Урок 1.
Тема. Вспомним и обсудим
Цели: создать условия для повторения материала, изученного в 3 классе; познакомить с понятием и формами кроссвордов; способствовать формированию умений создавать их; усвоить требования к изделиям и конструкциям; содействовать развитию навыков сотрудничества; совершенствовать умения решать кроссворды.
Планируемые результаты
Предметные: научатся определять и формулировать требования к изделиям (прочность, удобство, красота); выполнять сравнение изделий, строений по данным требованиям; решать и составлять кроссворды на конструкторско-технологическую тематику (по группам).
Метапредметные: познавательные – анализировать графические изображения по вопросам к ним; наблюдать и сравнивать художественно-конструкторские особенности различных изделий, делать выводы; искать информацию в приложении учебника, книгах, энциклопедиях, журналах, Интернете; регулятивные – организовывать свою деятельность: готовить рабочее место, соблюдать правила безопасного рационального труда, искать, отбирать и использовать необходимую информацию из разных источников для решения технологических кроссвордов, составлять аналогичные кроссворды; оценивать результаты своей работы и работы одноклассников; обобщать (называть) то новое, что освоено; коммуникативные – осуществлять сотрудничество в малой группе.
Личностные: оценивать поступки, явления, события с точки зрения собственных ощущений, соотносить их с общепринятыми нормами и ценностями; опираясь на освоенные изобразительные и конструкторско-технологические знания и умения, делать выбор способов реализации предложенного учителем или собственного замысла; понимать необходимость бережного отношения к результатам труда людей; уважать людей различного труда.
Образовательные ресурсы: учебник (с. 6–9); контрольно-оценочные листы; кроссворды; альбомная бумага, калька, чертежные инструменты.
Структура урока
I. Организационный момент.
Учитель приветствует и проверяет готовность обучающихся к уроку.
II Сообщение темы урока.
Учитель демонстрирует изделия, выполненные учениками, мотивирует обучающихся. Формулирует тему урока, ставит учебную задачу.
Обсуждение темы урока.
Определение целей урока
Учитель выдвигает проблему. Уточняет понимание поставленной темы и целей урока. Сегодня на уроке повторим материал 3 класса.
- Определите цели урока, используя опорные слова ( на слайде)
– Сегодня на уроке:
Мы познакомимся с…
Мы научимся…
Мы узнаем…
Мы сможем поразмышлять…
Мы вспомним….
III. Открытие новых знаний.
Способы действия, приемы работы с инструментами, приспособлениями, материалами (на слайде).
Организация работы по открытию новых знаний.
- В тексте учебника найти описание приемов работы.
Демонстрация приемов работы с инструментами и приспособлениями.
Работа в группах.
Первая группа делает подготовленное сообщения о технологиях ручной обработки материалов и о мастерах определенных профессий которые работают ручными инструментами с использованием слайдов.
Вторая группа сообщает о технологиях ручной обработки с применением машин и механизмов и о профессиях связанными с машинами и механизмами. (слайды)
Третья группа сообщает о том, как может помочь компьютер в создании технологического проекта.
4 .Работа по карточкам
- Назовите технологии ручной работы.
Аппликация – вырезание и наклеивание фигурок, узоров или целых картин из кусочков бумаги, ткани, кожи, растительных и прочих материалов на основу.
Классификация аппликации |
по форме | • объемная • плоская |
по цвету | • одноцветная • многоцветная • черно-белая |
по тематике | • предметная • сюжетная • декоративная |
Презентация технологий ручной работы.
Плетение – способ изготовления более жестких конструкций и материалов из менее прочных материалов: нитей, растительных стеблей (конопля, солома), волокон, коры (лыко), прутьев, корней.
Лепка – придание формы пластическому материалу (пластилину, глине) с помощью рук и вспомогательных инструментов – стеков.
Вышивание – рукодельное искусство украшать узорами всевозможные ткани и материалы. Инструменты и материалы для вышивания: иглы, нитки, пяльцы, ножницы.
Вязание – процесс изготовления полотна или изделий из одной или нескольких нитей путем изгибания их в петли и соединения петель друг с другом с помощью несложных инструментов вручную.
Работа по таблице.
Роспись – украшение поверхности узорами.
Виды росписи |
Городецкая | Полхов-Майданская | Жостовская | Семеновская | Гжельская | Дымковская |
фигурки коней, петухов, цветочные узоры | матрешки, пасхальные яйца, грибы, солонки | металлические подносы | деревянные игрушки | фарфоровая посуда | глиняные игрушки |
Работа по учебнику
– Мастера каких профессий работают ручными инструментами?
– Какие профессии связаны с машинами и механизмами?
