СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Занимательные упражнения для развития чувства ритма у детей.

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Теоретический и практический материал для проведения мастер-класса. Упражнения, представленные здесь, могут быть использованы как по отдельности, так и в системе в процессе работы над развитием чувства ритма у детей.

Просмотр содержимого документа
«Занимательные упражнения для развития чувства ритма у детей.»




Мастер – класс


«Методы и приёмы развития чувства ритма у учащихся младших классов на уроках фортепиано и старших дошкольников ДОУ»




Автор: Бесолова З.С.



Цель мастер-класса: Повышение уровня профессиональной компетентности по использованию упражнений, способствующих развитию чувства ритма у детей.

Форма проведения: педагогическая мастерская

Практическая значимостьознакомление с методами и приемами работы на уроках и внеурочной деятельности, способствующих развитию навыков чувства ритма у детей младшего школьного и старшего дошкольного возраста.

Задачи: познакомить участников мастер-класса с методами и приёмами развития чувства ритма у младших школьников;

Раскрыть содержание мастер-класса посредством выполнения комплекса игровых упражнений;

Показать практическую значимость использования данного комплекса упражнений, убедить педагогов в целесообразности его использования.

Предполагаемый результатучастники получат знания об эффективных приёмах развития чувства ритма. Педагоги смогут использовать приобретенные знания и приемы в своей практике и сопоставят свои формы работы с представленными на мастер-классе.


Греческое слово «rythmos» означает мерное течение. В нашей жизни все подчинено ритму - смена времен года, наступление дня и ночи, биение сердца. В музыке ритм - пульсация, свидетельствующая о жизни» (А. Рубинштейн).

По словам А. Артоболевской, ритму не столько учат, сколько им «заражают». Ощутить, почувствовать ритм помогает сама музыка, которую слышит ребенок. Главные помощники в изучении ритма - слух и музыкальная память, физическое ощущение движения. Сведения из области ритма должны перейти в сознание ребенка неразрывно с чувством времени, ведь «музыка - искусство, протекающее во времени». Ритм – один из центральных, основополагающих элементов музыки. Формирование чувства ритма - важнейшая задача педагога. Ритм в музыке – категория не только времяизмерительная, но и эмоционально-выразительная, образно-поэтическая, художественно-смысловая.

Необходимо сказать о ведущей роли в формировании чувства ритма, которое имеет в своей основе моторную природу, сопровождается моторными реакциями. Восприятие ритма вызывает многообразие двигательных ощущений: сокращение языка, мышц, головы, пальцев ног и рук, гортани, грудной клетки. Поэтому упражнения на развитие чувства ритма, как нельзя лучше способствуют, помимо всего прочего, еще и оздоровлению детей.

Следовательно, игровые упражнения по формированию чувства ритма носят не только обучающий характер, но и обладают определенным терапевтическим эффектом (они направлены на снятие эмоционального напряжения и формирование волевых усилий у детей).

Формирование чувства ритма начинается с освоения темпа (от быстрого к медленному), затем метра (от двудольного к четырехдольному, затем к трехдольному), а позднее - ритмического рисунка (от чередования одинаковых длительностей к чередованию различных длительностей). Поэтому и начинать надо с более легких заданий.  

В музыке мы встречаемся со звуками долгими и короткими. Чередования их, одинаковых или разных по длительности, образуют ритм.

Ритм – набор разных по длительности звуков, исполненных в определённой последовательности. Каждая нота, звуча определённое количество времени, объединяется с другими, и они образуют ритмический рисунок.

Чувство музыкального ритма, как не раз указывалось психологами, имеет в своей основе моторную и эмоциональную природу. По этому поводу Л.А. Баренбойм говорит так: «... все то, что связано с осознанием, воспроизведением и восприятием в музыке временных отношений, может быть пережито и прочувствовано, но не может быть полностью понято с помощью логических рассуждений. Вмешательство сознания во все тонкости темпоритмического процесса и попытки его проанализировать к добру не приводят».

«Нельзя воспитывать ритм вообще. Музыкально-ритмическое чувство развивается только в процессе музыкальной деятельности».

В процессе движения под музыку дети интуитивно постигают закономерности метроритмического строения мелодии. После такого предварительного этапа переходят к сознательному усвоению метроритма на основе изучения нотной грамоты.

Методика работы над элементами музыкального ритма разнообразна. Вместе с детьми пробуем уловить и воспроизвести хлопками метрический пульс речи, а затем звучащей музыки. Подойдут любые детские стихотворения, детские песни, инструментальная музыка.

На первых занятиях важно добиться осознания равномерности музыкального пульса, мерного следования метрических долей или, как мы говорим, «шагов, которые слышны в музыке». С этой целью мы обращаемся к доступным песенкам с сопровождением. Это песенки из сборника «Вверх по ступенькам» В.А. Якубовской и другие - «Мы идем с цветами», «Красная коровка», «Как у нашего кота», «Пастушок», «Ёлочка» - Красев, «Перепёлочка» - белорусская народная песня, «Весёлые гуси», и др.

Ученик должен услышать равномерную пульсацию, мерно прошагать или простучать, чередуя правую и левую руку. Часто ученик спешит, плохо вслушивается, путает метр с ритмическим рисунком. В этом случае рекомендуется прийти к образным сравнениям: предложить ученику передать шаги медведя, только что очнувшегося после зимней спячки, простучать метр вместе с ним, одновременно.

Следует как можно раньше предоставлять детям возможность самим исполнять простенькие пьески на инструменте. Разбираем песни, находим их музыкальный пульс, ритм. Это возможно сделать уже с первых уроков, передавая музыкальный пульс и ритм с помощью пиццикато. Обращаясь к инструментальной музыке, играем ученику любые произведения из школьного репертуара: «Мишка с куклой» Качурбиной, «Веселые гуси» и «Аннушка» Красева. Ученик отмечает пульс и ритм звучащей музыки.

Затем мы обращаемся к более сложным пьескам. Для такой работы с детьми подходят марши, танцы, песни, во всех этих пьесках, если вслушаться, можно услышать ровные шаги музыки.

