СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Выразительные возможности русской лексики

Нажмите, чтобы узнать подробности

формирование предметных компетенций, обобщение и углубление теоретических знаний по теме.

Просмотр содержимого документа
«Выразительные возможности русской лексики»

Министерство образования, науки и молодежи Республики Крым Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

Республики Крым «Красногвардейский агропромышленный техникум»
















Методическая разработка урока

по дисциплине «Родной (русский) язык»


Тема: «Выразительные возможности русской лексики»











Преподаватель:

Абраимова Вероника Николаевна,

высшей квалификационной категории
















Красногвардейское, 2022

Пояснительная записка


Методической целью данной разработки является углубленное изучение раздела «Лексика и фразеология», а также выявление и совершенствование качества знаний обучающихся о языковых средствах языка.

Овладение речевым мастерством необходимо как для повседневной жизни, так и в профессиональной деятельности, а также для успешной сдачи итоговых испытаний. С этой целью в разработке использованы задания разных уровней: от заданий первого уровня сложности до более сложных и творческих.

В ходе урока предполагается применение таких педагогических методов и технологий как: системно-деятельностный подход, интерактивный метод, технология развивающего контроля. Кроме этого в разработке предполагается такой вид оценивания результатов знаний обучающихся как формирующее оценивание, которое предполагает поэтапное выведение оценки. В ходе урока обучающиеся сами могут проследить формирование собственной деятельности и выведение оценки.

Таким образом, данная методическая разработка преследует и основные воспитательные задачи: способствование формированию внимательного отношения к слову, как средству грамотного оформления мысли, воспитание чувства ответственности за свою работу, работу членов команды и развитию интереса к русскому языку.

Данный методический материал может быть использован и в преподавании дисциплины «Русский язык».
































Тема: Выразительные возможности русской лексики

Цели: формирование предметных компетенций, обобщение и углубление теоретических знаний по теме.

Задачи:

1. Образовательная: уметь находить тропы и стилистические фигуры и объяснять их в текстах художественного стиля; сформировать умения и навыки работы со словом; способствовать закреплению и углублению теоретических знаний по теме;

2. Развивающая: совершенствовать навыки анализа текста художественного стиля; развивать умение различать ошибочное употребление и умелое использование лексических средств; способствовать развитию умения анализировать языковые; способствовать формированию внимательного отношения к слову, как средству грамотного оформления мысли;

3. Воспитательная: развивать интерес к родному языку; воспитать чувство любви к родному краю, уважения к родному слову; воспитывать чувства ответственности за свою работу и работу членов команды

Тип учебного занятия: урок совершенствования знаний, умений, навыков.

Педагогические методы и технологии: системно-деятельностный подход, интерактивный метод, технология развивающего контроля.

Материальное оснащение: мультимедийная установка, презентация, карточки-задания

Междисциплинарные связи: русский язык, литература, история


Формируемые компетенции:

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 6. Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий.





















Ход урока


І. Организационный момент


II. Мотивация учебной деятельности обучающихся.

1. Вступительное слово преподавателя

Ни для кого не секрет, что Россия – многонациональная, многоязычная страна, но некоторые национальности постепенно исчезают, а вместе с ними уходят в прошлое и языки, поэтому данный праздник направлен в первую очередь на поддержание исчезающих языков. Объектом же нашего изучения остается русский язык как язык межнационального общения, ведь именно он объединяет людей всей национальностей. Мы с вами – главные носители этого одновременно сложного и богатого языка и должны относится к нему более бережно и использовать все его ресурсы. А ресурсы выразительных средств языка неисчерпаемы. Средства выразительности мы можем обнаружить на всех уровнях языка, особенно ярко они проявляются на лексическом уровне.


2. Оглашение целей, задач урока.

Работать с вами мы будем в группах. А сейчас я предлагаю вам ответить на несколько вопросов и таким образом сформулировать цели нашего урока. Попробуйте ответить на такие вопросы: Какие? Где? Зачем?

- Итак, мы с вами пришли к следующему мнению… (озвучивание целей урока)


ІІI. Актуализация опорных знаний обучающихся.

