А.П. Чехов. Трилогия о «футлярной жизни»
В конце 19 века во взглядах и настроениях Чехова появились новые черты. К.С. Станиславский говорил о Чехове той поры: «По мере того, как сгущалась атмосфера и дело приближалось к революции, он становится всё более решительным». В это время Чехов стал настойчиво говорить в своих произведениях, что «больше так жить невозможно», что время больших перемен уже близко, что будущее стучится в дверь. Всё больше герои А.П.Чехова задумываются над вопросом: как жить, в чём смысл жизни.
Три рассказа Чехова – «Человек в футляре», «Крыжовник», «О любви» – образуют «маленькую трилогию», опубликованную в 1898 году в журнале «Русская мысль». Литературоведы объединяют эти произведения по ряду признаков:1) общая тема («футлярная жизнь»), 2) одинаковая композиция («рассказ в рассказе»), 3) в них представлены одни и те же герои. Действие первого рассказа (обрамление) происходит в сарае старосты Прокофия, где пережидают дождь охотники Иван Иваныч и Буркин; действие двух других – по соседству, в имении Алехина, Софьине.
Рассказ «Человек в футляре»
-
Как зовут главного героя этого рассказа? Кто он по профессии? Какова его любимая поговорка?
-
Если у главного героя рассказа литературные предшественники? Или он исключительно чеховское создание? (Вспомните сказки С-Щедрина.)
-
Докажите, что главный герой этого рассказа одновременно и жалок, и страшен.
-
Как новый педагог, Коваленко, воспринимает всё происходящее в этом городе и в гимназии? Почему Чехов наделяет его профессией учителя географии?
-
Чему пытается научить Беликов молодого коллегу? В чем упрекает его? Что советует?
-
Почему Коваленко не боится Беликова? Ведь тот пригрозил донести начальству на молодого коллегу.
-
Что стало причиной смерти главного героя рассказа?
-
Обрел ли он свой идеал в финале рассказа?
-
Почему жизнь в городе после смерти Беликова не изменилась, не стала свободнее?
-
Что такое футляр? Где мы встречаем футляры в этом рассказе Чехова?
Рассказ «Крыжовник»
-
Докажите, что если Беликов показан в «маленькой трилогии» как человек уже сформировавшийся, то характер главного героя рассказа «Крыжовник», Николая Иваныча, дается в развитии.
-
Хороша ли мечта Николая Иваныча? С помощью каких средств достиг он своего счастья?
-
Если бы вы были доктором, какой диагноз бы вы поставили главному герою рассказа?
-
Почему вид счастливого человека в финале так отвратителен рассказчику, Ивану Иванычу, и нам, читателям? Зависть ли тому причиной? Как выглядит гигантское имение Николая Ивановича?
-
Как повлияла на Ивана Иваныча картина, которую он увидел в «Гималайском тож»? Как вы понимаете смысл фразы о «человеке с молоточком»?
-
Можно ли утверждать, что понятие «футлярной жизни» подходит и к этому рассказу?
Рассказ «О любви»
-
Главную тему трилогии мы помним. Неужели и любовь можно загнать в «футляр»?
-
Кто главный герой рассказа? Что он говорит о себе?
-
Чем в жизни Алехина становится его любовь к Анне Алексеевне? Что мучает героев?
-
Найдите в тексте ответ на вопрос о том, почему Алехина не признается Анне Алексеевне в своей любви.
-
Докажите, что название рассказа звучит иронично, отчасти вопросительно. В нем много говорится о любви, но есть ли сама любовь? Почему герои рыдают в конце произведения?
-
Что сближает Алехина с Беликовым и Николаем Иванычем? Что отличает?
-
Как проявляется «футлярность» в этом рассказе?
Главная мысль, которая объединяет эти три рассказа и которая лейтмотивом проходит через всё творчество Чехова, – это мысль о том, что человек должен быть свободен – от предрассудков, от суда обывателей, он должен бескорыстно служить общественному благу, нести другим людям добро и счастье, но при этом надо постараться и самому стать счастливым. «Не успокаивайтесь, не давайте усыплять себя! Пока молоды, сильны, бодры, не уставайте делать добро!»