Просмотр содержимого документа
«Выявление и развитие одарённости в творческих объединениях»
Выявление и развитие одарённости в творческихм объединениях «Креативное рукоделие», «Мастерская идей»
Педагог дополнительного образования Соболева Юлия Александровна
высшей квалификационной категории
- Определяя работу с одарёнными детьми необходимо уяснить главные характерные различия между такими понятиями как:
- «способность»,
- «одарённость»,
- «талант».
- Одарённость – это уникальное целостное состояние личности ребёнка, большая индивидуальная и социальная ценность, которая нуждается в выявлении и поддержке; системное качество, которое определяет возможности достижения человеком исключительно высоких результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.
- Одарённый ребёнок – это ребёнок, выделяющийся яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями в том или ином виде деятельности.
- Способности определяются как индивидуальные особенности личности, определяющие успешность выполнения деятельности, несводимой к знаниям, умениям и навыкам, но обуславливающие легкость и быстроту обучения новым способам и приемам деятельности (Б.М. Теплов).
- Талант – это врожденные способности, обеспечивающие высокие успехи в деятельности.
В целом, можно представить талант как совокупность следующих черт:
- интеллектуальные и мыслительные возможности
- способность длительное время поддерживать интерес
- способность создания новых образов
- Основные функции одарённости – максимальное приспособление к миру, окружению, нахождение решения во всех случаях, когда создаются новые, непредвиденные проблемы, требующие именно творческого подхода.
- Одарённые дети – это особые дети, и задача нас педагогов – понять их, направить все усилия на то, чтобы передать им свой опыт и знания. Мы должны понимать, что эти дети нуждаются в поддержке со стороны взрослых, которые призваны научить их справляться с непомерно завышенными ожиданиями в отношении своих способностей. Каждый ребёнок одарён по-своему, и для педагога важнее не выявление уровня одарённости, а качества одарённости.
Портрет одарённого ребёнка
1. Проявляет любопытство ко многим вещам, постоянно задаёт вопросы.
2. Предлагает много идей, решений задач, ответов на вопросы.
3. Свободно высказывает своё мнение, настойчиво, энергично отстаивает его.
4. Склонен к рискованным действиям.
5. Обладает богатой фантазией, воображением,
6. Чувствителен к красоте, внимателен к эстетике вещей.
7. Не конфликтен, не приспособленец, не боится отличаться от других.
8. Конструктивно критичен, не принимает авторитарных указаний без критического изучения.
9. Стремится к самовыражению, творческому использованию предметов.
В системе дополнительного образования могут быть выделены следующие формы обучения одарённых и талантливых детей:
- индивидуальное обучение или обучение в малых группах по программам творческого развития;
- работа по исследовательским и творческим проектам;
- мастер-классы, творческие лаборатории;
- система творческих конкурсов, фестивалей, выставок.
В работе с одарёнными и талантливыми детьми можно выделить несколько этапов:
- отыскать одарённых детей.
- ребёнок должен иметь право выбора того, каким предметом заниматься углубленно.
- разработка личностно - ориентированного подхода к обучению одарённых детей.
- на следующем этапе надо развить в одарённом ребёнке психологию лидера.
- Применительно к обучению интеллектуально одарённых детей, безусловно, ведущими и основными являются методы творческого характера:
- проблемные,
- поисковые,
- эвристические,
- исследовательские,
- проектные .
Выделяют следующие направления развития одарённости детей, которые применимы и в системе дополнительного образования:
1. Активное отношение к окружающему миру .
2. Самостоятельность .
3. Регулирование своего поведения .
4. Организация индивидуального стиля деятельности .
5. Создание мотивации к развитию и обучению .
Поведение и деятельность педагогов, работающих с одарёнными и талантливыми детьми, в свою очередь, должны отвечать определённым требованиям:
- разработка гибких, индивидуализированных программ;
- создание эмоционально безопасной атмосферы в коллективе объединения;
- стимулирование развития умственных процессов высшего уровня у детей;
- использование различных стратегий обучения и воспитания;
- уважение личности и ценностей воспитанника и формирование его положительной самооценки;
- поощрение творческих особенностей и воображения воспитанников.
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!