1. Проверка теоретических знаний.

«Терминологический диктант»

Лексическое значение – это

Фразеологизмы – это

Метафора – это

Омонимы – это

Литота – это

«Понятийный диктант»

1. Соотнесение слова с предметом или явлением действительности (лексическое значение)

2. Устойчивые словосочетания постоянные по своему составу, строению и значению (фразеологизм ы)

3. Употребление слов и выражений в переносном смысле на основании сходства, аналогии и т.д. (метафора)

4. Слова одинаковые по звучанию или написанию, но различные по значению. (омонимы)

5. Художественное преувеличение (гипербола)


2. Антонимия.

Посмотрите на картинку, переверните ее. (Жена на работе, жена дома)


3. Беседа с обучающимися:

- С каким языковым явлением можно соотнести эту картинку? (С антонимией)

- Что такое антонимы? (Слова противоположные по значению)

- Зачем они нужны в речи? (Противопоставляют явления, как средство выразительности, шутки)

- В основе каких художественных приемов лежит антонимия? (Антитеза и оксюморон)



IV. Изучение новой темы.

1. Работа с текстами (работа со средствами речевой выразительности)

Вступительное слово преподавателя.

Талант писателя заключается в том, что он умеет находить такие слова, синтаксические конструкции, которые заставляют нас представить и действия персонажей, и мир их переживаний, и чувства самого автора. Автор мастерски с помощью слов рисует образы, картины, мысли, поступки.

Выразительное чтение текста.

а) Фрагмент из романа М. Шолохова «Тихий Дон»

Безумно наслаждаясь вернувшейся к ней жизнью, Аксинья испытывала огромное желание ко всему прикоснуться руками, все оглядеть. Ей хотелось потрогать почерневший от сырости смородиновый куст, прижаться щекой к ветке яблони, покрытой сизым бархатистым налетом, хотелось перешагнуть через разрушенное прясло и пойти по грязи, бездорожно, туда, где за широким логом сказочно зеленело, сливаясь с туманной далью, озимое поле.


2. Беседа с обучающимися:

1. Определите стиль (художественный)

2. Какие признаки позволяют вам, отнести этот текст к художественному стилю? (Автор ярко передает эмоциональное состояние героини. После болезни Аксинья словно родилась заново. Она безумно наслаждается жизнью, испытывает огромное желание ко всему прикоснуться: потрогать руками почерневший смородиновый куст, прижаться к ветке яблони, покрытый бархатистым налетом… Она заново открывает для себя мир)

3. Она идет бездорожно. Как вы понимаете это слово? (Бездорожно, т.е. без дороги; пробуждаясь к жизни, она испытывает желание идти по грязи, по плохой проезжей дороге (В.И. Даль).

4. Она шла и через разрушенное прясло…

- Что значит прясло? Ответ (словарь). Слово записать в тетрадь.


- Состояние Аксиньи помогает понять языковые средства. Какие из указанных средств выразительности помогают понять ее внутреннее состояние?

- вводные слова - гипербола

- ирония - риторический вопрос

- эпитеты - ряды однородных членов

- сравнения - лексический повтор

- градация - многосоюзие

- олицетворения - бессоюзие

- метафора


б) Фрагмент из романа Гончарова. Отметьте 2 - 3 средства выразительности, характерных для этого текста - многосоюзие, бессоюзие, однородные члены, олицетворения.

Пришла осень. Желтые листья падали с деревьев и усеяли берега; зелень полиняла; река приняла свинцовый цвет; небо было постоянно серо; дул холодный ветер с мелким дождем. Берега реки опустели; не слышно было ни веселых песен, ни смеху, ни звонких голосов по берегам; лодки и барки перестали сновать взад и вперед. Ни одно насекомое не прожужжит в траве, ни одна птичка не защебечет на дереве; только галки и вороны криком наводили уныние на душу.


3. Беседа с обучающимися:

- Все эти языковые средства создают определенную атмосферу. Какую? (атмосферу осеннего уныния).

