СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Воспитание личности ребенка через труд

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Воспитание личности ребенка через труд»

ДОНЕЦКАЯ НАРОДНАЯ РЕСПУБЛИКА

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА ДОНЕЦКА

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ

ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ЯСЛИ-САД КОМБИНИРОВАННОГО ТИПА № 308 ГОРОДА ДОНЕЦКА»










КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ


«ВОСПИТАНИЕ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА ЧЕРЕЗ ТРУД»








Подготовил и провел:

воспитатель

Узбек В. В.

Дата проведения:

07.02.2024 г















Донецк – 2024 г.

Содержание

  1. Цель и задачи трудового воспитания детей.

  2. Разновидности детского труда

  3. Методические приёмы в трудовом воспитании дошкольников.

Вывод

Литература



Личность – это человек, самостоятельно выстраивающий и контролирующий свою жизнь и несущий за неё полную ответственность.

И. Кант



  1. Цель и задачи трудового воспитания детей.

Среди воспитательно-образовательных задач, выдвигаемых обществом, вопросы трудового воспитания детей всегда стоят на первом месте. Это привитие детям уважение к людям труда, к природному и рукотворному миру, в котором ребенку предстоит жить. Это единственная возможность воспитания в маленьком человеке трудолюбия, сознательного отношения к учению, стремления к созидательной деятельности, что впоследствии становится жизненной позицией человека, главным средством самоуважения.

Как известно, интерес к труду, необходимые трудовые навыки и личностные качества закладываются с детства. Задачи педагогов и родителей – не пропустить этот момент, ведь дошкольный возраст – ответственная и благодатная пора, когда ребенок с радостью открывает для себя удивительный мир окружающей действительности.

Труд должен войти в жизнь ребенка радостно и помочь в успешном всестороннем развитии.

Цель трудового воспитания: подготовить ребёнка к жизни, к участию в общественно полезном труде, сформировать активную целеустремлённую личность.

Задачи трудового воспитания:

  • формирование предпосылок трудовой деятельности;

  • воспитание положительного отношения к труду взрослых;

  • воспитание личности.

Труд позволяет сформировать у детей необходимый комплекс качеств, который формирует умение учиться. В процессе труда развиваются такие психические процессы, как восприятие, воображение, мышление, внимание, воля. Формируются основные качества личности (самостоятельность, активность, целеустремленность).

Труд способствует развитию:

  • Мышления

  • Внимания

  • Сообразительности

  • Творческого воображения

  • Умения планировать свою работу

Необходимым качеством для развития этих личностных черт, по мнению многих, является трудолюбие. Благодаря труду педагог сможет решать вопросы эстетического воспитания детей в процессе труда, будет учить детей видеть красоту окружающей природы, красоту творений, созданных руками человека, научит детей замечать и устранять недостатки в окружающей обстановке и стремиться к созданию красивого.

  1. Разновидности детского труда.

Виды детского труда:

  • Самообслуживания;

  • Элементарно-бытовой труд;

  • Труд в природе;

  • Ручной труд.

Труд должен входить в детей неоднообразно, скучно и навязчиво, а интересно, радостно, увлекательно. Ребенок должен получать от него удовлетворение, чувствовать причастность к настоящему делу, радоваться своим успехам. Это достигается благодаря игровым приемам и различным методическим находкам. Труд позволяет ребенку почувствовать самоценность. Он получает уверенность в своих возможностях, у него формируется чувство хозяина по отношению к своей группе, он учится организовывать свою бытовую сферу, постепенно осваивая необходимый для этого бытовой труд.

САМООБСЛУЖИВАНИЕ – это самостоятельная забора о чистоте тела, о порядке в костюме. В среднем возрасте этот вид труда становится нормой. Повышается требование к качеству действий, к времени затрачиваемому на это. Задачи формировать и совершенствовать трудовые навыки, воспитывать привычку к трудовому усилию решаются успешней при использовании игровых приемов. Например, перед мытьем рук воспитатель говорит: «Сегодня Чебурашка посмотрит, кто научился заворачивать рукава?» или «Сегодня Мишка будет проверять, как вы моете руки, посмотрит, у кого влажные рукава, и кто научился их правильно заворачивать». Во время раздевания можно предложить детям вспомнить, в каком порядке снимается одежда. Целесообразно использовать и произведения художественной литературы.