Дальше мы обращаемся к исполнению ритмических рисунков мелодии в движении. Это очень полезный способ тренировки ритмических способностей человека. В первое время занятий дети исполняют ритмические рисунки по слуху, интуитивно, без осознания длительностей. В процессе движения под музыку дети интуитивно постигают закономерности метроритмического строения мелодии (длительности, ритмические рисунки, чередование сильных и слабых долей). После такого предварительного этапа удобно переходить к сознательному усвоению метроритма на основе изучения музыкальной грамоты. Затем постепенно вводится понятие долгих и коротких звуков.

Существует много способов разъяснения ритма.

Профессор Л. Баренбойм дает нам такие рекомендации: «Восьмые и четверти - вот соотношение длительностей звуков, лежащее в основе пьес, которые ребенку предстоит прочитывать и играть на самой начальной стадии обучения.

Сочетание этих длительностей в двухдольном размере должны быть в первую очередь освоены учеником, освоены - прочувствованы как временные протяженности, а не как арифметически «высчитываемые» категории, освоены накрепко как формулы - стереотипы», - пишет он. И далее: «...нет никакой необходимости на этом этапе обучения давать объяснение, почему одни длительности названы восьмыми, а другие - четвертями. Долгие звуки просто связываются с одним наименованием, короткие - с другим».

Первоначальное восприятие ритма должно основываться на четком слуховом ощущении учеником различных длительностей. Удобнее начинать работу с учеником с детских песенок, попевок, для которых характерно чередование простейших длительностей, четвертей и восьмых.

1)Я иду с цветами, я несу их маме.

2)Петушок, петушок, золотой гребешок.

3)Андрей, воробей, не гоняй голубей.

Главное условие в подборе песенного материала - расположить ею по степени возрастающей трудности: от простых к более сложным ритмическим рисункам.

Поем песенки со словами, хлопая короткие звуки - в ладоши, длинные - по коленям. И закрепляем ритмические рисунки со зрительными ощущениями: выкладываем все ранее разученные песенки полосочками - короткими и длинными.

Так мы подходим к графическому изображению долгих и коротких звуков, к нотной записи. С первых же уроков в альбомах учимся фломастером «рисовать» восьмые и четверти.

Теперь все пройденные песенки ученик может записывать в альбом и играть и петь от любого звука (на фортепиано). В работе используем следующие приемы:

  • восьмые - в хлопки; четверти - по коленям;

  •  разделиться - учитель поет четверти, ученик - восьмые, и наоборот;

  • прохлопывать ритмический рисунок (по очереди) по фразам (предполагается, что с первых шагов обучения ученик знакомится с фразировкой).

В дальнейшей работе пользуемся системой ритмослогов. Длинный звук обозначается «та», короткий - «ти». Так значительно облегчается прочтение ритмической записи, без всякого счета.

По убеждению Л.А, Баренбойма, «процесс этот необходимо разделить на стадии, не принимаясь сразу же и за звуковысотную и за временную стороны нотного письма. Начинать следует с ритмики, а не со звуковысотной линии хотя бы уже потому, что, не овладев на практике прочтением некоторых метроритмических формул, ребенок вообще не научится читать нотный текст, а будет лишь разбирать отдельные звуковысотные обозначения.

Музыкальный текст, чтобы быть понятным, должен быть прочитан в своей временной организации, в своей метроритмической упорядоченности. Первооснова такого прочтения - ритм!»

Начав ритмическое воспитание ученика с ощущения равномерной пульсации, мы подводим его к чередованию сильных и слабых долей. И здесь нам большую помощь окажет стихотворный текст.

На - ша Та - ня гром - ко пла - чет.

Доли такта рекомендуется отмечать размахами правой руки. Ученик знакомится с понятием: сильная доля, слабая доля.

Дальше можно говорить о такте и тактовой черте, которая ставится перед сильной долей. Знакомим с понятием размера, затакта, темпа. С первых же шагов обучения ребенку нужно понять смысл паузы. Дети должны понять, что пауза - знак молчания, но не остановка в движении. Очень важно стараться как можно легче и понятнее преподносить ребенку необходимые знания.

Затем детям можно предложить прохлопать простейшие ритмические рисунки. Подобные задания прекрасно тренируют не только чувство ритма, но и внимание, память, координацию. Природа чувства метра требует его закрепления в тех или других двигательных процессах. Этому способствует моторный процесс исполнения.

Хорошим методом является использование различных приемов ритмического «эха». Можно прохлопать ритм или сыграть мелодию и дать задание воспроизвести ритмический рисунок. Можно повторить ритм знакомой мелодии по памяти. Долговременную ритмическую память развивает игра «Отгадай песенку». Воспроизводим ритм знакомой песенки и просим ученика отгадать ее. Репертуар: детские песенки «Два кота», «Маленькой елочке», «Андрей-воробей».

При работе по воспитанию чувства ритма очень важно усвоить взаимосвязь между метром и ритмом.

а) Воспользуемся следующим приемом - определим музыкальный пульс и ритм любой знакомой мелодии. Учитель отбивает пульс, а ученик - ритм и наоборот.

б) Усложним задание: сам ученик исполняет и музыкальный пульс, и ритм.

в) Уяснить взаимосвязь между метром и ритмом поможет пропевание мажорных звукорядов.

Поем, одновременно отмечая метрические доли. Дети уясняют, что четверть длится одну долю, восьмые - по две на долю, а половинная тянется две доли.

Осознанию ритмического рисунка на раннем этапе помогает использование ритмослогов. За каждой длительностью закрепляется определяется слоговое название: четверти - «та», восьмые - «ти - ти».

Существуют различные методы объяснения ритма. Можно предложить следующий: четверти ассоциируются с шагом; восьмые - с бегом, а половинные - с остановкой.

Следует отметить, что в своей работе по воспитанию чувства музыкального ритма мы стараемся не прибегать к счету. Арифметический счет мешает естественному развитию ритмического чувства. Следует подчеркнуть, что музыкально-ритмическое чувство развивается только в процессе музыкальной деятельности.

