СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Внеклассное мероприятие по химии "Вклад химии в Великую Победу"

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Внеклассное мероприятие, посвященное 75-летию Победы. Может быть использована на уроке химии.

Просмотр содержимого документа
«Внеклассное мероприятие по химии "Вклад химии в Великую Победу"»













«Вклад химии в Великую победу»

Внеклассное мероприятие

8-9 классы

Автор: Бабич Оксана Дмитриевна









Сценарий мероприятия «Химия для Победы»

Никто не забыт, ничто не забыто

Ольга Бергольц

Цель проведения:

  • Расширение и углубления знаний учащихся по химии.

  • Развитие творческой активности и самостоятельности учащихся.

  • Воспитания чувства любви и преданности Родине, гордости за русских ученых.

Форма проведения: устный журнал

Место проведения: кабинет химии.

Участники мероприятия: учащиеся 8-9 классов

75 лет прошло со дня Великой Победы советского народа в Великой Отечественной войне. Победа СССР над фашизмом навсегда вписана золотыми буквами в историю человечества. На разгром врага, на Победу работала вся страна — и воины, и тыл: женщины, старики, дети. Огромный вклад, до сих пор не оцененный по достоинству, внесли ученые страны. Ученые-химики создавали новые способы производства взрывчатых веществ, топлива для реактивных снарядов «Катюша», высокооктановых бензинов, материалов для изготовления броневой стали, легких сплавов для авиации, лекарственных препаратов.

Сегодня мы посвящаем занятие Победе и вкладу ученых в разгром фашизма. Вы узнаете много интересного о людях науки, которые самоотверженным трудом ковали Великую Победу, и расскажем о химических элементах в истории Великой Отечественной войны.

Открываем 1 страницу журнала.

«Советские ученые – химики в период Великой Отечественной войны».

Выступления учащихся с сообщениями об ученых химиках (А.Е.Арбузов, Н.Д.Зелинский, Н.Н.Семенов, А.Е.Фаворский, А.Е.Ферсман, А.Н.Несмеянов).

Во второй странице журнала вы узнаете о роли химических элементов на войне.

«Химические элементы на защите Родины»

Выступление учащихся по элементам.

Открываем 3 страницу нашего журнала. Викторина и работа в группах по карточкам.

Разделитесь на 6 групп.

Карточки – предисловие (карточки – задания Приложение 2)

№1 Вспомним начало войны: 1941 год. Немецкие танки рвутся к Москве, Красная Армия буквально грудью сдерживает врага. Не хватает обмундирования, продовольствия и боеприпасов, но самое главное - катастрофически не хватает противотанковых средств. В этот критический период на помощь приходят ученые-энтузиасты: в два дня на одном из военных заводов налаживается выпуск бутылок с зажигательной смесью КС (Качугина-Солодовникова). Это незамысловатое химическое устройство уничтожало немецкую технику не только в начале войны, но и в 1942-1943гг. - под Сталинградом, в 1944 г у Ясс и даже весной 1945 в Берлине. Что представляли собой эти бутылки КС? К обыкновенной бутылке прикреплялись резинкой ампулы, содержащие концентрированную серную кислоту, бертолетову соль и сахарную пудру, в бутылки наливали бензин, керосин, лигроин или масло. Как только такая бутылка разбивалась о броню, компоненты запала вступали в химическую реакцию, происходила сильная вспышка, и горючее воспламенялось.

№2 Многие ваши сверстники в военные годы во время налетов дежурили на крышах домов. Одной из основных задач была борьба с зажигательными бомбами, которые во множестве сбрасывали на промышленные районы и города. Начинкой таких бомб была смесь порошков алюминия, магния и оксида железа. Алюминий также использовался и как конструкционный материал, широко используемый в самолетостроении и даже более того алюминий применялся для активной защиты самолетов. Так, при отражении налетов авиации на Гамбург операторы немецких радиолокационных станций обнаружили на экранах индикаторов неожиданные помехи, которые делали невозможным распознавание сигналов от приближенных самолётов. Помехи были вызваны лентами из алюминиевой фольги, сбрасываемыми самолетами союзников. При налетах на Германию было сброшено примерно 20000 тонн фольги.

№3 Во время ночных налетов для освещения цели бомбардировщики сбрасывали на парашютах осветительные ракеты. В состав такой ракеты входил порошок магния, запал из угля, бертолетовой соли и солей кальция. При запуске такой ракеты высоко над землей красивым желтым пламенем горел запал, по мере снижения ракеты свет постепенно делался более ровным, ярким и белым — это загорался магний. И когда цель была освещена, лётчики начинали прицельную бомбардировку.

№4 Было бы не справедливо не вспомнить сегодня о порохе. В основном во время войны использовался нитроцеллюлозный (бездымный) и чёрный (дымный) порох. Грозные боевые машины тех лет - легендарная «катюша», знаменитый штурмовик ИЛ-2 были вооружены реактивными снарядами, топливом для которых служили бездымные пороха.

