Внеклассное мероприятие по математике
«Час веселой математики»
Выполнила:
Учитель математики
Джанакавова Бийке Магомедовна
Туршунай
2023 г.
Внеклассное мероприятие по математике «Час веселой математики»
Цели мероприятия:
1) способствовать развитию мышления познавательной и творческой активности учащихся;
2) воспитывать чувство юмора и смекалки, интерес к предмету математики.
Задачи:
- Образовательные: теоретическое повторение ранее изученного материала в увлекательной форме.
- Воспитательные: воспитание умения работать в команде, уважения к сопернику, воспитание чувства ответственности.
- Развивающие: развитие познавательного интереса, логического мышления, творческой активности, умения грамотно излагать свои мысли.
Оборудование и материалы: компьютер, интерактивная доска, мешочек с жетонами, жетончики с баллами, таймер, презентация.
В игре принимали участие команды учащихся 9 «А» класса. Мы заранее определили количество команд (три) и их состав. Состав одной команды 7 человек.
Жетон
Ход мероприятия
Учитель: Добрый день, дорогие ребята! Сегодня у нас математическое мероприятие «Час веселой математики». Мы собрались, чтобы решить вопрос, кто будет победителем в нашем соревновании.
Учитель: А начать наше мероприятие я хочу со слов, взятых в качестве эпиграфа:
“Без труда не бывает победы,
Мы найдем очень просто ответы!”
Учитель: Итак, давайте расскажу правила игры. Наша игра разделена на несколько этапов, давайте посмотрим на какие:
Учитель: В каждом этапе есть разные задания, которые нужно выполнить на время, если команда успевает дать правильный ответ, то она получает жетон с 1 баллом, но, если команда не успевает ответить или не знает правильного ответа, ход переходит к следующей команде. Выкрикивания не принимаются, а принимаются ответы по поднятой руке. В конце игры мы произведем подсчет баллов и команда, которая выиграет, получит призы.
Учитель: А теперь давайте познакомимся с нашими командами. И так наш первый этап игры:
1 Этап: «Представление команд»
Учитель: Команда должна придумать себе название и приветствие, а также выбрать капитана команды. Конкурс оценивается в 1 бал каждой команде.
2Этап: «Разминка»
Учитель: Чтоб наша игра прошла без заминки, Ее начнем.. Ну, конечно, с разминки.
Каждой команде задается по 10 вопросов. За каждый правильный ответ – 1 балл (жетон).
Вопросы первой команде:
Четырехугольник у которого две стороны параллельны, а две другие - нет. (трапеция).
Назовите самую большую хорду в круге (диаметр)
Арифметический квадратный корень из 144 (12)
Что тяжелее 1кг ваты или 1кг железа? (одинаково)
Может ли в треугольнике быть 2 тупых угла? (нет)
На что похожа половина яблока? (на вторую половину)
Назовите наименьшее двухзначное число (10)
Сколько корней имеет квадратное уравнение? (2,1,0)
Как называется параллелограмм, у которого все стороны равны, а углы прямые? (квадрат)
Как называется отрезок, соединяющий середины сторон треугольника? (средняя линия)
Вопросы второй команде:
Арифметический квадратный корень из 169? (13)
Может ли в треугольнике быть два прямых угла? (нет)
Как называется верхняя часть дроби? (числитель)
Назовите число, разделяющее положительные и отрицательные числа (0)
Как найти площадь прямоугольника? (длина*ширину)
Направленный отрезок? (вектор)
Наименьшее четное число? (2)
Треугольник, у которого все стороны равны (равносторонний)
Сотая часть числа (процент)
Сколько музыкантов в квартете (4)
Вопросы третьей команде:
1. Третья часть от 60? (20)
2. Как называется сумма всех сторон прямоугольника (периметр)
3. Горело 5 свечей, две из них потушили. Сколько осталось (2)
4. Три в квадрате 9, четыре в квадрате 16, а чему равен угол в квадрате? (90)
5. Крыша дома не симметричная: левый скат составляет с горизонталью 60 градусов, а правый 70 градусов. Если петух откладывает яйцо на гребень крыши, в какую сторону упадет яйцо? (петух яйцо не несет)
6. Из скольких звезд состоит большая медведица? (7)
7. Сотая часть дециметра? (1мм)
8. Параллелограмм, у которого все стороны равны (ромб).