Значение развития ритмического слуха в музыкальном воспитании ребенка заключается в том, что оно: 
-помогает развитию музыкальных способностей и обогащает эмоциональный мир детей; 
-развивает познавательные способности; 
-воспитывает активность, дисциплинированность, чувство коллективизма; 
Ритм не привязан ни к каким абсолютным единицам измерения времени, в нём заданы лишь относительные длительности нот (эта нота звучит дольше в 2 раза, а эта- в 4 раза короче и т. д.). 
Хочется отметить методические установки К.Орфа, которые до сих пор претворяются в преподавании на занятиях по ритмике и сольфеджио в музыкальной школе. Используются следующие ритмические упражнения: исполнение одной группой детей метра, другой ритма звучащей мелодии «звучащими жестами» или на детских музыкальных инструментах; шагать доли - хлопать при этом ритм; движение под музыку: шагом под четверти, бегом под восьмые, подскоками под четверть с точкой и восьмую, остановка на половинных; отражение метрических долей: хлопок на сильную долю, на слабую - развести руки в стороны, топать ногой на сильную долю или при ходьбе делать на нее акцент; пение гамм в различных ритмах; узнавание по ритмическому рисунку (прохлопанному или сыгранному на детском музыкальном инструменте) или по ритмической записи знакомой мелодии; прохлопать ритм стихотворного текста; запись ритма палочками разной длины или «палочками и воротами»; исполнение ритмической партитуры; упражнения с ритмослогами и ритможестами. 
При использовании ритможестов, четверть отмечается хлопком в ладоши, половинная - хлопком и разводом рук в стороны, восьмые - одновременным ударом обеих рук по столу, шестнадцатые попеременными ударами рук. Наиболее распространенным вариантом ритмослогов является произнесение четверти - «та», половинной - «ту-у», двух восьмых - «ти-ти», четырех шестнадцатых «ти-ли-ти-ли» или «ти-ри-ти-ри». Точка озвучивается прибавлением «й». Например, четверть с точкой и восьмая - «та-й-ти». Ритможесты и ритмослоги могут использоваться как вместе, так и порознь. 
Еще один вид ритмического упражнения - сольмизация, то есть ритмичное проговаривание текста с названием нот. Она является особенно полезной при первичной обработке нового примера, особенно для учеников с нечистой интонацией, так как позволяет, не отвлекаясь на чистоту пения, сосредоточиться на ритмической стороне. 
Из наглядных пособий, в работе над ритмом используются карточки. На каждой карточке изображена длительность (четверть, половинная) или ритмическая группа (две восьмые, четыре шестнадцатые и т.д.). Из них ученики выкладывают на столе ритм исполненного примера. 
Чтобы сохранить интерес к урокам, сосредотачиваю внимание детей на изобразительности звука, музыкальной фразы. Сравниваю звук, фразу, ритм с каким-либо действием: бегом лошадки, стуком дождя, криком кукушки и т.п. Детям нравится игровая форма работы: выложить карточками ритм знакомой песни, а затем спеть, простучать (на шумовых инструментах, металлофоне). 
У детей постепенно вырабатывается умение простучать ритм в доступных произведениях, если для развития ритмического слуха используются наглядные пособия, ритмические карточки, ритмические кубики, музыкально-ритмические движения (игры, упражнения, игра на шумовых инструментах). 
Ритмические игры развивают у детей образное восприятие музыки. Форма игры создает условия для раскрытия эмоционального мира каждого ребенка и усвоения им необходимых знаний, понятий, формирования навыков в обстановке эмоционального комфорта. 
В процессе игры создаются условия для общения детей в паре, в группе, проявляются личностные качества, а педагог в процессе игры имеет возможность корректировать отношения между детьми, активизировать творческую деятельность группы, создавать условия для наиболее полного проявления каждого ребенка в рамках заданных правил. Последнее особенно важно, т. к. внутренняя дисциплина необходима детям в музыкально-художественной деятельности. 
Исходя из этого, музыкальный материал для ритмических игр должен быть образным, содержащим игровые элементы. 
Отдельно хотелось бы остановиться на проблемах, связанных с тактированием. Тактирование или, как его, не совсем верно, называют, дирижирование - важнейшая форма организации исполнения и восприятия музыки на уроках. Одна из ошибок учеников при тактировании - его неравномерность. Один из способов устранения неравномерности дирижирования - его замена отстукиванием долей рукой или.

Трудным обычно оказывается и ритм «четверть с точкой и восьмая». Особое внимание следует уделить ритмической группе - трудной для усвоения; при сравнении ритмических групп преподаватель объясняет значение точки после четверти. Его освоение осложняется тем, что начало доли здесь попадает на точку, то есть существует только во внутреннем представлении, не взятием звука. В этом случае, помогает запись слигованными нотами. А.Островский рекомендует здесь также исполнение вслух продолжения ноты, записанного точкой, а затем акцентирование тянущейся ноты в момент наступления следующей доли. 
Аналогичные проблемы возникают при исполнении синкопы, в основе которой лежит столкновение двух акцентов - метрического на сильной доле такта и ритмического на слабой. Первый толчок внутренний, второй - объективно звучащий. Если учащийся не будет чувствовать эти два акцента, то не создастся эффект синкопы, получится как бы сдвиг тактовой черты или потеря чувства размера. Для устранения трудностей могут быть предложены способы, описанные выше при работе над ритмом «четверть с точкой и восьмая». Синкопа играет особую роль — неожиданная ритмическая задержка на слабой доле, из-за чего на ней возникает «лишний» акцент в такте. Синкопа, словно сжатая пружина, сообщает музыке дополнительную остроту, упругость. 
Известный психолог Б.М. Теплов отмечал: "Раннее включение детей в творческую деятельность очень полезно для художественного развития, вполне естественно для ребенка и вполне отвечает его потребностям и возможностям". 
Применение на уроках сольфеджио творческих форм работы, направленных на развитие музыкально-творческого воображения учащихся, способствует созданию на занятиях атмосферы увлеченности и активно развивает мышление детей, их музыкальные способности в целом.

