СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Выступление учителя русского языка и литературы на методическом объединении учителей гуманитарного цикла "Инновационные технологии как средство повышения качества образования"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Выступление учителя русского языка и литературы на методическом объединении учителей гуманитарного цикла "Инновационные технологии как средство повышения качества образования"

Просмотр содержимого документа
«Выступление учителя русского языка и литературы на методическом объединении учителей гуманитарного цикла "Инновационные технологии как средство повышения качества образования"»

Инновационные технологии как средство повышения качества образования Выступление учителя русского языка и литературы  Живых Т.Н.

Инновационные технологии как средство повышения качества образования

Выступление учителя русского языка и литературы

Живых Т.Н.

Качество образования Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 06.02.2020)

Качество образования

  • Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 06.02.2020) "Об образовании в Российской Федерации«

качество образования - комплексная характеристика образовательной деятельности и подготовки обучающегося, выражающая степень их соответствия федеральным государственным образовательным стандартам, образовательным стандартам, федеральным государственным требованиям и (или) потребностям физического или юридического лица, в интересах которого осуществляется образовательная деятельность, в том числе степень достижения планируемых результатов образовательной программы.

Педагогическая технология Педагогическая технология — совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, способов, приемов обучения, воспитательных средств; она есть организационно-методический инструментарий педагогического процесса (Б. Т. Лихачев). Педагогическая технология — это описание процесса достижения планируемых результатов обучения (И. П. Волков). Педагогическая технология — это продуманная во всех деталях модель совместной педагогической деятельности по проектированию, организации и проведению учебного процесса с безусловным обеспечением комфортных условий для учащихся и учителя (В. М. Монахов).  Педагогическая технология — это системный метод создания, применения и определения всего процесса преподавания и усвоения знаний с учетом технических и человеческих ресурсов и их взаимодействия, ставящий своей задачей оптимизацию форм образования (ЮНЕСКО).

Педагогическая технология

  • Педагогическая технология — совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, способов, приемов обучения, воспитательных средств; она есть организационно-методический инструментарий педагогического процесса (Б. Т. Лихачев).
  • Педагогическая технология — это описание процесса достижения планируемых результатов обучения (И. П. Волков).
  • Педагогическая технология — это продуманная во всех деталях модель совместной педагогической деятельности по проектированию, организации и проведению учебного процесса с безусловным обеспечением комфортных условий для учащихся и учителя (В. М. Монахов).
  • Педагогическая технология — это системный метод создания, применения и определения всего процесса преподавания и усвоения знаний с учетом технических и человеческих ресурсов и их взаимодействия, ставящий своей задачей оптимизацию форм образования (ЮНЕСКО).
Проектная технология По определению,

Проектная технология

  • По определению, "проект" - это совокупность определенных действий, документов, предварительных текстов, замысел для создания реального объекта, предмета, создания разного рода теоретического продукта. Это всегда творческая деятельность.
  • Проектная деятельность - педагогическая технология, ориентированная не на интеграцию фактических знаний, а на их применение и приобретение новых знаний путем самообразования. Метод дает простор для творческой инициативы учащихся и педагога, подразумевает их дружеское сотрудничество, что создает положительную мотивацию ребенка к учебе. "Я знаю, для чего мне надо то, что я познаю. Я знаю, где и как эти знания применить". Эти слова вполне могут служить девизом для участников проектной деятельности.
Применение метода проектов на уроках русского языка и литературы, в первую очередь, имеет следующую цель - повышение практической, навыкообразующей направленности содержания. При этом приоритет отдается активным, интерактивным, игровым, лабораторным методам, исследовательской деятельности, методам творческого самовыражения. Создание проблемно-мотивационной среды на уроке осуществляется разными формами: беседой, дискуссией,
  • Применение метода проектов на уроках русского языка и литературы, в первую очередь, имеет следующую цель - повышение практической, навыкообразующей направленности содержания. При этом приоритет отдается активным, интерактивным, игровым, лабораторным методам, исследовательской деятельности, методам творческого самовыражения. Создание проблемно-мотивационной среды на уроке осуществляется разными формами: беседой, дискуссией, "мозговым штурмом", самостоятельной работой, организацией "круглого стола", консультацией, семинаром, лабораторной, групповой работой, ролевыми играми. Русский язык как учебный предмет - плодотворная почва для проектной деятельности. Учителя часто сталкиваются с такими проблемами, как отсутствие читательского интереса среди учащихся, узкий кругозор, отсутствие навыка анализа и обобщения. Интересная работа в группах дает ребятам возможность почувствовать предмет, получить новые знания, а учителю - решать вышеперечисленные проблемы.
Технология развития критического мышления  Критическое мышление – это точка опоры для мышления человека, это естественный способ взаимодействия с идеями и информацией. Мы и наши ученики часто стоим перед проблемой выбора, выбора информации. Необходимо умение не только овладеть информацией, но и критически ее оценить, осмыслить, применить. Встречаясь с новой информацией, обучающиеся 5-11 классов должны уметь рассматривать ее вдумчиво, критически, оценивать новые идеи с различных точек зрения, делая выводы относительно точности и ценности данной информации. Формы урока в РКМ отличаются от уроков в традиционном обучении. Ученики не сидят пассивно, слушая учителя, а становятся главными действующими лицами урока. Они думают и вспоминают про себя, делятся рассуждениями друг с другом, читают, пишут, обсуждают прочитанное. Методика развития критического мышления включает три этапа или стадии. Это  «Вызов – Осмысление – Рефлексия».

