СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Возрастные особенности младших школьников и совместная изобразительная деятельность.

Категория: ИЗО

Нажмите, чтобы узнать подробности

Трудно представить рисующим взрослого  человека , не являющимся художником. Дети в известном смысле все художники.

Просмотр содержимого документа
«Возрастные особенности младших школьников и совместная изобразительная деятельность.»

Возрастные особенности учащихся и совместная изобразительная деятельность.

Трудно представить рисующим взрослого человека, который не является художником. Дети же, в известном смысле, все художники. Изобразительная деятельность для них естественна и приятна. Она формируется по мере становления психики ребёнка и таким образом может служить показателем психического развития.

Дошкольники рисуют охотно, не задаваясь вопросом, насколько профессионально они это делают. Просто рисуют, отображая свои впечатления, общаясь, задавая вопросы и отвечая на них. Рисуют – играя, рисуя – играют.

В школе ситуация меняется: из приятного игрового занятия рисование превращается в обязательную дисциплину, в урок, в работу. Для работы необходимы не просто любимые, а строго определённые правила, средства, материалы. Обязательно нужно выполнить задание учителя, а не то, что хочется рисовать самому.

Следует заметить, что отношение к этому предмету учеников, учителей и родителей в начальной школе можно оценить как удовлетворительное. Что же происходит далее? Что меняется с каждым годом обучения? В общеобразовательной школе серьёзность отношения к ИЗО обычно обратно пропорциональна возрасту учащихся. Ученики – подростки, вынужденные в 9 классе рисовать красками, от которых успели устать ещё в начальной школе, считают это занятие детским. Конечно, существуют профилированные классы и встречаются художественно одарённые дети, которые приветствуют любую возможность порисовать.

Возрастные особенности учащихся накладывают специфические черты на методики проведения занятий. Перечислим основные возрастные особенности младшего школьника, влияющие на его художественный интерес и активность в изобразительной деятельности:

  • высокая эмоциональность;

  • целостность восприятия;

  • развитое воображение;

  • конкретно – образное мышление;

  • высокий уровень проявления индивидуальности и самостоятельности в работе;

  • увлечённость процессом деятельности;

  • низкая направленность интереса на качество результата;

  • лёгкое переключение с одного вида деятельности на другой.

  • Быстрая утомляемость от однообразной работы.

Основным видом деятельности в этом возрасте считается учебная (ученик стремиться получить персональную оценку, единственным авторитетом для него является учитель).

В отличие от младших школьников, у которых интерес к изобразительному творчеству высок, у подростков он значительно ниже. Основной причиной является развитие объективной оценки собственных способностей, неудовлетворённость низкими результатами художественной деятельности. Подростковый кризис в изобразительном творчестве вызван конфликтами между желаниями и возможностями.

Ведущим видом деятельности в этом возрасте является общение. Именно общение, по мнению многих педагогов – исследователей, занимающихся проблемами художественного интереса подростков, может стать эффективным средством сохранения интереса учащихся к изобразительному творчеству на долгие годы.

Совместная эстетическая деятельность способствует формированию у учащихся положительных взаимоотношений со сверстниками, умения сотрудничать, понимать и ценить художественное творчество других. В процессе совместной художественной деятельности на уроках изобразительного искусства ученики приобретают и совершенствуют опыт эстетического общения. Чем совершеннее общение на уроке, тем активнее протекает процесс взаимообмена чувственными представлениями, знаниями и умениями, тем богаче становится эмоционально - интеллектуальный опыт каждого участника общения.

Если результат индивидуальной деятельности зачастую не удовлетворяет подростка, то результат коллективного труда превосходит все его ожидания; успех способствует положительному эмоциональному отношению к занятиям изобразительным искусством.

В отличие от индивидуальной деятельности коллективное изобразительное творчество, как правило, имеет практический и общественно значимый результат. Несомненное достоинство совместной деятельности – продуктивное общение, что очень важно для учащихся подросткового возраста, так как с одной стороны, для этого возраста общение является ведущим видом деятельности, а с другой реализуется направленность интереса подростков на практический и значимый результат. Таким образом, коллективное творчество в области изобразительного и декоративно прикладного искусства удовлетворит все возрастные амбиции подростков: во-первых, ему должна возможность общаться со сверстниками; во – вторых, найдено соответствие между подростковыми «хочу сделать» и «могу сделать»; в-третьих, результат его труда социально и практически значим.

