Тренинговое занятие «Познай себя»
Цель:
Создать у учеников мотивацию на самопознание; способствовать развитию самопознания, рефлексии у учащихся и уверенности в себе; развивать у учащихся навыки самоанализа на основе позитивного самовосприятия.
Задачи:
Помочь получить опыт позитивного взаимодействия с другими детьми;
Развивать адекватную самооценку;
Развивать коммуникативные навыки;
Способствовать формирования позитивного образа «Я»;
Создать благоприятные условия для работы группы.
Время занятия: 1 час
Ход занятия:
«Приветствие».
Психолог: Добрый день, дорогие мои друзья! Я рада вас всех приветствовать на нашем очередном тренинговом занятии, тема которого «Знакомство с самим собой». Знаете ли вы себя? Насколько хорошо? Можете ли вы объяснить, почему расплакались или разозлились в той или иной ситуации? Сегодня мы с вами вместе попытаемся получше узнать себя и своих одноклассников, у вас будет прекрасная возможность поучаствовать в интересных упражнениях, послушать и обсудить сказку о характере, пройти тест «А у тебя есть сила воли?», и расслабиться под приятную музыку с помощью релаксации. Надеюсь, что Вам понравится.
Итак, начнем. И первое наше упражнение
называется: «Никто из вас не знает, что я...»
Участники группы сидят по кругу. У тренера в руках сердечко. “Сейчас мы будем передавать друг другу это сердечко, и каждый из вас называет свое ласковое имя, вспомнит личностное качество, начинающееся на ту же букву, что и его имя, например: "Владимир - вольный", «Инна – интересная» и завершает фразу „Никто из вас не знает, что я (или — у меня)..." Начнем с меня: меня зовут Валентина Николаевна – я могу назвать два своих качества на буквы имени и отчества, я веселая и надежная. Никто из вас не знает, что я люблю смотреть романтические комедии. (Все участвуют в упражнении).
Ну, вот мы с вами узнали друг о друге много нового и необычного, каждый из вас раскрылся с новой стороны.
«Ожидания».
Подошло время узнать, что вы ждете от сегодняшнего занятия, что хотите узнать и получить. Сейчас я каждому из вас раздам лепестки ромашки, на них вы напишите свои ожидания от нашего тренингового занятия, и в конце занятия мы вернемся к нашим лепесткам. Приступайте, у вас есть пять минут.
«Правила нашей группы».
Ну а теперь вспомним основные правила, которым мы с вами следуем на наших занятиях. Их вы видите на экране.
1. Активное участие в происходящем. Мне бы очень хотелось, чтобы вы были активными во всех упражнениях и проявляли свою личность.
2.Общение по принципу «здесь и теперь». Сосредоточьтесь на том, что происходит сейчас на занятии и постарайтесь не думать ни об уроках, ни о доме.
3. Искренность в общении. Очень важно доверять друг другу и быть искренними.
4. Умение слушать и слышать друг друга, не перебивать, не кричать во время обсуждения и выступления. Уважение к говорящему, стараться его понять.
5. Конфиденциальность всего происходящего в группе. Анонимность рассказываемых ситуаций, случаев из жизни и т.п. Нельзя вне занятий обсуждать то, что мы узнаем друг о друге на занятиях, и то, как разные ребята ведут себя на них. Все, что происходит на занятиях, должно остаться нашей общей тайной.
6. Не существует правильных или неправильных ответов. Правильный ответ - тот, который на самом деле выражает твое мнение.
7. Персонификация высказываний. Применяем высказывания типа «Я считаю, что…». Каждый отвечает только за самого себя.
Вы все согласны с этими правилами?
Упражнение "НАЙДИ ПАРУ"
Каждому участнику при помощи скотча прикрепляется на спину лист бумаги. На листе написано имя сказочного героя или литературного персонажа, имеющего свою пару. Например: 1. Крокодил Гена и Чебурашка, 2. Ромео и Джульетта; 3. Маша и Медведь; 4. Чип и Дейл; 5. Том и Джерри; 6. Кай и Герда; 7. Ассоль и Грей; 8. Иван – Царевич и Серый Волк; 9. Илья Муромец и Соловей разбойник; 10. Винни – Пух и Пятачок; 11. Шрек и Фиона; 12. Буратино и Мальвина; 13. Алеша Попович и Змей Горыныч; 14. Золушка и Принц; 15. Черепаха и Львенок.
