СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 10.07.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Вопросы к разбору "маленькой трилогии" А.П. Чехова

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Предлагаю Вашему вниманию вопросы, которые могут пригодиться при анализе трёх рассказов А.П. Чехова, входящих в "маленькую трилогию".

Просмотр содержимого документа
«Вопросы к разбору "маленькой трилогии" А.П. Чехова»

А.П. Чехов. Трилогия о «футлярной жизни»

В конце 19 века во взглядах и настроениях Чехова появились новые черты. К.С. Станиславский говорил о Чехове той поры: «По мере того, как сгущалась атмосфера и дело приближалось к революции, он становится всё более решительным». В это время Чехов стал настойчиво говорить в своих произведениях, что «больше так жить невозможно», что время больших перемен уже близко, что будущее стучится в дверь. Всё больше герои А.П.Чехова задумываются над вопросом: как жить, в чём смысл жизни.

Три рассказа Чехова – «Человек в футляре», «Крыжовник», «О любви» – образуют «маленькую трилогию», опубликованную в 1898 году в журнале «Русская мысль». Литературоведы объединяют эти произведения по ряду признаков:1) общая тема («футлярная жизнь»), 2) одинаковая композиция («рассказ в рассказе»), 3) в них представлены одни и те же герои. Действие первого рассказа (обрамление) происходит в сарае старосты Прокофия, где пережидают дождь охотники Иван Иваныч и Буркин; действие двух других – по соседству, в имении Алехина, Софьине.

Рассказ «Человек в футляре»

  1. Как зовут главного героя этого рассказа? Кто он по профессии? Какова его любимая поговорка?

  2. Если у главного героя рассказа литературные предшественники? Или он исключительно чеховское создание? (Вспомните сказки С-Щедрина.)

  3. Докажите, что главный герой этого рассказа одновременно и жалок, и страшен.

  4. Как новый педагог, Коваленко, воспринимает всё происходящее в этом городе и в гимназии? Почему Чехов наделяет его профессией учителя географии?

  5. Чему пытается научить Беликов молодого коллегу? В чем упрекает его? Что советует? 

  6. Почему Коваленко не боится Беликова? Ведь тот пригрозил донести начальству на молодого коллегу.

  7. Что стало причиной смерти главного героя рассказа?

  8. Обрел ли он свой идеал в финале рассказа?

  9. Почему жизнь в городе после смерти Беликова не изменилась, не стала свободнее?

  10. Что такое футляр? Где мы встречаем футляры в этом рассказе Чехова?

Рассказ «Крыжовник»

  1. Докажите, что если Беликов показан в «маленькой трилогии» как человек уже сформировавшийся, то характер главного героя рассказа «Крыжовник», Николая Иваныча, дается в развитии.

  2. Хороша ли мечта Николая Иваныча? С помощью каких средств достиг он своего счастья?

  3. Если бы вы были доктором, какой диагноз бы вы поставили главному герою рассказа?

  • Цель не оправдывает средства.

  • Счастье портит человека.

  • Приземленные мечты приземляют душу.

  • Из грязи вылез в князи.

  1. Почему вид счастливого человека в финале так отвратителен рассказчику, Ивану Иванычу, и нам, читателям? Зависть ли тому причиной? Как выглядит гигантское имение Николая Ивановича?

  2. Как повлияла на Ивана Иваныча картина, которую он увидел в «Гималайском тож»? Как вы понимаете смысл фразы о «человеке с молоточком»?

  3. Можно ли утверждать, что понятие «футлярной жизни» подходит и к этому рассказу?

Рассказ «О любви»

  1. Главную тему трилогии мы помним. Неужели и любовь  можно загнать в «футляр»?

  2. Кто главный герой рассказа? Что он говорит о себе?

  3. Чем в жизни Алехина становится его любовь к Анне Алексеевне? Что мучает героев?  

  4. Найдите в тексте ответ на вопрос о том, почему Алехина не признается Анне Алексеевне в своей любви.

  5. Докажите, что название рассказа звучит иронично, отчасти вопросительно. В нем много говорится о любви, но есть ли сама любовь? Почему герои рыдают в конце произведения?

  6. Что сближает Алехина с Беликовым и Николаем Иванычем? Что отличает?

  7. Как проявляется «футлярность» в этом рассказе?

Главная мысль, которая объединяет эти три рассказа и которая лейтмотивом проходит через всё творчество Чехова, – это мысль о том, что человек должен быть свободен – от предрассудков, от суда обывателей, он должен бескорыстно служить общественному благу, нести другим людям добро и счастье, но при этом надо постараться и самому стать счастливым. «Не успокаивайтесь, не давайте усыплять себя! Пока молоды, сильны, бодры, не уставайте делать добро!»


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!