Технология развития критического мышления

  • Критическое мышление – это точка опоры для мышления человека, это естественный способ взаимодействия с идеями и информацией. Мы и наши ученики часто стоим перед проблемой выбора, выбора информации. Необходимо умение не только овладеть информацией, но и критически ее оценить, осмыслить, применить. Встречаясь с новой информацией, обучающиеся 5-11 классов должны уметь рассматривать ее вдумчиво, критически, оценивать новые идеи с различных точек зрения, делая выводы относительно точности и ценности данной информации.
  • Формы урока в РКМ отличаются от уроков в традиционном обучении. Ученики не сидят пассивно, слушая учителя, а становятся главными действующими лицами урока. Они думают и вспоминают про себя, делятся рассуждениями друг с другом, читают, пишут, обсуждают прочитанное.
  • Методика развития критического мышления включает три этапа или стадии. Это  «Вызов – Осмысление – Рефлексия».
Система инновационной оценки «ПОРТФОЛИО»   Портфолио  (в широком смысле этого слова) — это способ фиксирования, накопления и оценки индивидуальных достижений школьника в определенный период его обучения. Портфолио активно применяется в зарубежных системах образования. Метод оценивания с помощью портфолио используется в обучении, основанном на компетентностном подходе. Портфолио рассматривается как вид так называемого «аутентичного оценивания», которое используется, прежде всего, в практико-ориентированном образовании: оценивается уровень сформированности умений и навыков в ситуации, максимально приближенной к реальной жизни. В обучении на основе компетентностного подхода аутентичное оценивание выявляет уровни сформированности компетентностей.

Система инновационной оценки «ПОРТФОЛИО»

  • Портфолио  (в широком смысле этого слова) — это способ фиксирования, накопления и оценки индивидуальных достижений школьника в определенный период его обучения. Портфолио активно применяется в зарубежных системах образования. Метод оценивания с помощью портфолио используется в обучении, основанном на компетентностном подходе. Портфолио рассматривается как вид так называемого «аутентичного оценивания», которое используется, прежде всего, в практико-ориентированном образовании: оценивается уровень сформированности умений и навыков в ситуации, максимально приближенной к реальной жизни. В обучении на основе компетентностного подхода аутентичное оценивание выявляет уровни сформированности компетентностей.
Технология проблемного обучения М. И. Махмутов дает следующее определение понятия «проблемное обучение»: «Проблемное обучение – это тип развивающего обучения, в котором сочетаются систематическая самостоятельная поисковая деятельность учащихся с усвоением ими готовых выводов науки, а система методов построена с учетом целеполагания и принципа проблемности; процесс взаимодействия преподавания и учения ориентирован на формирование познавательной самостоятельности учащихся, устойчивости мотивов учения и мыслительных (включая и творческие) способностей в ходе усвоения ими научных понятий и способов деятельности, детерминированного системой проблемных ситуаций»