Развивая у детей чувство ритма, мы уделяем внимание музыкальному движению. Музыкальное движение мы рассматриваем как средство развития эмоциональной отзывчивости на музыку, ритмичности, выразительности движений, внимания, памяти.

Как развить чувство ритма ребёнку и взрослому? Ритмы сопровождают нас повсюду. Трудно представить себе область, где бы человек ни сталкивался с ритмом. Учёные уже давно доказали, что даже уже в утробе матери ритм её сердца успокаивает и убаюкивает ребёнка. Так, когда же человек начинает чувствовать ритм? Выходит, ещё до появления на свет! Если бы развитие чувства ритма рассматривалось с точки зрения развития чувства, которым человек был наделён всегда, то намного меньше существовало бы у людей комплексов и теорий своей «ритмической» несостоятельности. Чувство ритма — оно же и есть чувство! А как мы развиваем свои чувства, например, чувство вкуса, чувство различения запахов? Просто чувствуем и анализируем!

КАК РИТМ СВЯЗАН СО СЛУХОМ? Единственное различие чувства ритма от всех остальных чувств — это то, что ритм напрямую связан со слухом. Ритмические ощущения, по сути, — это часть слуховых ощущений. Поэтому любые упражнения для развития чувства ритма направлены и на развитие слуха. Если существует понятие «врождённый слух», насколько корректно употреблять понятие «врождённый ритм»? Во-первых, когда музыканты говорят о «врождённом слухе», то подразумевают музыкальный дар — абсолютный слух человека, который способствует различению высотности и тембра звуков со стопроцентной точностью. Во-вторых, если человек обретает чувство ритма, ещё не родившись, разве может быть оно «неврождённым»? Оно может быть только в неразвитом состоянии, на уровне скрытого потенциала. Конечно же, в детском возрасте развить чувство ритма легче, но и взрослому человеку тоже это под силу.

КАК РАЗВИТЬ ЧУВСТВО РИТМА У РЕБЁНКА? Идеальная ситуация, когда родители занимаются комплексным развитием ребёнка сразу после рождения, в том числе и ритмическим развитием. Песенки, стишки, звуки, которые издаёт мама во время, когда занимается с малышом ежедневной гимнастикой – всё это можно включить в понятие «развитие чувства ритма». Детям постарше: дошкольного и младшего школьного возраста, можно предложить: декламировать стихи с определёнными ударениями на сильную долю, ведь стих — это тоже ритмическое произведение; декламировать стихи с хлопками или притопами на сильную и слабую долю поочерёдно; маршировать; выполнять элементарные танцевальные ритмичные движения под музыку; играть в ударно-шумовом оркестре. Барабаны, погремушки, ложки, колокольчики, треугольники, бубны — самое эффективное средство для развития чувства ритма. Если вы купили один из этих инструментов своему ребёнку и желаете заниматься с ним дома самостоятельно, то предложите ему повторять за вами элементарные упражнения для развития чувства ритма: последовательности одинаковых равномерных ударов или наоборот ударов в каком-нибудь прихотливом ритме. Принцип упражнений по развитию чувства ритма у ребенка и взрослого человека остаётся неизменным: «слушаем — анализируем — повторяем». Для людей, которые хотят развить свое ритмическое чутьё, существует несколько простых правил. Вот они:

  1. Слушайте много разной музыки, а затем пытайтесь воспроизводить услышанные мелодии голосом.

  2. Если вы умеете играть на каком-либо инструменте, то иногда играйте с метрономом. Воспроизводите различные ритмические рисунки, которые вы слышите, с помощью хлопков или постукивания. Постарайтесь всё время повышать свой уровень, выбирая из фигур всё более сложные.

  3. Танцуйте, а если не умеете — учитесь танцевать: танец прекрасно развивает чувство ритма. Работайте в паре или в группе. Это касается и танцев, и пения, и игры на инструменте.

  4. Если есть возможность играть в ансамбле, в оркестре, петь в хоре или танцевать в паре, обязательно воспользуйтесь ею!

Надо сказать, что над развитием чувства ритма нужно работать целенаправленно – при деловом подходе к этой «штуке» результаты становятся ощутимыми даже после одной-двух тренировок. Упражнения для развития чувства ритма бывают разной сложности – одни примитивные, другие трудоёмкие и «головооломчатые». Сложных ритмов не нужно бояться – в них нужно разбираться, так же как и в математических уравнениях.

Использование речевых упражнений помогает развивать у ребенка чувство ритма, формировать хорошую дикцию, артикуляцию, помогает ввести ребенка в мир динамических оттенков и темпового разнообразия, познакомить с музыкальными формами. Эта форма работы легка и доступна для всех детей.

Конечно, огромными развивающими возможностями обладает ансамблевое музицирование, которым можно заниматься с самых первых уроков. Все мы знаем, что игра в ансамбле как нельзя лучше дисциплинирует ритмику, а также доставляет ребёнку огромное удовольствие и радость в большей мере, чем сольное исполнение. Учит слушать партнёра, учит музыкальному мышлению - это искусство вести диалог с партнёром, т.е. понимать друг друга, уметь вовремя подавать реплики и вовремя уступать, воспитывает чувство коллективизма. Позволяет успешно вести работу по развитию ритмического чувства.

Подражательно-исполнительские упражнения направлены на решение конкретной учебно-познавательной задачи. Педагог показывает способ решения задачи: действия и их последовательность, определяет критерии для оценки результата; ребёнок выполняет упражнение, следуя указанному педагогом образцу, обучение способу игры на музыкальном инструменте, применению хлопков, притопов, шлепков для сопровождения пения и т. д.

Игровые упражнения – это упражнения, которые наряду с реальными действиями включают имитацию действий, действий от лица «героя», мнимую, воображаемую ситуацию. Ценность игровых упражнений заключена в том, что их игровой характер привлекает детей, вызывает у них положительные эмоции, позволяет снять напряжение, возникающее в ходе выполнения упражнений. Игровой характер действий способствует тому, что дети с интересом и достаточно легко воспринимают новые знания и умения, закрепляют ранее усвоенные. Благодаря игровым упражнениям создаётся радостная атмосфера, отмечается эмоциональный подъём.

