СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Внеклассное мероприятие "Вклад химии в Великую Победу"

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Об ученых-химиках, разработки которых внесли вклад в победу над фашизмом и металлах в военном деле.

Просмотр содержимого документа
«Внеклассное мероприятие "Вклад химии в Великую Победу"»


Внеклассное

мероприятие



«Вклад химии в Великую Победу»





МБОУ СОШ №2

им. А.С. Пушкина

учитель химии Бедиева А.Н.










Звучит приглушенно песня «Священная война», муз. В. И. Лебедева-Кумача.


1-й учащийся. Чем дальше в прошлое уходят года, тем ярче и полнее проявляется величие подвига советского народа, который в невиданно жестокой борьбе отстоял свою Родину.


2-й учащийся. 1941 год, 22 июня.

Тот самый длинный день в году

С его безоблачной погодой

Нам выдал общую беду

На все четыре года.

Она такой вдавила след

И стольких наземь положила,

Что двадцать лет

И тридцать лет

Живым не верилось, что живы...


3-й учащийся.

У каждого была своя война,

Свой путь вперед,

Свои участки боя,

И каждый был

Во всем самим собою,

И только цель

У всех была одна.


4-й учащийся. В годы Великой Отечест­венной войны ярко проявился патриотизм ученых нашей страны. 23 июня 1941 года со­стоялось внеочередное расширенное заседа­ние Президиума Академии наук СССР, кото­рый принял решение — направить все силы и средства на быстрейшее завершение работ, важных для обороны и народного хозяйст­ва страны. 28 июня 1941 года Академия наук СССР обратилась к ученым всех стран с при­зывом сплотить силы для защиты человече­ской культуры от фашизма.


Голос диктора (за сценой). В этот час ре­шительного боя советские ученые идут со своим народом, отдавая все силы борьбе с фашистскими поджигателями войны — во имя защиты своей Родины и во имя защи­ты свободы мировой науки и спасения куль­туры, служащей всему человечеству... Все, кому дорого культурное наследие тысячеле­тий, для кого священны высокие идеалы науки и гуманизма, должны положить все силы на то, чтобы безумный и опасный враг был уничтожен.


5-й учащийся.

Шла война великая, шла война кровавая

Тысяча четыреста восемнадцать дней...

Нас война отметила метиной особою,

В жизни нет и не было ничего трудней.

Стали поколению наивысшей пробою

Тысяча четыреста восемнадцать дней.

Сколько горя вынесло наше поколение,

Каждый день теряли мы фронтовых друзей...

Нами было сделано все во имя Родины,

Все теперь под силу нам, если нами пройдены

Тысяча четыреста восемнадцать дней.


6-й учащийся. Для организации и коор­динации оборонной работы научно-исследо­вательских коллективов был создан научно-технический совет при Государственном Ко­митете Обороны, руководителем совета на­значен профессор С. В. Кафтанов. В связи с эвакуацией промышленных предприятий в восточные районы страны потребовалась перестройка всей экономики этих районов. Необходимы были новые сырьевые ресурсы. Основной военно-промышленной базой страны стал Урал.


1-й учащийся. Быстрыми темпами развер­нулось строительство химических заводов. При активном участии ученых-химиков науч­ных центров Урала, Казахстана и Средней Азии в 1943 г. было выпущено химических продуктов для военных нужд больше, чем в довоенное время. Так, вдвое увеличилась вы­работка наркозного эфира, в 1,5 раза — ново­каина, в 7 раз — хлорэтана, в 5 раз — препа­ратов висмута. Было налажено производст­во авиаброни, высококачественных нитрола­ков, эмалей для военных самолетов. Добыча нефти в некоторых районах Башкирии воз­росла в 12 раз.


2-й учащийся. «Война потребовала гран­диозных количеств стратегического сырья... Бесконечное разнообразие различных ве­ществ, начиная со сплавов и кончая сложны­ми продуктами переработки нефти, угля и пластмассами. — все это сейчас требуется в громадных количествах... Только шесть хи­мических элементов не нашли себе приме­нения в военной технике...»- писал в те годы Александр Евгеньевич Ферсман.