Наиболее актуальным в подростковых классах становятся формы совместной работы, позволяющие общаться в процессе деятельности, а не только в её начале или конце. Общение подростков в ходе совместной изобразительной работы обретает новый характер, коллективное творчество заставляет их чётко формулировать мысли и излагать их доступно для других; подростки развивают логическое мышление, позволяющее обосновывать свою идею, защищать проект и результат работы.

Для сохранения интереса учащихся старших классов к изобразительной деятельности сама деятельность должна обеспечивать скорейший переход подростков от репродуктивной работы к творчеству. Творческий характер коллективной изобразительной деятельности проявляется во всём, не только в совместном поиске форм и средств изображения, но и в поиске новых форм общения. Подростки сами разрабатывают сценарии деловых игр, в которых отлаживаются системы взаимосвязи между группами и отдельными учениками. Ролевые позиции в деловых играх позволяют учащимся преодолевать границы своих реальных возможностей и становиться смелее, решительнее в процессе экспериментирования с изобразительными материалами, в поиске новых форм и средств изображения, что, в конечном счёте, отображается на произведении изобразительного творчества.

На основании вышесказанного можно сделать вывод, что наиболее актуальным для подростковых классов являются более сложные формы совместной деятельности: совместно – последовательная и совместно – взаимодействующая. В старших классах учащиеся – подростки самостоятельно комбинируют различные формы совместной деятельности, добиваясь максимальной активности каждого из участников коллективного творчества.

Таким образом, знания возрастных особенностей учащихся дают учителю возможность подобрать такую форму и методику организации коллективной деятельности, которая бы не препятствовала проявлению индивидуальных способностей учащихся – как изобразительных, так и организаторских, и делала бы художественную деятельность посильной, содействуя успеху в совместном творчестве.

Коллективная деятельность учащихся рассматривается как актуальный метод художественного воспитания и  приобщения детей к творческой деятельности.

Метод коллективного творчества выгодно отличается от традиционных, позволяя активизировать развития творческого потенциала учащихся, способствует формированию положительных взаимоотношений со сверстниками, способствует снятию комплекса «не умею» и заниженной самооценки.

Творческая деятельность требует от человека увлеченности, упорства, умение сосредоточить все свои силы и внимание на том, что делаешь. Чем старше становится ребенок, тем более и более увеличивается    мера    посильного    ему    напряжения, организованности, способности планировать свою работу. Все чаще он решает художественные задачи, которые вырабатывают точность движения руки, координации ее действий со зрением, слухом и другими органами чувств. Появляется высокая чувствительность к форме, размеру, цвету, составу и фактуре материала. Все это становится условием развития способностей.

Способности - это потенциальные возможности человека к еще большему приобретению знаний и умений. Правильно положение о том, что люди не равны по своим способностям. Это особенно важно в оценке способностей детей, что имеет большое значение для индивидуального подхода в обучении и воспитании. Нельзя быть способным «вообще», способным   ко   всему.   Способности   большей   частью «специализированы», т. е. имеют определенную направленность. В структуру способностей входят различные по значению свойства, одни из которых являются ведущими, другие опорными, а третьи составляют определенный фон, необходимый для плодотворной деятельности. Сама структура способностей достаточно подвижна, состав компонентов может изменяться, что ведет к перестройки способностей. Касаясь творческой деятельности, следует установить, что ведущим качеством является развитое эстетическое отношение человека к действительности. Эстетическое - это значит связанное   с   чувственным   восприятием.  

Известно, что творчеству нельзя научить, ограничиваясь показом или рассказом. Для этого нужна соответствующая организация деятельности учащихся.

Для объединения учащихся, воспитывающихся в разных социальных условиях, большими  возможностями  обладает коллективная форма учебно-творческой деятельности. Коллективная деятельность рассматривается как продуктивное общение с целью обмена чувственной и познавательной информацией, практическим опытом и как средство формирования культуры самого общения.

За  основу в своей работе мною взята систематизация    видов    коллективной деятельности, разработанная Комаровой Т.С. и Савинковым А.И., где предложены три основные формы организации совместной деятельности: совместно - индивидуальная, совместно - последовательная, совместно - взаимодействующая.