Развитие чувства ритма включает в себя развитие чувства темпа, метра, ритмического рисунка, чувство формы.

Развитие чувства метрической пульсации даёт ребёнку возможность хорошо двигаться, ритмично выполнять движения, музицировать в ансамбле на музыкальных инструментах, а также выразительно интонировать при пении, ощущая движение мелодической линии и форму песни. Первоначально это задания на ощущение и воспроизведение метра в звучащих жестах (хлопках, притопах, шлепках) и с использованием элементарных шумовых и ударных инструментов при пении, при движении, под звучание ритмичной музыки. Такие задания дети выполняют в течение года («Хлопаем в такт», «Шагаем под музыку»). Также детям предлагается услышать и передать в хлопках «как бьется сердечко музыки» (метрическую пульсацию).

По мере того, как дети овладевают метром, переходим к формированию способности восприятия и воспроизведения ритмического рисунка. Начинаем с самых простейших заданий – это игра «ритмическое эхо». Педагог прохлопывает ритмы имён, слов, дети дружно повторяют, хлопая в ладоши. Первоначально мы учим детей подбирать и прохлопывать слова, состоящие из двух и трёх слогов, обозначая слоги кружками одинаковой величины:

Одно из следующих заданий – ритмизация заданных текстов. Педагог проговаривает стихотворный текст (дразнилки, считалки), одновременно сопровождая его хлопками, передавая ритмический рисунок – дети повторяют. Ритмический рисунок выкладывается на столе, прохлопывается, проигрывается на ударных инструментах. Дети учатся узнавать попевки, выложенные графически.

Регулярно занимаясь с детьми развитием ритма, речевыми упражнениями и наблюдая за результатами, мы составили для себя схему работы с ритмизацией стихов.

1. Установление метрического пульса простыми способами: шлепки по коленям, хлопки в ладоши, удары кулачками, притопы и т. д.

2. На фоне установленного пульса выразительное и ритмичное чтение стиха.

3. «Ритмическое эхо» - повторение стиха со звучащими жестами по фразам.

4. «Ритмическое эхо» с использованием ударных инструментов.

5. Придумывание вместе с детьми пластических жестов к стихотворению и декламация с жестами.

6. Инструментальная импровизация – озвучивание стихов музыкальными инструментами (когда это возможно по содержанию) .

7. Подбор остинатного сопровождения к тексту на музыкальном инструменте.

Для детей используем цветовое обозначение звучащих жестов:

Хлопки – жёлтый

Шлепки – красный

Притопы – зелёный

Упражнения с цветными ритмическими карточками позволяют сделать работу по развитию чувства ритма более эффективной, а сочетание звучащих жестов, ритмослогов и зрительного восприятия способствует тренировке внимания и развитию координации, ощущения единого темпа.

Есть много вокально-хоровых упражнений на внимание с использованием ритмических движений. Использую в своей работе в виде разминки. Они помогают увеличить темп деятельности, переключиться детям с одного вида деятельности на другой, и вновь включиться в работу. Такие упражнения влияют на развитие концентрации и устойчивости внимания.

«Бутерброд»

-Что такое бутерброд?! (действия: «лепим пирожки»)

-Это «на» (ладонью пр. руки 2 раза хлопнуть по левой сверху вниз, ладони параллельно полу)

-А это «под» (теперь ладонью лев. руки 2 раза хлопнуть по правой снизу вверх, ладони параллельно полу)

-Что кладётся с верху «на» (ладонью пр. руки 4 раза хлопнуть по левой сверху вниз, ладони параллельно полу. Последний хлопок произвести с акцентом. Он совпадёт со словом «на»)

-Масло, рыба, ветчина, огурец, икра (поочерёдно соединять пальцы рук на каждое слово: Большой – указательный – средний – безымянный – мизинец)

-И сыр (на «И» — пальцы рук сжать в кулачки, на «сыр» — разжать: «пальцы веером»)

-И кусочки колбасы (Попеременно на каждый слог соединять большие пальцы каждой руки с указательным, средним, безымянным и мизинцем и в обратном порядке, закончив на соединении б. пальца с указательным (обе руки одновременно выполняют это действие), на последний слог «-сы» показать образовавшиеся «колечки» — соединение б. пальца с указательным)

-Только хлеб кладётся «под» (ладонью лев. руки 4 раза хлопнуть по правой снизу вверх, ладони параллельно полу. Последний хлопок произвести с акцентом. Он совпадёт со словом «под»)

-И выходит ( это пауза в движении – дети складывают ладони вместе, как на молитву)

-БУТЕРБРОД (Раскрывают ладони и разводят руки в стороны)

   Играем с детьми в речевые игры, которые способствуют ритмическому ощущению речи и музыки: (с  хлопками).                                                                                                                                     Сел сверчок на шесток,
Таракан – в уголок. Сели- посидели. Песенку запели.  Услыхали ложки - вытянули ножки. Услыхали калачи - Да попрыгали с печи, Да давай подпевать, Подпевать да танцевать!

Как без дудки, без дуды, Ходят ноги не туды. А как дудочку почуют, Сами ноженьки танцуют. Журавли пошли плясать, Долги ноги выставлять. Бух, бух, бух.

Выстукиваем ритм ударами локтей и суставами согнутых пальцев по столу.

Ай, туки, туки, туки, Застучали молотки.

Застучали молотки, Заиграли в локотки:

Тук- ток, тук- ток, Скоро Ванечке годок.


Дождь идет, дождь идет,
А когда же  он пройдет?
Вот когда идти устанет,
Вот тогда и перестанет.

Мыло и мочало - песенки начало.
Лампа и картина – песни половина.

Хлеб и огурец - песенки конец!

                 

Упражнение «Осенняя гамма»   модель Т. Боровик.

Пусто ласточек гнездо. До.   I   I    II     I (Далее везде так же)

Осенины на дворе. Ре.

Плачет ветер за дверьми. Ми.      

Дождика тиха строфа. Фа.      

У него своя есть роль. Соль.  

