БРЕЙН–РИНГ
«ЗНАЙ И ЛЮБИ РУССКИЙ ЯЗЫК»
в 5 классе
Белицкий А.Ф.,
учитель русского языка и литературы
МБОУ «Шахтерская гимназия»
Цели:
Стратегическая цель: воспитывать стойкий интерес к русскому языку.
Цели игры:
Учебные цели: формировать лингвистическую компетентность, повторить языковой материал, обобщить и углубить знания по разделам русского языка, изучаемых в 5 классе.
Личностные цели: развивать языковую зоркость, логическое мышление, литературную речь.
Метапредметные цели: развивать умение работать в команде, добиваться успеха, радоваться успехам товарищей, ставить цель и искать пути ее достижения.
Сценарий мероприятия
I. Организационный момент.
Оформление.
1.1. Кабинет украшен заранее подготовленными командами плакатами.
1.2. На мультимедийном экране эпиграф
1.3. Вступительное слово учителя. Мотивация. Легенда о Эзопе.
Знаменитый баснописец древней Греции Эзоп был рабом философа Ксанфа. Однажды Ксанф пригласил гостей и приказал Эзопу приготовить самое лучшее угощение. Эзоп купил языки и приготовил из них три блюда. Ксанф спросил, почему Эзоп подает только языки. Эзоп ответил: «Ты велел купить самое лучшее. А что может быть на свете лучше языка? При помощи языка строят города, развивается культура народов. При помощи языка люди могут объясняться друг с другом и решать различные вопросы, просить и приветствовать, мириться и давать, получать и выполнять просьбы, вдохновлять на подвиги и выражать ласку, радость, объясняться в любви. Поэтому нужно думать, что нет ничего лучше языка».
Такое рассуждение пришлось по сердцу Ксанфу и его гостям.
В другой раз Ксанф распорядился, чтобы Эзоп приобрел к обеду худшее. Эзоп опять пошел покупать языки. Все удивились этому. Тогда Эзоп начал объяснять Ксанфу: «Ты велел мне сыскать самое худшее. А что на свете хуже языка? Посредством языка люди огорчают и разочаровывают друг друга, посредством языка можно лицемерить, лгать, обманывать, хитрить, ссориться. Язык может сделать людей врагами, он может вызвать войну, он приказывает разрушать города и даже целые государства, он может в нашу жизнь принести горе и зло, предавать, оскорблять. Может ли быть что-нибудь хуже языка?»
Задумались гости, и не всем понравился ответ Эзопа....
1.4.Слово ведущим.
1-й. Язык – удивительнейший из даров, которым наделён человек. Это могучее орудие человека в его трудовой и творческой деятельности. В мире насчитывается ныне более двух с половиной тысяч языков. Большинство же человечества объясняется на двадцати языках.
2-й. В это число входит и наш русский язык, на котором говорят свыше двухсот пятидесяти миллионов человек. Сейчас в разных странах мира русский язык изучают более 20 миллионов человек. Это значит, что каждый седьмой житель нашей планеты знает русский язык. Русский язык стал языком развития и укрепления дружбы и сближения народов разных стран.
1-й. Русское слово можно услышать сегодня на всех континентах, в самых отдалённых уголках Земли. Сбылись слова А.Н.Толстого: «Настанет время – русский язык начнут изучать по всем меридианам земного шара».
2-й. Стужа ль жгла, дожди ли моросили,-
Забывая и боль и грусть,
Как молитву, язык России
Я заучивал наизусть.
1-й. В нем, мне кажется, от природы,
Как в живительном корне, есть
Свежесть совести, сок свободы,
Благородство, размах и честь.
2-й. Я ко всем наукам ключ имею,
Я со всей Вселенною знаком –
Это потому, что я владею
Русским всеохватным языком.
1-й. Наш язык – язык труда и света,
Он широк, и ясен, и велик,
Слушает с волнением планета
Пушкина бессмертного язык.
2-й. Мелодичный, гибкий и певучий,
С детства он меня очаровал,
И не зря великим и могучим
Наш язык Тургенев называл.
1.5. Объяснение правил игры. Представление жюри. Представление команд и групп поддержки. Ведущие дают старт игре.
2.Ход мероприятия.
2.1. Команды заранее получили домашнее задание: выразительное чтение стихотворений о русском языке.
Мужество
Анна Ахматова
Мы знаем, что ныне лежит на весах
И что совершается ныне.
Час мужества пробил на наших часах,
И мужество нас не покинет.
Не страшно под пулями мёртвыми лечь,
Не горько остаться без крова, -
И мы сохраним тебя, русская речь,
Великое русское слово.
Родной язык
Валерий Яковлевич Брюсов
Мой верный друг! Мой враг коварный!
Мой царь! Мой раб! Родной язык!
Мои стихи – как дым алтарный!
Как вызов яростный – мой крик!
Ты дал мечте безумной крылья,
Мечту ты путами обвил.
Меня спасал в часы бессилья
И сокрушал избытком сил.