Каждый участник должен отыскать свою "вторую половину", опрашивая группу. При этом запрещается задавать прямые вопросы типа: "Что у меня написано на листе?". Отвечать на вопросы можно только словами "да" и "нет". Например: этот герой из мультика; это животное и т.д. Участники расходятся по комнате и беседуют друг с другом.
Обсуждение упражнения. Как удалось найти свою пару, что было сложно?
«Сказка о Деревьях – Характерах».
В некотором удивительном мире, в долине, раскинувшейся среди высоких и непреступных гор, росли… Деревья – характеры. Это были необычайные растения. Их внешний вид был отражением характеров людей, живших далеко-далеко за горами.
У каждого дерева- характера от ствола отходили четыре главные ветви и множество маленьких. Эти четыре ветви имели названия: Отношение к людям, Отношение к делу, Отношение к себе, Отношение к вещам. У каждого Дерева- характера эти ветви имели свою, не похожую на других форму, свою особенность. На одном дереве ветвь Отношения к людям была пряма и устремлена вверх, потому что вела черту Правдивости, а другая была скручена кольцом Лжи. Где-то ветвь Отношения к себе вызывающе торчала Самовлюблённостью, где-то прогибалась до земли от своей Приниженности, а где-то спокойно и уверенно поднималась к солнцу как воплощение Достоинства. Ветви Отношения к вещам на некоторых Деревьях- Характерах скрючились от жадности, а на других обилием листвы обнаружили свою Щедрость. Очень разные Деревья – характеры росли в этом волшебном лесу. Под некоторыми Характерами трескалась земля- такими они были тяжелыми, зато легкие Характеры буквально парили в воздухе, едва цепляясь за почву корнями. Встречались Характеры, сплошь- от корней до кроны – покрытые иголками, и поэтому они были очень колючими. А иные напоминали телеграфные столбы с едва заметными отростками – это были прямые Характеры. Даже бензопилы не смогли бы распилить твёрдые характеры, а мягкие характеры были настолько податливы, что их стволы можно было спокойно мять, как глину. Были среди них и очень красивые и безобразные, высокие и низкие, стройные и даже стелящиеся по земле.
Деревья-Характеры были так непохожи, потому что росли они на разных почвах, неодинаково согревало их солнце, иначе обдувал ветер, не поровну давал влаги дождь. А ведь у каждого человека в жизни складывается все по-разному, верно? Порой налетела в волшебную долину свирепая буря, яростно бросалась на Деревья – Характеры: иные ломала или вырывала с корнем, другие гнула до земли, но сломать не могла. Были такие, что не клонились под самым сильным ураганным ветром и лишь гордо распрямляли свои могучие ветви.
Многие люди хотели бы побывать в таком лесу, посмотреть, как выглядит их Дерево- Характер. Но попасть в этот лес не может никто, и узнать какой у тебя характер, можно, только изучая самого себя и свои поступки.
Обсуждение сказки. Вы согласны с этим?
Тест: А у тебя есть сила воли?
Для того чтобы получше узнать себя, я предлагаю вам пройти тест. Вопросы вы увидите на экране.
"да" - 2 балла
"затрудняюсь ответить" - 1 балл
"нет" - 0 баллов
1. Я завершаю неприятные, но необходимые дела даже в том случае, если могу их отложить.
2. Я спокойно могу заниматься и готовиться к учебе по праздникам и выходным. Мне это неприятно, но я могу справиться.
3. Если в классе возникает конфликт, я всегда могу признать свою неправоту.
4. Я могу придерживаться диеты или отказать себе в привычных развлечениях, не срываясь.
5. Если я вечером решил, что утром встану раньше, чем обычно, то утром я так и сделаю.
6. Если бы я стал свидетелем несчастного случая, то обязательно дождался бы приезда милиции и дал свидетельские показания.
7. На письма и смс я отвечаю сразу, как их получаю.
8. Когда я иду на то, чего боюсь (например, лечение зубов), я никогда не отступаю, не сбегаю в последний момент.