Затихает вся земля. Ля.                                          

Дождик скуку унеси! Си.                                          

Пусто ласточек гнездо.         До1 – до2  - до1 – до2.         I    I     I    I.

Текст читает педагог, дети играют на инструменте и поют ноты в указанном ритме.


 «Ритмическое освоение слов»

Проговаривать слова в умеренном темпе в двух-трех- и четырехсложных тактах по слогам. Произносить слова выразительно, выделяя ударный слог. Обратить внимание детей на то, что одни слоги в словах звучат длиннее, а другие короче. Например,

2/4 ма-ма, па-па, кош-ка, ка-ша, Да-ша, доч-ка, туч-ка, цве-ток.                                                                      

3/4  ма-моч-ка, сол- ныш-ко, пе-сен-ка, де-воч-ка

4/4 че-ре-па-ха, по-гре-муш-ка, ве-ло-си-пед.

Предложить детям самим придумать подобные слова. Заменить слова хлопками.

«Назови свое имя»

Дети по очереди хлопают- «тактируют» имена.

«Кто справа?»

Дети стоят в кругу. По очереди хлопают- «Тактируют» имена своего соседа справа.

Ритмические импровизации.

Дети сидят полукругом. Педагог задает ритм хлопками. По сигналу все дети хлопают в ладоши в заданном ритме, По сигналу останавливаются.

Перемена ритма.

По сигналу дети хлопают в одном ритме, затем ритм меняется на более быстрый или на более медленный.

Каждому свой ритм.

Группа делится на две команды. Каждой команде задается определенный ритм. Команды по очереди несколько раз повторяют свое задание. После чего обе команды выполняют свои задания одновременно.

Раз, два, три, повтори!
Педагог задает  хлопками ритмическую фразу, которую дети повторяют «звучащими жестами»: хлопками, притопами, шлепками, щелчками  и т. д.

Использование музыкальных инструментов во время пения знакомых песен развивает творчество детей, побуждает их применять знания в повседневной жизни.  

 

Упражнение «Музыкальные молоточки»

Дятел сядет на сучок: Тук- тук- тук, тук- тук- тук!
Дятел смотрит, где жучок: Тук- тук- тук, тук- тук- тук!

Над дубравой сильный град:
Туки- туки-тук, туки-туки-тук!
С дуба желуди летят:
Туки- туки-тук, туки-туки-тук!

Строят хату два бобра: Тук- тук да тук, тук- тук да тук!
Без гвоздей, без топора: Тук- тук да тук, тук- тук да тук!

При пении слов «тук-тук»  ребенок должен повторить ритмический рисунок, исполненный педагогом. Педагог играет на фортепиано, ребенок играет на металлофоне.          


Упражнение «Слушай сильную долю».  После прослушивания музыки педагог обращает внимание детей на то, что сильные и слабые звуки чередуются равномерно. На сильную долю такта дети хлопают в ладоши, на слабую топают ногой. Затем они делятся на две группы: на сильную долю стучит барабан, на слабую - звучит погремушка.        

Вариант 1: одна команда хлопает четвертными, вторая – восьмыми длительностями.

Вариант 2: у одной команды в руках бубны, у другой ложки. Дети, в руках у которых бубны -отбивают ритм четвертными длительностями, те, у которых ложки- восьмыми.

Упражнение «Мячики»  (Л. Шитте Этюд)

Дети стоят по кругу, руки на поясе.

1-я фраза.  Хлопки.

2-я фраза. Притопы.

3-я фраза. Хлопки.

4-я фраза. Шлепки по коленям.

Упражнение «Вопрос – ответ»

И.П.: дети стоят в парах друг против друга в произвольном порядке. Один будет «задавать вопрос», отстукивая ритм на музыкальном  инструменте, а другой таким же способом на него отвечать. Соло каждой пары ограничивается рамками музыкальной фразы. Начало следующей фразы – сигнал смены солиста.


Слушаем и различаем (с ритмическими карточками)

1-й вариант.  Музыкальный руководитель  проговаривает («тактирует») заданный ритм, дети прохлопывают его, выкладывают ритмический рисунок  и находят нужную карточку.                                            

2-й вариант.  Музыкальный руководитель  прохлопывает ритмический рисунок. Дети отгадывают песенку.


Игра на развитие чувства ритма

Игровой материал: карточки, изображающие короткие и долгие звуки. Педагог отстукивает ритм, а ребенок и выкладывает карточки на столе. Широкие карточки соответствуют редким ударам, узкие —частым. Например, педагог говорит: «Вот шагает слон: топ-топ-топ». Ребенок медленно стучит молоточком о ладошку и выкладывает широкие карточки. «Пошел сильный, частый дождик: кап-кап-кап», — продолжает воспитатель. Ребенок быстро стучит молоточком и выкладывает узкие карточки.                                            


Упражнение «Хлоп-шлеп»  (автор Е.Железнова).

 Описание игры: ритмично под музыку выполняют движения: по 4 хлопка перед собой, по коленям, над головой, по бедрам, за спиной, по полу.

 

«Ежик и барабан» 
Педагог читает стихотворение, а дети имитируют игру на нем. В дальнейшем слова полностью заменяются ритмом. 
С барабаном ходит ежик, Бум - бум - бум! 
Целый день играет ежик, Бум - бум - бум! 
С барабаном за плечами, Бум - бум - бум! 
Ежик в сад попал случайно Бум - бум - бум! 
Очень яблоки любил он Бум - бум - бум! 
Барабан в саду забыл он Бум - бум - бум! 
Ночью яблоки срывались Бум - бум - бум! 
И удары раздавались Бум - бум - бум! 
Ой, как зайчики струхнули! Бум - бум - бум! 
Глаз до зорьки не сомкнули Бум - бум - бум!


Педагог  говорит: 
Дятел сел на толстый сук 
Дети: Тук да тук, тук да тук! 
У: Всем друзьям своим на юг 
Дети: Тук да тук, тук да тук! 
У: Телеграммы дятел шлет, 
Что весна уже идет, 
Что растаял снег вокруг: 
Дети: Тук да тук, тук да тук! 
У: Дятел зиму зимовал, 
Дети: Тук да тук, тук да тук! 
У: В жарких странах не бывал! 
Дети: Тук да тук, тук да тук! 
У: И понятно, почему, 
Скучно дятлу одному, без друзей и без подруг. 
Дети: Тук да тук, тук да тук!


