РУСИНОВА ЛИДИЯ НИЗАМЕТДИНОВНА
учитель физической культуры МОУ СОШ № 131
города Екатеринбурга
«Занятия физической культурой как одна из активных форм,
развивающая социальную компетентность обучающихся»
Здоровье подрастающего поколения - это проблема не только социальная, но и нравственная .Здоровый образ — жизни- это совместная деятельность школы и социума, воспитание потребности занятий физическими упражнениями и видами спорта, а также мониторинг качества учебных и спортивных достижений, где занятия физической культурой помогают нам реализовать наши планы и вести продуктивную творческую жизнь. Учет индивидуальных особенностей в преподавании физической культуры, является особенно актуальным в современных условиях.
Здоровый образ жизни является предпосылкой для развития разных сторон жизнедеятельности человека, достижения им активного долголетия и полноценного выполнения социальных функций, для активного участия в трудовой, общественной, семейно-бытовой, досуговой формах жизнедеятельности. Считаем необходимым формировать потребность учащихся в здоровом образе жизни как в урочной, так внеурочной деятельности.
В течение многих лет совершенствую систему физической подготовки учащихся 1-11 классов, направленную на развитие и укрепление физического здоровья, воспитание потребности здорового образа жизни. Для того чтобы поддерживать интерес детей к физкультуре и спорту, приходится постоянно искать новые пути и средства достижения цели. Самое главное в привлечении детей к систематическим занятиям во внеурочное время то, чтобы в результате повысился уровень здоровья учащихся, поскольку связь между физическим воспитанием и здоровьем детей состоит в том, что, активизируя двигательную деятельность ребёнка, мы совершенствуем не только двигательную систему, но и вегетативные функции организма.
Руководство секцией и использование в работе с детьми игрового, соревновательного методов и метода круговой тренировки увеличивается нагрузка, повышается моторная плотность уроков, осуществляется рациональное моделирование нагрузки и программирование обучения. Результатами оценки эффективности моей работы является динамика роста двигательных навыков у учащихся относительно нормативных требований. Это и быстрота движений, и скоростная сила, и гибкость, и выносливость и успеваемость учащихся по предмету «Физическая культура», а также постоянно положительные результаты активного участия обучающихся в выполнении норм ГТО.
В своей работе акцентирую внимание на содержательных аспектах обучения в их соотнесении с личностными особенностями и возможностями учащихся. Мониторинг определения уровня физической подготовленности учащихся базируется на стандартных тестах и позволяет получить информацию об уровне подготовленности, сформированности отдельных компонентов, наметить и реализовать программу обучения.
Считаю неразумным ставить за работу на уроке неудовлетворительные оценки. Оцениваю желание учащихся заниматься физкультурой, стремление быть здоровым, умение проявлять свой характер в достижении цели, в преодолении трудностей.
Ежегодно проводится изучение уровня мотивации к обучению физической культуре и уровня успешности по данному предмету с помощью методик «Отношение к предметам» и «Самооценка успешности». В случае рассогласования уровня удовлетворенности изучаемым предметом и самооценкой успешности учащегося я нахожу возможность корректировать педагогическое воздействие и взаимодействие с учащимся (создание ситуации успеха в определенном виде деятельности и поддержание положительного отношения к предмету в целом).
Провожу мероприятия из Программы по формированию здорового образа жизни, где целью является «создание позитивной социокультурной и образовательной среды», которая способствует разностороннему развитию учащихся и укреплению их здоровья. Программа предполагает системный и личностно-деятельный подход к формированию здоровьесберегающего образовательного пространства по различным направлениям.
Также способствуют качественным показателям спортивные мероприятия районного, городского уровня, проводимые на высоком организационном уровне. Ученики школы принимают участие в показательных выступлениях, открытых соревнованиях, парадах, знаменных группах. Ученические команды под моим руководством защищают честь школы, района на городских, областных соревнованиях. Команды сборной школы активно участвуют в конкурсах и фестивалях.
Пропагандируя здоровый образ жизни среди педагогов и обучающихся, своим личным примером на протяжении многих лет участвую в «Кроссе наций», «Лыжне России». Общение со спортом не ограничивается уроками физкультуры. Стараюсь поддерживать интерес к знаниям спортом не только на уроках, но и через организацию физкультурно-оздоровительных мероприятий: подвижные перемены, спортивные соревнования, праздники здоровья «Папа, мама, я - спортивная семья», «Лыжня зовет», «Выше, сильнее, быстрее», «Веселые старты». Внеклассные спортивные мероприятия помогают ребенку раскрыться в большей степени, чем на уроке. Именно здесь воспитываются сила духа, чувство ответственности, коллективизма, гордости за свою команду, школу, район, город.
Результаты всех конкурсов объявляются на линейках, оформляются фотовыставки, фотогазеты. В школе оформлен информационный стенд «Мы хотим всем рекордам наши гордые дать имена». В конце учебного года выпускники-спортсмены за высокие спортивные результаты в различных видах спорта награждаются почетными грамотами и благодарственными письмами, ученики других параллелей награждаются грамотами и дипломами «Лучший спортсмен года», «Лучший спортивный класс».
Во время занятий обращаю внимание на спортивные задатки ребенка, своевременно выявляю и направляю к лучшим тренерам города по разным видам спорта одаренных детей. Тесно сотрудничаю с известными тренерами города по лыжным гонкам Третьяковой В.Г., по спортивному ориентированию Фоминой С.А. (спортивная школа «Родонит»).
Принимала участие в разработке школьного проекта «Физкультурно-оздоровительная работа в ОУ». Мною были проведены мастер-классы для учителей физической культуры общеобразовательных школ города Екатеринбурга и Свердловской области на курсах повышения квалификации при ИРО Свердловской области по темам:
«Совершенствование умений владения мячом»,
«Совершенствование верхнего и нижнего приёма мяча»,
«Совершенствование техники лыжных ходов,
«Обучение чередованию шагов и лыжного хода во время передвижения по дистанции» в соответствии с требованиями ФГОС второго поколения.
Являюсь активным пропагандистом спорта и здорового образа жизни среди родителей, выступаю на родительских собраниях, активно работаю с ними по вопросам здоровьесбережения и физического воспитания детей.
Культура России – одна из самых богатых и развитых культур мира. Мне повезло, что могу продолжать одну из традиций – это традиция здорового образа жизни. Всю свою деятельность направляю на то, чтобы общество наше стало лучше, а значит, добрее, мудрее, богаче. Помочь нашим юным гражданам осознать, что «здоровым быть здорово!», - моя главная миссия.