Технология проблемного обучения

  • М. И. Махмутов дает следующее определение понятия «проблемное обучение»: «Проблемное обучение – это тип развивающего обучения, в котором сочетаются систематическая самостоятельная поисковая деятельность учащихся с усвоением ими готовых выводов науки, а система методов построена с учетом целеполагания и принципа проблемности; процесс взаимодействия преподавания и учения ориентирован на формирование познавательной самостоятельности учащихся, устойчивости мотивов учения и мыслительных (включая и творческие) способностей в ходе усвоения ими научных понятий и способов деятельности, детерминированного системой проблемных ситуаций»
Модульное обучение   Модульное обучение основано на следующей основной идее: ученик должен учиться сам, а учитель обязан осуществлять управление его учением: мотивировать, организовывать, координировать, контролировать. - Сущность модульного обучения заключается в последовательном усвоении учащимися модулей законченных блоков информации. – Технология предполагает постепенный переход от одного вида деятельности ( получение теоретических знаний) – к другому ( получение навыков и умений письма). – Средствами реализации такого перехода служат активные методы обучения ( проблемные лекции, деловые и ролевые игры, ситуационные задачи).

Модульное обучение

  • Модульное обучение основано на следующей основной идее: ученик должен учиться сам, а учитель обязан осуществлять управление его учением: мотивировать, организовывать, координировать, контролировать.
  • - Сущность модульного обучения заключается в последовательном усвоении учащимися модулей законченных блоков информации. – Технология предполагает постепенный переход от одного вида деятельности ( получение теоретических знаний) – к другому ( получение навыков и умений письма). – Средствами реализации такого перехода служат активные методы обучения ( проблемные лекции, деловые и ролевые игры, ситуационные задачи).
Интегративный подход Интеграция является относительно новым веянием в образовательном процессе и становится востребованным в современной школе. При интеграции появляется возможность вырваться за рамки одной учебной дисциплины, наглядно, в действии показать, как все в мире взаимосвязано, и одновременно усилить мотивацию изучения предмета. Интегрированное обучение создает оптимальные условия для личностно ориентированного подхода и представляет собой действенную модель активизации мыслительной и творческой деятельности. Известно, что многие школьные предметы носят интегративный характер. Русский язык и литература занимают особое место в интеграции предметов. Это объясняется тем, что они находятся в тесной взаимосвязи с другими гуманитарными предметами.

Интегративный подход

  • Интеграция является относительно новым веянием в образовательном процессе и становится востребованным в современной школе. При интеграции появляется возможность вырваться за рамки одной учебной дисциплины, наглядно, в действии показать, как все в мире взаимосвязано, и одновременно усилить мотивацию изучения предмета. Интегрированное обучение создает оптимальные условия для личностно ориентированного подхода и представляет собой действенную модель активизации мыслительной и творческой деятельности.
  • Известно, что многие школьные предметы носят интегративный характер. Русский язык и литература занимают особое место в интеграции предметов. Это объясняется тем, что они находятся в тесной взаимосвязи с другими гуманитарными предметами.
Существует несколько видов интеграции. Во-первых, интеграция – разработка единых курсов, включающих такие предметы гуманитарного цикла как литература, русский язык, МХК. Эта модель интегрирования - временная. Программы должны быть построены так, чтобы по интегрируемым предметам изучались темы, близкие по содержанию или по исторической эпохе. Во-вторых, интеграция – установление на уроках литературы взаимосвязи с другими гуманитарными предметами. Вооружая школьников широкими познаниями мира и человека, литература вступает во взаимодействие с историей, обществознанием, изобразительным искусством, музыкой… Почти все художественные произведения получают свою «вторую» жизнь на сцене, в кинематографе, в изобразительном искусстве, в музыке и т.д., то есть, художественное произведение должно рассматриваться на уроке литературы в многообразии связей, существующих между отдельными видами искусства.

Существует несколько видов интеграции.