«Шумит оркестр». 
Дети сидят в кругу. По показу педагога повторяют. 
Кыш - кыш (свободное движение рук) 
Хлоп - хлоп (в ладоши) 
Шлеп - шлеп (по коленям) 
Топ - топ ( ноги поочередно) 
Можно разнообразить, то есть разделить по партиям.


«Ритмическое эхо». 
Педагог прохлопывает простые ритмические рисунки. Дети должны их точно повторить. Усложнение: вводится притоп ногой, обеими ногами.


Игра: «Хлопай в такт». 
Звучит музыкальное произведение. Дети хлопками и притопами акцентируют каждую сильную долю.


«Сыграй, как я». 
Игровой материал: бубен, металлофон, музыкальный молоточек, деревянные кубики. 
Ход игры: Педагог предлагает детям послушать, а затем повторить ритмический рисунок, состоящий из 5 - 7 звуков, сыгранных на любом из вышеперечисленных инструментах.


Пение с движением руки по движению мелодии. 
Сила звука: открывать ладонь и закрывать. 
Голосом изобразить звук сирены: на одном дыхании спуститься до нижнего предела ( рука вниз), до верхнего ( рука вверх). Ребенок может руководить.


Игра «Настроение». 
Определенные понятия (грусть, радость, веселье) «озвучиваются» музыкой. Из нескольких предложенных отрывков ребята выбирают тот, который соответствует тому, или иному понятию.

Игра: «Поем по фразам». 
Используемые песни чередуясь: группа - группа, педагог - группа, ребенок - ребенок.

Ритмическое упражнение "Скороговорка"

Цель: Учить детей выполнять ритмические хлопки, чётко проговаривая скороговорку.

Педагог предлагает детям прохлопать скороговорку.


Голосовое упражнение "Спелые фрукты".

"Груши падают на траву" - БАМ-БАМ-БАМ (громко).  

"Сливы падают на траву" - Бам-Бам-Бам (тихо).

"Вишни падают на траву" - бам-бам-бам (шёпотом).


Ритмическое упражнение "Дождик".

Педагог говорит: "Набежали тучки, и пошёл дождик... Сначала редкие капли застучали по крыше. Но вот дождик стал сильнее, капли падают чаще, чаще. Настоящий ливень! Хорошо!" (Дети хлопают в ладоши во все убыстряющемся темпе.)

Капля - раз! Капля - два!

Капли медленно сперва

Стали капли ударять,

Капля каплю догонять.

 А потом, потом, потом

Все бегом, бегом, бегом.

До свиданья, лес густой!

Побежим скорей домой!


Ритмическое упражнение "Повтори, как я".

Цель: Учить детей воспроизводить ритмический рисунок по слуховому восприятию. Развивать внимательность.

Материал. По две деревянные палочки на каждого ребёнка.

Педагог задает ритм, отстукивая его одной рукой, например "2-2-3" (в начале освоения даётся зрительное подкрепление – дети видят руки педагога, а в процессе освоения происходит постепенный переход только к слуховому восприятию, то есть с закрытыми глазами). Затем дети повторяют ритмический рисунок правой рукой, левой рукой, двумя руками одновременно. Затем предлагается воспроизвести тот же ритмический рисунок ногами.

Ритмическое упражнение "Как на горке - снег, снег".

Цель: Учить детей выполнять движения в такт стихотворению. Развивать чувство ритма.

Дети встают парами лицом друг к другу, хлопают в ладоши в такт стихотворению (на каждую строчку - четыре удара).

Как на горке - снег, снег,

И под горкой - снег, снег,

И на ёлке - снег, снег,

И под ёлкой - снег, снег.

А под снегом спит медведь.

Тише, тише, не шуметь!


Ритмическое упражнение "Зайчик и барабан".

Дети стоят в кругу в затылок друг другу. Один из них отбивает ритм на спине партнёра. Тот запоминает его и старается повторить на спине партнёра, стоящего перед ним. Ритм должен вернуться к «заказчику».


Ритмическое упражнение "Стоп, машина".

Стоп, машина, стоп, машина,

Стоп, машина, стоп!

Стоп, машина, стоп, машина,

Стоп, машина, стоп!

Каждый ребёнок отбивает ритм кулаком о ладонь. Потом все молча, без движений, в полной тишине, не шевеля губами, повторяют про себя текст. В нужный момент дети должны воскликнуть хором: «Стоп!»


Ритмическая игра "Азбука морзе".

Цель: Развивать умение воспринимать чувство ритма и воспроизводить его самостоятельно.

Материал: По одной деревянной палочке на каждого ребёнка.

Педагог предлагает всем детям стать радистами и вслед зa ним передавать, простукивать разные сообщения.

ООооОО   ОоооОО   оооОО   ОооОоо


Ритмичное упражнение "Мебель".

На каждое слово считалки - один удар мяча об пол.

Раз, два, три, четыре, пять,

Будем мебель мы считать:

Кресло, стул, диван, кушетка,

Полка, шкаф, кровать, банкетка.

Ритмическое упражнение "Сладкоежка".

Дети вслед за педагогом дети повторяют считалку и в такт ему отстукивают кистью руки па бедру в положении стоя (рука вдоль корпуса, и поднимать нужно только кисть).

Сладкоежка наш Кондрат,

Пять пирожных съел подряд.

С кремом - два,

С джемом - три,

Ты считалку повтори.

Ритмическое упражнение "Ну-ка, повтори!".

Все играющие хором повторяют:

Тра-та, та-та-та, тра-та, та-та-та.

Тра-та, та-та-та, тра-та!

Тра-та, та-та-та, тра-та, та-та-та.

Тра-та, та-та-та, тра-та!

Затем каждый отбивает этот ритм кулаком о ладонь. В заключение все молча, без движений, в полной тишине, не шевеля губами, повторяют про себя текст ("Тра-та, та-та-та, тра-та...") и в нужный момент должны воскликнуть хором последнее "тра-та".