– Как компьютер может помочь в выполнении работы?
– Назовите требования к изделиям (прочность, удобство, красота)
– Что должно быть прочным: материалы или конструкция?
– На каком стуле надежнее сидеть: с тремя ножками или с четырьмя?
– Что должно быть красивым: форма, материал, конструкция, отделка?
Работа по иллюстрациям в группах.
– Рассмотрите иллюстрацию к сказке «Три поросенка». Сравните домики поросят по прочности, удобству и красоте. Обсудите с одноклассниками.
– В какой обстановке жить удобно и приятно?
– Что обеспечивает домикам прочность, удобство, красоту?
IV. Практическая (самостоятельная) работа.
Включение нового в активное использование в сочетании с ранее изученным, освоенным.
Текущий инструктаж
Проверка готовности обучающихся к работе (организация рабочего места, наличие необходимых инструментов и приспособлений).
Работа над создание кроссворда.
-Перерисуйте на клетчатую бумагу схему кроссворда (задание 1) и впишите ответы. (задание в учебнике на странице 8-9)
– Какие материалы вам понадобились?
– Перерисуйте на клетчатую бумагу схему кроссворда (задание 2). Расставьте по клеткам данные ниже слова. Ориентируйтесь на буквы-подсказки.
– Если есть незнакомые слова, найдите их в словарике и объясните их название
(разметка, материал, декупаж, упругость, поролон, дизайнер, оборка, декор, пенопласт)
Обучающиеся определяют и выполняют технологические операции при построении кроссворда, осуществляют самоконтроль и взаимоконтроль при решении кроссворда. В случае необходимости корректируют свою деятельность.
Решение кроссворда:
| | | | | | | | П | | | | | | | |
| | Д | и | З | А | Й | Н | Е | Р | | | | | | |
| | Е | | | | Л | И | Н | Е | Й | К | А | | | |
Д | Е | К | У | П | А | Ж | | О | | | | | | | |
| | О | | | | | У | П | Р | У | Г | О | С | Т | Ь |
П | О | Р | О | Л | О | Н | | Л | | | | | | | |
| | | Б | | | | М | А | Т | Е | Р | И | А | Л | |
| | | О | | | | | С | | | | | | | |
| | | Р | А | З | М | Е | Т | К | А | | | | | |
| | | К | | | | | | | | | | | | |
| | | А | | | | | | | | | | | | |
Ответы.
По горизонтали: 1. Конструктор. 2. Смартфон. 3. Циркуль. 4. Дворник. 5. Инструмент. 6. Биговка. 7. Лекало. 8. Шов. 9. Технология. 10. Ткань. 11. Техника.
По вертикали: 1. Клей. 2. Строчка 3. Компьютер. 4. Радиус. 5. Нитка. 6. Крыло. 7. Шаблон. 8. Угольник. 9. Интернет. 10. Бумага.
11. Глина.
V. Рефлексивно-оценочный этап. Уборка рабочих мест
1. Оценивание результатов.
- Оцените каждый свою работу на уроке, заполнив таблицу самооценки.
Осуществите самооценку и взаимооценку.
- Сформулируйте алгоритм действия; выявите допущенные ошибки и обоснуйте способы их исправления и показатели качества конечных результатов.
2. Беседа по вопросам.
– Что особенно заинтересовало вас во время урока?
– Что нового узнали на уроке?
– Какими знаниями, полученными на уроке, вы хотели бы поделиться дома?
– Какое задание понравилось больше всего?
– Что вызвало затруднение?
– Какое изделие вы выполняли на уроке?
– Какими материалами и инструментами вы пользовались в работе при создании кроссворда?
– Какой способ работы с картоном и бумагой использовали?
– Расскажите, как вы работали над изделием. Что делали вначале? Что потом?
– Что еще можно изготовить из бумаги?
– Мне очень понравились ваши работы, особенно мне понравилась работа (Ф. И. учащихся).
– Оцените свои достижения на уроке. Кто доволен своей работой, поднимите зеленый смайлик; поднимите красный, если некоторые вопросы вызвали затруднения.
3. Уборка рабочих мест всеми обучающимися и дежурными. Оценивать качество уборки рабочих мест
Карточка контроля
(Ф. И.)__________________ | Максимальная оценка, 6 баллов |
Критерии оценки | Моя оценка, 0–1 | Оценка друга, 0–1 | Оценка учителя, 0–1 |
Аккуратность построения кроссворда с помощью чертежных инструментов | | | |
Техника безопасности, рабочее место | | | |
Итоговая оценка: | | | |
VI. Домашнее задание
Объясняет домашнее задание
Готовят сообщение «Где люди используют компьютер»