2.2. Вопросы командам:
Вопрос № 1
Раздел науки о языке, который изучает значение слова, называется…
А. Фонетика
Б. Морфемика
В. Лексикология
Вопрос № 2
Часть слова называется…
А. Морфема
Б. Звук
В. Слово
Вопрос № 3
В какой строке в приставке пишется З?
А. Во..стание, ра..сказ
Б. Ра..свет, ра..сориться
В. Ра..глядывание, во..звание
Вопрос № 4
Что не является словосочетанием?
А. Раздается песня
Б. Радостная песня
В. Веселая песня
Вопрос № 5
Выпишите дополнение из данного предложения.
Советский разведчик внимательно осмотрел местность.
Вопрос № 6
Укажите слово, в корне которого не пишется непроверяемая согласная.
А. Здра...ствуй
Б .Чудес…ный
В .Чу...ствовать
Вопрос № 7
Найдите слова, на конце которых НЕ пишется мягкий знак.
А. Шалаш...
Б. Бежиш...
В. Сторож...
Вопрос № 8
Из данного предложения выпишите грамматическую основу
Мы с приятелем вдвоем замечательно живем.
Вопрос № 9
В каком слове буква е обозначает два звука?
А. апрель
Б. месяц
В. еловый
Вопрос № 10
В каком слове неправильно поставлено ударение?
А. звОнишь
Б. бАнты
В. тОрты
Вопрос № 11
Укажите предложение с однородными подлежащими:
А. Дождь стучал по крыше, трепал листья в саду, плескался на дворе в лужах.
Б. Пушистый снег закрывает дома, столбы, деревья беленой пеленой.
В. На юг улетают журавли, скворцы, грачи.
2.3. Задание, которое болельщики подготовили команде соперников: угадать по пантомиме по басню Крылова.
2.4. Продолжаем задавать вопросы командам:
1. Объясните пример с точки зрения фонетики:
36 + 6 = 42
2. В каком слове сорок гласных?
В каком слове половина буквы?
3. В каких словах по 100 согласных?
4. Найдите «четвёртый лишний»:
Наез…ник, праз…ник, звёз…ный, ужас…ный;
5. Назовите синоним к слову «антракт».
6. Слово «терра» по латыни обозначает «земля». Назовите слова, начинающиеся с «терра».
7. Разгадайте ребусы:
8. Подберите слово, которое служило бы окончанием первого и началом второго (количество точек равно количеству букв).
у(…)ова,
ме(…)олад,
пе(…)ол,
беге(…)ор
9. Назовите лишнее слово в данном ряду:
диво, удивлять, диван, дивный
10 . Какой частью речи может быть слово «печь»?
11. Из двух (трех) слов составьте одно, например, кит + рана = картина:
вал + иго;
мир + дно + оса;
око+ножка+сор
сила + пень
12. Расшифруйте фразу:
Ю рюгёнёлъа тюп сэролий
13. Назовите виды предложений по интонации и по цели высказывания
14. Разгадайте шараду:
Слог первый мой - предлог,
Второй - летний дом,
А целое порой
Решается с трудом.
15. Подберите обобщающие слова:
1. наречие, предлог, глагол.
2. корень, основа, окончание.
3. звонкий, глухой, шипящий.
4. подлежащее, определение, сказуемое.
16.В каком учебном заведении круглые сутки без перерыва гимн звучит?
17. Назовите 2 синонима слову Родина.
18. Как образовалось слово ДОНБАСС?
2.5. Команды читают стихи о Донбассе.
Владимир Зайцев
Запели над Донбассом соловьи,
Дохнули ветры запахом полынным.
Как объясненье вечное в любви
К степям твоим, просторным и былинным.
Донбасс – моё Отечество, Донбасс!
Тебя века на крепость испытали!
Ты мощь свою показывал не раз
Теплом угля, упругим блеском стали!
В краях других немало есть красот,
Но этот край из всех для нас дороже!
Мы из Донбасса, мы такой народ,
Который всё осилит и всё сможет!
Донбасс! Моё Отечество – Донбасс!
Могучий край родной моей державы!
В веках не оскудеет этот пласт
Рабочей Чести, Мужества и Славы!
Павел Беспощадный
Пока в груди шахтерской сердце живо
И в сердце кровь сыновняя тепла,
Хочу, чтоб песня с врубовкой дружила,
Варила сталь и в глубь ствола вела,
Клепала клети, и вздымала зданья,
И на лесах большого созиданья
Примером высшей доблести была.
Донбассу жить! Сирена шлет сирене
Горняцкой дружбы благовест стальной:
Донбасс никто не ставил на колени
И никому поставить не дано!
И нет земли прекрасней, вдохновенней,
Где все творцом-народом создано.
Донбасс никто не ставил на колени
И никому поставить не дано!
3. Подведение итогов.
3.1.Работа жюри.
3.2.Конкурс для болельщиков. Видеовопросы по сказкам.
3.3.Объявление результатов.
3.4.Награждение.