СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Внеклассное мероприятие по русскому языку в 6 классе

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Внеклассное мероприятие соревновательного характера. Увлекательная форма. Занимательные задания, лингвистические задачи, ребусы и шарады.

Просмотр содержимого документа
«Внеклассное мероприятие по русскому языку в 6 классе»

БРЕЙН–РИНГ

«ЗНАЙ И ЛЮБИ РУССКИЙ ЯЗЫК»

в 5 классе

Белицкий А.Ф.,

учитель русского языка и литературы

МБОУ «Шахтерская гимназия»


Цели:

Стратегическая цель: воспитывать стойкий интерес к русскому языку.

Цели игры:

Учебные цели: формировать лингвистическую компетентность, повторить языковой материал, обобщить и углубить знания по разделам русского языка, изучаемых в 5 классе.

Личностные цели: развивать языковую зоркость, логическое мышление, литературную речь.

Метапредметные цели: развивать умение работать в команде, добиваться успеха, радоваться успехам товарищей, ставить цель и искать пути ее достижения.


Сценарий мероприятия

I. Организационный момент.

  1. Оформление.

1.1. Кабинет украшен заранее подготовленными командами плакатами.


1.2. На мультимедийном экране эпиграф















1.3. Вступительное слово учителя. Мотивация. Легенда о Эзопе.

Знаменитый баснописец древней Греции Эзоп был рабом философа Ксанфа. Однажды Ксанф пригласил гостей и приказал Эзопу приготовить самое лучшее угощение. Эзоп купил языки и приготовил из них три блюда. Ксанф спросил, почему Эзоп подает только языки. Эзоп ответил: «Ты велел купить самое лучшее. А что может быть на свете лучше языка? При помощи языка строят города, развивается культура народов. При помощи языка люди могут объясняться друг с другом и решать различные вопросы, просить и приветствовать, мириться и давать, получать и выполнять просьбы, вдохновлять на подвиги и выражать ласку, радость, объясняться в любви. Поэтому нужно думать, что нет ничего лучше языка».

Такое рассуждение пришлось по сердцу Ксанфу и его гостям.

В другой раз Ксанф распорядился, чтобы Эзоп приобрел к обеду худшее. Эзоп опять пошел покупать языки. Все удивились этому. Тогда Эзоп начал объяснять Ксанфу: «Ты велел мне сыскать самое худшее. А что на свете хуже языка? Посредством языка люди огорчают и разочаровывают друг друга, посредством языка можно лицемерить, лгать, обманывать, хитрить, ссориться. Язык может сделать людей врагами, он может вызвать войну, он приказывает разрушать города и даже целые государства, он может в нашу жизнь принести горе и зло, предавать, оскорблять. Может ли быть что-нибудь хуже языка?»

Задумались гости, и не всем понравился ответ Эзопа....

1.4.Слово ведущим.

1-й. Язык – удивительнейший из даров, которым наделён человек. Это могучее орудие человека в его трудовой и творческой деятельности. В мире насчитывается ныне более двух с половиной тысяч языков. Большинство же человечества объясняется на двадцати языках.

2-й. В это число входит и наш русский язык, на котором говорят свыше двухсот пятидесяти миллионов человек. Сейчас в разных странах мира русский язык изучают более 20 миллионов человек. Это значит, что каждый седьмой житель нашей планеты знает русский язык. Русский язык стал языком развития и укрепления дружбы и сближения народов разных стран.

1-й. Русское слово можно услышать сегодня на всех континентах, в самых отдалённых уголках Земли. Сбылись слова А.Н.Толстого: «Настанет время – русский язык начнут изучать по всем меридианам земного шара».

2-й. Стужа ль жгла, дожди ли моросили,-

Забывая и боль и грусть,

Как молитву, язык России

Я заучивал наизусть.

1-й. В нем, мне кажется, от природы,

Как в живительном корне, есть

Свежесть совести, сок свободы,

Благородство, размах и честь.

2-й. Я ко всем наукам ключ имею,

Я со всей Вселенною знаком –

Это потому, что я владею

Русским всеохватным языком.

1-й. Наш язык – язык труда и света,

Он широк, и ясен, и велик,

Слушает с волнением планета

Пушкина бессмертного язык.

2-й. Мелодичный, гибкий и певучий,

С детства он меня очаровал,

И не зря великим и могучим

Наш язык Тургенев называл.


1.5. Объяснение правил игры. Представление жюри. Представление команд и групп поддержки. Ведущие дают старт игре.


2.Ход мероприятия.

2.1. Команды заранее получили домашнее задание: выразительное чтение стихотворений о русском языке.

Мужество

Анна Ахматова

Мы знаем, что ныне лежит на весах
И что совершается ныне.
Час мужества пробил на наших часах,
И мужество нас не покинет.
Не страшно под пулями мёртвыми лечь,
Не горько остаться без крова, -
И мы сохраним тебя, русская речь,
Великое русское слово.

Родной язык

Валерий Яковлевич Брюсов

Мой верный друг! Мой враг коварный!
Мой царь! Мой раб! Родной язык!
Мои стихи – как дым алтарный!
Как вызов яростный – мой крик!