- Мы сейчас работали с текстами, такими разными, непохожими друг на друга. Оба текста относятся к художественному стилю. По каким же признакам мы отнесли их к художественному стилю? (Названия записываются в тетрадь).


Признаки художественного стиля – образность, эмоциональность, широкое использование изобразительно-выразительных средств (это просторечие, диалектизмы, слова высокого поэтического стиля). Среди них - лексические и синтаксические средства выразительности (назвать их); использование средств других стилей (особенно, разговорного). Все средства подчиняются основной функции – эстетической.


4. Слово преподавателя. Художественный стиль создает такие образы, которые вызывают в читателях эмоциональный отклик, доставляют эстетическое наслаждение, заставляют нас сопереживать.


Роль языковых средств.

Теперь мы должны уточнить, зачем, с какой целью используются языковые средства в художественных текстах.

1. Выразительное чтение фрагмента из «Сорочинской ярмарки» Н.В. Гоголя.

…Сквозь темно- и светло-зеленые листья небрежно раскиданных по лугу осокоров, берез и тополей засверкали огненные, одетые холодом искры, и река-красавица блистательно обнажила серебряную грудь свою, на которую роскошно падали зеленые кудри дерев. Своенравная, как она в те упоительные часы, когда верное зеркало так завидно заключает в себе ее полное гордости и ослепительного блеска чело, лилейные плечи и мраморную шею, осененную темною. Упавшею с русой головы волною, когда с презрением кидает одни украшения, чтобы заменить их другими, и капризам ее конца нет, - она почти каждый год переменяла свои окрестности, выбирая себе новый путь и окружая себя новыми, разнообразными ландшафтами…


5. Беседа с обучающимися:

1. Что описывает автор? (реку)

2. Попробуйте передать содержание этого отрывка одним предложением без изобразительно-выразительных средств. (Река, по берегам которой росли осокори, березы и тополя, почти каждый год меняла свое русло).

3. Ребята, мы сказали то же самое, что и Гоголь. Но что-то исчезло? Что? (красота, очарование, образность).

4. Для чего автор использует эпитеты, метафоры, олицетворения. (Записать в тетрадь выводы).


2. Фрагмент из «Мертвых душ» Гоголя. (Выразительное чтение).

И какой же русский не любит быстрой езды?

…Кажись, неведомая сила подхватила тебя на крыло к себе, и сам летишь, и все летит: летят версты, летят навстречу купцы на облучках своих кибиток, летит с обеих сторон лес с темными строями елей и сосен, с топорным стуком и вороньим криком, летит вся дорога невесть куда в пропадающую даль, и что-то страшное заключено в сем быстром мельканье, где не успевает означиться пропадающий предмет, - только небо над головою, да легкие тучи, да продирающийся месяц одни кажутся недвижны… Дымом дымится под тобою дорога, гремят мосты, все отстает и остается позади…


Беседа с обучающимися:

- Во времена Гоголя принципы кинематографа еще не были изобретены. А писатель создал такую картину, что если бы оператор снимал такую сцену, то он воспользовался бы подсказкой Гоголя.

- Сколько картин родилось в воображении, пока мы читали его?

- С помощью чего же создается впечатление быстрого движения, стремительности полета? (Сложная синтаксическая конструкция, включающая простые предложения с однородными членами, повтора слов).


6. Лингвистические загадки.

- В слове отыщите два значенья: несется первое к реке, второе щелкнуло в замке. (Ключ)

- В бою и рубят и взрывают, а после боя развлекают. (Шашки)

- Каким словом мы называем и охотника, и лекарственное растение. (Зверобой)

- Каким словом называют и птицу, и шест у колодца? (Журавль)

- Какой бор не имеет листвы? (Химический элемент)

- Какую строчку нельзя прочесть? (Прошитую на машинке)


7. Каламбуры.

Однажды некий учитель богословия, или попросту богослов, встретил своего ученика. «Здравствуйте, бог ослов!» - вежливо съязвил острый на язык гимназист, приветствуя занудного преподавателя. «А-а, скотина, - не растерялся тот, - узнал своего господина!».