3-й учащийся. Война требовала скорей­шего внедрения в производство научных достижений. Ученые разрабатывали новые виды боеприпасов, горючего, военной техники. Только в 1942 г. внедрено около 50 важ­нейших работ, выполненных сотрудниками Академии наук!


4-й учащийся. Освоением природных богатств востока страны руководил Алек­сандр Евгеньевич Ферсман.

Из выступления академика Ферсмана на антифашистском митинге советских ученых, 1941 г., Москва: «Война потребовала грандиозного количества основных видов стратегического сырья. Потребовался целый ряд новых металлов для авиации, для бронебойной стали, потребовались магний и стронций для осветительных ракет и факелов, потребовалось больше йода и еще длинный ряд самых разнообразных веществ. И на нас лежит ответственность за обеспечение стратегическим сырьем. Необходимо помочь своими знаниями создать лучшие танки, самолеты, чтобы скорее освободить все народы от нашествия гитлеровской банды».
Ферсман не раз говорил, что его жизнь – это история любви к камню. Он первооткрыватель и неутомимый исследователь апатитов на Кольском полуострове, радиевых руд в Фергане, серы в Каракумах, вольфрамовых месторождений в Забайкалье, один из создателей промышленности редких элементов.


5-й учащийся. Были открыты месторож­дения огнеупоров, кварцевых песков, глин, каолинов, графитов, так необходимых для черной и цветной металлургии. К северу от озера Балхаш были найдены жилы с кварцем и молибденом, среди безводных хребтов Казахстана открыты источники редких ме­таллов — лития, молибдена, ванадия, на ле­систых склонах Уральских гор, на берегах озер обнаружены руды кобальта и ниобия, многочисленные месторождения алюминие­вых руд. Многие ученые-химики внесли большой вклад в победу над фашизмом. Расскажем о некоторых из них.


6-й ученик. Александр Ерминингельдович Арбузов. Выдающийся ученый, основоположник одного из новейших направлений науки – химии фосфорорганических соединений. Вся жизнь и деятельность его были неразрывно связаны с прославленной Казанской школой химиков. Исследования Арбузова в годы войны были всецело посвящены нуждам обороны и медицины. Так, в марте 1943 г. виднейший советский физик-оптик С.И.Вавилов писал Арбузову: «Глубокоуважаемый Александр Ерминингельдович! Обращаюсь к Вам с большой просьбой – изготовить в Вашей лаборатории 15 г 3,6-диаминофталимида. Оказалось, что этот препарат, полученный от Вас, обладает ценными свойствами в отношении флуоресценции и адсорбции. Сейчас нам необходим для изготовления нового оборонного оптического прибора…» Значительно позднее Арбузов узнал, что изготовленного им препарата было достаточно для снабжения оптики танковых частей нашей армии и имело значение для обнаружения врага на далеком расстоянии. В дальнейшем Арбузов выполнял и другие заказы оптического института на изготовление различных реактивов.


1-й ученик. Николай Дмитриевич Зелинский. С именем Зелинского связана целая эпоха в истории отечественной химии. Обладая творческой силой мысли и будучи патриотом своей Родины, Зелинский вошел в ее историю как деятель науки, который в критические моменты исторических судеб своей страны без колебания становился на ее защиту. Так было в истории с противогазом в первую мировую войну, с синтетическим бензином в гражданскую и авиационным топливом в Великую Отечественную войну. Зелинский в период 1941–1945 гг. – это не просто химик-исследователь, он был уже славой едва ли не самой большой в стране научной школы, исследования которой были направлены на разработку способов получения высокооктанового топлива для авиации, мономеров для синтетического каучука.


2-й ученик. Николай Николаевич Семенов. Вклад академика Семенова в обеспечение победы в войне всецело определялся разработанной им теорией цепных разветвленных реакций. Эта теория давала в руки химиков возможность ускорять реакции вплоть до образования взрывной лавины, замедлять их и даже останавливать на любой промежуточной стадии. Исследования процессов взрыва, горения, детонации, проводимые Семеновым с сотрудниками, уже в начале 1940-х гг. привели к выдающимся результатам. Новые достижения во время войны в том или ином виде использовались в производстве патронов, артиллерийских снарядов, взрывчатых веществ, зажигательных смесей для огнеметов. Были проведены исследования, посвященные вопросам отражения и столкновения ударных волн при взрывах. Результаты этих исследований были использованы уже в первый период войны при создании кумулятивных снарядов, гранат и мин для борьбы с вражескими танками.