Совместно - индивидуальная форма организации коллективной деятельности характеризуется тем, что согласование действий участников работы осуществляется в её начале (этап планирования, обдумывание идеи) и на заключительном этапе (суммирование результата). В методике организации работы над совместной композицией можно выделить ряд общих положений:

  • продумать композицию, цвет, размер;

  • выбрать единый материал и технику выполнения;

  • определить соразмерность деталей в общей композиции и средства достижения соразмерности в индивидуальных элементах;

  • определить технику сборки;

  • назначить помощников для ведения работы по монтажу.

Первый из принципов, самый простой - принцип свободного размещения, т.е. элементы будущего панно, размещаются свободно на общем фоне. По такому принципу организованна работа над коллективными панно следующей тематике: «Троица» 7 класс, «Витязи» 8 класс, «День Победы» 6 класс и другие. (Приложение 1). Роль организатора в организации совместно - индивидуальной работы принадлежит учителю. Достоинством совместно - индивидуальной формы организации деятельности на уроке является то, что она позволяет вовлечь в работу весь класс, проследить вклад каждого участника в коллективный результат и оценить работу.

Совместно-последовательная    деятельность    как    форма организации коллективного творчества учащихся представляет собой работу по принципу конвейера (эстафеты), т.е. когда результат действия одного ученика становится предметом деятельности другого. Мы используем этот вид деятельности крайне  редко. Как правило, конвейер «включается» в том случае если на уроке перед учащимися встает задача: за короткий срок выполнить большое   количество   одинаковых   изделий,   например, пригласительные билеты, открытки, елочные украшения. Большую роль в организации совместно-последовательной деятельности играет подготовительный период. Необходимо продумать каждый этап работы. Каждый этап коллективной деятельности обусловлен выполнением нового элемента или технологии его изготовления. Чтобы работа конвейера спорилась, ее объем, сложность исполнения на каждом этапе должны быть равнозначными по трудности и количеству времени.

Совместно-взаимодействующая  форма является  наиболее сложной в организации коллективной деятельности учащихся на уроке. Учителю здесь отводится роль организатора, руководителя и одновременно участника коллективного творчества. Эта форма организации предполагает совместный характер действий всех участников на всех этапах работы. В данном случае продукт  творчества   есть   результат коллективного творческого мышления, совместного планирования, активного взаимодействия всех участников на протяжении всей работы.

Эту форму часто называют формой сотрудничества или сотворчества. Сотрудничество как форма организации коллективной деятельности на уроке требует от учителя определенных организаторских способностей, а от учеников умение общаться в процессе восприятия и практической деятельности, умение сотрудничать и уважать чужую инициативу.

В младших классах наиболее распространена самая простая по организации форма совместно-взаимодействующей деятельности учащихся - работа в паре, постепенно в групповую деятельность может быть вовлечено большее количество учащихся (Приложение 2).

Изучив теоретический материал и учитывая практический опыт работы, пришла к выводу, что при выборе формы и методики организации совместной работы учащихся, не менее важно учитывать их готовность к коллективной деятельности.

Для этого необходимо учитывать:

  • возрастные особенности и уровень приобретенного опыта общения;

  • посильность задания и доступность задания.

  • коллективная деятельность была доступна каждому из его участников, необходимо:

  • знать уровень готовности учащихся к выполнению работы;

  • индивидуальные задания, из которых слагается совместная деятельность, давать с учетом возможностей учащихся

  • с учетом интересов учащихся распределять роли, которые, как правило, сопровождают коллективную деятельность.

  • по возможности должна быть связана с системой выполняемых ранее учащимися заданий, являясь как бы их итогом.

Если коллективная деятельность направлена на оформление интерьера школы, то основное требование в работе - качество и быстрые сроки. На этих уроках, как правило, в младших  классах используем совместно-индивидуальную работу, а в старших совместно-последовательную.

Использование  на  практике уроков с разными формами коллективной деятельности дает возможность учащимся осознать свою социальную значимость, духовную красоту и благородство поступков, и школьная «обязаловка», как в сказке, превращается в процесс коллективного поиска, коллективного творчества и становления личности ребенка.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!