СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 23.06.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Выступление по теме: «Копирование великих художников или зачем делать копии»

Категория: Искусство

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Выступление по теме: «Копирование великих художников или зачем делать копии»»

Доклад «Копирование великих художников или зачем делать копии» преподаватель : Смаилова Л.К. 25.03.2019год Копирование: Должно ли оно быть частью учебного процесса?


Искусство - это непрерывный процесс обучения, и копирование должно быть частью этого обучения


Кажется, что дискуссия о том, хорошо ли копировать при рисовании или нет, никогда не прекратится. Некоторые говорят копировать нельзя, другие говорят, что это нужно делать. Знаете ли вы, что в старой школе искусств, где "выращивали" новых художников, все делали это, хотя бы для того, чтобы перенять стиль своих учителей, чтобы стать, если не хорошими художниками, то хорошими подмастерьями. Первый год новые ученики проводили, постоянно копируя работы учителей, что преподносилось как хорошая практика.

Почему же копирование было хорошей практикой?


Ну, в жизни мы все учимся, копируя. Например, мы копируем поведение наших родителей и, в какой-то мере, мы становимся похожими на них. Мы учимся говорить на их языке, наследуем их манерность, развиваем схожие модели поведения и так далее. Копировать то, что мы делаем есть то, как растут дети. Разум ребенка - это чистый холст. На момент рождения мы ничего не знаем о жизни, о языке, еде, парфюмерии, прогулках, поведении и т. д. Именно в те ранние годы, когда мы пребываем в младенчестве, а затем и в детстве, мы перенимаем все навыки, которые нам нужны для жизни, копируя наших родителей. Тот же самый процесс встречается также и в животном мире. Поэтому копирование - это естественный учебный процесс. Мы стараемся подражать нашим учителям жизненных навыков.

Так что же насчет копирования работ?


Мы можем посмотреть на этот процесс таким же образом? По всему выходит, что можем. На самом деле, мы должны копировать. Все художественные школы должны поощрять копирование, как это было в старые времена. В этом есть логика и для этого есть причина.

Ученик или художник-подражатель немного похож на новорожденного ребенка. У них нет навыков, поэтому нужно их развивать.
По мнению многих опытных художников, копирование является обязательным для всех будущих мастеров живописи. Никто не говорит, что мы должны стать рабами копирования, но на ранних этапах обучения рисованию мы должны копировать работы мастеров, пока не выработаем степень понимания того, как были сделаны эти рисунки, как использовались линии, как добивались наилучшего эффекта, как создавались тона и так далее.
Многие художники копировали в свое время и вряд ли они этого стесняются. Копирование помогло им развить навыки рисования, и даже сейчас, после многих лет им все еще не вредно будет копировать, например, для того, чтобы изучить конкретный стиль.

Искусство - это непрерывный процесс обучения, и копирование должно быть частью этого обучения.


Мы поговорим о том, зачем копировать картины.

Копирование картины – это всегда учёба, приобретение новых знаний, повторение творческих достижений, техники и технологии копируемого живописца. Тут не нужно самому компоновать лист, расставлять акценты и т.д., тут нужно внимательно и аккуратно копировать мастерские решения автора картины, запоминая приемы.

При копировании мы не ставим себе задачу сделать точное подобие, повторить все штрихи или мазки.  Наши задачи больше исследовательские. Мы можем рассматривать, как мастер скомпоновал лист, как построил колорит, как страктовал форму, расставил акценты. Копии нужно делать , естественно только с признанных мастеров, для того, что бы копируя с плохих работ, не повторять ошибки, не переносить их в свое творчество.

Рассмотрим на примерах, что же именно можно копировать с тех или иных работ. Первая картина — оригинал, вторая — копия.

.Копии можно делать с разными целями, например:

1. Анализ композиции. Для тех, кто привык думать с карандашом в руке.
Иногда хочется понять композицию произведения, тогда можно, не углубляясь в подробности,
найти композиционные оси, диагонали, треугольники, композиционный центр, его место и роль,
понять строение и ритм, убедиться в гармонии и целостности решения, или опровергнуть его.
выполняя копии живописных работ в виде коллажа, получается очень интересный результат.
2. Изучение манеры любимого художника, технических приемов.
Более распространенная цель. Позитивным является копирование с мыслью, как это было сделано и почему именно так. Но самое интересное, что "также" никогда не получится, ведь все мы разные и обращаем внимание на разные вещи, по-иному ставим акценты. Поэтому иногда копируют наиболее интересный, понравившийся фрагмент произведения, или в процессе уходят так далеко от оригинала, что копии превращаются в интерпретации. Не думаю, что стоит себя ругать за несходства (вообще ругать себя в процессе обучения не стоит, это сильно тормозит процесс), но стоит проанализировать, что нам так понравилось, и почему, а от чего мы ушли, и тоже почему.