3-й ученик. Семен Исаакович Вольфкович. Крупнейший советский химик-технолог, был директором НИИ удобрений и инсектицидов, занимался соединениями фосфора. Сотрудники руководимого им института создавали фосфорно-серные сплавы для стеклянных бутылок, которые служили противотанковыми «бомбами», изготавливали химические грелки, которые использовались для обогрева бойцов дозоров. Санитарной службе требовались средства против обморожения, ожогов, лекарственные средства. Над этим работали сотрудники его института.


4-й ученик. Николай Николаевич Мельников. С самого начала войны перед учеными была поставлена задача разработать и организовать производство препаратов для борьбы с инфекционными заболеваниями, в первую очередь с сыпным тифом, который переносят вши. Под руководством Мельникова было организовано производство дуста, различных антисептиков для деревянных деталей самолетов.


5-й ученик. Валентин Алексеевич Каргин. Исследования академика Валентина Алексеевича Каргина охватывают широкий круг вопросов, относящихся к физической химии, электрохимии и физикохимии высокомолекулярных соединений. Каргин разработал специальные материалы для изготовления одежды, защищающей от действия отравляющих веществ, принцип и технологию нового метода обработки защитных тканей, химические составы, делающие валяную обувь непромокаемой, специальные типы резин для боевых машин нашей армии.


6-й ученик. Юрий Аркадьевич Клячко. Профессор, зам. начальника Военной Академии химической защиты и начальник кафедры аналитической химии. Организовал из состава академии химической защиты батальон и был начальником боевого участка на ближайших подступах к Москве. Под его руководством была развернута работа по созданию новых средств химической обороны, в том числе по дымам, антидотам, огнеметным средствам.


Голос диктора (за сценой) Почти все химические элементы таблицы Д. И. Менделеева принес­ли пользу Родине. О некоторых из них рас­скажут ребята в устном журнале «Химические элементы в военном деле».


Железо. Колоссальная масса железа ист­рачена на земном шаре в ходе войн. Только за Первую мировую войну было израсходо­вано не менее 200 млн. тонн стали. За Вто­рую мировую — примерно 800 млн. тонн. За последние три года войны было произведе­но 660 тыс. орудий, 1 млн. 350 тыс. ручных и станковых пулеметов, около 6 млн. автома­тов. На железо приходится более 90 % всех использованных металлов. Сколько этого металла было выброшено в снарядах, бом­бах, минах, гранатах! Чтобы судить о мас­штабах расхода железа в Великой Отечест­венной войне, назовем одно число: милли­он бомб сбросили фашисты на Сталинград!

Сплавы железа в виде броневых плит и литья толщиной 10-100 мм использовались при изготовлении корпусов и башен танков, бронеавтомобилей, самоходных артилле­рийских установок, бронепоездов. Толщина брони военных кораблей и установок бере­говой обороны доходит до 500 мм. Ответст­венные узлы боевых самолетов тоже защи­щает броня.


Алюминий. «Крылатый» металл алюми­ний в виде сплавов с другими металлами использовался в самолетостроении для об­шивки самолетов, изготовления лопастей винтов. Из сплава алюминия, меди и марган­ца делали корпуса судов на подводных крыльях, баки для хранения и перевозки сжиженного газа. Тончайший алюминиевый порошок использовали для получения горю­чих и взрывчатых смесей.


Ванадий. Из ванадиевой стали изготавли­вали солдатские каски, шлемы, броневые плиты на пушках, бронебойные снаряды, паровозные цилиндры, тормозные колодки, гидросамолеты, морские корабли.