Хорошим стимулом является оценка деятельности ребенка, поощрение его успехов. В этом возрасте у ребенка начинает проявляться стремление научить товарища тому, что умеет сам. Педагогу нужно использовать эту особенность для воспитания доброжелательности, навыков взаимопомощи («Молодец Саша, помог Юле застегнуть пуговицу, она теперь не простудится» и т.п.). Методические приемы, как привлечение детей к анализу результатов труда, к объективной оценке деятельности каждого ребенка («Сейчас мы с Катей проверим, как вы оделись; посмотрите, как быстро оделась Маша» и т.п.)

Следует помнить, что прием объяснения показа способа действия на данном этапе по-прежнему занимает большое место в работе педагога. На конкретных примерах надо учить детей делать простейшие выводы, устанавливать причинные связи: забыл убрать сменную обувь – будешь долго искать; не повесила платье – будешь ходить в мятом.

ХОЗЯЙСТВЕННО-БЫТОВОЙ ТРУД – это та деятельность взрослых, которая наиболее доступна пониманию ребёнка. Дети среднего возраста могут заниматься уборкой групповой комнаты, участка; принимать участие в приготовление пищи (изделий из теста), в труде по ремонту книг, игрушек, одежды. Дети полностью сервируют стол, готовят всё необходимое для занятий, стирают кукольное бельё и т. п.

Необходимо помогать воспитанникам, распределять работу, своевременно добиваться результата. В процессе такого труда у детей воспитываются гуманные чувства, положительные взаимоотношения, навыки культурного общения. Например, педагог говорит, троим детям, что решил доверить им важное дело: навести порядок со строительным материалом. Выполняя подобные поручения, ребенок начинает понимать общественную необходимость своей работы, учится ответственно подходить к делу.

С начала года дети дежурят по столовой. Со второй половины года вводятся дежурства по подготовке учебного игрового материала к занятиям. Дети способны не только осознавать значимость своего труда, но и бережно к нему относиться. Например, если ребенок подклеил книгу, то он старается не только бережно с ней обращаться, но и следит, чтобы и другие дети проявляли эти качества.

ТРУД В ПРИРОДЕ – это особый вид труда, содержанием которого является уход за растениями и животными, выращивание овощей на огороде, озеленение участка и т.д.

Труд в природе благотворно влияет не только на развитие трудовых навыков, но и на воспитание нравственных чувств, закладывает основы экологического образования; способствует эстетическому, умственному, физическому развитию

Труд в природе имеет свою специфику:

  • результатом этого труда может быть материальный продукт (выращенные овощи, ягоды, цветы).

  • имеет отсроченный результат: посеяли семена и лишь через некоторое время смогли наблюдать результат в виде всходов, а затем и плодов.

  • ребенок всегда имеет дело с живыми объектами

  • дает детям возможность доставлять радость другим людям (угощать выращенными плодами, дарить цветы).

РУЧНОЙ И ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ТРУД – по своему назначению является трудом, направленным на удовлетворение эстетических потребностей человека. Он связан с изготовлением пособий, игрушек, поделок из бумаги, ткани, природного и бросового материала; предполагает умение пользоваться различными инструментами.

Этот труд способствует развитию фантазии, творческих способностей; развивает мелкие мышцы рук, способствует воспитанию выдержки, настойчивости, умению доводить начатое до конца. Результатами своего труда дети радуют других людей, создавая для них подарки. Важно помнить, что ребенка больше привлекает сам процесс труда, чем результат.

  1. Методические приёмы в трудовом воспитании дошкольников.

Наглядные методы:

  • Показ выполнения каждого элемента деятельности и их последовательности.

  • Наблюдение за действиями взрослого.

  • Рассматривание иллюстраций, моделей.

  • Просмотр диафильмов, мультфильмов

Словесные методы:

  • Объяснения действий взрослого в ходе показа.