9. Что является графиком функции у=х в квадрате (парабола).
10. Утверждение, которое не доказывается (аксиома).
3 Этап: «Конкурс капитанов»
Учитель: Как песня не может прожить без баяна, так и команда без капитана.
Для участия в конкурсе приглашаются капитаны команд. Капитан должен, верно, ответить на как можно большее количество вопросов, за определенное время (30секунд). Если возникли затруднения с ответом, капитан просит перейти к следующему вопросу, сказав слово «Дальше». Верный ответ приносит команде 1 жетон.
Задания для капитанов:
Вопросы первой команде:
1. Зависимость одной величины от другой.
2. Параллелограмм с равными сторонами.
3. Тригонометрическая функция
4. Прямоугольный параллелепипед с равными измерениями
5. Сказать любое математическое определение на букву «с»
Вопросы второй команде:
1. Абсолютная величина числа?
2. График квадратичной функции?
3. Теорема, не требующая доказательства?
4. … определения функции?
5. Сказать любое математическое определение на букву «д».
Вопросы третьей команде:
1. Величина, не имеющая направления?
2. Часть прямой, ограниченная с одной стороны?
3. График обратной пропорциональности?
4. …. абсцисс?
5. Сказать любое математическое определение на букву «к».
4 Этап: «Подумай! Сообрази!»
Учитель: В конкурсе участвует один учащийся из каждой команды. Ему предлагается список математических терминов, которые необходимо попытаться передать без слов. Команда должна угадать. За верно угаданное слово – 2 жетона.
Задания 1 команде:
Треугольник, эллипс, неравенство, доска, угол, фигуры;
Задания 2 команде:
Сложение, мел, периметр, ученик, диагональ, прямая;
Задания 3 команде:
Круг, вычитание, уравнение, график, парта, скобки;
5 Этап: «Великие математики»
Учитель: По предложенным вам высказываниям определить, каждая команда должна отгадать великого математика. За верный ответ команда получает 5 жетонов.
1 команда:
В 1700 году Петром первым он был учинен российскому благородному юношеству учителем математики. Создал первый русский для школы учебник по математике и навигации.
Этот человек родился в Тверской губернии. Его сын на могильном камне написал, что «… отец наукам изучался дивным и неудобно вероятным способом …»
В знак признания достоинств этого математика Петр первый пожаловал ему другую фамилию, чем хотел подчеркнуть, что развитый ум и знания привлекают к человеку других людей с такой же силой, с как магнит притягивает к себе железо.
Ответ: Магницкий Леонтий Филиппович.
2 команда:
Этот немецкий ученый увлекался не только математикой, но и механикой, физикой, астрономией и геодезией. Считается одним из величайших математиков всех времён, «королём математиков»
Он в трехлетнем возрасте заметил ошибку в расчетах своего отца. В семь лет он пошел в школу и решил предложенную учителем задачу за несколько секунд. До самой старости он привык большую часть вычислений производить в уме.
Умер он в середине XIX века, завещав начертить на своей надгробной плите правильный семнадцати угольник, вписанный в круг. Это была первая решенная им задача, которой он гордился больше всего.
Ответ: Карл Фридрих Гаусс.
3 команда:
Этот математик древности погиб от меча римского солдата, гордо воскликнув: Отойди, не трогай моих чертежей!»
Он является основателем гидростатики, создателем мощных катапульт, гигантских кранов.
Его именем впоследствии были названы спираль, закон, винт.
Ответ: Архимед.
6 Этап: «Кто ответит?»