Литий. В годы Великой Отечественной войны гидрид лития стал стратегическим сырьем. Он бурно реагирует с водой, при этом выделяется большой объем водорода, которым заполняли аэростаты и спасатель­ное снаряжение при авариях самолетов и судов в открытом море. Добавка гидроксида лития в щелочные аккумуляторы увеличива­ла срок их службы в 2-3 раза, что было цен­но для партизанских отрядов. Трассирующие пули с добавкой лития при полете оставля­ли сине-зеленый след. Соединения лития использовались и на подводных лодках для очистки воздуха.


Лантан. Сплав лантана, церия и железа дает так называемый кремень, который ис­пользовался в солдатских зажигалках. Из него же изготовляли специальные артилле­рийские снаряды, которые во время полета при трении о воздух искрят (можно наблю­дать за их ночным полетом). Лантановые стекла применяли в полевых оптических приборах.


Цинк. Сплав меди и цинка — латунь — хо­рошо обрабатывается давлением и имеет высокую вязкость, его использовали для из­готовления гильз патронов и артиллерий­ских снарядов. Более половины добываемо­го цинка расходовалось на изготовление оцинкованного железа и оцинкованной про­волоки. Сплавы баббит и гарт использова­лись в полиграфии, в частности для изготов­ления листовок и газет на оккупированной территории.


Вольфрам. Из вольфрамовых сталей и сплавов изготавливали танковую броню, оболочки торпед и снарядов, наиболее важ­ные детали самолетных двигателей.


Германий. Без германия не было бы ра­диолокаторов. В начале Великой Отечествен­ной войны на основе свойства германия - превращать тепловую энергию в электриче­скую - советские ученые создали генераторы для питания раций партизанских отрядов.


Свинец. Свинец — тяжелый металл, его плотность 11,34 г/см3. Именно это является причиной его широкого использования в огнестрельном оружии. Свинцовые металли­ческие снаряды использовались еще в древности. И сейчас пули отливают из свинца, только оболочку делают из других твердых металлов. Любая добавка к свинцу увеличи­вает его твердость. В свинец, идущий на из­готовление шрапнели, добавляют 12 % сурь­мы, а для дроби — 1 % мышьяка. Без иниции­рующих взрывчатых веществ невозможно было бы создание скорострельного оружия. Среди веществ этого класса применяются со­единения свинца. В производстве подшипни­ков для военной техники очень важны спла­вы свинца — баббиты, свинцовые бронзы.


Медь. В годы Великой Отечественной войны военная промышленность была глав­ным потребителем меди. Сплав 90 % меди и 10 % олова — так называемый пушечный ме­талл. Сплав 68 % меди и 32 % цинка — ла­тунь — использовался для изготовления гильз артиллерийских снарядов и патронов. Сплав меди, цинка, олова — морские латуни.


Молибден. Молибден называют «воен­ным» металлом, так как 90 % его идет на во­енные нужды. Стали с добавкой молибдена (и других микроэлементов) очень прочны, из них отливали стволы орудий, винтовок, ружей, детали самолетов, автомобилей. Вве­дение в состав сталей молибдена в сочета­нии с хромом и вольфрамом повышает их твердость, из этих сталей делали танковую броню. Молибденовая сталь прочна, остра, тверда, гибка, из нее делали клинки, сабли, мечи, ножи.


Хром. Хромовые стали были нужны для изготовления огнестрельных орудий, броне­вых плит, корпусов подводных лодок, рес­сор, пружин, шарикоподшипников.


Азот. Азот обязательно входит в состав взрывчатых веществ. Ни одно взрывчатое вещество нельзя приготовить без азотной кислоты или ее солей: например, вам извест­ны тринитроглицерин — основа динамита, тринитротолуол (тротил, тол). Нитраты ба­рия, стронция, свинца использовались в пи­ротехнике для изготовления сигнальных ог­ней, цветных ракет, салютов.


Серебро. Серебро в сплавах с индием ис­пользовали для изготовления прожекторов для противовоздушной обороны. Зеркала применяли врачи, сигнальщики, подводники. Обеззараживающие свойства серебра и его соединений использовали в медицине, соеди­нения серебра с бромом — в фотографии.


Участники устного журнала покидают сцену. Тихо звучит Седьмая симфония Д. Шостаковича.


1-й учащийся. Ленинград. 900-дневная блокада.

