Своё выступление мне хотелось бы начать со слов Сухомлинского: «В душе каждого ребенка есть невидимые струны. Если тронуть их умелой рукой, они красиво зазвучат». Мне кажется одарённость – это и есть те невидимые струны, которые могут красиво звучать. Так что же такое одарённость?
Одаренность
- индивидуальное своеобразие задатков каждого человека. То есть речь идет о природных данных каждого человека, о тех силах, которыми он наделен от природы, и которые являются внутренним условием развития его способностей.
Каждого ли человека можно считать в определенной степени одаренным? Я думаю, у большинства людей имеются те или иные способности. Иногда они лежат на поверхности и видны окружающим с рождения ребёнка, но чаще для раскрытия дара требуется время и определенные обстоятельства. То, что лежит на поверхности, поражая и удивляя окружающих, люди нередко называют талантом.
Понятие талант рассматривают обычно в двух значениях:
как высокий уровень развития способностей, что проявляется в творческих видах деятельности;
как социальную характеристику человека, который сделал значительный вклад в развитие культуры, промышленности, науки и т. д.
Так или иначе, ребёнок – это маленький нераскрывшийся бутон, и задача школы дать ему возможность раскрыться, превратившись в прекрасный цветок, наделённый талантом. Учитывая значительную потребность творчески одаренной личности в творческой деятельности, главной задачей воспитательной работы школы является создание необходимых условий для реализации творческого потенциала ребенка, гармонического развития всех сторон его личности.
Это является одним из приоритетных направлений и нашей школы. Естественно, создание благоприятной обстановки, не может обойтись без слаженного коллектива классных руководителей, коллектива единомышленников. Как говорится, «кадры решают всё». Я, как и многие учителя третьей школы, её выпускница. Поэтому, вернувшись в родные стены после института, я нашла среди коллег поддержку и взаимопонимание, как нахожу её и сейчас. Классные руководители третьей школы люди в большинстве неравнодушные и опытные, ответственные.
И конечно же, мне в работе помогает хорошее знание коллектива учащихся. И не только по именам и лица, а кто, чем живёт и дышит, кто на что способен.
Важным аспектом, я считаю так же наличие в нашей школе разноплановой, разнонаправленной системы дополнительного образования. Кружков должно быть много и каждый должен приносить свои плоды и школе, и детям. Дать им возможность проявить себя.
Когда меня спрашивают, откуда такой большой процент в школе детей, желающих принять участие в том или ином районном или областном конкурсе, как-то проявить себя. Отвечу, что главное, это дать возможность раскрыться инициативе ребёнка на уровне класса и школы. Поэтому мы устраиваем целые месячники, посвящённые выявлению и отбору танцующих и поющих детей (февраль «Мы зажигаем звёзды»), отборочные туры на НОУ или конкурс «Юный исследователь» (январь), конкурсы рисунков («Я рисую мир»), фотоконкурсы являются нередко общешкольными.
Естественно, у каждого заместителя по ВР своя система, но я стараюсь, чтобы каждый конкурс, который может заинтересовать учащихся, доходил по назначению. Поэтому на совещании классных руководителей раз в месяц, одновременно со школьным планом работы озвучиваю положения районных и областных конкурсов, а также краткая «выжимка» из них всегда висит в уголке классного руководителя в учительской.
Мотивацией участия в делах школы и различных конкурсах, как для учителей, так и для учащихся, служит конкурс «Класс года», который подводит итоги общественной активности учащихся и их классного руководителя, что идёт ему в зачёт при подсчёте баллов.
Но самым главным, я считаю, в школе должен быть особый дух. У каждой школы он свой. Для меня же особо важным считается создание дружеской, демократичной атмосферы школьного пространства. А это значит:
Внимание к инициативе ребёнка и уважение к творчеству учащегося
Формирование понятия «Школа – родной дом» («Отечество нам школа №3», Вечера Встреч)
Немаловажным я считаю и привлечение к внеурочной жизни школы и родителей ребёнка. Многие папы и мамы активно помогают нам и в создании рисунков и поделок, и организации выступлений. Тем более, что многие из них тоже выпускники нашей школы.
И в заключении хотелось бы остановиться ещё на одном аспекте. Необходимо учитывать психологические особенности одарённых детей: с одной стороны, сложность, неординарность, а иногда даже неудобность для окружающих одаренного ребенка; с другой стороны его ранимость, хрупкость, незащищенность. Будьте внимательны к детям и любите их.