  • Подробное словесное объяснение без показа.

  • Общее или индивидуальное напоминание.

  • Контроль и оценка деятельности детей.

  • Чтение художественной литературы.

Практические, игровые методы:

  • Сюрпризные моменты.

  • Игры с куклами.

  • Упражнения в выполнении навыков самообслуживания.

  • Использование спец. игр и пособий для обучения детей застегиванию пуговиц, шнуровке.

Организация труда детей:

  • поручения (индивидуальные и совместные);

  • дежурства (индивидуальные и совместные);

  • коллективный труд.

ПОРУЧЕНИЯ – наиболее простая форма организации трудовой деятельности. Выполнение трудовых поручений способствует формированию у детей интереса к труду, чувства ответственности за порученное дело.

В средней группе он поручает детям самостоятельно постирать кукольное бельё, вымыть игрушки, подмести дорожки, сгрести песок в кучу. Эти задания более сложны, ибо содержат в себе не только несколько действий, но и элементы самоорганизации (подготовить место для работы, определить последовательность её и т.п

ДЕЖУРСТВА – более сложная форма организации детского труда, предполагает труд одного или нескольких детей во благо всего коллектива (по столовой, по занятиям, в уголке природы). Она требует от ребенка большей самостоятельности.

Детям пятого года жизни трудно учитывать работу друг друга, согласовывать между собой действия. Этим определяется и форма организации дежурств ― за каждым столом свой дежурный. Он накрывает на стол или готовит пособия, действует один, отвечая за результат своей работы перед детьми и воспитателем.

КОЛЛЕКТИВНЫЙ ТРУД – сложная форма организации труда, предполагающая труд всех детей (труд рядом, общий (ср гр.), совместный, коллективный).

Совместный труд предполагает взаимодействие детей, зависимость каждого от темпа, качества работы других. Каждое звено имеет свое трудовое задание, а внутри звена дети работают «цепочкой»: один снимает игрушки с полки и ставит на стол, другой их моет, третий протирает, четвертый снова помещает на полку. Качество и скорость работы одного ребенка влияют на те же показатели работы другого. При такой форме организации повышается чувство ответственности за общее дело. Между детьми устанавливаются деловые взаимоотношения. Коллективной можно назвать такую форму организации труда, при которой дети наряду с трудовыми решают и нравственные задачи: договариваются о разделении труда, помогают друг другу в случае необходимости.

Руководство коллективным трудом заключается в следующем:

  • разъясняет детям значение предлагаемой работы, необходимости разделения их на несколько групп и даёт каждой из них определённое задание;

  • распределив работу, педагог руководит её организацией, подсказывая что необходимо сделать при выполнении того или иного задания (на стол следует постелить клеёнку, так как здесь будут стирать), проверяет, всё ли оборудование налицо и удобно ли оно расположено, обращает внимание на внешний вид детей (завёрнуты ли рукава, надеты ли фартучки).

Общий труд возможен уже в средней группе, совместный и коллективный – в старшей и подготовительной к школе. В старшей группе появляется больше возможностей для организации коллективного труда детей: уборка групповой комнаты или участка, разбивка огорода, цветника, сбор урожая, семян, оформления зала к празднику и т.д.

Вывод

Анализируя вышеизложенное, мы видим, что в каждом виде труда формируется черта характера, которая помогает воспитывать в ребёнке личность!

Таким образом, трудовое воспитание – это процесс, интегрирующий все сферы развития, обучения и нравственного становления личности ребенка.

Помните, то, что не затронуло сердце ребенка, никогда не будут воспроизводить его руки!

Литература

1. Иванова, А.И. "Трудовое воспитание в дошкольном детстве". Издательство "Педагогика", 2020.

2. Петрова, Е.П. "Формирование трудовых умений и навыков у дошкольников". Издательство "Просвещение", 2018.

3. Сидорова, О.Н. "Педагогика труда с дошкольниками". Издательство "Вентана-Граф", 2019.

4. Козлова, Н.С. "Трудовое воспитание в условиях дошкольного образования". Издательство "Педагогическое обозрение", 2017.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!