И ежели отныне захотят,

Найдя слова с понятиями вровень,

Сказать о пролитой бесценной крови,

О мужестве, проверенном стократ,

О доблести, то скажут: Ленинград, —

И все сольется в этом слове.


Поистине самоотвержен­ной была работа ленинградских ученых. Не­смотря на все тяготы жизни в городе, обстре­лы и бомбежки, многие ученые в течение 900 дней блокады продолжали вести научную работу. Государственный институт приклад­ной химии в 1941-1942 гг. выпускал 29 видов военной продукции. В мастерских Технологи­ческого института им. Ленсовета было орга­низовано производство боеприпасов и меди­каментов. В Физико-техническом институте Академии наук СССР были разработаны зажи­гательные смеси, которые горели даже под дождем.


2-й учащийся. Дорога жизни — знамени­тая трасса, проложенная по льду Ладожско­го озера, единственный транспортный путь, связывавший город с Большой землей. В пур­гу на дороге начинались аварии — машины неожиданно проваливались под лед. Ученых попросили выяснить причины этого. Изучив механизм волнообразных колебаний льда, Павел Павлович Кобеко составил таблицы для расчета движения по Ладожской трассе с любыми грузами. Аварии прекратились.


3-й учащийся. При остром недостатке электроэнергии, воды, топлива в Ленинграде круглосуточно изготовлялись запалы с горю­чей жидкостью для противотанковых буты­лок, сигнальные ракеты для партизан и раз­ведчиков, химические поглотители для про­тивогазов, пиротехнические боеприпасы.


Вновь звучит Седьмая симфония Д. Шос­таковича.


4-й учащийся.

...Я говорю с тобой под свист снарядов,

Угрюмым заревом озарена.

Я говорю с тобой из Ленинграда,

Страна моя, печальная страна.

Кронштадтский злой, неукротимый ветер

В мое лицо закинутое бьет.

В бомбоубежищах уснули дети,

Ночная стража встала у ворот.

Над Ленинградом — смертная угроза...

Бессонны ночи, тяжек день любой.

Но мы забыли, что такое слезы,

Что называлось страхом и мольбой.

Я говорю: нас, граждан Ленинграда,

Не поколеблет грохот канонад,

И если завтра будут баррикады —

Мы не покинем наших баррикад.

И женщины с бойцами встанут рядом,

И дети нам патроны поднесут,

И надо всеми нами зацветут

Старинные знамена Петрограда.

Руками сжав обугленное сердце,

Такое обещание даю

Я, горожанка, мать красноармейца,

Погибшего под Стрельною в бою:

Мы будем драться с беззаветной силой,

Мы одолеем бешеных зверей,

Мы победим, клянусь тебе, Россия,

От имени российских матерей.


5-й учащийся. На фронтах Отечественной войны сража­лись десятки тысяч представителей науки, проявляя мужество, стойкость и преданность Родине.


Нам руки даны, чтобы землю обнять

И сердцем ее отогреть.

Нам память дана, чтобы павших поднять

И вечную славу им петь.

Осколком снаряда береза пробита,

И буквы легли на гранит...

Ничто не забыто, ничто не забыто,

Никто не забыт!

Не старят года, не изменят века

Черты дорого лица.

Героев своих мы найдем имена

И впишем навечно в сердца!


6-й учащийся. Наконец пришла долго­жданная Победа. И 9 мая 1945 года в 22 часа пурпурная заря салюта встала над Москвой.




1-й учащийся. Великая Победа! Она была необходима человечеству, чтобы сохранить на земле жизнь, и поэтому память о сорок пятом вечна, как сама жизнь!


3-й учащийся. Мы должны помнить о том, что Великая Отечественная война была смер­тельным противоборством не только оружия и терпения, не только идей и стратегий. В научно-техническом XX веке это было сраже­ние производств, экономик и наук. Вместе с солдатами в сорок пятом победили рабочие и мастера, инженеры, доктора наук, военные медики и сугубо гражданские химики!


Звучит песня «День Победы», слова В. Харитонова, муз. Д. Тухманова.


Выступления учащихся сопровождаются показом слайдов портретов ученых и знаков химических элементов.
















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!