Наше путешествие

Ход игры. Музыкальный руководитель предлагает детям придумать небольшой рассказ о своем путешествии, которое можно изобразить на каком-либо музыкальном инструменте. «Послушайте, сначала я вам расскажу,- говорит музыкальный руководитель.— Оля вышла на улицу, спустилась по лестнице (играет на металлофоне). «Увидела подружку, она очень хорошо прыгала через скакалку. Вот так (ритмично ударяет в барабан). Оле тоже захотелось прыгать. И она побежала домой за скакалками, перепрыгивая через ступеньки (играет на металлофоне). Мой рассказ вы можете продолжить или придумать свой рассказ».

Учитесь танцевать

Игровой материал. Большая матрешка и маленькие (по числу играющих).

Ход игры. Игра проводится с подгруппой детей. Все сидят вокруг стола. У музыкального руководителя большая матрешка, у детей маленькие. «Большая матрешка учит танцевать маленьких»,— говорит воспитатель и отстукивает своей матрешкой по столу несложный ритмический рисунок. Все дети одновременно повторяют этот ритм своими матрешками.

При повторении игры ведущим может стать ребенок, правильно выполнивший задание.

Раз, два, три, повтори!
Взрослый задает хлопками ритмическую фразу, которую дети повторяют «звучащими жестами»: хлопками, притопами, шлепками, щелчками и т. д.

«Ритмическое лото» для развития чувства ритма, созданное самостоятельно.

Игровой материал: полоски из картона: широкие – длинный звук, узкие – короткий звук.

  1. Дети поют песенку «Василек» (Василек, василек мой любимый цветок) под музыкальное сопровождение.

  2. Дети поют ритмический рисунок этой попевки (та-ти, та, та-ти, та.Та-ти, та, та-ти, та) одновременно прохлопывая ритм.

  3. Выкладывают ритмический рисунок.

  4. Играют на бубнах и ложках ритмический рисунок.


Упражнения на развитие чувства ритма

  1. Исследуйте звуковую природу любых предметов и материалов, имеющихся под рукой, производя с ними различные манипуляции (постучите, бросьте, подергайте, подуйте, поскребите и т.д.). Поварьируйте громкость и темп на каждом источнике, отработайте нарастание и затухание звука. Затем исследуйте поподробнее наиболее понравившиеся звуки.

  2. Начните диалог — чередуйте «высказывания» каждый на своем инструменте, внимательно прослушивая реплики друг друга. Когда ребенок сыграет что-то, достаточно структурированное, повторите. Продолжайте игру — один копирует ритмоформулы другого, затем поменяйтесь ролями. Повторяйте много раз, пока ребенок не отработает спонтанную находку.

  3. Взрослый задает ритм, отстукивая его одной рукой, например, «2-2-3» (в начале освоения дается зрительное подкрепление — ребенок видит руки педагога, а в процессе освоения — происходит постепенный переход только к слуховому восприятию, т. е. с закрытыми глазами).

  4. Ребенку предлагается повторить ритмический рисунок правой рукой, левой рукой одновременно (хлопки или удары перед собой), комбинированно (например, «2» правой рукой, «2» левой рукой, «3» одновременно двумя руками); сначала продирижировать всей рукой, потом только кистью; после освоения первой части упражнения ребенку предлагается воспроизвести тот же ритмический рисунок ногами (пример одновременных движений ног — прыжки на двух ногах); сначала отмашка всей ногой, затем движения только стопой; следующий этап освоения этого упражнения — воспроизведения ритмического рисунка верхними и нижними конечностями (например, «2» левая нога, «2» правая нога, «3» хлопки руками); здесь же можно предложить ребенку воспроизведение ритмического рисунка различными частями тела (например, лежа на спине или стоя у стены — «2» двумя локтями одновременно, «2» приподнимая и опуская таз, «3» двумя ногами одновременно или «2» правая рука и левая нога одновременно, «2» левая рука и правая нога одновременно, «3» удары одновременно правой рукой по правому бедру и левой рукой по левому бедру).

  5. В качестве дополнительного упражнения или в случае, если ребенок испытывает трудности при воспроизведении ритма. Предлагается развернутая опора на речь, например, придумать предложение или набор слов, подходящих для данного ритмического рисунка. В рассматриваемом примере этой опорой могут быть слова: «2» со-кол, «2» ле-тит, «3» вы-со-ко. Подбор слов: ребенок считает, сколько ударов в каждой пачке, и подбирает слова с тем же количеством слогов или гласных букв. Если и этот вариант вызывает затруднения, то ребенку сначала предлагается нарисовать ритм вертикальными черточками (дается дополнительная зрительная опора), например, // // ///. А затем подбираются слова и под каждой чертой пишется соответствующий слог.
    Если ребенок все же не может запомнить услышанный образец, дается ориентир в виде цифровой его записи «2-2-3», где цифра изображает число непрерывно, через равные интервалы следующих друг за другом хлопков или ударов, а тире между ними — пауза.

  6. «Ритм по кругу». Дети садятся полукругом. Педагог отстукивает какой-то ритм. Дети внимательно слушают и по команде педагога его повторяют (по отдельности или все вместе). Когда ритм освоен, дети получают команду: «Давайте прохлопаем этот ритм следующим образом. Каждый по очереди отбивает по одному хлопку из заданного ритма. Слева направо. Когда ритм закончится, следующий по кругу выжидает короткую паузу и начинает сначала; и так до команды педагога «Стоп». Опоздавший со своим хлопком, не выдержавший паузу, сделавший лишний хлопок — получает штрафное очко или выбывает из игры». Возможные пути усложнения задачи: удлинение или усложнение ритма, отстукивание ритма каждым игроком обеими руками по очереди и т.д.

Закончить мастер-класс хочу словами В.Г. Белинского: «Влияние музыки на детей благодатно, и чем раньше начнут они испытывать эту благодать на себе, тем лучше для них. Она наполнит гармониею мир их юные души, разовьет в них предощущение таинства жизни». 



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!