- Эта популярная когда-то шутка построена на игре слов, одинаково воспринимаемых на слух, но по-разному записываемых. Такие словесные ловушки называются каламбурами.

- Всегда ли омонимы вносят юмористический оттенок в нашу речь? (Неумелое использование средств языка может привести к лексической или речевой ошибке. Например, двусмысленности)


8. Паронимы.

Паронимы – однокоренные слова, близкие по звучанию, но не совпадающие в значениях. Характерная лексическая ошибка: смешение слов паронимов. Причина: неразличение значений слов. (Например: Это выдающий политический деятель).

Беседа с обучающимися:

- Для чего нужны паронимы? (Для точного выражения мысли; как средство выразительности речи, эмоциональность речи; для создания каламбуров).


9. Фразеологизмы и «крылатые слова».

Еще одним средством выразительности являются фразеологизмы и «крылатые слова».

Беседа с обучающимися:

- Что такое фразеологизмы?

- С какой целью они используются в речи? (Они делают речь богатой и выразительной)

Действительно, фразеологизмы сами по себе наделены образностью и выразительностью, но многие авторы сознательно трансформируют их с целью придания большей выразительности


10. Индивидуальное задание:

Напишите, с какими фразеологизмами соотносятся выражения, как вы понимаете трансформированные фразеологизмы?

1. Единожды приписавши, кто тебе поверит (Единожды солгавши, кто тебе поверит) означает простую вещь: грош цена словам уверениям и обещаниям человека, про которого достоверно известно, что однажды он кого-то обманул. И этот обманувший однажды может сделать это и ещё раз.

2. Без отрыва от конспекта (производства).

3. Я же вам черным по белому говорю. (Написано черным по белому)

4. Пойман с наличными (с поличным)

5. Брак – понятие расторжимое (любовь – понятие растяжимое)

6. Пожирать плоды чужих трудов (пожинать плоды чужих трудов)

11. Викторина «крылатых слов»

1) Беседа с обучающимися:

- Что такое «крылатое выражение»? (устойчивый фразеологизм образного или афористического характера, вошедший в лексику из исторических либо литературных источников и получивший широкое распространение благодаря своей выразительности).

2) Задание: Как вы понимаете выражения? Откуда они взяты?

3) Составить предложения с выражениями:

«Рыльце в пуху» (выражение из басни И.А. Крылова «Лисица и Сурок» (1813). Лисица жалуется Сурку, что она терпит напраслину и, оклеветанная, выслана за взятки - это выражение это употребляется в значении: быть причастным к чему-нибудь преступному, неблаговидному).


«Услужливый дурак опаснее врага» (выражение из басни И.А. Крылова «Пустынник и Медведь» (1808)


«А ларчик просто открывался» (Цитата из басни И.А. Крылова «Ларчик» (1808). Применяется, когда говорят о каком-нибудь деле, вопросе, при разрешении которого нечего было мудрить).


V. Закрепление полученных знаний.

1. Игра «Перевертыши». Задание: при помощи антонимов восстановить известные выражения

- Улетело счастье – закрывай окна.

- Легки вы, кеды Чингисхана!

- Кредит дармовщиной бел.

- Мойша добрый рожает чужую дочь

- Ненависть до последнего вздоха.

- Громче, кошки, - пес в подвале!

- Искусство проигрывать

- С грохочущего мелководья ангелы убегают

- Пол рояля перед дверью радостно заткнулись


4. Фразеологизмы. Задание: восстановить фразеологизм, объяснить, как вы понимаете трансформированный фразеологизм.

- Единожды приписавши, кто тебе поверит

- Без отрыва от конспекта

- Я же вам черным по белому говорю.

- Пойман с наличными

- Брак – понятие расторжимое (любовь – понятие растяжимое)

- Пожирать плоды чужих трудов (пожинать плоды чужих трудов)


VI. Подведение итогов урока. Рефлексия.

Выставление оценок.


VII. Домашнее задание. Составьте каламбуры, используя омонимы, антонимы, паронимы или сделать такую подборку из различных газет, журналов, речи журналистов.




























































Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!