Урок русского языка
« Второстепенные члены предложения. Обстоятельство»
Подготовила:
учитель начальных классов
МБОУ СОШ №24 Приволжского района г. Казани
Ахмеджанова Резеда Замиловна
Приветствие
Родной язык должны все знать,
Он друг наш, самый близкий.
Он учит думать, рассуждать
Язык великий русский!
Цели:
- отрабатывать умения находить в предложении грамматическую основу;
-уметь находить в предложениях обстоятельства;
-заменять обстоятельство фразеологизмом.
Развиваем зрительную память.
1. Сад
2. Дорисовали
3. Лесок
4. Зелёный
5. Река
- 1. Сад 2. Дорисовали 3. Лесок 4. Зелёный 5. Река
Орфографическая минутка.
Семнадцатое ноября
Классная работа
Минутка чистописания
Проверяем домашнее задание
Охотник возвратился из леса.
В воскресенье пришли гости .
Ученики прилежно занимаются.
ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ
главные члены
второстепенные члены
подлежащее
обстоятельство
сказуемое
- это слова, без которых предложение не может существовать ;
- это грамматическая основа предложения.
- поясняют, уточняют, дополняют предложение;
- могут быть связаны с главными членами предложения (подлежащим и сказуемым) и друг с другом.
Где? Зачем? Какой? Что делала? Куда? Почему? Что? Кому? Как? Что будет делать? Откуда? Кто? Когда?
Где? Зачем? Какой? Что делала? Куда? Почему? Что? Кому? Как? Что будет делать? Откуда? Кто? Когда?
Обстоятельство
Семь вопросов – просто чудо, Их запомнить просто так:
Где? Куда? Когда? Откуда?
Почему? Зачем? и Как?
Обстоятельство
куда? откуда? где?
когда?
с какой целью? зачем?
как?
по какой причине? почему?
петь, лес, звонко, птичка
где?
как?
В лесу звонко пела птичка.
Работа в парах.
- Дополни предложения обстоятельствами.
Ветер дул (откуда)…
(когда?) … птицы улетают (куда?)…
Кошка свернулась (как?)…
Корабль приплывёт (когда?)…
(Как?)…кричат грачи.
1.mp4
За ночь больные мои отогрелись
Высохли, выспались, плотно наелись;
Вынес я их на лужок, из мешка
Вытряхнул, ухнул — и дали стречка!
образные выражения, которые помогают ясно и полно передать мысли и чувства говорящего и пишущего.
- как снег на голову
- ни свет ни заря
- с минуты на минуту
- за тридевять земель
- на деревню дедушке
Упражнение 2, с. 90
Гости приедут скоро.
приедут (когда?) скоро
Гости приедут с минуты на минуту.
Река оказалась далеко от деревни.
оказалась (где?) далеко
Река оказалась за тридевять земель от
деревни.
проснулся (когда?) рано
Дедушка проснулся рано и отправился за грибами.
Дедушка проснулся
ни
свет ни заря
и отправился
за грибами.
Гости приедут скоро .
Гости приедут с минуты на минуту .
Река оказалась далеко от деревни.
Река оказалась за тридевять земель от деревни.
Дедушка проснулся рано и отправился за грибами.
Дедушка проснулся ни свет ни заря и отправился за грибами.
Фразеологизм является одним членом предложения и подчёркивается как единое целое.
Коля бежал со всех ног. – Бежал
( как? каким образом? ) со всех ног (быстро) – значит, со всех ног – обстоятельство.
Самостоятельная работа. с. 91 упр. 5 Спишите текст. В каждом предложении найдите и подчеркните грамматическую основу и
Второстепенные члены предложения
Обстоятельство
Где? Когда? Как?
Куда? Откуда?
Зачем? Каким образом?
С какой целью?
Пользуясь этой схемой, найдите и подчеркните второстепенные члены предложения (обстоятельства).
Работаем в паре.
В полночь грянул гром. Огненные смерчи закружились в воздухе . Это начался фейерверк . Вот стремительно взвился в небо серебряный дракон . Через минуту распустилась клумба пионов. Рядом жужжит
огненная пчела.
1. Обстоятельство – это….
Главный член предложения
а
Второстепенный член предложения
б
2. Обстоятельство выражено…
Прилагательным
а
Существительным
б
Глаголом
в
3. Обстоятельство отвечает на вопросы …
Где? Когда? Кому? Куда? Кого? Откуда? Как?
а
Где? Когда? Куда? Кого? Откуда? Как?
б
Кому? Кого? Кем? О ком?
в
Где? Когда? Куда? Откуда? Как? Зачем? Почему?
г
4. Обстоятельство подчёркивается…
Волнистой линией
а
Прерывистой линией с точкой
б
Двумя линиями
в
Одной линией
г
РЕФЛЕКСИЯ
Я научился (научилась)...
Я узнал(а), что...
Самым важным для меня было...
Домашнее задание:
С. 91,
упр. 3.