  • Во-первых, интеграция – разработка единых курсов, включающих такие предметы гуманитарного цикла как литература, русский язык, МХК. Эта модель интегрирования - временная. Программы должны быть построены так, чтобы по интегрируемым предметам изучались темы, близкие по содержанию или по исторической эпохе.
  • Во-вторых, интеграция – установление на уроках литературы взаимосвязи с другими гуманитарными предметами. Вооружая школьников широкими познаниями мира и человека, литература вступает во взаимодействие с историей, обществознанием, изобразительным искусством, музыкой… Почти все художественные произведения получают свою «вторую» жизнь на сцене, в кинематографе, в изобразительном искусстве, в музыке и т.д., то есть, художественное произведение должно рассматриваться на уроке литературы в многообразии связей, существующих между отдельными видами искусства.
«Перевернутый класс» Уже несколько лет у продвинутых преподавателей популярна новая методика — «перевёрнутый класс», или flipped classroom. Это не ученики, которые стоят на голове, а одна из моделей смешанного обучения. Дома школьники изучают теорию, а в классе отрабатывают практические навыки и задают вопросы учителю.

«Перевернутый класс»

  • Уже несколько лет у продвинутых преподавателей популярна новая методика — «перевёрнутый класс», или flipped classroom. Это не ученики, которые стоят на голове, а одна из моделей смешанного обучения. Дома школьники изучают теорию, а в классе отрабатывают практические навыки и задают вопросы учителю.
  • « Перевёрнутый класс » позволяет потратить на изучение темы ровно столько времени, сколько нужно, чтобы её понять. Ученик в любой момент может поставить запись лекции на паузу или перемотать назад. Монолог учителя в классе перемотать назад невозможно. Как говорит Джонатан Бергман, «традиционная система образования хочет, чтобы все дети двигались по страницам учебника одновременно, но это невозможно. В „перевёрнутой модели“ те, кто всё понял, просто переходят к следующей теме, а те, кто нет, тратят чуть больше времени на понимание».
  • Во время классных занятий дети чаще разговаривают с учителем и друг с другом, поскольку вся теория уходит на дом. При этом лекции доступны в любое время. Их можно посмотреть онлайн, даже если ученик долго болеет или не смог быть на уроке.
  • Родителям, которые хотят больше знать об учёбе ребёнка, тоже понравится идея «перевёрнутого класса». Им будет легче оценить качество его обучения. Они тоже могут посмотреть лекцию онлайн и помочь лучше подготовиться к занятию. Кроме того, родители видят, как учитель умеет объяснять и насколько это эффективно для их ребёнка.
Фрагмент урока с использованием технологии «перевернутый класс» (УМК Ладыженской Т.А.) Тема: Склонение числительных, обозначающих целые числа (6 класс) Подготовка дома: Просмотреть фрагмент  урока: https ://znaika.ru/catalog/10-klass/russian/Sklonenie-chislitelnykh.html Перенести в тетрадь для правил таблицы: https :// 5splusom-school.ru/konspekty/117 На уроке: репродуктивная беседа, обсуждение трудных вопросов, выполнение упражнений 411-417. Примерные вопросы для беседы: -  На какой вопрос отвечают количественные числительные? - Измените местоимение  сколько  по падежам ? Зачем мы должны это знать? - С какими существительными употребляется числительное один в форме мн.ч.? - Какая связь между существительным кость и числительными 5-20,30? - Сколько форм имеют числительные сорок, девяносто, сто ? Назовите их. - Как склоняются числительные 50-80,200-400,500-900? - Как склоняются составные количественные числительные?

Фрагмент урока с использованием технологии «перевернутый класс» (УМК Ладыженской Т.А.)

  • Тема: Склонение числительных, обозначающих целые числа (6 класс)

Подготовка дома:

Просмотреть фрагмент урока:

https ://znaika.ru/catalog/10-klass/russian/Sklonenie-chislitelnykh.html

Перенести в тетрадь для правил таблицы:

https :// 5splusom-school.ru/konspekty/117

На уроке: репродуктивная беседа, обсуждение трудных вопросов, выполнение упражнений 411-417.

Примерные вопросы для беседы:

  • На какой вопрос отвечают количественные числительные?
  • - Измените местоимение  сколько  по падежам ? Зачем мы должны это знать?
  • - С какими существительными употребляется числительное один в форме мн.ч.?
  • - Какая связь между существительным кость и числительными 5-20,30?
  • - Сколько форм имеют числительные сорок, девяносто, сто ? Назовите их.
  • - Как склоняются числительные 50-80,200-400,500-900?
  • - Как склоняются составные количественные числительные?


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!