Учитель: В данном конкурсе каждая команда отвечает на вопросы в течение 1 минуты. Кто ответит на большее число вопросов, тот получит 5 жетонов, кто на среднее число вопросов – 3 жетона, кто на минимальное число вопросов - 1 жетон.
Учитель задает вопросы.
Вопросы:
Кто автор учебника «Геометрия 7-11 класс»? (Л.С.Атанасян)
Сколько плоскостей симметрии имеет куб? (12 плоскостей.)
Кто из ученых ввел функциональную зависимость? (Ренэ Декарт.)
Какое число без остатка делится на любое ненулевое число? (Ноль.)
Чему равен ? ( )
Формула площади квадрата? ( )
Кто ввел координатную плоскость? ( Декарт.)
Кратчайшее расстояние от точки до прямой? (Перпендикуляр.)
Отрезок, соединяющий вершину треугольника с серединой противолежащей стороны? ( Медиана.)
Основное тригонометрическое тождество. ( )
Если дискриминант квадратного уравнения равен 0, то уравнение имеет …(один корень)
Луч, делящий угол пополам. (Биссектриса.)
Чему равна площадь параллелограмма? ( )
Чему равен тангенс угла в ? (Единице.)
Какой угол называется центральным? (Угол, с вершиной в центре окружности.)
График квадратичной функции? (Парабола.)
Как называются углы, если стороны одного из них являются продолжением сторон другого? (Вертикальные.)
Как называется треугольник, у которого все стороны и углы рваны? (Правильный, равносторонний.)
Формула площади круга? ( )
Что такое периметр? (Сумма всех сторон.)
С какого года на Руси встречают Новый год с 31 декабря на 1 января? (с 1700 года.)
У кого из сказочных героев два глаза, но одна голова? ( Ехидна.)
Свойство смежных углов. (Их сумма равна 180 .)
Как называются оси координат в пространстве? (Абсцисса, ордината, аппликата.)
Что такое модуль вектора? (Его длина.)
Чему равна сумма углов треугольника? (1800)
Чему равен 1 000 000 мм? (1 км.)
Чему равен катет, лежащий против угла в 300? (Половине гипотенузы.)
Отрезок, соединяющий любые две точки окружности. (Хорда.)
Часть геометрии, изучающая фигуры на плоскости? (Планиметрия.)
Формула для вычисления длины окружности. ( )
Ребро куба увеличили в 2 раза. Во сколько раз увеличится его объем? (В 8 раз.)
Как называется отношение противолежащего катета к гипотенузе? (Синусом.)
Фигуры, имеющие равные площади называются… (Равновеликими.)
Чему равна сумма смежных углов ? (1800)
Фигура, образованная двумя лучами, исходящими из одной точки? (Углом.)
Предложение, которое необходимо доказывать. (Теорема.)
Утверждение, принимаемое без доказательства. (Аксиома.)
Что в переводе с древнегреческого означает слово «трапеция»? (Столик.)
Тень, отбрасываемая фигурой. (Проекция.)
Какие числа называются четными? (Которые делятся на 2.)
Кто изобрел первую логарифмическую линейку? (Вильям Оутред.)
Чему равно число ? ( )
Как называлась первая книга по геометрии, которую написал Евклид? («Начало»)
Количество цветов в радуге. (Семь.)
7 Этап: «Подведение итогов»
Результаты интеллектуальной игры: подводят итоги, объявляют команду-победителя, проводится награждение
Команды | | | |
Количество баллов за конкурсы |
1этап | | | |
2этап | | | |
3этап | | | |
4этап | | | |
5этап | | | |
6этап | | | |
Итого баллов | | | |
Место | | | |
Учитель: Я хочу поблагодарить всех вас за активное участие в конкурсе, за то, что мы с вами умеем жить полной жизнью, радоваться и огорчаться, увлекаться и удивляться, шутить, быть справедливыми, упорными и правдивыми.
Желаю вам хорошего настроения и удачи!