Ты дал мечте безумной крылья,
Мечту ты путами обвил.
Меня спасал в часы бессилья
И сокрушал избытком сил.

2.2. Вопросы командам:

Вопрос № 1
Раздел науки о языке, который изучает значение слова, называется
А. Фонетика
Б. Морфемика
В. Лексикология

Вопрос № 2
Часть слова называется…
А. Морфема
Б. Звук
В. Слово

Вопрос № 3

В какой строке в приставке пишется З?
А. Во..стание, ра..сказ
Б. Ра..свет, ра..сориться
В. Ра..глядывание, во..звание


Вопрос № 4
Что не является словосочетанием?

А. Раздается песня
Б. Радостная песня
В. Веселая песня


Вопрос № 5
Выпишите дополнение из данного предложения.
Советский разведчик внимательно осмотрел местность.



Вопрос № 6
Укажите слово, в корне которого не пишется непроверяемая согласная.

А. Здра...ствуй
Б .Чудес…ный
В .Чу...ствовать


Вопрос № 7
Найдите слова, на конце которых НЕ пишется мягкий знак.

А. Шалаш...
Б. Бежиш...
В. Сторож...


Вопрос № 8

Из данного предложения выпишите грамматическую основу

Мы с приятелем вдвоем замечательно живем.


Вопрос № 9
В каком слове буква е обозначает два звука?

А. апрель
Б. месяц
В. еловый


Вопрос № 10
В каком слове неправильно поставлено ударение?

А. звОнишь
Б. бАнты
В. тОрты


Вопрос № 11

Укажите предложение с однородными подлежащими:

А. Дождь стучал по крыше, трепал листья в саду, плескался на дворе в лужах.
Б. Пушистый снег закрывает дома, столбы, деревья беленой пеленой.
В. На юг улетают журавли, скворцы, грачи.

2.3. Задание, которое болельщики подготовили команде соперников: угадать по пантомиме по басню Крылова.

2.4. Продолжаем задавать вопросы командам:

1. Объясните пример с точки зрения фонетики:


36 + 6 = 42


2. В каком слове сорок гласных? 
В каком слове половина буквы?


3. В каких словах по 100 согласных?

4. Найдите «четвёртый лишний»:

Наез…ник, праз…ник, звёз…ный, ужас…ный;

5. Назовите синоним к слову «антракт».


6. Слово «терра»  по латыни обозначает «земля». Назовите слова, начинающиеся с  «терра».


7. Разгадайте ребусы:







8. Подберите слово, которое служило бы окончанием первого и началом второго (количество точек равно количеству букв).

у(…)ова, 

ме(…)олад, 

пе(…)ол, 

беге(…)ор


9. Назовите лишнее слово в данном ряду:

диво, удивлять, диван, дивный


10 . Какой частью речи может быть слово «печь»?



11. Из двух (трех) слов составьте одно, например, кит + рана = картина:

вал + иго;

мир + дно + оса;

око+ножка+сор

сила + пень


12. Расшифруйте фразу:

Ю рюгёнёлъа тюп сэролий


13. Назовите виды предложений по интонации и по цели высказывания


14. Разгадайте шараду:


Слог первый мой - предлог,
Второй - летний дом,
А целое порой
Решается с трудом.

15. Подберите обобщающие слова:

1. наречие, предлог, глагол.

2. корень, основа, окончание.

3. звонкий, глухой, шипящий.

4. подлежащее, определение, сказуемое.


16.В каком учебном заведении круглые сутки без перерыва гимн звучит?


17. Назовите 2 синонима слову Родина.


18. Как образовалось слово ДОНБАСС?


2.5. Команды читают стихи о Донбассе.


Владимир Зайцев

Запели над Донбассом соловьи,
Дохнули ветры запахом полынным.
Как объясненье вечное в любви
К степям твоим, просторным и былинным.

Донбасс – моё Отечество, Донбасс!
Тебя века на крепость испытали!
Ты мощь свою показывал не раз
Теплом угля, упругим блеском стали!

В краях других немало есть красот,
Но этот край из всех для нас дороже!
Мы из Донбасса, мы такой народ,
Который всё осилит и всё сможет!

Донбасс! Моё Отечество – Донбасс!
Могучий край родной моей державы!
В веках не оскудеет этот пласт
Рабочей Чести, Мужества и Славы!



Павел Беспощадный


Пока в груди шахтерской сердце живо
И в сердце кровь сыновняя тепла,
Хочу, чтоб песня с врубовкой дружила,
Варила сталь и в глубь ствола вела,
Клепала клети, и вздымала зданья,
И на лесах большого созиданья
Примером высшей доблести была.
Донбассу жить! Сирена шлет сирене
Горняцкой дружбы благовест стальной:
Донбасс никто не ставил на колени
И никому поставить не дано!
И нет земли прекрасней, вдохновенней,
Где все творцом-народом создано.
Донбасс никто не ставил на колени
И никому поставить не дано!


3. Подведение итогов.

3.1.Работа жюри.

3.2.Конкурс для болельщиков. Видеовопросы по сказкам.

3.3.Объявление результатов.

3.4.Награждение.










Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!