МАТЕРИАЛЫ К УРОКУ ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ
ДЛЯ УЧЕНИКОВ 1-4 КЛАССОВ
Чудаева Ирина Анатольевна,
Учитель начальных классов
Интерес к окружающему миру является одним из видов общественного интереса, он проявляется в желании познавать различные стороны окружающего мира, использовать разные способы, чтобы узнавать новое, оценивать полученные сведения, выражать своё отношение к изучаемому объекту в различной деятельности: в высказываниях, рисунках и пр.
Активность младшего школьника на уроке прямо связана с его познавательным интересом, поэтому я предлагаю изучать естественные науки, используя различный занимательный материал, который поможет развить интеллектуальные и творческие способности ребенка.
Чтоб запомнить всех животных,
На Урале, что живут
Надо наш стишок послушать
И запомнить наизусть.
Зверь пушистый,как лисица,
Белогрудая куница-
Потрошитель кур и птиц,
Птичьих лакомка яиц.
Из чащобы из дремучей
Рёв доносится могучий,
И выходит лось-самец –
Удивительный боец!
Никого он не боится
И с любым готов сразиться!
Его крепкие рога
Грозно смотрят на врага...
Рыжий маленький зверёк
Прыгнул с ветки на пенёк
Парашютом пышный хвост,
Лапки чешут чуткий нос.
Хоть и занят он собой,
Ушки ловят звук любой,
Но попробуй подойди
Уже с дерева глядит.
Трудно с белкой подружиться
Ей на месте не сидится.
Умный зверь кабан собою
Любит землю разрывать.
Он находит под землёю,
То, что можно поедать.
Кабаны сильны и ловки,
Быстро бегают в лесах.
Нестрашны им и зимовки.
Шерсть густа на кабанах.
В лесу недолго до беды,
Но заяц — не простак.
Умей запутывать следы —
Вот так. Вот так. Вот так!
Туда, сюда петляет след,
Вперёд, назад и вбок.
Где заяц был, там зайца нет.
Прыг-скок! Прыг-скок! Прыг-скок!
Вечно мокрый - как вода,
Плавает туда-сюда -
Это трудится бобёр:
Строит под водой забор.
Косуля – дикая коза,
Большие у неё глаза,
Животное – не стадное,
Красивое и ладное.
Ты береги красу Урала
Животных береги и птиц!
Гордись реками и горами
И человека радость лиц
Вас не заставить долго ждать
Природа рада все отдать…
* * *
Медвежонок Ветчину Закусил Малиной,
Юркий Суслик Утащил Ножик Перочинный
Это стихотворение позволяет запомнить порядок планет
Солнечной системы — Меркурий, Венера, Земля, Марс,
Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун, Плутон.
***
ОВАЛ – начальные буква кодируют 4 самые крупные реки России: Обь, волга, Амур, Лена.
***
На нашей земле океанов - Четыре:
ИНДИЙСКИЙ - Самый соленый в мире,
Океан – АТЛАНТИЧЕСКИЙ
Славен сельдями,
ЛЕДОВИТЫЙ Все время спит подо льдами,
А ТИХИЙ, конечно же,
вовсе не тихий –
А буйный, глубокий
и самый великий!
Название материков
На свете много островов,
Так много, что не счесть...
А вот больших МАТЕРИКОВ
Мы насчитаем ШЕСТЬ:
Африка, Америка (Северная и Южная),
Австралия, Евразия,
Антарктида (Вьюжная).
Что такое Евразия?
Это - Европа плюс Азия:
Из двух частей света возник
Самый большой материк!
*** Из букв каждой пары слов составь название цветка.
2 . 230 млн лет назад на Земле обитало много рептилий, в том числе динозавры. Некоторые из них были самыми большими животными, когда-либо жившими на Земле. «Ужасные ящеры» - так переводится с греческого слово «динозавры». Ученые дали вымершим рептилиям названия, учитывая особенности древних животных.
Предложите учащимся прочитать характеристики вымерших рептилий и подобрать им соответствующие названия, используя таблицу.
Крупный, хищный, Летающий У гигантского травоядного
агрессивный____________ . __________________ . ____________________ позвонки
с двойными отростками.
Громадный трехрогий Травоядный ________________________
растительноядный ________________ с гребнем из спинных отростков
________________ . с большими костяными соединенных кожистой перепонкой.
пластинами вдоль спины.
Динозавры | Перевод с греческого |
Тираннозавр | « ящер – тиран» |
Трицератопс | «трирогомордый» |
Диплодок | «двойной луч» |
Стегозавр | «крышеящер» |
Птеродактиль | «крылатый пальцерук» |
Ихтиозавр | «рыбоящер» |
Уранозавр | «ящер с парусом» |
Хищный морской ящер
_____________________ .
3.Посмотри на скелеты этих животных, отгадай загадки и запиши ответы.
Кто так заливисто поет Собой не птица
О том, что солнышко встает? Петь – не поет,
______________ Кто к хозяину идет,
Она знать дает.
____________________
Удивительный чудак Ловко скачет по лугам
Днем и ночью носит фрак, Рекордсменка по прыжкам.
Любит плавать и нырять Из карманчика на брюшке
И по льдине погулять. Навострил детеныш ушки.
__________________ И у малыша-зверушки
Тоже есть карман на брюшке!
_____________________________________
Длинношеее создание-
В пятнах шея и бока,
Обратит на нас внимание,
Гордо глядя свысока.
_____________________________
4.Также очень привлекают учащихся метаграммы, где они должны получить новые слова заменив только в нем одну букву.
Я зверь домашний – мышеловка.
Я у хозяина живу,
Но, если «о» на «и» сменяю,
В холодных водах поплыву.
(кот-кит)
Мне недолго измениться:
С «с»- животное, с «р»- птица.
(Осел-орел)