3. "Шпаргалка от мастера".
Если у вас есть какая-то задача, с которой пока тяжело справиться,
то можно посмотреть, как решали эту же задачу мастера на протяжении веков.
Например, мне кажется полезным покопировать руки и головы Леонардо да Винчи или Дюрера:посмотреть пропорции, светотеневую моделировку, направление штрихов.

4. Обучение по примерам. Если вспомнить Академию Художеств XVIII века,
то обучение там во многом строилось на копировании с оригиналов.
Но иногда нужно что-то объяснить, и без примера не обойтись. Например, в дождливый день не попав на пленэр,мы изучали планы и световоздушную перспективу на примере Айвазовского:

И.К.Айвазовский. Лунная ночь. Окрестности Ялты. 1863. | Копия, пастель. Мария (летние пленэры, 2011).

Еще этот метод мне кажется полезным для обучения детей, когда можно совместить объяснение каких-то важных тем и увлекательное путешествие по миру истории искусств.
По своему опыту преподавания детям помню, как трудно маленькому живописцу понять такие сложные и абстрактные понятия, как колорит или рефлекс, но при копировании с ними справляются играючи.

Подводные камни копирования.
Самый главный подводный камень копирования - это то, что мы копируем плоскостное изображение,
и даже точнейшая передача всех линий, пятен и закорючек не приблизит нас к пониманию изображения формы,
а это мне видится одной из основных задач для тех, кто хочет научиться рисовать(как с натуры, так и по представлению).
Это действительно серьезный вопрос, я видела людей, рисовавших самостоятельно и даже в изостудии с фотографий и картин других художников по году безо всякого роста. Прогресс в обучении рисунку невозможен без понимания того, как трехмерную форму в пространстве изобразить на двухмерной плоскости листа. Но если делать копии с анализом того, что мы изображаем и сочетать их с натурными постановками и зарисовками, то польза от этого занятия несомненно будет.
Подводный камень копирования в живописи, если мы копируем из альбомов - неправдоподобная цветопередача репродукций.

Почему полезно копировать готовые изображения?
1) Потому что в результате получается картина, которая нам нравится, но которую мы бы не смогли нарисовать сами.
2) Мы можем выбрать схему или сюжет из большого множества готовых произведений, учебных пособий и т. д. Очень важно выбрать тему, которая вызывает в Вас живой интерес.
3) Мастерства сложно достичь с первого раза. Вместе с тем, когда мы наводим картину, то результат, который мы получаем, с точки зрения подсознания и тела - это уже наша работа, даже если мы использовали готовую форму. Подсознание не знает что такое плагиат, оно реагирует на движение руки. Если мы расслабленны, то и движение руки расслабленно, и мы получаем удовольствие.
4) Если мы копируем картину мастера, то мы понимаем его и его технику на уровне тела, на уроне процесса рисования. Это гораздо глубже, чем на уровне смотрения на картину.
5) Копирование задает цель. Мы концентрируемся на цели, на том чтобы завершить работу. Этого бывает сложно достичь начинающим.
6) Сделав несколько картин по шаблону мы обретаем достаточно уверенности, чтобы вносить свои изменения, а потом и начать рисовать самому, с чистого листа.

7) Наведение или копирование само по себе полезно для здоровья. Такая монотонная работа, успокаивает и расслабляет сознание через движение тела, моторику рук и пальцев.


И еще один интересный момент дать упражнение копирования в перевернутом виде. По заданию нужно перевернуть оригинал
и копировать его именно так, концентрируясь на направлениях и пересечениях линий.
По ее теории правополушарного рисования, мозг в таком случае не узнает знакомых предметов и не предлагает условное иконографическое обозначение для этих предметов,то есть если при прямом копировании у взрослого человека, до этого не рисовавшего со времен детства глаз будет похож на "рыбку", то при перевернутом будут более реалистичные очертания век.
Это действительно может воодушевить, но такие вещи я больше отношу к области психологии восприятия, а не обучения рисунку.
Метод можно взять на заметку, если вдруг придется копировать что-то сложное.

Резюме: копировать полезно и нужно, если делать это с умом, четко ставить себе задачи и решать их.
И конечно, прикоснуться к произведениям мастеров - это всегда огромное удовольствие.
Копируя, начинаешь замечать детали, с первого взгляда незаметные, все больше погружаясь в мир художника,
это очень увлекательное и медитативное занятие, эмоциональное


Во время обучения рисованию, копирование помогает добиться успеха быстро и просто. Копирование совершенствует технику рисования, помогает намешивать нужные цветовые оттенки и передавать объём и форму в рисунке реалистично


Изучение и копирование работ великих мастеров помогает совершенствованию мастерства, воспитывает эстетический вкус, обогащает общую художественную культуру.


 




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!