№5 В 1934 году в Германии был наложен запрет на все публикации, связанные с пероксидом водорода. В 1938-1942 гг. инженером Гельмутом Вальтером была построена подводная лодка U-80, работающая на пероксиде водорода высокой концентрации. Всего немцы успели построить 11 таких лодок. Пероксид водорода разлагался на водяной пар и кислород. В кислороде сжигалось жидкое топливо. Водяной пар смешивался с газами, образующимися от сжигания топлива. Полученная парогазовая смесь приводила в движение турбину.

№6 В 1943 году датский физик лауреат Нобелевской премии Нильс Бор, спасаясь от гитлеровских оккупантов, был вынужден покинуть Копенгаген. Но у него хранилось две золотые Нобелевские медали его коллег — немецких физиков-антифашистов, Джеймса Франка и Макса фон Лауэ. Не рискуя взять медали с собой, ученый растворил их в царской водке (смесь азотной кислоты и соляной в соотношении 1:3) и поставил не примечательную бутылку на полку. Вернувшись после войны в свою лабораторию, Н. Бор прежде всего нашёл драгоценную бутылку. По его просьбе сотрудники выделили из раствора золото и заново изготовили две медали.

4 страница нашего журнала «Давайте люди никогда об этом не забудем»

«Прошла война, прошла страда,

Но боль взывает к людям:

Давайте, люди, никогда об этом не забудем

Пусть память верную о ней

Хранят об этой муке,

И дети нынешних детей,

И наших внуков внуки…»

А Твардовский.

Предлагается учащимся ответить на вопросы о Войне (Приложение 3).

На фоне песни «День Победы» заключительное слово преподавателя.

Мне и всем учителям нашей школы хочется, чтобы вы сохранили и пронесли сквозь годы благодарную память о тех, кто защищал нас, спас от фашизма, принес мир народам.

«Сегодня праздник входит в каждый дом,

И радость к людям с ним приходит следом

Мы поздравляем всех с великим днем,

С днем нашей Славы!

С днем Победы».

Анализ и оценка проведения мероприятия

Для оценки и анализа проведенного журнала, сделано краткое анкетирование.

Вопросы анкеты

  1. Понравилось ли вам устный журнал и чем?

  2. Что особенно запомнилось?

  3. Какая страница устного журнала произвела на вас наибольшее впечатление?









Приложения

Приложение 1

Вопросы для викторины.

  1. Какие металлы содержатся в гильзе артиллерийского снаряда?

  2. Как используется магний в военном деле?

  3. Почему хранилища с жидким горючим окрашивают белой краской или серебрянкой?

  4. Как использовалось стекло на войне?

  5. Атом на службе мира и войны.

  6. Какой металл называют воплощением надежд и тревог?

  7. В чем секрет самурайских мечей?

  8. Какой элемент называют «светоносцем» и почему?

  9. Какой металл может «болеть чумой»?

  10. Какой металл и почему называют крылатым?

  11. Какой состав танковой брони?

  12. Какая разница в составе бездымного и черного пороха?

  13. Элемент углерод на полях войны.

  14. Какое вещество люди использовали 100 лет в качестве желтой краски для шелка и шерсти, пока не узнали его взрывчатые свойства.

  15. Как используется азотная кислота в военных целях?


Приложение 2

Карточки-задания

Карточка №1.

Уравняйте приведенные реакции, иллюстрирующие действие запала бутылок КС.

KClO3 + H2SO4= ClO2 + KClO4 + K2SO4 + H2O

ClO2 = Cl2 + O2

C12H22O11 + O2 = CO2 +H2O

Карточка №2.

Рассчитайте, сколько атомов алюминия выбросили на ветер «союзники»?

Если масса алюминия 20000 тонн.

Карточка №3.

Закончите нижеприведенные уравнения, уравняйте их, укажите тип реакции.

Mg + O2 =

MgCl2 + Ca(OH)2 =

Mg(OH)2 + HCl =

MgCl2 =

Карточка №4.

Найдите массовую долю калия в нитрате калия. Расставьте коэффициенты в реакции горения черного пороха:

KNO3 + C + S = K2S + CO2 + N2

Карточка №5.

Найдите объем кислорода, образовавшегося после разложения 5 моль пероксида водорода.

2H2O2 = 2H2О+ O2

Карточка №6.

При растворении золота в царской водке, образовалось 151 г соли, хлорида золота.
Определите массу растворённого золота?

Au + HNO3 + 3HCl = AuCl3 + NO + 2H2O


Приложение 3


Вопросы о Войне

  1. Каких вы знаете ученых – химиков, лауреатов государственных премий военных лет?

  2. Назовите основные направления научных исследований химиков в годы войны.

  3. В чем состоялась перестройка химической промышленности в годы Великой Отечественной войны?

  4. Назовите ученого – химика, автора книги «Война и стратегическое сырье». Что вам известно о нем?

  5. Что такое тротил, какова его химическая формула, к какому классу соединений он относится, где применяется?

  6. Кто из ученых изобрел противогаз? На каком явлении основано его устройство?

  7. Какой металл называют «крылатым» и почему?

  8. Где и каким образом в годы войны применялся водород?

  9. В воздух взвилась красная сигнальная ракета. Соли, какого элемента обусловили ее окраску?

  10. Какое применение находят пластмассы в военном деле?









































Предлагается учащимся ответить на вопросы о Войне (Приложение 3).














































Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!