9. Если мне прописали отвратительное лекарство, я буду следовать предписаниям врача.
10. Я – человек слова, если что-то обещал (даже сгоряча, в запале), все равно выполню.
11. Я спокойно принимаю решение о поездке в незнакомый для меня город.
12. У меня четкий распорядок дня.
13. У меня никогда не бывает задолженностей в библиотеке.
14. Я буду готовиться к занятиям или экзаменам, даже если по телевизору идет мой любимый фильм.
15. Если я ссорюсь с близкими, то всегда могу замолчать первым.
Подсчитайте сумму баллов.
Результат
12 баллов и меньше
Складывается впечатление, что вы начисто лишены силы воли. Вы всегда стараетесь делать лишь то, что вам приятно и интересно, а обязанности вас тяготят. Выполнение любой просьбы родителей или учителей – пытка. Даже если о помощи вас просят близкие люди, вы расстраиваетесь и буквально заболеваете. Можно предположить, что причина этому – не только отсутствие воли, но и чрезмерный эгоизм. Вам необходимо работать над собой, ведь окружающим с вами очень тяжело.
13-21 балл
Сила воли у вас есть, но вряд ли ее можно назвать выдающейся. На вас можно положиться: вы выполняете просьбы, решаете сложные задачи и держите свое слово. Но заставить вас сделать больше обещанного вряд ли удастся. Если есть «лазейка», вы не преминете ею воспользоваться, чтобы избежать рутинной, надоедливой работы (например, при подготовке к экзамену). Попробуйте развивать свою силу воли, выполняя каждый день хотя бы два неприятных, но нужных дела.
22 балла и больше
Поздравляем, сила воли у вас потрясающая. Вам можно доверить любую, самую сложную и неприятную работу. Вы свернете горы, но подготовитесь к любому экзамену. Главное – захотеть. Однако есть у вас одно весьма неприятное качество – вы часто занимаете непримиримую позицию по отношению к людям, к их мнениям. Вам надо учиться мягче относиться к окружающим, принимать в расчет не только собственные убеждения, но и то, что важно для других.
Желаю вам развивать свою силу воли, и я верю, что у вас все получится.
Игра «История»
Ведущий делит участников на две команды (ЗИМА –ЛЕТО). Каждая команда сочиняет о себе историю, используя реальные общие данные. Например: «Мы живем в Георгиевке, Лутугино. Дома у нас 9 собак, 14 кошек, 2 попугая. Трех наших мам зовут Ольгами, а еще у нас два папы по имени Саша» и т.д. По истечении времени каждая команда выбирает рассказчика и рассказывает свою историю.
Обсуждение упражнения.
Упражнение: «Трон».
Выбирается один человек и садится в центр, на нем корона, он король. Все остальные садятся вокруг него полукругом. По очереди, каждый участник делает комплименты участнику, сидящему в центре, говоря ему «Ваше величество».
Обсуждение упражнения.
Домашнее задание: упражнение «Мой портрет в лучах солнца».
Я задам вам теперь интересное домашнее задание и попрошу его выполнить, а на следующем занятии мы с вами его обязательно обсудим. Вам надо ответить на вопрос: «Почему я заслуживаю уважения?» — следующим образом: нарисуй солнце, в центре солнечного круга напиши свое имя или нарисуй свой портрет. Затем вдоль лучей напиши все свои достоинства, все хорошее, что ты о себе знаешь. Постарайся, чтобы было как можно больше лучей.
Прощание.
Мы возвращаемся к нашей ромашке. Зачитайте свои ожидания и если они оправдались, то можете приклеить свой лепесток к сердцевине, чтобы получился цветок. (Все высказываются).
- Посмотрите, какая прекрасная, яркая ромашка у нас с вами получилась, какие лепестки на ней. Я желаю вам быть такими же дружными, как лепестки этой ромашки.
Упражнение «Свеча доверия»
Ведущий зажигает свечу и пускает по кругу, ребята по кругу из рук в руки передают свечу друг другу, говорят о том, что им понравилось и что не понравилось на занятии, то чему научились они на занятии, а также говорят группе какое-то пожелание (любые хорошие слова).