков речи в коллективе. Ценность беседы в том, что взрослый в ней учит ребёнка логически мыслить, рассуждать. Беседы имеют место в процессе накопления детьми знаний, а так же, когда получают новый опыт. Материал разумнее давать в повествовательной форме, используя приём добавления новой информации. Эта информация даётся небольшими частями - сегментами. Такой приём называется «сегментация речи».
Важной формой речевой работы с детьми являются ситуации общения. Ситуации общения могут возникнуть как естественно, так и запланировано. Так же для активизации речи используют проблемные ситуации. Можно создать различные игровые ситуации. С помощью разных ситуаций ребёнок побуждается к тому, чтобы задавать вопросы. При этом вопросительно - ответные конструкции обладают наибольшей коммуникативной активностью, поскольку стимулируют и побуждают детей к речевой деятельности. Они заставляют ребёнка думать, отбирать и комбинировать информацию для ответа. Необходимо помнить, что ситуации должны быть не слишком сложными и вызывать интерес.
Особая роль отводится словесным играм. Цель - обогащение словарного запаса («Кто где живёт», «На что похоже», формирование грамматически правильной речи. Например, «Скажи какой? Какая? Какие, «Кто скажет больше», «Что из чего», «Слова приятели», «Скажи наоборот» и т.д. Ценность таких игр заключается в том, что дети не только получают и анализируют языковую информацию, но и оперируют ею что. несомненно, стимулирует их собственную речевую активность.
Для активизации речевой деятельности обучение осуществляется с помощью наглядного материала. Наглядным материалом служат не только картинки, но и натуральные предметы и игрушки. Наглядность способствует доступности, последовательности, даёт детям наиболее полное представление о реальных объектах и совокупности их свойств как на занятиях так и на прогулках. Очень эффективным методом активизации речевой деятельности является моделирование. Он является промежуточным между наглядными и словесными методами. Метод моделирования позволяет более целенаправленно развивать импрессивную речь детей, обогащать их активный лексикон, закреплять навыки словообразования, формировать и совершенствовать умения использовать в речи разные конструкции предложений, описывать предметы, составлять различные виды рассказов: описательные, по картинкам, по личному опыту, а так же с элементами творчества.
Используемые наглядные модели могут включать стилизованные изображения реальных предметов, символы для обозначения некоторых частей речи, схемы для обозначения основных признаков отдельных видов описываемых предметов, стимулированные обозначения «ключевых слов» основных частей описательного рассказа.
Моделирование помогает детям овладеть языковыми средствами и речевыми навыками, на основе которых возможно построение связных развёрнутых высказываний. В ходе использования приема наглядного моделирования дети знакомятся с графическим способом предоставления информации – моделью.

В качестве условных заместителей (элементов модели) могут выступать символы разнообразного характера:

- геометрические фигуры;

- символические изображения предметов (условные обозначения, силуэты, контуры, пиктограммы).

- коллаж.

Применение наглядных моделей, схем в работе над связной речью в процессе целенаправленного обучения позволяет овладеть необходимыми речевыми умениями навыками при:

- составлении описательных рассказов;

- пересказе;

- составлении рассказов по серии картин, по сюжетной и пейзажной картине;

- составлению рассказа по плану;

- составлении творческого рассказа.

Таким образом, использование метода наглядного моделирования является опорой для формирования связной речи, что в последующем облегчит овладение знаниями в период начального обучения в школе. Если говорить об активизации речи в других видах деятельности, то ведущей деятельностью ребёнка является игра. Игра - метод и способ обучения. Во всех видах игр - активизируется речь.

Следующий вид деятельности - изобразительная. Она выступает как специфическое образное средство познания действительности, имеет большое значение для активизации умственного и речевого развития. На занятиях рисованием можно предложить детям разнообразный наглядный материал, обозначая его словами, рассказывая о действиях, которые можно производить с предметами, учить различать и употреблять слова, обозначающие признаки предметов и признаки действий. Так же можно заниматься с детьми комментированным рисованием, где дети учатся комментировать изображаемое, задавать вопросы, употреблять побуждение. Речевая активность в результате использования подобного вида занятий' повышается. Во время занятий рисованием имеются большие возможности для создания «проблемных ситуаций». Например, специально «забывая» положить лист бумаги некоторым детям им приходиться просить недостающее, возникают ситуации обращения, привлечения внимания, просьбы, благодарности, отказа, то есть проявлять речевую инициативу.
На занятиях по продуктивной деятельности предполагается, помимо индивидуальной работы, коллективное изготовление поделок, рисунков, что ставит их в ситуацию необходимости согласовывать свои действия с действиями других детей, учит доброжелательному поведению по отношению к партнёру по деятельности.
Для развития коллективного творчества можно использовать рисуночные игры. Таким образом, организация различных совместных видов деятельности стимулирует активную речь, поскольку деятельность бывает интересной и значимой для детей, а её успешность достигается с помощью речевых действий. Поэтому у каждого ребёнка появляется стремление к речевым высказываниям.
Вывод: Разнообразие методов и приёмов, используемых целенаправленно на активизацию речевой деятельности детей, обеспечивает интересное речевое общение, стимулирует проявление собственной активности каждым ребёнком с речевым недоразвитием.

Все мы знаем, как важно для любого человека иметь правильную, красивую, образную речь, тем более для педагога, который является образцом для подражания у своих воспитанников. При этом следует помнить, что для дошкольника речь воспитателя зачастую является единственным образцом литературной нормы и правильного представления о речи вообще. Поэтому к ней предъявляются высокие требования: содержательность; точность; логичность; лексическая, фонетическая, грамматическая, орфоэпическая правильность; эмоциональная насыщенность; богатство интонаций; неторопливость; достаточная громкость; хорошая дикция, соблюдение правил речевого этикета; умение грамотно и ясно формулировать вопросы для детей.

Мини-игра «Речь педагога особенна»

Каждый взрослый и его речевое поведение – образец для подражания. Не забывайте, рядом с нами дети, следите за своей речью и помогайте ребенку овладеть культурой родного языка. Нельзя допустить, чтобы дети слышали от нас с вами, а потом и сами говорили «мое фамилие, десять курей, я раздел сапоги, вперед меня». Взрослые, пользующиеся разговорным стилем, не осознают своей фонетической небрежности. Между тем они должны заботиться о правильной речевой среде, из которой ребенок впитывает образцы произношения

Игра – конкурс «Исправь ошибки».

«Дети в садик бежат. Ты за ними бежи. Из домика вылазь. Ехай на лисопеде. Видишь, как я ездию. Подежурь заместо меня. Давай вместе играться. Лопатку вот сюда нужно ложить, положь. Я чистю свое пальто. Сколько разов тебе говорить, дожидайся меня».

Принимая во внимание ведущий механизм речевого развития дошкольников (подражание), воспитатель заботится о чистоте собственной речи: недопустимо использование слов-паразитов, диалектных и жаргонных слов.

Педагогический словарь

Задание для педагогов – подобрать к определению подходящее понятие.

1. Слово – основная лексическая единица, выражающая понятие.

2. Звук речи – минимальная, нечленимая речевая единица.

3. Связная речь – смысловое развернутое высказывание (ряд логически сочетающихся предложений), обеспечивающее общение и взаимопонимание людей.

4. Пересказ – выразительное связное воспроизведение прослушанного художественного произведения.

5. Речевой образец – правильная, заранее отработанная речевая (языковая) деятельность воспитателя.

6. Культура речи – степень овладения языковыми нормами (в области произношения, ударения, словоупотребления и грамматики), а также умение пользоваться всеми выразительными средствами языка в разных условиях общения (коммуникации).

7. Развитие речи – творческий процесс, который формируется в результате восприятия речи взрослого, собственной речевой активности и элементарного осознания явлений языка и речи.

8. Рассказ – самостоятельно составленное развернутое изложение какого – либо факта, события.


9. Игра-драматизация – дословный пересказ детьми в лицах (по ролям) художественного произведения, которое им читал воспитатель,

10 Фонематический слух – умение дифференцировать все звуки (фонемы) родного языка - различать смысл слов, близких по звучанию.

11. Беседа – целенаправленный, заранее подготовленный разговор воспитателя с группой детей на определенную тему.

12. Словесное упражнение – многократное выполнение детьми определенных речевых действий для выработки и совершенствования речевых умений и навыков.

13. Формирование грамматического строя речи – работа над морфологией (изменение по родам, числам, падежам), лексикой (образование одного слова на базе другого), синтаксисом (построение простых и сложных предложений).

14. Дидактическая игр - развивает речь детей: пополняет и активизирует словарь, формирует правильное звукопроизношение, развивает связную речь, умение правильно выражать свои мысли.


15. Сюжетно-ролевая игра -способствует закреплению навыков пользования инициативной речью, совершенствованию разговорной речи, обогащению словаря, формированию грамматического строя языка и т. д.


16. Художественная литература - служит могучим, действенным средством воспитания детей, оказывает огромное влияние на развитие и обогащение речи ребёнка.

Итог:

С благоговеньем
прикасайся
К тому, чем ты
вооружен,
Твори светло и
упивайся
Безбрежным русским
языком.

Воздушно легок,
сочен, вкусен,
Суров и нежен,
многолик,
Во всех мелодиях
искусен
Наш удивительный
язык.

Рекомендации:

1. Использовать в практике работы современные эффективные технологии и методы речевого развития дошкольников.

2. Использовать создание проблемных ситуаций , побуждающих к активизации речевой деятельности детей.

3. Создавать условия для развития речи, развивать и поощрять все формы

речевой активности детей в ходе НОД и повседневной жизни.

4. Проводить специальные упражнения и игры по формированию связной

речи.

5. Демонстрировать детям правильный речевой темп, образец произнесения

разговорной речи, отрывков из литературных произведений, сказок

стихотворных форм, пословиц, загадок, скороговорок, чистоговорок и т.д.

6. Стимулировать обращение ребѐнка к взрослому, сверстнику с вопросами,

сообщениями, побуждениями.

7. Систематически знакомить с художественными произведениями, обучать

детей рассказыванию. Особое внимание уделять развитию творческого

рассказывания.

8. Способствовать развитию речи в игре и отражению литературных образов в сюжетно-ролевых, театрализованных играх детей.

9. Вести систематическую работу с родителями по организации

эффективного общения с ребенком, чтения художественной литературы.









Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей